Копия
№ 2а-3173/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Советский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи: Перелыгиной И.В.,
при секретаре Кузнецовой В.С.,
с участием:
административного истца Фатеева А.Л., представителя административного истца Юшкова А.В., действующего на основании устного ходатайства,
представителя административного ответчика администрации г. Томска Журова Д.А., действующего на основании доверенности от 24.03.2017 № 1842,
рассмотрев 01 ноября 2017 года в открытом судебном заседании в г.Томске административное исковое заявление Фатеева Андрея Леонидовича к администрации г. Томска о признании незаконным решения администрации г. Томска об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий в форме митинга, выраженного в письме от ... № ..., возложении на администрацию г. Томска обязанности согласовать проведение заявленного публичного мероприятия,
УСТАНОВИЛ:
Фатеев А.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Томска о признании незаконными решения администрации г. Томска, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ с ...., возложении обязанности согласовать публичное мероприятие.
В обоснование административного иска указано, что административным истцом ДД.ММ.ГГГГ в ... мин. в администрацию г. Томска подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие в форме митинга, цель публичного мероприятия ..., на ...ДД.ММ.ГГГГ с ... мин. с предполагаемым количеством участников ... человек, зарегистрированное за входящим номером ....
ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик подготовил письмо №, в котором содержалось решение об отказе в проведении публичного мероприятия в связи с проведением других публичных мероприятий в данном месте и в то же время, а также в связи с отсутствием свободных площадок с указанной нормой наполняемости и во избежание нарушения общественного порядка. При этом в решении не указано, когда поступили заявки от других организаторов, кто является непосредственным организатором и в какое время будут проводиться данные мероприятия.
Полагает, что отказ в согласовании публичного мероприятия нарушает его права на проведение публичного мероприятия, установленные ст.ст. 29, 31 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и является незаконным, поскольку у администрации г. Томска отсутствовали основания, предусмотренные ч.3 ст.12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ для отказа в согласовании публичного мероприятия, административный ответчик не исполнил обязанность по согласованию с организатором места проведения публичного мероприятия, поскольку им не предложены альтернативные места для проведения указанного публичного мероприятия. Ссылка административного ответчика на отсутствие площадки для проведения публичных мероприятий с численностью участников до 1 500 человек является надуманной и не учитывает требования постановления администрации Томской области от 28.12.2012 № 545а, которым определены единые специально отведенные или приспособленные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Такими площадками определены территории сквера по ул. Высоцкого и перед зданием Областного дворца народного творчества «Авангард». Однако проведение митинга на данных площадках также не соответствует целям публичного мероприятия, и не удовлетворяет требованиям организатора публичного мероприятия, так как находится на значительном удалении от мест скопления граждан, фактически на окраине города, к ним сложно добраться на общественном транспорте, то есть не отвечают требованиям, установленным ст.8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ.
В судебном заседании административный истец, его представитель иск поддержали, по основаниям в нем изложенным. Административный истец дополнительно указал, что нижняя терраса Лагерного сада не приспособлена для проведения соревнований по автомобильному картингу. Представитель административного истца дополнительно отметил, что действующее законодательство не предусматривает возможности отказа в согласовании проведении массового публичного мероприятия. Нормы Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и нормы Закона Томской области от 15.01.2003 N 12-ОЗ "О массовых мероприятиях, проводимых в Томской области" о сроках подачи уведомлений о массовых мероприятиях противоречат друг другу, ставя в заведомо невыгодное положение лиц, желающих провести публичные массовые мероприятия по федеральному закону. В силу прямого указания Конституции РФ администрации Города Томска надлежит применять федеральное законодательство и отдавать приоритет лицам, которым необходимо провести массовое мероприятие с целью выражения и формирования мнений, выдвижения требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирования избирателей о своей деятельности при встрече депутата. Главным нарушением администрации Города Томска является то, что данный орган не предпринял никаких мер к выработке согласованного варианта проведения митинга.
Представитель административного ответчика Журов Д.А. в судебном заседании административный иск не признал, считал, что письмо администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ не является отказом в согласовании публичного мероприятия, а представляет из себя уведомление о невозможности согласования публичного мероприятия в связи с проведением в данном месте и в то же время другого публичного мероприятия с иными целями, согласованного ранее. Альтернативные места проведения публичного мероприятия с заявленной численностью ... человек также заняты на заявленную истцом дату, иных площадок для проведения публичных мероприятий с численностью участников до ... человек не имеется.
Выслушав объяснения административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 4 ст.219 КАС установлено, что административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое решение администрации г. Томска, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, вынесено председателем Комитета общественной безопасности администрации г. Томска ФИО2ДД.ММ.ГГГГ.
С настоящим административным иском истец обратился 26 октября 2017 года, то есть в установленный законом срок.
Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 9 ст. 229 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: цель публичного мероприятия; форма публичного мероприятия; место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; дата, время начала и окончания публичного мероприятия; предполагаемое количество участников публичного мероприятия; формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ... мин. от административного истца в администрацию города Томска поступило уведомление, зарегистрированное под входящим номером ..., о проведении публичного мероприятия в форме митинга на ......ДД.ММ.ГГГГ с ... с предполагаемым количеством участников ... человек. Цель мероприятия: ...
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования законодательства о направлении уведомления в орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия и о документальном подтверждении получения уведомления соблюдены.
Письмом Комитета общественной безопасности администрации города Томска от ДД.ММ.ГГГГ№ Фатеев А.Л. был уведомлен о невозможности согласования проведения публичного мероприятия в указанные даты и время, поскольку в заявленном истцом месте и времени будет проводиться другое публичное мероприятие иным организатором, уведомление о проведении которого поступило в комитет общественной безопасности администрации г. Томска ранее. Кроме того в иных общественных местах города с массовым нахождением граждан будут проводиться мероприятия, заявленные иными организаторами с иными целями и свободные площадки с наполняемостью ... человек отсутствуют.
В соответствии с Положением о Комитете общественной безопасности администрации города Томска, утвержденным постановлением мэра г. Томска № 600 от 28.09.2007 (в ред. постановления № 933 от 29.09.2017), Комитет общественной безопасности администрации города Томска является отраслевым органом администрации города Томска, осуществляющим управленческие функции по решению вопросов местного значения в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в пределах компетенции администрации города Томска, а также иных вопросов в соответствии с настоящим положением.
Предметом деятельности комитета является организация в пределах своей компетенции решения вопросов участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах городского округа; организации охраны общественного порядка на территории городского округа в пределах компетенции органов местного самоуправления, иных вопросов в соответствии с компетенцией (п.2.1 Положения).
В соответствии с предметом деятельности Комитет общественной безопасности администрации города Томска от имени администрации Города Томска осуществляет полномочия органа местного самоуправления по приему и рассмотрению уведомлений о проведении публичного мероприятия на территории муниципального образования «Город Томск», предусмотренных Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»; по приему и рассмотрению уведомлений о проведении массового мероприятия на территории муниципального образования «Город Томск», предусмотренных Законом Томской области от 15.01.2003 № 12-ОЗ «О массовых мероприятиях, проводимых в Томской области» (п.3.8 Положения).
Комитет возглавляет председатель комитета, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Мэром города Томска.
Распоряжением и.о. мэра г. Томска о переводе работника на другую работу № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой администрации г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что председателем Комитета общественной безопасности администрации г. Томска является ФИО2.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение о невозможности согласования проведения публичного мероприятия в указанные административным истцом даты и время, выраженное в письме Комитета общественной безопасности администрации города Томска от ДД.ММ.ГГГГ№, принято уполномоченным должностным лицом, в установленный законом срок.
Обосновывая заявленные административные исковые требования, сторона истца ссылается на то обстоятельство, что своими письмами административный ответчик фактически отказал в согласовании проведения публичного мероприятия.
Суд полагает, что утверждение стороны истца об имевшем месте отказе органом местного самоуправления в согласовании проведения публичных мероприятий является безосновательным.
Согласно положениям ч.ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;
в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия и в орган внутренних дел для организации взаимодействия по надлежащему обеспечению общественной безопасности участников публичного мероприятия и иных лиц;
довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;
информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;
при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране», своевременно информировать об этом соответствующие органы государственной охраны.
В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
На основании ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 № 4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» адресованное организатору публичного мероприятия требование согласования его проведения - по смыслу взаимосвязанных положений пункта 7 статьи 2, статьи 7, части 1 статьи 10 и статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» - не означает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, получив уведомление, во всяком случае обязан отреагировать на него посредством доведения до организатора своих предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Напротив, убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность его проведения (часть 3 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»), соответствующий орган публичной власти должен предпринять все зависящие от него меры для того, чтобы оно состоялось в заявленном организатором месте и в запланированное время, и не пытаться под любым предлогом найти причины, которые могли бы оправдать необходимость отступлений от предложений организатора публичного мероприятия. При этом публичное мероприятие должно считаться согласованным не только после получения подтверждения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, но и в случае, если указанные органы в установленный законом срок не довели до организатора публичного мероприятия предложение об изменении места и (или) времени его проведения.
Из анализа вышеприведенной нормы права следует, что проведение публичного мероприятия носит уведомительный характер. Орган местного самоуправления не управомочен на выдачу разрешения на проведение такого мероприятия и вправе лишь довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени его проведения, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения мероприятия.
Доведение до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места его проведения является одним из возможных вариантов действий органа исполнительной власти субъекта РФ, предусмотренных ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ.
Право органа местного самоуправления на отказ в согласовании проведения публичного мероприятия возможен лишь в двух случаях прямо предусмотренных законом. Указанный перечень является исчерпывающим.
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ№ администрация Города Томска в лице уполномоченного должностного лица ФИО2 уведомила Фатеева А.Л. о невозможности согласования проведения публичного мероприятия в указанные им даты и время мотивируя это тем, что в заявленном административным истцом месте (...) в заявленную им дату (ДД.ММ.ГГГГ) и время (....) проведения публичного мероприятия будет проводиться другое мероприятие иным организатором, уведомление о проведении которого поступило в Комитет ранее. Проведение же двух мероприятий одновременно в одном месте с различными, не связанными друг с другом целями, будет заведомо препятствовать как достижению таких целей, так и обеспечению общественного порядка и безопасности граждан, создавая реальную угрозу возникновения конфликта между участниками мероприятий. Кроме того в иных общественных местах города с массовым нахождением граждан буду проводиться мероприятия, заявленные иными организаторами с иными целями и свободные площадки с указанной административным истцом наполняемостью отсутствуют.
Анализируя содержание указанного письма, суд приходит к выводу о том, что оно содержит обоснованное уведомление о невозможности согласования проведения публичного мероприятия в указанные истцом дату и время с указанием причин, при этом, заявителю не было отказано в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга, поскольку в оспариваемых письмах административный ответчик не ссылался на предусмотренные частью 3 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» основания для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия.
В подтверждение того, что в указанные Фатеевым А.Л. место и время проведения публичного мероприятия будет проводиться другое публичное мероприятие иными организаторами, в судебное заседание административным ответчиком представлены:
Уведомление о проведении массового мероприятия физической культуры и спорта администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ (...), поступившее в Комитет ДД.ММ.ГГГГ в ....(вх....), согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в период с .... на ... будет проводится ... с предполагаемым числом участников до ... человек, зрителей до ... человек.
При этом из пояснений представителя административного ответчика следует, что проведение другого публичного мероприятия было согласовано и не оспорено.
Таким образом, суд считает установленным факт того, что управление физической культуры и спорта администрации г. Томска ранее Фатеева А.Л. уведомило администрацию г.Томска о проведении, в том числе, ДД.ММ.ГГГГ массовых мероприятий на ... в период с ....
Соответственно на момент подачи административным истцом органу местного самоуправления уведомления о проведении им публичных мероприятия в указанном месте, в администрации г.Томска уже находилось уведомление иных организаторов о проведении в указанном месте массовых мероприятий.
Доводы административного истца о том, что административный ответчик не исполнил обязанность по согласованию с организатором места проведения публичного мероприятия, поскольку им не предложены альтернативные места для проведения указанного публичного мероприятия, а также сослался на отсутствие площадки для проведения публичных мероприятий с численностью участников до 1 500 человек по надуманным основаниям, без учета требований постановления администрации Томской области от 28.12.2012 № 545а, суд полагает необоснованным, не соответствующим установленным по делу обстоятельствам.
Суд принимает во внимание то обстоятельство, что проведение митинга на данных специально отведенных площадках, по мнению административного истца, не соответствует целям публичного мероприятия, и не удовлетворяет требованиям организатора публичного мероприятия, так как находится на значительном удалении от мест скопления граждан, фактически на окраине города, к ним сложно добраться на общественном транспорте, на что прямо указано в административном исковом заявлении, и свидетельствует о незаинтересованности административного истца в проведении заявленного публичного мероприятия на указанных площадках.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
По смыслу указанных правовых норм необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия, что прямо закреплено в ряде других норм Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ, а именно в его статьях 5 ч. 4 п. 4, п. 5, п. 7.1, ст. 6 ч. 3 п. 2, ст. 12 ч. 1 п. 5, ст. 13 ч. 1 п. 3, ст. 14 ч. 1, ч. 3 п. 2, ст. 18 ч. 1, ч. 3.
При этом названные законоположения требования к обеспечению общественного порядка и безопасности адресуют как к органам государственной власти, органам местного самоуправления так и к организаторам, и участникам публичного мероприятия.
В случае невозможности выполнения этих требований закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить общественный порядок и безопасность при проведении публичного мероприятия и учитывать, среди прочего, указанные обстоятельства при согласовании изменения места проведения публичного мероприятия, убедительно мотивировав свое решение.
Согласно положениям Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места) (п. 1.1 ст. 8).
После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона (п. 2.1 ст. 8).
Частью 1 ст. 3 Закона Томской области от 08.11.2012 № 195-ОЗ «О проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Томской области», установлено, что единые специально отведенные или приспособленные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (далее - специально отведенные места) определяются постановлением Администрации Томской области.
Постановлением Администрации Томской области от 28.12.2012 № 545а в соответствии с ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, ч. 1 ст. 3 Закона Томской области от 8 ноября 2012 года № 195-ОЗ определены единые специально отведенные или приспособленные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории Томской области согласно приложению к настоящему постановлению.
Таким образом, на территории муниципального образования «Город Томск» законодательством определены специально отведенные места для проведения указанных мероприятий.
На территории муниципального образования «Город Томск» такими местами являются: площадь перед Дворцом народного творчества «Авангард», г. Томск, ул. Бела Куна, д. 20; площадка на территории Сквера по ул. Высоцкого (разворотное кольцо).
Административным ответчиком представлены доказательства того, что ДД.ММ.ГГГГ законодательно определенные на территории муниципального образования «Город Томск» специально отведенные для проведения массовых мероприятий места заняты другими организаторами мероприятий, подавшими в Комитет уведомления об их проведении ранее, что в частности подтверждается:
- ... от ДД.ММ.ГГГГ, поступившим в Комитет ДД.ММ.ГГГГ в .... (вх. №), согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в период с .... на площади перед Дворцом народного творчества «Авангард» по адресу г. Томск ул. Бела Куна, 20 и на площадке, на территории сквера по ул. Высоцкого (разворотное кольцо) будут проводиться ... с заявленным количеством участников до ... человек на каждом месте, цель мероприятия: ...
- уведомлением ... от ДД.ММ.ГГГГ, поступившим в Комитет ДД.ММ.ГГГГ в ... мин. (вх.№), согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в период с .... на площади перед Дворцом народного творчества «Авангард» по адресу , будет проводиться публичное мероприятие в форме митинга с целью “... с предполагаемым числом участников до ... человек.
- уведомлением инициативной группы граждан (организатор: ФИО3) от ДД.ММ.ГГГГ (далее - уведомление инициативной группы граждан от ДД.ММ.ГГГГ), поступившим в Комитет ДД.ММ.ГГГГ в ... мин. (вх. №), согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в период с .... в специально отведенных местах будут проводиться публичные мероприятие ... с заявленным количеством участников до ... человек.
В соответствии с п. 1 постановления администрации г. Томска от 16.10.2012 № 1215 «Об установлении норм предельной заполняемости территорий в местах проведения публичных мероприятий на территории муниципального образования «город Томск» норма предельной заполняемости территории в местах проведения публичного мероприятия на территории муниципального образования «Город Томск» (за исключением мест проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования, а также за исключением мест, предусмотренных статьей 3 Закона Томской области от 08.11.2012 № 195-ОЗ «О проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Томской области» и иными правовыми актами Российской Федерации и Томской области) равна 1 квадратному метру территории на 1 человека.
Из уведомления административного истца о проведении публичного мероприятия следует, что заявлено число участников до 1 500 человек. Таким образом, заявленная истцом территория для проведения публичного мероприятия должна быть не менее 1 500 кв.м.
Другие, за исключением специально отведенных мест, альтернативные места, которые могли быть использованы для проведения административным истцом ДД.ММ.ГГГГ заявленных публичных мероприятий, также заняты другими организаторами мероприятий, подавшими в Комитет уведомления об их проведении ранее, что подтверждается:
-уведомлением управления культуры администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ№, поступившим в Комитет ДД.ММ.ГГГГ в .... (вх.№), согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в период с .... на площади Ново-Соборная будет проводится культурно-массовое мероприятие с целью ..., с предполагаемым числом участников до ... человек.
-уведомлением управления молодежной политики администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ№, поступившим в Комитет ДД.ММ.ГГГГ в ... мин. (вх....), согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в период с ... мин. на территории сквера Студенческих строительных отрядов, расположенного по адресу: , будет проводится массовое мероприятие – ... показательные выступления, предполагаемое количество участников и зрителей до ... человек.
Таким образом, судом установлено, что места, которые могли бы быть предложены Фатееву А.Л. в качестве альтернативных заявленному мест проведения публичного мероприятия, согласованы иным лицам, ранее административного истца уведомившими орган местного самоуправления о проведении ими других массовых мероприятий с иными целями.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика, сведениями о наличии на территории муниципального образования «Город Томск» каких-либо других мест (за исключением специально отведенных мест, и мест указанных в уведомлениях, поданных в Комитет другими организаторами мероприятий ранее), удовлетворяющих требованиям, установленным Федеральным законом № 54-ФЗ и пригодных для целей проведения в них ДД.ММ.ГГГГ заявленных административным истцом публичных мероприятий с заявленным количеством участников, административный ответчик не располагает, в связи с чем предложить их административному истцу с гарантией обеспечения безопасности как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них не участвующих, возможности не имел.
Довод административного истца о том, что административный ответчик помимо времени и места публичного мероприятия должен был согласовать иную дату проведения публичного мероприятия, опровергается нормами пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ, которыми не предусмотрено право органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления мотивированно предлагать организатору публичного мероприятия изменить кроме места и (или) времени, также дату его проведения.
Установив указанные выше обстоятельства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности имеющихся в материалах дела, суд приходит к выводу о том, что действия администрации г. Томска при принятии оспариваемого решения соответствовали положениям действующего законодательства, оспариваемое решение администрации г. Томска принято с учетом положений части 1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ исходя из безусловной необходимости обеспечения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время).
При этом, по мнению суда, административный ответчик обоснованно исходил из того, что проведение двух мероприятий одновременно в одном месте невозможно, так как цели из проведения различны, никак не связаны друг с другом. Совместное проведение таких мероприятий заведомо препятствует достижению этих целей каждым из организаторов мероприятий. Ввиду одновременного выражения в одном месте не касающихся друг друга мнений и требований относительно различных сфер жизнедеятельности (различных целей проводимых мероприятий), лица, участвующие в мероприятиях, а также иные лица, которые пожелают к ним примкнуть, будут введены в заблуждение относительно целей проведения мероприятий. Этим создается угроза нарушения прав участников одного мероприятия со стороны участников другого мероприятия на свободу слова и участие в публичных мероприятиях, гарантированных статьями 29, 31 Конституции Российской Федерации, поскольку одновременное выражение не касающихся друг друга мнений и требований, создает угрозу возникновения конфликта между участниками разных мероприятий.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение, выраженное в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, по сути, не является отказом в согласовании публичного мероприятия, поскольку представляет из себя уведомление о невозможности согласования в заявленном административным истцом месте и в заявленное им время проведения публичного мероприятия и об отсутствии свободных площадок с заявленной наполняемостью, запрет на проведение мероприятия в форме митинга с заявленной целью ... письмо № от ДД.ММ.ГГГГ не содержат. Отказа по существу в проведении заявленного административным истцом публичного мероприятия в указанных письмах также не содержится.
Довод стороны административного истца о том, что оспариваемое решение является немотивированным, поскольку в нем не указано, когда поступили заявки от других организаторов, кто является непосредственным организатором и в какое время будут проводиться данные мероприятия, суд признает несостоятельным, поскольку он противоречит содержанию уведомления, из которого прямо следует, что основанием для несогласования места проведения мероприятия является тот факт, что в указанном истцом месте и в указанное им время будет проводиться другое массовое мероприятие иным организатором. При этом отсутствие в уведомлении наименования иного организатора, а также целей проводимого им массового мероприятия, по мнению суда, правого значения не имеет.
Одновременно суд отмечает, что позиция представителя истца о необходимости предоставления приоритета в согласовании проведения массового мероприятия лицам, желающим провести массовое мероприятие, предусмотренное федеральным законодательством, по отношению к лицам, выразившим волеизъявление провести массовое мероприятие, предусмотренное региональным законодательством, основана на ошибочном толковании закона.
Кроме того суд находит несостоятельным утверждение о нарушении административным ответчиком прав административного истца, поскольку оно основано на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Так, положения ст.21 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливают, что пользование правом на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Осуществление свободы на выражение мнения, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (п. 2 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 года) и «Всеобщей декларации прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)).
Осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (п. 2 ст. 11 Конвенции).
Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции (ст. 17).
Таким образом, соблюдение органом местного самоуправления законодательного запрета о недопустимости ставить под угрозу общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия свидетельствует о соблюдении административным ответчиком норм права, а, следовательно, не может толковаться как нарушение прав административного истца.
Поскольку органом местного самоуправления решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия не принималось, оспариваемое письмо представляет из себя уведомление о невозможности согласования в заявленном административным истцом месте и в заявленное им время проведения публичного мероприятия и об отсутствии свободных площадок с заявленной наполняемостью, что не противоречит закону, принято должностным лицом органа местного самоуправления в пределах его полномочий, не нарушает права и законные интересы заявителя, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным отказа в согласовании публичного мероприятия в форме митинга, выраженного в письмах № от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении административного иска должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Фатеева Андрея Леонидовича к администрации г. Томска о признании незаконным решения администрации г. Томска об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, возложении на администрацию г. Томска обязанности согласовать проведение заявленного публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ с ... мин на территории ..., отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: И.В.Перелыгина
Копия верна:
Судья: И.В.Перелыгина
Секретарь: В.С.Кузнецова