ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-316/20 от 19.10.2020 Смирныховского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-316/2020

65RS0013-01-2020-000453-79

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 октября 2020 года пгт. Смирных

Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи Родивилиной Т.Н.,

при секретаре судебного заседания Ивановой М.А.,

с участием представителя административного истца ФИО3 ФИО1

представителя административного ответчика ФИО4 ФИО2.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда с использованием видеоконференцсвязи с Южно-Сахалинским городским судом Сахалинской области административное дело по административному исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Министерству экологии Сахалинской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности провести лесоустройство путем таксации лесов на территории <адрес> участковых лесничеств Смирныховского лесничества,

у с т а н о в и л :

Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Смирныховский районный суд Сахалинской области с административным исковым заявлением к Министерству экологии Сахалинской области (далее –Министерство) о признании незаконным бездействия по непроведению лесоустройства путем таксации лесов и о возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административным ответчиком не в полном объеме обеспечено соблюдение лесного законодательства в части проведения лесоустройства. Министерство является исполнительным органом государственной власти Сахалинской области, осуществляющим на территории Сахалинской области отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, наделено полномочиями по проведению на землях лесного фонда лесоустройства. Последнее лесоустройство в <адрес> участковых лесничествах Смирныховского лесничества проведено в 2005 году, тогда как периодичность лесоустройства для лесничеств Сахалинской области составляет 15 лет. Таким образом, обязанность Министерства по проведению лесоустройства на территории лесного фонда Сахалинской области путем таксации лесов не исполнена, что свидетельствует о бездействии административного ответчика. Отсутствие таксации лесов не позволяет надлежащим образом спроектировать мероприятия по их охране, защите и воспроизводству, равно как и выполнять требования правил пожарной безопасности в лесах. Бездействие административного ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, экологическую безопасность и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, и также интересы Российской Федерации в сфере функционирования и охраны лесов.

С учетом изложенного, Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор просил суд признать незаконным бездействие Министерства экологии Сахалинской области, выраженное в не проведении работ по таксации лесов, на территории <адрес> участковых лесничеств Смирныховского лесничества; возложить обязанность на Министерство экологии Сахалинской области в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство путем таксации лесов на территории указанных участковых лесничеств Смирныховского лесничества.

В отзыве на административное исковое заявление Министерство экологии Сахалинской области указывает, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, и осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ, которому переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений и таковым является Министерство экологии Сахалинской области. Средства на проведение данного вида работ предоставляется в виде субвенций из федерального бюджета. При планировании лесоустроительных работ предпочтение отдается лесничествам, в том числе, со сроком давности проведения лесоустройства более 10-15 лет. Проведение лесоустроительных работ на землях лесного фонда Сахалинской области с 2019 года запланировано Лесным планом Сахалинской области на 2019-2028 годы (далее – Лесной план Сахалинской области), утвержденным указом Губернатора Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, в ежегодных объемах, согласованных с Федеральным агентством лесного хозяйства Российской Федерации (далее – Рослесхоз). В соответствии с Лесным планом Сахалинской области проведение лесоустроительных работ (подготовительные, полевые и камеральные) в <адрес> участковых лесничествах Смирныховского лесничества на общей площади 468753 га запланировано на 2024 и 2025 годы. Министерство считает, что для указанных участковых лесничеств Смирныховского лесничества не наступил период утраты актуальности лесоустроительных работ. С целью недопущения нарушения лесного законодательства в части утраты актуальности лесоустройства Министерством в сентябре 2020 года в Рослесхозе запрошены дополнительные субвенции федерального бюджета на проведение лесоустроительных работ в 2021 и 2022 годах на территориях <адрес> участковых лесничеств Смирныховского лесничества. Административный ответчик не согласен с тем, что отсутствие в вышеуказанных участковых лесничествах лесоустройства в виде таксации лесов приведет к негативным последствиям в виде невыполнения в полном объеме всех необходимых действий и принятия полных мер по охране, защите и воспроизводству лесов, поскольку все изменения, произошедшие за ревизионный период отражаются в материалах лесоустройства и учетных книгах (книга учета лесных пожаров, книга учета лесных культур, книга учета площадей с проведенными мерами содействия естественному возобновлению леса, книга рубок ухода, книга отвода и приемки земель), в них вносятся все изменения. Все изменения, произошедшие за ревизионный период, внесены в материалы лесоустройства лесничеств, поэтому все мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов планируются на основании внесённых изменений в лесоустроительные документы лесничеств.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 ФИО1, административный иск Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика Министерства экологии Сахалинской области ФИО4 ФИО2 действующая по доверенности, в судебном заседании с административным иском не согласилась по доводам, изложенным в представленном отзыве.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 09.01.1998 года № 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации», лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Определяя правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ) в статье 3 к основным принципам охраны окружающей среды относит охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территория; платность природопользования, возмещение вреда окружающей среде.

Также федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ).

Проведение лесоустройства на землях лесного фонда предусмотрено статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации. Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов (статья 68 Лесного кодекса Российской Федерации).

Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса РФ (пункт 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

Изложенное свидетельствует о том, что проведение на землях лесного фонда лесоустройства (в том числе таксации лесов), за исключением проектирования лесничеств и проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов (пункты 1, 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.4.1 Положения о Министерстве экологии Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 13.03.2020 года № 106, Министерство является уполномоченным органом государственной власти Сахалинской области по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.

В силу п. 3.2.2.7 указанного Положения, к полномочиям Министерства относится проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных п.1 и 2 ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса РФ.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления таких полномочий, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

Статья 23 Лесного кодекса Российской Федерации определяет, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств. В отношении них осуществляется установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.

В силу части 2 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией. Действующая в настоящее время Лесоустроительная инструкция, утверждена Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 года № 122 (далее - Лесоустроительная инструкция).

Пунктом 31 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что периодичность проведения таксации лесов составляет: для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет; для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет; для резервных лесов - 20 лет.

Таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (пункт 32 Лесоустроительной инструкции). В первый год проводятся подготовительные работы, включающие: аэросъемку или космическую съемку в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности; закладку пробных площадей в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности; сбор сведений об изменениях состояния лесов, произошедших в период между предыдущей и настоящей таксацией лесов; дешифрирование снимков с установлением границ лесотаксационных выделов; подготовку геодезической основы таксации лесов; проверку качества подготовительных работ; приемку-сдачу подготовительных работ. Во второй год в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности проводятся полевые работы включающие: выявление, учет и оценку количественных и качественных характеристик лесных ресурсов в соответствии с таксационными разрядами лесов и способами таксации лесов, предусмотренными Лесоустроительной инструкцией; заполнение карточек таксации; обследование лесных культур, молодняков естественного происхождения; проведение проверок качества таксации лесов; проведение технических совещаний; приемку-сдачу полевых работ. Лесоустроительная документация составляется при проведении камеральных работ по результатам подготовительных и полевых работ (пункт 33 Лесоустроительной инструкции).

Как следует из материалов настоящего административного дела, на территории Сахалинской области таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам.

В ходе сбора и анализа информации о состоянии законности в сфере лесоустройства, Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой в нарушение сроков, определенных пунктом 31 Лесоустроительной инструкции, предыдущее лесоустройство в <адрес> участковых лесничествах Смирныховского лесничества проводилось в 2005 году, информация о давности проведения лесоустроительных работ на территории лесного фонда Сахалинской области размещена в свободном доступе на официальном сайте Министерства экологии Сахалинской области (ecology.sakhalin.gov.ru).

В результате отсутствия лесоустройства в виде таксации вышеуказанных участковых лесничеств Смирныховского лесничества невозможно обеспечить соблюдение режима охраны указанной территории, установленных запретов и ограничений деятельности на этой территории, связанных с рубками лесных насаждений, провести весь комплекс необходимых работ по воспроизводству лесов, проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, обеспечить их надлежащую охрану и защиту. Одновременно с этим созданы условия для незаконного планирования и назначения мероприятий, не предусмотренных лесоустроительными документами, что ведет к утрате ценности этой территории для сохранения, восстановления природных комплексов, их компонентов и поддержания экологического баланса.

Установленные прокурором нарушения зафиксированы в представлении об устранении нарушений федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ года, внесенном в адрес Министерства экологии Сахалинской области.

Законность данного представления прокурора административным ответчиком не оспаривалась.

Однако по результатам рассмотрения указанного представления, мер по устранению нарушений административным ответчиком не принято, работы по проведению таксации лесов в указанных выше лесничествах не организованы.

Исходя из пунктов 32, 33 Лесоустроительной инструкции таксация лесов должна выполняться в течение двух лет, за которые необходимо провести как подготовительные работы, так и полевые работы с составлением лесоустроительной документации, а также учитывая, что Лесным планом Сахалинской области на 2019-2028 годы, утвержденным указом Губернатора Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, проведение лесоустроительных работ (подготовительные, полевые и камеральные) в <адрес> участковых лесничествах Смирныховского лесничества на общей площади 468753 га запланировано на 2024 и 2025 годы, установленные по делу фактические обстоятельства приводят к очевидной невозможности выполнения административным ответчиком таких работ в установленный действующим законодательством срок.

Суд не принимает во внимание доводы Министерства о недостаточности федеральных бюджетных средств, выделяемых на указанные цели, поскольку со стороны административного ответчика не было представлено доказательств, подтверждающих принятие органом государственной власти Сахалинской области исчерпывающих мер и действий, направленных на выделение необходимого финансирования для проведения таксации лесов Смирныховского лесничества.

При таких обстоятельствах, нарушения, выявленные Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором, подтверждаются исследованными судом доказательствами, в связи с этим, суд считает, что требования прокурора о признании незаконным бездействия Министерства, выразившееся в не проведении лесоустройства (таксации лесов) на территории <адрес> участковых лесничествах Смирныховского лесничества являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом требование административного истца о возложении на Министерство обязанности провести лесоустройство путем таксации лесов на территории указанных выше лесничеств Смирныховского лесничества является правомерным, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд полагает необходимым возложить на административного ответчика выполнение указанной обязанности.

Суд считает, что заявленный прокурором срок, в течение которого административным ответчиком должно быть исполнено решение суда, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, позволяет совершить необходимые организационно-обеспечительные меры для исполнения решения.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства экологии Сахалинской области, выраженное в не проведении работ по таксации лесов на территории <адрес> участковых лесничествах Смирныховского лесничества.

Возложить обязанность на Министерство экологии Сахалинской области в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство путем таксации лесов на территории <адрес> участковых лесничествах Смирныховского лесничества.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Смирныховский районный суд Сахалинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Н. Родивилина

Мотивированное решение суда составлено 23 октября 2020 года.

Судья Т.Н. Родивилина