ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-317 от 06.05.2016 Обской городского суда (Новосибирская область)

Дело 2А-317\16

Поступило 04.04.2016 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Обской городской суд Новосибирской области в составе:

Председательствующего судьи Захарова А.Ю.,

При секретаре Кахута И.Г.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Новосибирского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ЛО МВД России в аэропорту Толмачево о признании действий незаконным и возложении обязанности устранить нарушения закона,

УСТАНОВИЛ:

Новосибирский транспортный прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в Обской городской суд Новосибирской области с административным иском, в котором указал, что Новосибирской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ЛО МВД России в аэропорту Толмачево законодательства России в части предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему, при этом выявлены нарушения названного законодательства в связи со следующим. Приказом МВД России от 19.06.2012 № 609 утвержден «Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу с особыми уставными задачами разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему» (зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2012 № 25038). Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу с особыми уставными задачами разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) должностных лиц территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном или районном уровнях. Данная государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации через подразделения лицензионно-разрешительной работы. Полномочия по принятию решения и подписанию заключений и разрешений возлагаются на руководителей территориальных органов МВД России, их заместителей – начальников полиции или заместителей начальников полиции по охране общественного порядка, а также руководителей центров лицензионно-разрешительной работы. Пунктом 9.1 Регламента, установлен перечень необходимых документов, представляемых заявителем. К заявлению прилагаются:

копия приказа руководителя юридического лица о персональном закреплении оружия за работниками;

список работников, за которыми закреплено оружие (приложение № 3 к Административному регламенту);

медицинские заключения об отсутствии у лиц, за которыми закреплено оружие, противопоказаний к владению оружием;

фотографии размером 3 х 4 см на каждого работника юридического лица (из расчета на каждую единицу закрепленного за ним оружия).

В силу п. 10 Регламента сотрудникам запрещается предъявление к заявителю требований о предоставлении какой-либо информации или сведений, в том числе документов и согласований, не предусмотренных Регламентом.

Согласно п. 13 Регламента, основанием для отказа в выдаче разрешения является: непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений, невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий, возникновение предусмотренных Законом «Об оружии» обстоятельств, исключающих возможность получения разрешения.

Прокурорской проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника ЛО МВД России в аэропорту Толмачево генеральным директором ОАО «Аэропорт Толмачево» подано заявление исх. о выдаче разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему.

ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Аэропорт Толмачево» в выдаче разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему отказано, о чем ЛО МВД в аэропорт было направлено соответствующее уведомлением с заключением за .

Из названного заключения, утвержденного начальником ЛО МВД России в аэропорту Толмачево ДД.ММ.ГГГГ следует, что ЛО МВД проведена проверка возможности выполнения заявителем требований и условий, предусмотренных ст. 9, 13, 22, 24, и 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об оружии», Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». По результатам проверки ЛО МВД России в аэропорту Толмачево установлено, что документы ОАО «Аэропорт Толмачево» к заявлению о выдаче разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему поданы не в полном объеме, а именно:

1. В нарушение ст. 12 ФЗ «Об оружии», не выполнены требования о прохождении работниками соответствующей подготовки, а также периодической подготовки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия;

2. В нарушение п. 123 Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ 1 4) «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ», в представленных документах отсутствует информация о назначении лиц, ответственных за учет, хранение и выдачу служебного оружия, боеприпасов и средств индивидуальной защиты.

Указанное решение ЛО МВД России в аэропорту Толмачево об отказе в выдаче разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему ОАО «Аэропорт Толмачево», по мнению прокурора, является незаконным в связи со следующим.

К служебному оружию, на основании ст. 4 ФЗ «Об оружии» относится оружие, предназначенное для использования работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности. В силу абз. 2 ст. 4 ФЗ «Об оружии» предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.

ОАО «Аэропорт Толмачево» относится к аэропортам, осуществляющим прием и (выпуск) воздушных судов, обслуживание пассажиров, багажа и грузов на внутренних и международных воздушных линиях, включен в государственный реестр гражданских аэродромов и вертодромов России (сертификат МАК А-М от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ «О полиции» органы полиции вправе выдавать организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, разрешения на хранение и ношение служебного оружия. Круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия, обозначен ст. 10 ФЗ «Об оружии», к которым относятся, в том числе, юридические лица с особыми уставными задачами.

В силу ст. 83 Воздушного кодекса Российской Федерации, авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, она обеспечивается службами авиационной безопасности аэропортов.

Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации - противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 84 ВК РФ службы авиационной безопасности аэропорта имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудникам САБ при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.

Согласно п. 5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ 05 N(142^ред. от ДД.ММ.ГГГГ) САБ аэропорта оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.

Изложенные выше правовые нормы, а также то, что ЛО МВД России в аэропорту Толмачево ДД.ММ.ГГГГ выдало Аэропорту Толмачево разрешение на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему РХИ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, позволяет сделать вывод, что ОАО «Аэропорт Толмачево» является юридическим лицом с особыми уставными задачами, следовательно, наделено правом получения разрешения на хранение и ношение служебного оружия.

Основание для отказа в выдаче разрешения на хранение и ношение служебного оружия, изложенное в заключении ЛОВД в аэропорту Толмачево , в части «не выполнения требования о прохождении работниками соответствующей подготовки, а также периодической подготовки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия», не соответствует действительности.

В силу ст. 12 ФЗ «Об оружии», выдача оружия работникам юридических лиц с особыми уставными задачами осуществляется по решению руководителей данных юридических лиц после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки и при отсутствии у них оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия.

Подготовка работников юридических лиц с особыми уставными задачами может производиться частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по подготовке частных детективов и частных охранников, соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями, а при отсутствии условий для такой подготовки - органами внутренних дел.

Прокурорской проверкой установлено, что ОАО «Аэропорт Толмачево» указанные выше требования закона выполнены в полном объеме.

Так, сотрудники САБ ОАО «Аэропорт Толмачево» прошли обучение в ЧУДПО УЦ «Цитадель» по программе профессиональной подготовки «частный охранник 6 разряда» и периодическую проверку работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением оружия и специальных средств, что подтверждается справками ЧУДПО УЦ «Цитадель» от ДД.ММ.ГГГГ в количестве десяти, выданными работникам САБ ОАО «Аэропорт Толмачево». Копии указанных справок приобщены к заявлению ОАО «Аэропорт Толмачево» о выдаче разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему от ДД.ММ.ГГГГ, поданному в ЛО МВД России в аэропорту Толмачево.

В силу изложенного, доводы ЛО МВД, мотивирующие отказ в выдаче разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему в связи с нарушением ОАО «Аэропорт Толмачево» ст. 12 ФЗ «Об оружии», в части невыполнения требований о прохождении работниками соответствующей подготовки, а также периодической подготовки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, является надуманным, оснований, предусмотренных Регламентом, для отказа в выдаче разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему ЛО МВД России в аэропорту Толмачево ОАО «Аэропорт Толмачево» не имеется.

Доводы ЛО МВД России в аэропорту Толмачево о нарушении п. 123 Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ», в части отсутствия в представленных документах информации о назначении лиц, ответственных за учет, хранение и выдачу служебного оружия, боеприпасов и средств индивидуальной защиты, также является не состоятельными, так как п. 9.1 Регламента предоставление указанных документов не требует.

Кроме того, ОАО «Аэропорт Толмачево» к заявлению о выдаче разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему была приобщена копия приказа генерального директора аэропорта «О закреплении служебного оружия за сотрудниками САБ» от ДД.ММ.ГГГГ, список работников, за которыми оружие закреплено (получивших надлежащую подготовку и проверку в качестве работников юридических лиц с особыми уставными задачами).

Суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 21-ФЗ (КАС РФ) рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.

Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что они не соответствуют нормативным правовым актам. При этом в данном случае суд обязывает административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии со ст. 39, 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35) наделяют прокурора правом на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В настоящее время в аэропорту Толмачево создана критическая ситуация, когда охрана аэропорта осуществляется безоружными сотрудниками САБ ОАО «Аэропорт Толмачево».

Усугубляет ситуацию, по мнению прокурора, и то, что ФГКУ УВО ГУ МВД России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ в одностороннем порядке расторгло договор от ДД.ММ.ГГГГ с ОАО «Аэропорт Толмачево» на оказание услуг по обеспечению государственной охраны международного аэропорта Новосибирск (Толмачево) пропускного и внутриобъектового режима на объектах аэропорта, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ прекращено обеспечение охраны объектов ОАО «Аэропорт Толмачево вооруженными силами.

В случае отсутствия у сотрудников службы авиационной безопасности права на ношение оружия, соответственно, права на его применение, авиационная безопасность международного аэропорта Новосибирск (Толмачево) эксплуатируемого ОАО «Аэропорт Толмачево» не может быть гарантирована, снижается степень защищенности объекта транспортной инфраструктуры от угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, в том числе террористических актов.

В силу изложенного, незаконное решение ЛО МВД России в аэропорту Толмачево об отказе в выдаче разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов ОАО «Аэропорт Толмачево», хотя и адресовано конкретной организации, но может нарушить гарантированное Конституцией РФ право на жизнь неопределенного круга лиц. Защита данного права не может зависеть от желания или нежелания конкретной организации оспаривать незаконное решение административного органа.

Неопределенный круг лиц – это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. В данном случае пострадать может любой гражданин Российской Федерации: пассажир, выполняющих полеты из аэропорта Новосибирск (Толмачево), работник предприятий, выполняющих свою деятельность в аэропорту Толмачево, в том числе работник авиакомпаний, житель города Новосибирска и его гость.

Выявленные прокурорской проверкой нарушения в действиях ЛО МВД России в аэропорту Толмачево носят длительный, системный характер, что свидетельствует о назревшей необходимости применения мер судебного понуждения.

На основании изложенного, Новосибирский транспортный прокурор просил суд признать незаконным решение ЛО МВД России в аэропорту Толмачево об отказе ОАО «Аэропорт Толмачево» в выдаче разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему, изложенном в заключении от 09.03.2016 № 3/165400309761, утвержденном начальником ЛО МВД России в аэропорту Толмачево полковником полиции ФИО6., а также обязать административного ответчика в месячный срок с момента принятия решения суда устранить нарушения прав, свобод и законных интересов, а также препятствия в реализации законных интересов ОАО «Аэропорт Толмачево», принять меры к выдаче разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему ОАО «Аэропорт Толмачево».

Помощник Новосибирского транспортного прокурора Жбирь Е.В. в судебном заседании данные требования подтвердила при аналогичной аргументации.

Представители административного ответчика – ЛО МВД РФ в аэропорту Толмачево, в судебном заседании иск не признали, указав, что прокурор в данном иске фактически представляет интересы коммерческой организации. Вместе с тем, ЛО МВД России в аэропорту Толмачево считает оспариваемое прокурором решение правомерным по следующим основаниям. В соответствии с п. 20 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается обязанность выдавать гражданам и органам при наличии оснований, предусмотренным Федеральном законом (ФЗ «Об оружии»), лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия, разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия. В соответствии с Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», юридические лица с особыми уставными задачами имеют право в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц - поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел (ст. 12 ФЗ «Об оружии»). В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», к объектам транспортной инфраструктуры - в технологический комплекс включены аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств (п.п. «Ж» п. 5 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности»). Подразделения транспортной безопасности осуществляют защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектами транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и (или) аккредитованными для этой цели в установленном порядке юридические лица (п. 7 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности»). Специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности являются юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, установленным Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (п. 8 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности». (Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 289 «Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств). Подразделения транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств первой и второй категории от актов незаконного вмешательства, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, имеют право на приобретение, хранение и ношение специальных средств и служебного огнестрельного оружия (ч. 1 ст. 12.3 ФЗ «О транспортной безопасности»). Однако, по мнению административного ответчика, должны быть аккредитованными для этой цели.

В соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2014 № 1209 «О специальных средствах, видах, типах и моделях служебного огнестрельного оружия, патронов к нему и нормах обеспечения ими работников, подразделений транспортной безопасности и об утверждении правил приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств, используемых работниками подразделений транспортной безопасности», утвержден Перечень специальных средств, видов, типов и моделей служебного огнестрельного оружия, патронов к нему и нормы обеспечения ими работников подразделений транспортной безопасности, являющихся аккредитованными для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства юридическими лицами. Работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности (п.п. 8 п. 1 ст. 10 ФЗ «О транспортной безопасности»). В соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 № 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности», утверждены Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности. В соответствии с Федеральным законом от 19.03.1997 № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации», авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Служба авиационной безопасности аэродромов или аэропортов (САБ) и службы авиационной безопасности (САБ) эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами. Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами, (ч. 2 ст. 83 ФЗ «Воздушный кодекс РФ») Согласно ч. 3 ст. 84 ФЗ «Воздушный кодекс РФ», сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами. Данный порядок установлен ФЗ «Об оружии», согласно ст. 4 которого предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами. Не установлено, что служба авиационной безопасности (САБ) ОАО «Аэропорт Толмачево» является юридическим лицом, аккредитованным компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 № 142 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», в соответствии с Федеральным законом от 19.03.1997 № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации», утверждены федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», в соответствии с которыми авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности (САБ) аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Минтранспорта РФ, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами, (п. 4 «Требований»); то есть являются службами — структурными подразделениями юридического лица с особыми уставными задачами. САБ аэропорта, САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами (п. 5 «Требований»); сотрудники САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) проходят специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в сертифицированных учреждениях дополнительного профессионального образования по утвержденным учебным программам с получением документа установленного образца (п. 6 «Требований»).

Не установлено, что работники САБ ОАО «Аэропорт Толмачево» прошли специальную профессиональную подготовку в ЧУДПО УЦ «Цитадель» по утвержденной учебной программе «обучению работников САБ аэропорта».

По мнению ответчика, очень высока ответственность за применение служебного оружия, и ставится под сомнение обучение работников САБ «Аэропорт Толмачево» по программе профессиональной подготовки «Частный охранник 6 разряда» в частном учреждении дополнительного профессионального образования Учебном центре «Цитадель» (ЧУДПО УЦ «Цитадель»), в данном случае необходимо обучение в соответствующем органе федеральной исполнительной власти, а при отсутствии условий для такой подготовки - в органах внутренних дел. Приказом МВД России от 19.06.2012 № 609 «Об утверждении административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу с особыми уставными задачами разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему» утвержден Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу с особыми уставными задачами разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему, который определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) должностных лиц территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном или районном уровнях. Государственная услуга предоставляется МВД России. Предоставление государственной услуги осуществляется подразделениями лицензионно-разрешительной работы. Результатом предоставления государственной услуги является выдача разрешения. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги. Для получения разрешения заявитель представляет в подразделение ЛЛР заявление и документы, подтверждающие получение согласия лиц, не являющихся заявителем, на обработку персональных данных (при наличии). К заявлению прилагаются: копия приказа руководителя юридического лица о персональном закреплении оружия за работниками; список работников, за которыми закреплено оружие; медицинское заключение об отсутствии у лиц, за которыми закреплено оружие, противопоказаний к владению оружием; 2 фотографии размером 3x4 см на каждого работника юридического лица. Основанием для отказа в выдаче разрешения является непредоставление заявителем необходимых сведений либо предоставление им неверных сведений.

Федеральный закон не содержит положений о том, что службы САБ аэропорта имеют право на хранение и ношение служебного оружия, необходимого для выполнения возложенных на них обязанностей в порядке, предусмотренном для иных категорий юридических лиц с особыми уставными задачами, либо в каком – либо другом порядке, аналогия закона же в данной области применению не подлежит.

На основании изложенного, ЛО МВД России в аэропорту Толмачево полагает, что до принятия нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и нормы обеспечения оружием сотрудников служб безопасности аэропортов (как юридических лиц с обыми уставными задачами), правовые основания для выдачи ЛО разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов сотрудникам САБ ОАО «Аэропорт Толмачево» отсутствуют.

Вместе с тем, иск Новосибирского транспортного прокурора заявлен в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, которые могут воспользоваться услугами международного аэропорта «Толмачево», а также в интересах Российской Федерации в части обеспечения ее транспортной безопасности. Истец обосновывает свою позицию тем, что отсутствие права на ношение и применение служебного оружия у сотрудников службы авиационной безопасности ОАО «Аэропорт Толмачево» не гарантирует авиационную безопасность международного аэропорта «Толмачево», и тем самым снижается степень защищенности объекта транспортной инфраструктуры от угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, в том числе террористических актов. Однако, в указанной ситуации, требующей применение оружия для целей обеспечения авиационной безопасности в международном аэропорту «Толмачево» используются силы подразделений МВД России, иным охранным структурам такое право на сегодняшний день законом не дано.

Представитель заинтересованного лица – ОАО «Аэропорт «Толмачево», в судебном заседании иск прокурора поддержал, указав на то, что данное административное заявление мотивировано нарушением ЛО МВД России в аэропорту Толмачево (подразделением лицензионно-разрешительной работы) законодательства Российской Федерации в части предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему, и принятием незаконного решения об отказе в выдаче испрашиваемого разрешения, что является обоснованным. Часть 2 статьи 4 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» устанавливает, что предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами. Согласно пункту 1 статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в область авиации. Пунктом 2 статьи 83 Воздушного кодекса установлено, что авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами. Данные положения закреплены также в пункте 4 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 № 142. На основании пункта 2 статьи 84 Воздушного кодекса авиационная безопасность обеспечивается посредством: предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра; реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов. В силу положений пункта 3 статьи 84 Воздушного кодекса службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами. Согласно пункту 5 ФАП № 142 службы авиационной безопасности аэропорта, службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами. Служба авиационной безопасности ОАО «Аэропорт Толмачево» оснащена служебным оружием и имеет Разрешение на хранение и использование оружия и патронов РХИ № 0207460, выданное 11.11.2015 ЛО МВД в аэропорту Толмачево действительное до 11.11.2020. Пунктом 6 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 897, предусмотрено, что авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов. Таким образом, из системного анализа вышеуказанных норм следует, что юридические лица, деятельность которых связана с обеспечением авиационной безопасности, входят в категорию юридических лиц с особыми уставными задачами применительно к пункту 2 статьи 4 и статьи 10 Закона об оружии. Согласно Уставу ОАО «Аэропорт Толмачево», к числу основных видов деятельности общества относится: обеспечение приема и выпуска воздушных судов (п. 3.2.1); обеспечение авиационной безопасности, защищенности Общества от незаконного вмешательства в его деятельность (п. 3.2.10); обеспечение выполнения в зоне аэропорта требований, установленных действующим законодательством в области безопасности полетов, обслуживания воздушных судов, пассажиров, багажа, почты и грузов.

При таких обстоятельствах, имея в своей структуре службу авиационной безопасности, ОАО «Аэропорт Толмачево» является юридическим лицом с особыми уставными задачами, которое может претендовать на получение разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему.

Последовательность действий должностных лиц территориальных органов МВД России по выдаче юридическому лицу с особыми уставными задачами разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему определены Приказом МВД России от 19.06.2012 № 609 «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу с особыми уставными задачами разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему». Как видно из материалов дела ОАО «Аэропорт Толмачево» обратилось в ЛО МВД России в аэропорту Толмачево с заявлением о выдаче разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему (исх. № 1-9-243 от 24.02.2016). Поданное заявление было составлено по форме приложения № 2 к Административному регламенту с приложением документов, необходимых для предоставления государственной услуги согласно перечню, приведенному в пункте 9.1 регламента. На заявление от 24.02.2016 № 1-9-243 получено заключение об отказе в выдаче разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему, утвержденное начальником ЛО МВД России в аэропорту Толмачево -09.03.2016. Отказ мотивирован предоставлением заявителем не полного объема документов, что не соответствует действительности. В соответствии со статьей 12 Закона об оружии выдача оружия работникам юридических лиц с особыми уставными задачами осуществляется по решению руководителей данных юридических лиц после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки и при отсутствии у них оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия. Подготовка работников юридических лиц с особыми уставными задачами может производиться частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по подготовке частных детективов и частных охранников, соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями, а при отсутствии условий для такой подготовки - органами внутренних дел (статья 12 Закона об оружии). Сотрудники САБ ОАО «Аэропорт Толмачево» прошли обучение в Частном учреждении дополнительного профессионального образования Учебный центр «Цитадель» по программе профессиональной подготовки «частный охранник 6 разряда» и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением оружия. Копии подтверждающих справок были приложены к заявлению от 24.02.2016 № 1-9-243 и отражены в описи документов, представляемых для получения разрешения. Таким образом, довод подразделения лицензионно-разрешительной работы о нарушении заявителем статьи 12 Закона об оружии в части невыполнения требований о прохождении работниками соответствующей подготовки является несостоятельным, так как не соответствует действительности. Согласно заключению ЛО МВД России в аэропорту Толмачево другой причиной отказа в выдаче разрешения названо то, что в представленных документах отсутствует информация «о назначении лиц, ответственных за учет, хранение и выдачу служебного оружия, боеприпасов и средств индивидуальной защиты», что является обязательным требованием пункта 123 Приказа МВД России от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814». Пункт 10 Административного регламента запрещает предъявление к заявителю требований о предоставлении какой-либо информации или сведений, в том числе документов и согласований, не предусмотренных регламентом. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги приведен в пункте 9 Административного регламента. Во исполнение требований пункта 9.1 Административного регламента к заявлению были приложены копия приказа генерального директора от 18.02.2016 № 176 «О закреплении служебного оружия за сотрудниками службы авиационной безопасности»; список работников, за которыми закреплено оружие службы авиационной безопасности ОАО «Аэропорт Толмачево». Административный регламент не содержит требований о предоставлении " заявителем информации «о назначении лиц, ответственных за учет, хранение и выдачу служебного оружия, боеприпасов и средств индивидуальной защиты». При этом, приказом генерального директора ОАО «Аэропорт Толмачево» от 19.08.2015 № 1207 назначены лица, ответственные за учет, хранение и выдачу служебного оружия, боеприпасов и средств индивидуальной защиты. Копия указанного приказа предоставлена ЛО МВД России в аэропорту Толмачево 30.10.2015 при подаче заявления о продлении разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему. В силу изложенного, ОАО «Аэропорт Толмачево» считает отказ ЛО МВД России в аэропорту Толмачево в выдаче разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему незаконным. Исходя из смысла статей 4 и 10 Закона об оружии, а также статей 83 и 84 Воздушного кодекса, пункта 5 ФАП № 142, очевидно, что сотрудники служб авиационной безопасности аэродромов, аэропортов и эксплуатантов (авиационных предприятий) осуществляют деятельность, связанную с охраной жизни и здоровья пассажиров, а также с защитой объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства и террористической угрозы. Такая деятельность предусматривает возможность применения силы, в том числе оружия, в отношении лиц, совершающих или намеревающихся совершить акт незаконного вмешательства в деятельность авиации, в том числе террористический акт. По этим причинам данные службы являются службами с особыми уставными задачами, регламентированными специальными нормативными актами, предоставляющими сотрудникам этих служб особые права (в том числе право применять оружие) и возлагающие на них особые обязанности. В случае отсутствия у сотрудников службы авиационной безопасности оружия авиационная безопасность международного аэропорта Новосибирск (Толмачево), эксплуатируемого ОАО «Аэропорт Толмачево» не может быть гарантирована, снижается степень защищенности объекта транспортной инфраструктуры от угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, в том числе террористических актов. Незаконный отказ ЛО МВД России в аэропорту Толмачево в выдаче разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему создает препятствия к осуществлению ОАО «Аэропорт Толмачево»- юридическим лицом с особыми уставными задачами, деятельности по обеспечению авиационной безопасности, чем нарушает права и законные интересы пользователей воздушного пространства Российской Федерации.

Выслушав стороны, изучив представленные ими доказательства, суд приходит к выводу о необходимости заявленные Новосибирским транспортным прокурором требования удовлетворить по следующим основаниям.

Анализ действующего на момент вынесения настоящего решения в Российской Федерации законодательства в сфере транспортной, в том числе авиационной, безопасности, позволяет сделать вывод о том, что правоотношения в этой области в настоящее время подвергаются глубокому реформированию. По существу спор заключается в необходимости применения или не применения к указанным выше правоотношениям положений ФЗ РФ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 года №16-ФЗ с изменениями, внесенными ФЗ РФ №15 от 03.02.2014 года и ФЗ РФ №12 от 29.06.2015 года.

Действительно, ФЗ РФ №15 от 03.02.2014 года в перечень основных понятий, используемых в ФЗ РФ «О транспортной безопасности» внесены следующие понятия:

1.1) зона транспортной безопасности - объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, его часть, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных;

1.2) соблюдение транспортной безопасности - выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством Российской Федерации;

1.3) аттестация сил обеспечения транспортной безопасности - установление соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) сил обеспечения транспортной безопасности к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы;

1.4) аттестующие организации - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, для обработки персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или осуществляющих такую работу, в целях проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений, предусмотренных пунктами 1 - 7 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также для принятия органами аттестации решения об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности;

5.1) органы аттестации - компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, их территориальные подразделения, а также организации, находящиеся в ведении компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченные ими на аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности;

6.2) программа обеспечения авиационной безопасности - предусмотренный международными стандартами Международной организации гражданской авиации в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности воздушных судов и аэропортов, аэродромов;

7.1) подразделения транспортной безопасности - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

Кроме этого, данным ФЗ РФ №15-ФЗ введена в действие ст. 12.1, согласно которой (п. 9) аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности, в установленной сфере деятельности. Порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Порядок формирования и ведения реестра органов аттестации (п.10), порядок формирования и ведения реестра аттестующих организаций, порядок формирования и ведения реестра аккредитованных подразделений транспортной безопасности, порядок формирования и ведения реестра выданных свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, а также предоставления содержащихся в нем данных устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

По мнению административного ответчика, в настоящее время транспортную безопасность могут осуществлять только аккредитованные в этой области организации, к которым САБ аэропорта Толмачево не относится.

Вместе с тем, данное утверждение анализом действующего на момент вынесения судебного решения законодательством не подтверждается.

Приходя к такому выводу, суд основывается, прежде всего, на том, что ФЗ РФ «О транспортной безопасности» и Воздушный кодекс РФ являются федеральными законами одного уровня, при этом Воздушный кодекс РФ является специальным законом, регламентирующим организацию именно авиационной безопасности, а ФЗ РФ «О транспортной безопасности» с изменениями, внесенными в него ФЗ РФ №15 – ФЗ от 03.02.2014 года, не содержит в себе указания на отмену правового регулирования, содержащегося в ВК РФ.

Так, ст. 83 ВК РФ определяет, что авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

Согласно ст. 84 ВК РФ, лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности. Службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами. Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами. Охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ФАП №142 «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (п.3), авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

Авиационная безопасность (п.4) обеспечивается службами авиационной безопасности (далее - САБ) аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами. САБ аэропорта, САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) (п.5) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами. Сотрудники САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) (п.6) проходят специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в сертифицированных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования по утвержденным учебным программам с получением документа установленного образца.

Таким образом, на момент вынесения настоящего судебного решения, на территории Российской Федерации авиационную безопасность осуществляют как аккредитованные в этой сфере юридические лица, в том числе коммерческие организации, так и подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, органы внутренних дел, а также САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий), которые являются службами с особыми уставными задачами.

Иное толкование, предлагаемое административным ответчиком, потребует аккредитации не только САБ аэропортов и эксплуатантов, но ведомственных охранных подразделений Минтранса и органов внутренних дел, что противоречит смыслу закона.

Таким образом, предлагаемое административным ответчиком расширительное толкование положений п. 7.1 ст. 1 и п. 9 и п. 10 ст. 12.1 ФЗ РФ «О транспортной безопасности» не основано на законе.

При этом необходимо учесть, что авиационная безопасность включает в себя не только охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры, которая в силу прямого указания ст. 84 ВК РФ осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но и особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных, который обеспечивается в настоящее время исключительно службами САБ аэропортов и эксплуатантов – как указали в судебном заседании представители административного ответчика, сотрудники ЛО МВД РФ в аэропорту Толмачево на территории данного аэропорта в настоящее время осуществляют лишь охрану общественного порядка в аэровокзалах, не участвуя в досмотре пассажиров, багажа и грузов.

Следовательно, на основании ст. 83 ВК РФ и п. 4 ФАП №142 «Требования авиационной безопасности к аэропортам», сотрудники САБ аэропорта Толмачево, как службы юридического лица с особыми уставными задачами, осуществляющей безопасность при приеме, отправке или обслуживании воздушных судов, имеют право при исполнении служебных обязанностей носить и применять служебное оружие в порядке, установленном федеральными законами. Аккредитация САБ аэропорта Толмачево в качестве лица, осуществляющего транспортную безопасность, в настоящее время не требуется.

Как указано выше, одним из оснований к отказу ОАО «Аэропорт Толмачево» в выдаче разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему, является то, что, по мнению административного ответчика, этим юридическим лицом в нарушение ст. 12 ФЗ «Об оружии» не выполнены требования о прохождении работниками соответствующей подготовки, а также периодической подготовки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия.

Вместе с тем, в силу ст. 12 ФЗ «Об оружии», выдача оружия работникам юридических лиц с особыми уставными задачами, к которым относится и САБ ОАО «Аэропорт Толмачево», осуществляется по решению руководителей данных юридических лиц после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки и при отсутствии у них оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия. Эти работники обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, и иметь разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение служебного оружия, а также ежегодно проходить химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Содержание программы подготовки и порядок проведения проверки определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Подготовка работников юридических лиц с особыми уставными задачами может производиться частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по подготовке частных детективов и частных охранников, соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями, а при отсутствии условий для такой подготовки - органами внутренних дел.

Исходя из буквального прочтения положений ст. 12 ФЗ РФ, подготовка работников САБ к работе со служебным оружием может осуществляться частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по подготовке частных детективов и частных охранников, безотносительно к специальным методикам обучения, то есть по общим методикам, к которым относится подготовка частных охранников, а вот допуск их непосредственно к несению службы со служебным оружием относиться к компетенции руководителей юридических лиц выполняющих особые уставные задачи после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки и при отсутствии у них оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия.

Суду представлены доказательства прохождения сотрудниками САБ ОАО «Аэропорт Толмачево» обучения в ЧУДПО УЦ «Цитадель» по программе профессиональной подготовки «частный охранник 6 разряда» и периодической проверки работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением оружия и специальных средств, что подтверждается справками ЧУДПО УЦ «Цитадель» от 20.02.2016 в количестве десяти, выданными работникам САБ ОАО «Аэропорт Толмачево».

Следовательно, аргументация административного ответчика при отказе в выдаче требуемого разрешения в той части, что ОАО «Аэропорт Толмачево» в нарушение ст. 12 ФЗ «Об оружии» не выполнены требования о прохождении работниками соответствующей подготовки, а также периодической подготовки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, не основана на законе.

Вместе с тем, как указано выше, Приказом МВД России от 19.06.2012 № 609 утвержден «Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу с особыми уставными задачами разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему» (зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2012 № 25038). Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу с особыми уставными задачами разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) должностных лиц территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном или районном уровнях. Данная государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации через подразделения лицензионно-разрешительной работы. Полномочия по принятию решения и подписанию заключений и разрешений возлагаются на руководителей территориальных органов МВД России, их заместителей – начальников полиции или заместителей начальников полиции по охране общественного порядка, а также руководителей центров лицензионно-разрешительной работы. Пунктом 9.1 Регламента, установлен перечень необходимых документов, представляемых заявителем. К заявлению прилагаются:

копия приказа руководителя юридического лица о персональном закреплении оружия за работниками;

список работников, за которыми закреплено оружие (приложение № 3 к Административному регламенту);

медицинские заключения об отсутствии у лиц, за которыми закреплено оружие, противопоказаний к владению оружием;

фотографии размером 3 х 4 см на каждого работника юридического лица (из расчета на каждую единицу закрепленного за ним оружия).

В силу п. 10 Регламента сотрудникам запрещается предъявление к заявителю требований о предоставлении какой-либо информации или сведений, в том числе документов и согласований, не предусмотренных Регламентом.

Согласно п. 13 Регламента, основанием для отказа в выдаче разрешения является: непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений, невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо не обеспечение этих условий, возникновение предусмотренных Законом «Об оружии» обстоятельств, исключающих возможность получения разрешения.

Одним из оснований к отказу ОАО «Аэропорт Толмачево» в выдаче разрешения является то, что, по мнению ЛО МВД России в аэропорту Толмачево, аэропорт в нарушение п. 123 Приказа МВД России от 12.04.1999 № 288 (ред. от 30.12.20 1 4) «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814», не представил разрешительному органу информацию о назначении лиц, ответственных за учет, хранение и выдачу служебного оружия, боеприпасов и средств индивидуальной защиты.

Вместе с тем, п. 123 Приказа МВД РФ от 12.04.1999 года №288 предусматривает буквально следующее - количественный и номерной учет оружия и патронов в организации осуществляется руководителем юридического лица или его заместителем, ответственным за сохранность оружия и патронов в организации, либо работником, на которого приказом руководителя юридического лица возложены такие обязанности. В организациях, имеющих структурные подразделения, обязанности по ведению учета приказом руководителя юридического лица также возлагаются на вышеуказанных лиц в каждом из структурных подразделений.

Приказ МВД России от 19.06.2012 № 609, которым утвержден «Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу с особыми уставными задачами разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему», не возлагает на лицо с особыми уставными задачами обязанности при получении данного разрешения предоставлять такую информацию разрешительному органу, а последний не имеет права требовать такие документы. При этом, информация о назначении лиц, ответственных за учет, хранение и выдачу служебного оружия, боеприпасов и средств индивидуальной защиты в аэропорту Толмачево у разрешительного органа имеется, она была предоставлена при получении этим юридическим лицом разрешения на приобретение служебного оружия, которое является действительным - данное разрешение ЛО ВМД в аэропорту Толмачево не отозвано, оружие не изъято.

Таким образом отказ ЛО МВД РФ в аэропорту Толмачево в выдаче ОАО «Аэропорт Толмачево», как юридическому лицу с особыми уставными задачами, разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему, по основаниям, изложенным в Заключении от 19 марта 2016 года, является незаконным, в связи с чем суд считает возможным возложить на административного ответчика обязанность в месячный срок после вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения закона, о чем уведомить административного истца и суд.

Ссылка ответчика на то, что транспортным прокурором при подаче иска фактически защищаются интересы коммерческого предприятия, что исключает рассмотрение его судом, не может быть принята во внимание, поскольку данная деятельность ОАО «Аэропорт Толмачево» не связана с извлечением прибыли, обязанность по обеспечению авиационной безопасности возложена на данное юридическое лицо федеральным законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Новосибирского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным отказ ЛО МВД России в аэропорту Толмачево в выдаче ОАО «Аэропорт Толмачево» разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему, изложенный в заключении от 09.03.2016 № 3/165400309761, обязать административного ответчика в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение закона, о чем сообщить Новосибирскому транспортному прокурору и суду в этот же срок.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения окончательной форме в Новосибирский областной суд.

Судья ПОДПИСЬ А.Ю. Захаров

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>

<данные изъяты>