ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3174/18 от 27.06.2018 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело № 2а-3174/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сочи 27 июня 2018 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе судьи Вергуновой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи административное дело по административному иску администрации города Сочи к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю о признании необоснованным решений о приостановлении регистрации перехода прав на недвижимое имущество на основании соглашений об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилья,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Сочи обратилась в суд с административным иском (уточненным в процессе рассмотрения дела) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управлению Росреестра) по Краснодарскому краю с требованием о признании необоснованным решений о приостановлении регистрации перехода прав на недвижимое имущество на основании соглашений об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилья.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что постановлением администрации города Сочи от 29.05.2013 г. № 1050 «Об утверждении Адресной программы муниципального образования город-курорт Сочи по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы» утверждена муниципальная адресная программа в целях реализации на территории города Сочи региональной адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес> в посёлке <адрес> города Сочи», постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес> Хостинского района города Сочи», постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес> Центрального района города Сочи», постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес> Хостинского района города Сочи», приняты в установленном порядке административные решения об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и всех жилых помещений в находящихся на этих земельных участках аварийных многоквартирных домах, за исключением принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи. По смыслу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации федеральный законодатель допускает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, в том числе, путем предоставления взамен изымаемого другого жилого помещения. Жилые помещения, находящиеся в сносимых домах, и приобретаемые жилые помещения в большинстве случаев не могут быть равнозначны по общей площади и по рыночной стоимости в силу особенностей конструктивных и технических параметров многоквартирных домов современных строительных серий, поэтому стоимость предоставляемых жилых помещений существенно превышает стоимость изымаемых по независящим от граждан причинам и без учета их имущественного положения. В целях определении порядка заключения соглашений об изъятии жилых помещений с учетом системного толкования положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ и Земельного кодекса Российской Федерации, администрацией города Сочи был направлен запрос на имя председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО1 о порядке применения указанных правовых норм в части необходимости определения и указания в соглашении об изъятии такой разницы. Письмом председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.23-23/2543 даны разъяснения о том, что в соглашении об изъятии не указывается порядок оплаты собственником изымаемого жилого помещения органу местного самоуправления такой разницы, а также сообщено о направлении соответствующих разъяснений в адрес министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра). В соответствии с требованиями жилищного законодательства и с учетом указанных правовых позиций высшего судебного органа и высшего органа законодательной власти Российской Федерации, между администрацией города Сочи и собственниками жилых помещений в аварийных многоквартирных домах заключены соглашения об изъятии жилых помещений без указания в соглашениях разницы в стоимости предоставляемых жилых помещений и выкупной цены изымаемых жилых помещений, после чего стороны соглашений в установленном порядке обратились в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество. Административным ответчиком в адрес административного истца направлены Сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения общей площадью 12,7 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, Инжирная, <адрес>, комната в трехкомнатной коммунальной квартире, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО2, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ; сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 26,8 кв.м, по адресу: Р. Ф., Краснодарский край, город Сочи, Адлерский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО3, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ; сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 18,2 кв.м, по адресу: Р. Ф., Краснодарский край, город Сочи, Адлерский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО4, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 30,1 кв.м. по адресу: Р. Ф., Краснодарский край, город Сочи, Адлерский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности Т. О.И., что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 11,3 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО5, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 10,9 кв.м, по адресу: Р. Ф., Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО6, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ; сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 27 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО7 (1/4 доля в праве), ФИО8 (1/4 доля в праве), ФИО9 (1/4 доля в праве), ФИО10 (1/4 доля вправе), что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 33,4 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО11, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ. В качестве основания для отказов в государственной регистрации прав указано на отсутствие в представленных соглашениях условий о рыночной стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений, а также порядке выплаты разницы между ними. Администрация города Сочи считает, что решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации перехода прав на основании соглашений об изъятии жилых помещений в рамках реализации адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ, противоречит Федеральному закону от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также положениям статей 131, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 17, 18, 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», чем нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации жилищные права граждан и право органа местного самоуправления на владение, пользование и распоряжение имуществом в установленном законом порядке. Администрация города Сочи считает, что решения регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации перехода прав на основании соглашений об изъятии жилых помещений в рамках реализации адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013 № 615, противоречит Федеральному закону от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также положениям статей 131, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 17, 18, 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», чем нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации жилищные права граждан и право органа местного самоуправления на владение, пользование и распоряжение имуществом в установленном законом порядке. Административный истец полагает, что вопрос о необходимости указания в соглашениях такой разницы, которую граждане в большинстве случаев не готовы выплачивать, может вызвать социальную напряженность и повлечет нарушение жилищных прав переселяемых граждан, будет способствовать затягиванию либо невозможности реализации программных мероприятий по переселению из аварийного жилья, что, в конечном итоге, приведет к негативной оценке деятельности органов власти в целом. Поскольку положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в указанной части не содержат каких-либо специальных правил их применения в случаях признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, в процессе правоприменения сложилась ситуация коллизии и неопределенности правового регулирования, подлежащая разрешению посредством конституционного судопроизводства, которая в данном конкретном случае не должна повлиять на эффективную защиту прав и законных интересов переселяемых граждан. Поскольку Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю в оспариваемых решениях не указано иных причин для приостановлении в государственной регистрации прав, администрация города Сочи считает возможным обратиться в суд с требованием о признании таких приостановлений и последующих отказов в совершении регистрационных действий необоснованными и возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю обязанности по устранению допущенных нарушений. По приведенным основаниям администрация г. Сочи просит суд признать необоснованными отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 12,7 кв.м. по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, комната в трехкомнатной коммунальной квартире, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО2, путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилое помещение, общей площадью 28,4 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) ;обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 26,8 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Адлерский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО3, путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 44 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, переулок Вишневый, <адрес>Б, <адрес>, кадастровый (или условный) ;обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 18,2 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Адлерский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО4, путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 56 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, переулок Вишневый, <адрес>Б, <адрес>, кадастровый (или условный) ;обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 30,1 кв.м, по адресу: Р. Ф., Краснодарский край, город Сочи, Адлерский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на собственности ФИО12, путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 45,5 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, переулок Вишневый, <адрес>Б, <адрес>, кадастровый (или условный) ;обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 11,31 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на собственности ФИО5, путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28,1 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, переулок Вишневый, <адрес>Б, <адрес>, кадастровый (или условный) ;обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 10,9 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на собственности ФИО6, путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, переулок Вишневый, <адрес>Б, <адрес>, кадастровый (или условный) ;обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 27 кв.м, по адресу: Р. Ф., Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО7 (1/4 доля в праве), ФИО8 (1/4 доля в праве), ФИО9 АлексА.не (1/4 доля в праве), ФИО10 (1/4 доля в праве), путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 44,8 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, переулок Вишневый, <адрес>Б, <адрес>, кадастровый (или условный) ; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 33,4 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО11, путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 44 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) .

В адресованном суду заявлении представитель администрации г. Сочи по доверенности ФИО13 просил суд рассмотреть настоящее административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, на заявленных требованиях настаивал.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО14 также просила суд рассмотреть данное административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, принятие решения по данному делу оставила на усмотрение суда.

Привлеченные к участию в данном деле заинтересованные лица ФИО15, ФИО3, ФИО4, ФИО12, ФИО5, ФИО6. ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 также просили суд рассмотреть настоящее административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства. Заявленные административные исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.

С учетом положений п.2 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства РФ суд пришел к выводу о возможности перехода рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства на основании части 7 статьи 150 КАС РФ.

Исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 292 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).

Статьей 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации города Сочи от 29.05.2013 года № 1050 «Об утверждении Адресной программы муниципального образования город-курорт Сочи по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы» утверждена муниципальная адресная программа в целях реализации на территории города Сочи региональной адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013 № 615 в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Согласно статьям 1 и 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" действующим законодательством предусмотрены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, регламентировано осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а всоответствии с жилищным законодательством.

В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=1B59BE3743E54FE34F240939FC48092E72C7CC1C6737B70BF97F8A51AFF1A5E4ACD3982352AAD98569n5O" 5 - 9 настоящей статьи.

Материалами дела подтверждается, что постановлением администрации города Сочи от 20.06.2017 № 1017 «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес> в посёлке <адрес> города Сочи», постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес> Хостинского района города Сочи», постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес> Центрального района города Сочи», постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного <адрес> Хостинского района города Сочи», приняты в установленном порядке административные решения об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и всех жилых помещений в находящихся на этих земельных участках аварийных многоквартирных домах, за исключением принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи.

По смыслу статьи 32 Жилищного кодекса РФ законодатель допускает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, в том числе, путем предоставления взамен изымаемого другого жилого помещения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014 «По делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по общему правилу собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности.

В соответствии с ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд».

В соответствии с положениями ст. 56.9 Земельного кодекса РФ, в случае предоставления взамен изымаемых других объектов недвижимого имущества в соглашении об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд указывается разница между размером возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости и рыночной стоимостью передаваемых или предоставляемых взамен объектов недвижимого имущества, прав на них, порядок оплаты такой разницы лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать планируемую стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, то есть без учета разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений.

В соответствии с подпунктом «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника по соглашению сторон.

Между тем, ст. 72 Конституции РФ и п. 1, 2 ст. 5 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Судом принято во внимание, что находящиеся в сносимых домах, и приобретаемые жилые помещения в большинстве случаев не равнозначны по своей общей площади и по рыночной стоимости в силу особенностей конструктивных и технических параметров многоквартирных домов современных строительных серий.

При этом стоимость предоставляемых жилых помещений существенно превышает стоимость изымаемых по независящим от граждан причинам и без учета их имущественного положения.

Суд принимает во внимание разъяснения, содержащиеся в письме председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания РФ ФИО1 от 01.12.2015 г. № 3.23-23/2543, согласно которым в соглашении об изъятии не указывается порядок оплаты собственником изымаемого жилого помещения органу местного самоуправления такой разницы, а также информацию о направлении настоящих разъяснений в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Судом установлено, что между администрацией г. Сочи и собственниками жилых помещений в аварийных многоквартирных домах заключены соглашения об изъятии жилых помещений без указания в соглашениях разницы в стоимости предоставляемых жилых помещений и выкупной цены изымаемых жилых помещений.

После заключения указанных соглашений стороны в установленном порядке обратились в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество.

Материалами дела подтверждается, что административным ответчиком в адрес администрации города Сочи направлено сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 12,7 кв.м, по адресу: Р. Ф., Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, Инжирная, <адрес>, комната в трехкомнатной коммунальной квартире, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО2, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 26,8 кв.м, по адресу: Р. Ф., Краснодарский край, город Сочи, Адлерский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО3, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 18,2 кв.м, по адресу: Р. Ф., Краснодарский край, город Сочи, Адлерский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО4, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 30,1 кв.м, по адресу: Р. Ф., Краснодарский край, город Сочи, Адлерский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО12, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ; сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 11,3 кв.м, по адресу: Р. Ф., Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО5, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 10,9 кв.м, по адресу: Р. Ф., Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО6, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 27 кв.м, по адресу: Р. Ф., Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО7 (1/4 доля в праве), ФИО8 (1/4 доля в праве), ФИО9 АлексА.не (1/4 доля в праве), ФИО10 (1/4 доля вправе), что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;сообщение об отказе в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 33,4 кв.м, по адресу: Р. Ф., Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО11, что подтверждается полученной в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.

Основанием для отказа государственной регистрации прав явилось отсутствие в представленных соглашениях условий о рыночной стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений, а также о порядке выплаты разницы данной стоимости.

Положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в указанной части не содержат каких-либо специальных правил их применения в случаях признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, в связи с чем в процессе правоприменения сложилась ситуация неопределенности правового регулирования, которая не должна повлиять на эффективную защиту прав и законных интересов граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда.

Суд учитывает, что указание в соглашениях условий о рыночной стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений и о порядке выплаты такой разницы может вызвать социальную напряженность и повлечет нарушение жилищных прав переселяемых граждан, будет способствовать затягиванию либо невозможности реализации программных мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья.

В соответствии с изложенными обстоятельствами, а также учитывая позицию привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц граждан, вынужденных проживать в аварийном жилье с постоянным риском для жизни и здоровья по причине отказа административного ответчика в регистрации прав на основании заключенных соглашений об изъятии аварийных жилых помещений и предоставлении других взамен изымаемых, суд приходит к выводу о необоснованности отказа в государственной регистрации прав на основании заключенных администрацией г. Сочи с указанными гражданами соглашений об изъятии жилых помещений в рамках реализации адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013 № 615.

Согласно ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Поскольку Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю в оспариваемых решениях не указано иных причин для отказа в государственной регистрации прав на основании заключенных администрацией г. Сочи с указанными гражданами соглашений об изъятии жилых помещений в рамках реализации адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013 № 615, суд считает возможным удовлетворить требования администрации г. Сочи и признать оспоренные решения об отказе в совершении регистрационных действий необоснованными и возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю обязанность по регистрации заявленных прав на основании ранее представленных документов администрацией города Сочи и заинтересованными лицами.

Руководствуясь статьями 170-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования администрации города Сочи к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю о признании необоснованными решений об отказе в регистрации перехода прав на недвижимое имущество на основании соглашений об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилья удовлетворить.

Признать необоснованными отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю в государственной регистрации перехода прав от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 12,7 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, комната в трехкомнатной коммунальной квартире, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО2, путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилое помещение, общей площадью 28,4 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) ;

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 26,8 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Адлерский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО3, путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 44 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, переулок Вишневый, <адрес>Б, <адрес>, кадастровый (или условный) ;

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 18,2 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Адлерский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО4, путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 56 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, переулок Вишневый, <адрес>Б, <адрес>, кадастровый (или условный) ;

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 30,1 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Адлерский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на собственности ФИО12, путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 45,5 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, переулок Вишневый, <адрес>Б, <адрес>, кадастровый (или условный) ;

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 11,31 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на собственности ФИО5, путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28,1 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, переулок Вишневый, <адрес>Б, <адрес>, кадастровый (или условный) ;

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 10,9 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на собственности ФИО6, путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 28 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, переулок Вишневый, <адрес>Б, <адрес>, кадастровый (или условный) ;

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 27 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО7 (1/4 доля в праве), ФИО8 (1/4 доля в праве), ФИО9 АлексА.не (1/4 доля в праве), ФИО10 (1/4 доля в праве), путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 44,8 кв.м, по адресу: Российская Федерация, <адрес>, кадастровый (или условный) ;

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода прав на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, общей площадью 33,4 кв.м, по адресу: Р. Ф., Краснодарский край, город Сочи, Хостинский внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) , принадлежащего на праве собственности ФИО11, путем предоставления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи взамен в собственность жилого помещения, общей площадью 44 кв.м, по адресу: Р. Ф., Краснодарский край, город Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, кадастровый (или условный) .

Разъяснить, что регистрация должна быть произведена на основании ранее представленных документов для регистрации права, без истребования дополнительных.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: