Дело № 2а-316/2020
УИД 42RS0012-01-2020-000390-23
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Мариинский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Гильмановой Т.А.
при секретаре Устюжаниной Н.Н.
с участием прокурора Тарасун Ю.Г.
представителя административного ответчика – ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске 25 мая 2020 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Мариинска в защиту интересов муниципального образования – Мариинского городское поселение к Совету народных депутатов Мариинского городского поселения о признании незаконными решений представительного органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Мариинска в защиту интересов муниципального образования – Мариинского городское поселение обратился в Мариинский городской суд с административным иском к Совету народных депутатов Мариинского городского поселения о признании незаконными решений представительного органа местного самоуправления.
Административные исковые требования мотивированы следующим. Прокуратурой города проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о местном самоуправлении при назначении исполняющего обязанности главы Мариинского городского поселения.
Проверкой установлено, что решением Совета народных депутатов Мариинского городского поселения (далее по тексту - СНД МГП) от 21.05.2019 № 58/1 «Об удалении главы Мариинского городского поселения ФИО2 в отставку и досрочном прекращении его полномочий» в результате рассмотрения обращения Губернатора Кемеровской области-Кузбасса и материалов проведенной проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных главой Мариинского городского поселения ФИО2, СНД МГП ФИО2 удалил в отставку и досрочно прекратил его полномочия в связи с неисполнением обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В соответствии с решением СНД МГП от 21.05.2019 № 58/6 исполняющим обязанности главы Мариинского городского поселения назначен первый заместитель главы Мариинского городского поселения - начальник Управления по имуществу и жизнеобеспечению Мариинского городского поселения ФИО3 (без освобождения от занимаемой до назначения должности).
04.06.2019 решением СНД МГП № 59/3 «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Мариинского городского поселения» объявлен конкурс на должность главы Мариинского городского поселения.
19.07.2019 распоряжением исполняющего обязанности главы Мариинского городского поселения ФИО3 № 26-к «О приеме ФИО4» на должность заместителя главы Мариинского городского поселения назначена ФИО4
23.07.2019 исполняющий обязанности главы Мариинского городского поселения ФИО3 обратился в СНД МГП с заявлением о сложении с него полномочий по исполнению обязанностей главы Мариинского городского поселения в связи с физической невозможностью исполнения нескольких полномочий одновременно (и.о. главы Мариинского городского поселения, первого заместителя главы Мариинского городского поселения - начальника Управления по имуществу и жизнеобеспечению Мариинского городского поселения).
25.07.2019 решением СНД МГП № 63/1 «О прекращении полномочий исполняющего обязанности главы Мариинского городского поселения ФИО3» ФИО3 освобожден от должности исполняющего обязанности главы Мариинского городского поселения с 01.08.2019.
25.07.2019 решением СНД МГП № 63/2 «Об исполняющем обязанности главы Мариинского городского поселения» исполняющим обязанности главы Мариинского городского поселения, в связи со сложением по собственному желанию полномочий ФИО3, с 02.08.2019 назначена заместитель главы Мариинского городского поселения ФИО4
17.10.2019 решением СНД МГП № 67/1 «Об избрании главы Мариинского городского поселения» избран главой Мариинского городского поселения ФИО5
Таким образом, в период времени с 21.05.2019 по 01.08.2019 обязанности главы Мариинского городского поселения исполнял первый заместитель главы - ФИО3, а в период времени с 02.08.2019 по 17.10.2019 обязанности главы Мариинского городского поселения исполняла заместитель главы Мариинского городского поселения ФИО4
По результатам проверки считает, что исполнение обязанностей главы Мариинского городского поселения ФИО4 осуществлялось в нарушении законодательства о местном самоуправлении, так как вышеназванные решения СНГ МГП № 63/1 от 25.07.2019 и № 63/2 от 25.07.2019 приняты в нарушении закона.
В соответствии с положениями части 1 статьи 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно положениям части 7 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или депутат представительного органа муниципального образования, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования.
В соответствии с содержанием части 7 статьи 28 Устава Мариинского городского поселения в случае досрочного прекращения полномочий главы Мариинского городского поселения его полномочия исполняет первый заместитель главы Мариинского городского поселения.
В случае отсутствия первого заместителя главы полномочия главы Мариинского городского поселения исполняет лицо, назначенное решением СНД МГП большинством голосов от установленной численности.
После удаления главы Мариинского городского поселения ФИО2 21.05.2019 его обязанности исполнял ФИО3, который занимал должность первого заместителя главы Мариинского городского поселения. В соответствии с Уставом Мариинского городского поселения у первого заместителя главы нет возможности отказаться от исполнения обязанностей главы муниципального образования, в случае наступления событий, предусмотренных требованиями части 7 статьи 28 Устава Мариинского городского поселения.
Таким образом, первый заместитель главы Мариинского городского поселения не обладает правом отказаться от исполнения обязанностей главы, оставаясь в должности первого заместителя, а СНД МГП не имеет оснований удовлетворять заявление первого заместителя главы о сложении полномочий исполняющего обязанности главы муниципального образования по собственному желанию, и как следствие, назначать на должность исполняющего обязанности главы Мариинского городского поселения заместителя главы - ФИО4
В целях устранения выявленных нарушений прокурором города 17.01.2020 в СНД МГП внесено представление. По результатам рассмотрения представления председателем СНД МГП 17.02.2020 был дан ответ, из которого следует, что устранить выявленные нарушения в настоящее время не представляется возможным.
Учитывая позицию представительного органа местного самоуправления, считает, что выявленные нарушения могут быть устранены в судебном порядке. Устранение нарушений будет соответствовать интересам муниципального образования - Мариинского городского поселения.
Просит суд признать незаконным с момента принятия решение Совета народных депутатов Мариинского городского поселения от 25.07.2019 № 63/1 «О прекращении полномочий исполняющего обязанности главы Мариинского городского поселения ФИО3». Признать незаконным с момента принятия решение Совета народных депутатов Мариинского городского поселения от 25.07.2019 № 63/2 «Об исполняющем обязанности главы Мариинского городского поселения». Обязать представительный орган местного самоуправления - Совет народных депутатов Мариинского городского поселения устранить нарушения закона.
В судебном заседании прокурор Тарасун Ю.Г. в защиту интересов муниципального образования – Мариинского городское поселение поддержала административные исковые требования в полном объеме. Дополнительно пояснила, что срок обращения в суд прокурором пропущен по уважительной причине на основании следующего. 25.07.2019 принято решение Совета народных депутатов Мариинского городского поселения. 17.03.2020 прокурор обратился с иском в суд. За указанный период времени прокурор города не бездействовал. Прокурор города принимает личное участие в каждых сессиях Совета народных депутатов Мариинского городского поселения. В тех случаях, когда прокурор лично не принимает участие, по его поручению принимают участие помощники прокурора. Проверки по жалобам граждан проводят помощники прокурора. В данной ситуации помощник прокурора не сообщил о нарушениях законодательства в части нарушения положений Устава Мариинского городского поселения. Впоследствии поступила жалоба, по которой проведена проверка (октябрь-ноябрь 2019), и которая не была удовлетворена. Затем проведена проверка по заданию прокуратуры Кемеровской области. Сотрудник прокуратуры, не сообщивший о нарушении законодательства в части соблюдения положений Устава Мариинского городского поселения привлечен к ответственности. В январе 2020 внесено представление об устранении нарушений закона. Совет народных депутатов Мариинского городского поселения дал ответ на представление прокурора о невозможности устранения выявленных нарушений в настоящее время.
Представитель лица, в защиту интересов которого подано заявление, муниципального образования – Мариинского городское поселение в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя лица, в защиту интересов которого подано заявление, муниципального образования – Мариинского городское поселение.
В судебном заседании представитель административного ответчика Совета народных депутатов Мариинского городского поселения – ФИО1, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административных исковых требований, просила в удовлетворении административного иска отказать на основании следующего.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч.2 ст.194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд также вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Учитывая вышеуказанные нормативно-правовые акты, принимая во внимание, что оспариваемые решения представительного органа местного самоуправления утратили юридическую силу с момента избрания главы Мариинского городского поселения (17.10.2019 решение Совета народных депутатов Мариинского городского поселения № 67/1), ознакомившись с мотивировочной частью административного искового заявления прокурора города Мариинска, в защиту интересов муниципального образования - Мариинского городского поселения, не указано, как оспариваемый акт затрагивает права, свободы и законные интересы заявителя и/или муниципального образования в целом, в настоящее время, а также, на момент обращения с настоящим административным исковым заявлением в Мариинский городской суд Кемеровской области.
Согласно ч.7 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или депутат представительного органа муниципального образования, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования.
Уставом Мариинского городского поселения предусмотрено (ч. 7 ст.28) следующее: в случае применения к главе городского поселения по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности, полномочия главы Мариинского городского поселения исполняет лицо, назначенное решением Советом народных депутатов Мариинского городского поселения большинством голосов от установленной численности.
Полномочия Совета народных депутатов Мариинского городского поселения, порядок возложения полномочий исполняющего обязанности главы муниципального образования, прокурор города Мариинска не оспаривает.
Оспариваемые решения приняты в пределах предоставленных полномочий, при наличии оснований для принятия, с соблюдением установленного порядка, не противоречат положениям федерального и муниципального законодательства, не нарушают права и свободы муниципального образования, в защиту которых обратился в суд прокурор.
Решение Совета народных депутатов Мариинского городского поселения № 53/2 от 25.07.2019 было вынужденной для представительного органа местного самоуправления мерой, поскольку в соответствии с ч.8.1 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае, если глава муниципального образования, полномочия которого прекращены досрочно на основании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования либо на основании решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, обжалует данные правовой акт или решение в судебном порядке, досрочные выборы главы муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, не могут быть назначены до вступления решения суда в законную силу.
Принимая во внимание оспаривание ранее действующего главы - ФИО2 решения № 58/1 от 21.05.2019 Совета народных депутатов Мариинского городского поселения об удалении главы Мариинского городского поселения ФИО2 в отставку и досрочном прекращении полномочий, о восстановлении ФИО2 в должности главы Мариинского городского поселения, в судебном порядке, избрать главу Мариинского городского поселения, не представлялось возможным, в силу прямого запрета на избрание высшего должностного лица поселения, до вступления в законную силу судебного акта.
Доводы административного истца об отсутствии права отказа первого заместителя главы Мариинского городского поселения от исполнения обязанностей главы, оставаясь в должности первого заместителя, полагают несостоятельными в силу следующего.
Пункт 2 ст.37 Конституции Российской Федерации, гласит: принудительный труд запрещен.
23.07.2019 первый заместитель главы Мариинского городского поселения обратился к председателю Совета народных депутатов с письменным заявлением о сложении полномочий по исполнению обязанностей главы, на сессии. 25.07.2019 на 63-м заседании Совета народных депутатов принято решение о прекращении полномочий по исполнению обязанностей главы первым заместителем с 01.08.2019 года. Решение обнародовано и опубликовано на стенде, размещенном в помещении администрации Мариинского городского поселения, по адресу: <...>.
Также на 63-м заседании Совета народных депутатов принято решение о наделении полномочиями по исполнению обязанностей главы муниципального образования заместителем главы ФИО4 со 02.08.2019 года до момента вступления в должность вновь избранного Советом народных депутатов. Решение обнародовано и опубликовано на стенде, размещенном в помещении администрации Мариинского городского поселения, по адресу: <...>.
Согласно ст.49 Устава Мариинского городского поселения официальное обнародование муниципальных правовых актов осуществляется путем вывешивания заверенных копий текстов муниципальных правовых актов с указанием на них даты вывешивания на стендах, размещенных в помещениях администрации Мариинского городского поселения, по адресу: <...>.
Днем официального обнародования муниципальных правовых актов считается первый день их размещения на стенде.
Оспариваемые прокурором решения были обнародованы в день принятия, т.е. 25 июля 2019 года.
Таким образом, полагают, что прокурором пропущен срок обращения с административным исковым заявлением, поскольку обнародование оспариваемых решений произошло 25 июля 2019, вместе с тем административное исковое заявление подано административным истцом лишь 17 марта 2020 года, т.е. с нарушением срока, предусмотренного пунктом 1.1 части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с ч.8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Рассмотрев дело, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы административного дела, суд находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1, частью 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Обращаясь в суд с требованием о признании незаконными решений представительного органа местного самоуправления прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении муниципального образования.
Согласно ч.8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как установлено судом и подтверждается письменными материалами административного дела, прокуратурой города Мариинска проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о местном самоуправлении при назначении исполняющего обязанности главы Мариинского городского поселения.
Проверкой установлено, что решением Совета народных депутатов Мариинского городского поселения от 21.05.2019 № 58/1 «Об удалении главы Мариинского городского поселения ФИО2 в отставку и досрочном прекращении его полномочий» в результате рассмотрения обращения Губернатора Кемеровской области-Кузбасса и материалов проведенной проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных главой Мариинского городского поселения ФИО2, Совет народных депутатов Мариинского городского поселения удалил в отставку ФИО2 и досрочно прекратил его полномочия в связи с неисполнением обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (л.д.7).
В соответствии с решением Совета народных депутатов Мариинского городского поселения от 21.05.2019 № 58/6 исполняющим обязанности главы Мариинского городского поселения назначен первый заместитель главы Мариинского городского поселения - начальник Управления по имуществу и жизнеобеспечению Мариинского городского поселения ФИО3 (без освобождения от занимаемой до назначения должности) (л.д.8, 9-12).
04.06.2019 решением Совета народных депутатов Мариинского городского поселения № 59/3 «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Мариинского городского поселения» объявлен конкурс на должность главы Мариинского городского поселения.
19.07.2019 распоряжением исполняющего обязанности главы Мариинского городского поселения ФИО3 № 26-к «О приеме ФИО4» на должность заместителя главы Мариинского городского поселения назначена ФИО4 (л.д.13).
23.07.2019 исполняющий обязанности главы Мариинского городского поселения ФИО3 обратился в Совет народных депутатов Мариинского городского поселения с заявлением о сложении с него полномочий по исполнению обязанностей главы Мариинского городского поселения в связи с физической невозможностью исполнения нескольких полномочий одновременно (и.о. главы Мариинского городского поселения, первого заместителя главы Мариинского городского поселения - начальника Управления по имуществу и жизнеобеспечению Мариинского городского поселения) (л.д.14).
25.07.2019 решением Совета народных депутатов Мариинского городского поселения № 63/1 «О прекращении полномочий исполняющего обязанности главы Мариинского городского поселения ФИО3» ФИО3 освобожден от должности исполняющего обязанности главы Мариинского городского поселения с 01.08.2019 (л.д.15, 16-20).
25.07.2019 решением Совета народных депутатов Мариинского городского поселения № 63/2 «Об исполняющем обязанности главы Мариинского городского поселения» исполняющим обязанности главы Мариинского городского поселения, в связи со сложением по собственному желанию полномочий ФИО3, с 02.08.2019 назначена заместитель главы Мариинского городского поселения ФИО4(л.д.21).
17.10.2019 решением Совета народных депутатов Мариинского городского поселения № 67/1 «Об избрании главы Мариинского городского поселения» избран главой Мариинского городского поселения ФИО5
Таким образом, в период времени с 21.05.2019 по 01.08.2019 обязанности главы Мариинского городского поселения исполнял первый заместитель главы - ФИО3, а в период времени с 02.08.2019 по 17.10.2019 обязанности главы Мариинского городского поселения исполняла заместитель главы Мариинского городского поселения ФИО4
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии с ч.7 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или депутат представительного органа муниципального образования, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования.
Как следует из части 7 статьи 28 Устава Мариинского городского поселения, в случае досрочного прекращения полномочий главы Мариинского городского поселения его полномочия исполняет первый заместитель главы Мариинского городского поселения.
В случае отсутствия первого заместителя главы полномочия главы Мариинского городского поселения исполняет лицо, назначенное решением Совета народных депутатов Мариинского городского поселения большинством голосов от установленной численности.
После удаления главы Мариинского городского поселения ФИО2 21.05.2019 его обязанности исполнял ФИО3, который занимал должность первого заместителя главы Мариинского городского поселения.
Устав Мариинского городского поселения не содержит положений, устанавливающих основания либо условия отказа первого заместителя главы Мариинского городского поселения от исполнения обязанностей главы Маринского городского поселения.
Учитывая изложенное, исходя из положений, содержащихся в ч.7 ст.28 Устава Мариинского городского поселения у первого заместителя главы нет возможности отказаться от исполнения обязанностей главы муниципального образования, в случае наступления событий, предусмотренных требованиями части 7 статьи 28 Устава Мариинского городского поселения (л.д.22).
В целях устранения выявленных нарушений прокурором города 17.01.2020 в Совет народных депутатов Мариинского городского поселения внесено представление (л.д.23-25).
По результатам рассмотрения представления председателем Совета народных депутатов Мариинского городского поселения 17.02.2020 был дан ответ, из которого следует, что устранить выявленные нарушения в настоящее время не представляется возможным.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что исполнение обязанностей главы Мариинского городского поселения ФИО4 осуществлялось в нарушение законодательства о местном самоуправлении, так как вышеназванные решения Совета народных депутатов Мариинского городского поселения № 63/1 от 25.07.2019 и № 63/2 от 25.07.2019 приняты в нарушении закона.
Суд пришел к выводу о том, что в соответствии с положениями ч.7 ст.28 Устава Мариинского городского поселения первый заместитель главы Мариинского городского поселения не обладает правом отказаться от исполнения полномочий главы, оставаясь в должности первого заместителя, а Совет народных депутатов Мариинского городского поселения не имеет оснований удовлетворять заявление первого заместителя главы о сложении полномочий исполняющего обязанности главы муниципального образования по собственному желанию, и, как следствие, назначать на должность исполняющего полномочия главы Мариинского городского поселения заместителя главы - ФИО4
Выводы суда подтверждаются и тем обстоятельством, что в Управление Минюста России по Кемеровской области в марте 2020 вносился на согласование проект изменений в Устав Мариинского городского поселения, в том числе и в ч.7 ст.28 Устава, в части возможности исполнения полномочий главы должностным лицом администрации в случае невозможности исполнения полномочий главы первым заместителем по какой-либо причине. Указанные предварительные изменения согласование на сегодняшний день не прошли (л.д.64-68).
Подвергать сомнению письменные доказательства у суда нет оснований, поскольку они являются относимыми и допустимыми, не противоречивы, взаимно дополняются, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая обстоятельства, установленные в судебном заседании, которые подтверждены письменными доказательствами дела, суд считает, что имеются основания для удовлетворения административных исковых требований в полном объеме и признания незаконными с момента принятия решения Совета народных депутатов Мариинского городского поселения от 25.07.2019 № 63/1 «О прекращении полномочий исполняющего обязанности главы Мариинского городского поселения ФИО3», решения Совета народных депутатов Мариинского городского поселения от 25.07.2019 № 63/2 «Об исполняющем обязанности главы Мариинского городского поселения».
Доводы представителя административного ответчика о пропуске срока обращения в суд по неуважительным причинам суд находит необоснованными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частью 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Аналогичная позиция отражена в Определении Конституционного суда РФ от 23.04.2020 № 836-О, согласно которой установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан, поскольку в соответствии с частями 5 и 7 статьи 219 КАС Российской Федерации несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии таких заявлений: вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в предварительном судебном заседании или в судебном заседании; заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2016 года N 2599-О, от 28 февраля 2017 года N 360-О, от 27 сентября 2018 года N 2489-О, от 25 июня 2019 года N 1553-О и др.).
При этом, согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
С учетом установленных по делу обстоятельств, приведенных прокурором причин, объясняющих уважительность пропуска срока обращения в суд, суд приходит к выводу о том, что прокурором были предприняты меры для урегулирования указанного спорного правового вопроса во внесудебном порядке, и пропуск срока был обусловлен уважительными причинами. Указанные прокурором обстоятельства расцениваются судом как уважительные и позволяющие восстановить пропущенный прокурором города срок для защиты интересов муниципального образования -Мариинское городское поселение. Следовательно, достаточных оснований для отказа в заявленном прокурором административного иске исключительно ввиду истечения (пропуска) срока обращения в суд в данном случае не имеется.
Суд находит не основанными на законе доводы представителя административного ответчика в части того, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку на момент обращения в суд и на сегодняшний день оспариваемые решения утратили юридическую силу с момента избрания главы, а также довод о том, что прокурором не указано, какие права, свободы и законные интересы нарушены в целом, поскольку оспариваемые решения противоречат положениям действующего законодательства, и, как следствие, приняты вопреки интересам муниципального образования -Мариинское городское поселение.
Поскольку решение № 53/2 от 25.07.2019 принято с нарушением закона, то поэтому не являются основанием для отказа в удовлетворении административного иска доводы представителя административного ответчика о том, что принятие решения № 53/2 от 25.07.2019 было вынужденной мерой и решение принято большинством голосов на сессии.
Заявление первого заместителя главы Мариинского городского поселения об отказе от исполнения полномочий главы не является основанием для его удовлетворения, поскольку противоречит положениям Устава и действующего законодательства.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора города Мариинска в защиту интересов муниципального образования – Мариинского городское поселение к Совету народных депутатов Мариинского городского поселения о признании незаконными решений представительного органа местного самоуправления удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным с момента принятия решение Совета народных депутатов Мариинского городского поселения от 25.07.2019 № 63/1 «О прекращении полномочий исполняющего обязанности главы Мариинского городского поселения ФИО3».
Признать незаконным с момента принятия решение Совета народных депутатов Мариинского городского поселения от 25.07.2019 № 63/2 «Об исполняющем обязанности главы Мариинского городского поселения».
Обязать представительный орган местного самоуправления - Совет народных депутатов Мариинского городского поселения устранить нарушения закона в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу и сообщить об исполнении решения суда в Мариинский городской суд Кемеровской области, прокурору города Мариинска.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Мариинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья – Т.А.Гильманова
Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2020 года
Судья - Т.А.Гильманова
Решение не вступило в законную силу
Судья - Т.А. Гильманова
Секретарь - Н.Н. Устюжанина
Подлинный документ подшит в материалах административного дела № 2а-316/2020 Мариинского городского суда Кемеровской области
Секретарь- Н.Н. Устюжанина