ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3171/16 от 19.05.2016 Щелковского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-3171/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 мая 2016 года г. Щелково

Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Разумовской Н.Г.,

при секретаре судебного заседания Шпитальной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Томниковой ФИО6 к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области об оспаривании решения об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Томникова Е.Ю. обратилась в Щелковский городской суд с административным иском к указанному административному ответчику о признании незаконным решения ФФГБУ ФКП Росреестра по Московской области об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером

В обоснование указано, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 780 кв.м. по адресу: <адрес> 1 на основании договора дарения земельного участка от 16.04.2014, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.04.2014 года.

Земельный участок имеет категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения садоводства.

Для уточнения границ и площади земельного участка кадастровым инженером <данные изъяты> проведено межевание участка, в результате которого выявлено, что фактическая площадь земельного участка, обозначенная на местности 15 и более лет ограждением, превышает площадь, имеющуюся в правоустанавливающих документах на 77 кв.м. и составила 857 кв.м. Границы земельного участка согласованы со смежными совладельцами, что также отражено в межевом плане, имеется акт согласования границ, а также в заключении кадастрового инженера имеется обоснование превышения площади участка в связи с его уточнением, для учета в ГКН. По мнению заявителя все необходимые документы для учета изменений объекта недвижимости в ГКН.

Однако, органом кадастрового учета в лице ФФГБУ «ФКП росреестра по Московской области» (Отдел кадастрового учета № 3) решением от 29.05.2015 года № приостановлено осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости – земельного участка административного истца в связи с нарушением требований к подготовки межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 года № 412.

Межевой план от 16.06.2015 года повторно, после приостановки, был сдан в орган кадастрового учета.

Решением ФГБУ ФКП Росреестра № от 30.06.2015 года по результатам рассмотренного повторно межевого плана было отказано в снятии приостановления ввиду отсутствия оснований при нарушений вышеуказанных Требований к подготовке межевого плана, кадастровый учет изменений объекта был приостановлен до устранения обстоятельств, послуживших для принятия решения о приостановлении ГКУ.

С указанным решением Кадастровой палаты от 30.06.2015 г. административный истец Томникова Е.Ю. не согласна, просит суд признать его не законным, отменить и обязать орган кадастрового учета произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости.

В судебном заседании представитель административного истца Томниковой Е.Ю., действующий на основании доверенности и имеющий высшее юридическое образование (копии доверенности и диплома в материалах дела л.д.10, 11) поддержал заявленные административные исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель органа кадастрового учета № 3, действующий на основании доверенности и имеющий высшее юридическое образование (копии доверенности и диплома в материалах дела л.д.50, 51), административный иск не признала, считая решение, принятое им 30.06.2015 года, законным и обоснованным, просила в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, представила в материалы дела копию учетного дела объекта недвижимости – земельного участка истца.

Представитель ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области судебное заседание не явился, извещен.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, опросив специалиста – кадастрового инженера, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено и из материалов административного дела усматривается, что административный истец Томникова Е.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 780 кв.м. по адресу: <адрес> на основании договора дарения земельного участка от 16.04.2014, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.04.2014 года (л.д.24).

Земельный участок имеет категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения садоводства (л.д.24).

Для уточнения границ и площади земельного участка кадастровым инженером <данные изъяты> проведено межевание участка, в результате которого выявлено, что фактическая площадь земельного участка, обозначенная на местности 15 и более лет ограждением, превышает площадь, имеющуюся в правоустанавливающих документах на 77 кв.м. и составила 857 кв.м. Границы земельного участка согласованы со смежными совладельцами, что также, отражено в межевом плане, имеется акт согласования границ, а также в заключении кадастрового инженера имеется обоснование превышения площади участка в связи с его уточнением, для учета в ГКН. По мнению заявителя, все необходимые документы для учета изменений объекта недвижимости в ГКН имеются (л.д.25-38).

Органом кадастрового учета в лице ФФГБУ «ФКП росреестра по Московской области» (Отдел кадастрового учета № 3) решением от 29.05.2015 года № приостановлено осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости – земельного участка административного истца в связи с нарушением требований к подготовки межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 года № 412 (л.д.66-67).

Межевой план от 16.06.2015 года повторно, после приостановления осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости был сдан в орган кадастрового учета, с изменениями.

Решением ФГБУ ФКП Росреестра № от 30.06.2015 года по результатам рассмотренного повторно межевого плана было отказано в снятии приостановления ввиду отсутствия оснований при нарушений вышеуказанных Требований к подготовке межевого плана, кадастровый учет изменений объекта был приостановлен до устранения обстоятельств, послуживших для принятия решения о приостановлении ГКУ (л.д.66-67).

В оспариваемом решении ФКП Росреестра № качестве причин, при которых приостановление осуществления ГКУ не будет снято, указано, что заявителем Томниковой Е.Ю. в нарушение п.13, 67 Требований в межевом плане в разделе заключение кадастрового инженера» отсутствует обоснование уточнения местоположения границ земельного участка при использовании сведений, предусмотренных ч. 9 ст. 38 Закона, позволяющих определить местоположение (приложены материал не подтверждает фактическое местоположение границ земельного участок анна местности 15 и более лет); в нарушение п. 22 Требований в составе Приложения к межевому плану отсутствует картографическая основа, использованная при подготовке межевого плана, а также документы, подтверждающие фактическое местоположение границ уточняемого земельного участка (утвержденные в установленном порядке проекты границ земельных участков, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения) (л.д.66).

Согласно ч. 1 ст. 38 Закона о кадастре, межевой план представляет собой документы, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в ГКН недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельного участке либо о части или частях земельного участка. Либо новые необходимые для внесения в ГКН сведения о земельном участке или земельных участках.

При этом согласно части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Требования к оформлению межевого плана утверждены Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 года № 412, где у п. 67 указано, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов перечисленных в ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре.

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (ред. от 25.02.2014) "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков"

Межевой план составляется на основе сведений ГКН об определенном земельном участке, здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, которые расположены на таком земельном участке (кадастровой выписки об объекте недвижимости), и (или) сведений об определенной территории (кадастрового плана территории).

При необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Указанные в настоящем пункте документы или их копии в состав Приложения не включаются.

Однако, как разъяснено в письме Минэкономразвития РФ от 17.10.2011 N 22781-ИМ/Д23 "О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ" кадастровый инженер, выполняя кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка, должен руководствоваться документами, указанными в части 9 статьи 38 Закона о кадастре (соответствующие документы необходимо включать в состав приложения межевого плана).

При отсутствии указанных документов ответственность за отражение в межевом плане сведений о фактическом местоположении уточненных границ земельного участка (существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка) несет кадастровый инженер (статья 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В этой связи, в целях недопущения самовольного занятия земельных участков в рамках уточнения местоположения границ, кадастровый инженер должен руководствоваться сведениями о фактическом местоположении границ земельных участков, содержащимися, в том числе в картах и планах, являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости (Приказ Минэкономразвития России от 28 июля 2011 г. N 375, далее - картографическая основа государственного кадастра недвижимости).

При этом, обоснование местоположения уточненных границ земельного участка необходимо приводить в заключении кадастрового инженера, включаемом в состав межевого плана, во всех случаях уточнения местоположения границ земельных участков.

Картографическая основа государственного кадастра недвижимости (далее - картографическая основа кадастра) создается в целях составления и ведения кадастровых карт, а также предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Картографической основой кадастра являются:

1) карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5 000, соответствующие следующим требованиям:

созданные на основе мультиспектральных данных дистанционного зондирования Земли с разрешающей способностью 0,5 м (космическая съемка, аэрофотосъемка);

не содержащие сведений, отнесенных к государственной <данные изъяты>

созданные в картографической проекции, а также в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости;

2) карты (планы), представляющие собой цифровые топографические карты и планы, соответствующие следующим требованиям:

не содержащие сведений, отнесенных к государственной <данные изъяты>

сформированные в векторной форме;

созданные в государственной системе координат.

Данные дистанционного зондирования Земли, используемые при создании фотокарт и фотопланов, должны быть получены с космических и (или) воздушных летательных аппаратов не позднее чем за три года до создания таких фотокарт и фотопланов.

Фотопланы, являющиеся картографической основой кадастра, создаются на территорию кадастрового округа, кадастрового района или кадастрового квартала и обновляются не реже одного раза в три года.

Масштаб цифровых топографических карт и планов, являющихся картографической основой кадастра, периодичность их обновления определяются в зависимости от характеристик территории.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (вместе с "Требованиями к подготовке межевого плана") Графическая часть межевого плана оформляется на основе сведений кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, указанных в составе раздела "Исходные данные".

При подготовке графической части межевого плана могут быть использованы:

землеустроительная документация;

лесоустроительная документация;

документы градостроительного зонирования;

документация по планировке территории (проекты межевания территорий);

картографические материалы.

Из имеющихся в материалах дела доказательств, в частности кадастрового дела и межевого плана, усматривается, что в заключении кадастрового инженера отражено, что границы спорного земельного участка существуют на местности более 15 лет, что подтверждается показаниями соседей и самой собственницей, закреплены с использованием объектов искусственного происхождения (ограждены забором), позволяющих определить местоположение границ участков на местности. Для подтверждения фактического местоположения границ земельного участка с кадастровым номером в качестве картографической основы ГКН был использован фрагмент публичной кадастровой карты, размещенной на портале услуг Росреестра (рис.1 в Межевом плане); фрагмент проекта упорядочения территории СЫТ «Урожай» (масштаб 1:500). Использование дополнительных документов для определения фактических границ земельного участка Административного истца также нашло свое отражение в заключение кадастрового инженера.

Таким образом, поскольку ранее границы спорного земельного участка на местности не устанавливались, обязанность по определению границ земельного участка предусмотрена земельным законодательством, по сведениям Томниковой Е.Ю. и собственником смежных земельных участков, уточняемый земельный участок огорожен забором более 15 лет и находится у нее в пользовании, споров по границам земельного участка нет, ссылка Административного ответчика на нарушение кадастровым инженером п.13, п.67 Требований суд находит несостоятельной.

Картографическая основа данного земельного участка отсутствует в архивах государственного фонда, так как на тот период времени их не делали и не могли делать.

В заключение кадастрового инженера ФИО4 указано, что «Для наглядности и в качестве картографической основы ь состав заключения кадастрового инженера включены фрагменты публичной кадастровой карты, размещенной на портале услуг Росреестра, Проекта упорядочения территории СНТ «Урожай» и фрагмента кадастровой съемки местности, на которые нанесены границы земельного участка, полученные при проведении кадастровых работ».

Таким образом, все необходимые документы, подтверждающие фактическое местоположение границ уточняемого земельного участка, которые можно было приложить к заключению кадастрового инженера, имеются в межевом деле.

Из показаний допрошенного в судебном заседании специалиста – кадастрового инженера ФИО5 усматривается, что каких-либо иных картографических материалов в межевой план включено быть не могло, поскольку они отсутствуют, а кадастровый инженер отразил все использованные им картографические материалы для отражения местоположения границ участка Томниковой Е.Ю. на местности, иных документов в архивах госфонда не имеется, соответственно кадастровый инженер произвел все необходимые действия при подготовке межевого плана, что нашло свое отражений в разделе исходные данные, заключение и приложения.

На основании изложенного, с учетом установленных по делу обстоятельств суд считает, что межевой план соответствует требованиям закона о кадастре. Основании для отказа в снятии приостановления осуществления изменений ГКУ земельного участка Томниковой Е.Ю. у административного ответчика не имелось, кадастровым инженером исполнены и соблюдены все требований, предъявляемые к подготовке межевого плана, что отражено в заключении, а также иных разделах межевого плана, приложении; как установлено судом, и также не отрицалось административным ответчиком в судебном заседании, что получение каких-либо иных картографических материалов невозможно ввиду их отсутствия, при этом местоположение границ земельного участка Томниковой Е.Ю. исходя из межевого плана, определены на местности, поскольку существе 15 и более лет.

В силу ч. 1 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Поскольку доказывание законности принятого решения лежит на государственном органе, при этом, его законность в настоящем споре проверена судом, и нашло свое подтверждение необоснованность принято государственным органом решения, и обратного суду не доказано, суд находит административный иск Томниковой Е.Ю. подлежащим удовлетворению в полном объеме.

В связи с признанием решения органа кадастрового учета незаконным, последний обязан устранить нарушение прав истца путем осуществления государственного учета изменений учета объекта недвижимости - земельного участка административного истца.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Томниковой ФИО7 – удовлетворить.

Признать незаконным решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области (отдел кадастрового учета № 3) от 30 июня 2015 года за об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета и обязать Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области (отдел кадастрового учета № 3) произвести государственный учет изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения садоводства, находящегося по адресу: <адрес> в соответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером ФИО8

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд Московской области в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий

федеральный судья Разумовская Н.Г.