УИД 32RS0027-01-2022-002163-11
Дело № 2а-3174/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Советский районный суд города Брянска в составе
председательствующего судьи Степониной С.В.,
при секретаре Кличко М.О.,
с участием представителя административного истца Гапоненко О.И. по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Суворова Дмитрия Николаевича к Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о признании незаконным решения, понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Суворов Д.Н., действуя через своего представителя по доверенности, обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого указал следующее. Письмом №29/03/5729 от 05.04.2022 ответчик отказал в удовлетворении заявления о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 628 кв.м., расположенного , кадастровый №.... Основанием отказа послужило то, что земельный участок расположен в границах приаэродромной территории аэродрома «Брянск» (седьмая подзона). Административный истец полагает отказ незаконным, поскольку седьмая подзона приаэродромной территории, учитывая вид разрешенного использования земельного участка, не может быть основанием к отказу в перераспределении.
На основании изложенного, ссылаясь на нормы ст. 124-126, 218-225 КАС РФ административный истец просит суд признать незаконным решение Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, от 05.04.2022, об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 628 кв.м., расположенного , кадастровый №...; обязать Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации повторно рассмотреть заявление истца о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 628 кв.м., расположенного , кадастровый №....
Определением суда от 13.05.2022 к участию в дела в качестве заинтересованных лиц привлечены Брянская городская администрация, Управление по строительству и развитию территории г. Брянска.
В судебное заседание административный истец Суворов Д.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, направил для участия своего представителя.
В судебное заседание представитель административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации не явился, о времени и месте разбирательства дела уведомлен надлежащим образом.
Заинтересованные лица: Управление по строительству и развитию территории г. Брянска, АО "Международный аэропорт "Брянск", Брянская городская администрация, Центральное МТУ Росавиации в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От Управления по строительству и развитию территории г. Брянска поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Суд, в соответствии со ст.150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель административного истцов Гапоненко О.И. заявленные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он считает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Отказ Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в перераспределении земельных участков был оформлен письмом №29/03/5729 от 05.04.2022. С административным иском истцы обратились 15.04.2022 (согласно почтовому штемпелю на конверте). Таким образом, установленный законом трехмесячный срок для обращения за судебной защитой не пропущен.
Полномочия Брянской городской администрации по распоряжению земельными участками установлены Положением об управлении и распоряжении земельными участками на территории города Брянска, утвержденным Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29.04.2015 N 168.
Согласно Положению об Управлении имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, утвержденному Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 07.08.2009 N 95, Управление является отраслевым (функциональным) органом Брянской городской администрации, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности города Брянска, а также организационно-технические функции в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Брянска, и земельных участков, расположенных на территории города Брянска, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании ч. 1 ст. 29.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрены статьей 39.16 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Как установлено судом, Суворов Дмитрий Николаевич является собственником жилого дома, распложенного , кадастровый №... (выписка из ЕГРН от ). Основание приобретения права собственности – свидетельство о праве на наследство по закону от .
Земельный участок с кадастровым №..., площадью 628 кв.м. под жилым домом находится в пользовании Суворова Д.Н. на основании договора аренды №... от , заключенным с Брянской городской администрацией на срок 49 лет с по .
С целью приобретения земельного участка в собственность за плату без проведения торгов Суворов Д.Н. обратился в Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации с соответствующим заявлением.
Письмом №29/03/5729 от 05.04.2022 ответчик отказал в удовлетворении заявления истца о предоставлении в собственность земельного участка площадью 628 кв.м., расположенного , кадастровый №.... Основанием отказа послужил факт расположения земельного участка в границах приаэродромной территории аэродрома «Брянск» (седьмая подзона).
Из материалов дела следует, что согласно заключению Управления по строительству и развитию территории в соответствии с ограничениями, установленными Правилами землепользования и застройки города Брянска, утвержденного Решением Брянского городского совета народных депутатов от 26.07.2017 №796 испрашиваемый земельный участок расположен в седьмой подзоне приаэродромной территории аэродрома Брянск, в границах которой в соответствии с приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 31.12.2019 №1589-п не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки, включая отдельные жилые дома, ладншафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений, детских площадок, организаций отдыха детей и их оздоровления.
Оценивая обоснованность оспариваемого отказа, суд учитывает, что Распоряжением Правительства РФ от 19.03.2013 №384-р утверждена схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения.
В силу ч. 2 раздела III названной схемы приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно части 1 статьи 47 Воздушного кодекса РФ, приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу части 2 статьи 47 Воздушного кодекса РФ актом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом
Пунктом 3 статьи 47 Воздушного кодекса РФ определены виды подзон, которые могут выделяться на приаэродромной территории и в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности. Согласно подпункту 7 данной нормы к числу таких подзон относится седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, вилы которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с Правилами выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года N 1460, выделение седьмой подзоны приаэродромной территории осуществляется по границам, установленным согласно расчетам, учитывающим следующие факторы: в части концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и шумового воздействия - типы используемых воздушных судов, траектории взлета, посадки и маневрирования воздушных судов в районе аэродрома, расписание движения воздушных судов (в дневное и ночное время), рельеф местности и климатологическое описание аэродрома.
Таким образом, территория, в границах которой установлен специальный правовой режим ввиду превышения уровня шумового воздействия воздушного транспорта, является не отдельной зоной, а составной частью (подзоной) приаэродромной территории, устанавливаемой решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Конкретные ограничения и запреты, составляющие правовой режим такой зоны, в частности, виды объектов, которые запрещается размещать в границах этой зоны в зависимости от их функционального назначения, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории (пункты 1 и 3 статьи 47 Воздушного кодекса РФ).
Приказом Росавиации от 31.12.2019 № 1589-п «Об установлении приаэродромной территории аэродрома «Брянск» принято Решение об установлении приаэродромной территории аэродрома «Брянск» согласно Приложению. Согласно п. 4.7 Приложения ограничения на указанную седьмую подзону вводятся в соответствии с п.п. 7 п. 3, статьи 47 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ.
Установлено, что в границах седьмой подзоны ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.
В седьмой подзоне не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений, детские площадки, организаций отдыха детей и их оздоровления.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в седьмой подзоне приаэродромной территории при установлении приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом РФ (в редакции настоящего Федерального закона), не применяются в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли v граждан или юридических лиц до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, (в редакции, действовавшей до 01 июля 2021 года).
С 01 июля 2021 года статья 4 ФЗ от 01.07.2017г. № 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" была дополнена пунктом 13: «В случае, предусмотренном частью 8 настоящей статьи, ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в седьмой подзоне приаэродромной территории, не применяются в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лип до дня установления седьмой подзоны приаэродромной теппитории. а также в отношении объектов недвижимости, разрешение на строительство которых получено до установления этой подзоны, или в случаях, если для строительства, реконструкции указанных объектов недвижимости не требуется выдача разрешения на строительство в отношении объектов недвижимости, строительство которых начато до установления этой подзоны. В случаях, предусмотренных настоящей частью, возмещение убытков указанным лицам в связи с установлением седьмой подзоны приаэродромной территории не осуществляется».
Учитывая, что право собственности административного истца на жилой дом возникло до момента установления седьмой подзоны приаэродромной территории аэродрома г. Брянска, то административный ответчик не имел правовых оснований для отказа в удовлетворении заявления о предоставления в собственность за плату земельного участка по данному основанию.
Указание в оспариваемом письме на то, что земельный участок расположен в зоне подтопления грунтовыми водами, в третьем поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, в третьей, пятой и шестой подзонах приаэродромной территории аэродрома Брянск, носило информативный характер, не являлось основанием для отказа в предоставлении земельного участка, а потому не входит в предмет доказывания и не подлежит судебной оценке при рассмотрении настоящего спора.
С учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, а также закона подлежащего применению по данному делу, исходя из того, что препятствий к перераспределению дополнительного земельного участка к основному земельному участку истцов не имеется, испрашиваемый истцом земельный участок не ограничен в обороте, суд приходит к выводу о том, что у административного ответчика отсутствовали основания для отказа административному истцу в предоставлении земельного участка в собственность за плату, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
С учетом того, что в силу действующего законодательства вопрос о предоставлении в собственность за плату земельных участков отнесен к компетенции органа исполнительной власти, суд считает, что восстановление прав истца возможно путем возложения на Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации обязанности повторно рассмотреть заявление Суворова Д.А. о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 628 кв.м., расположенного , кадастровый №....
Руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Суворова Дмитрия Николаевича к Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о признании незаконным решения, понуждении к совершению действий удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации №29/03/5729 от 05.04.2022 об отказе в предоставлении Суворову Дмитрию Николаевичу в собственность за плату земельного участка площадью 628 кв.м., расположенного , кадастровый №....
Обязать Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации повторно рассмотреть заявление Суворова Дмитрия Николаевича о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 628 кв.м., расположенного , кадастровый №....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Степонина
Резолютивная часть решения оглашена 27 июня 2022 года.
В окончательной форме решение изготовлено 11 июля 2022 года.