ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3175/20 от 13.10.2020 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Махачкала ДД.ММ.ГГГГ

Советский районный суд г.Махачкалы РД в составе:

председательствующего судьи Шуаева Д.А..

при секретаре судебного заседания Метревели Ц.Т.,

с участием представителя административного истца - территориально-соседской общины коренного малочисленного народа ногайцев «Макар-аул» по доверенности Бигишиева И.Т., представителей Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан по доверенности Зайнутдиновой С.М. и Абакаровой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению территориально-соседской общины коренного малочисленного народа ногайцев «Макар-аул» к министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан о признании незаконным и отмене решения заместителя министра по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан Джанаева Х.Б., выразившееся в письменном ответе на обращение территориально-соседской общины коренного малочисленного народа ногайцев «Макар-аул», передаче всех земель относящихся к среде обитания Общины «Макар-аул» в собственность МО СП «Сельсовет Большеарешевский» и признании, что Община коренного малочисленного народа, а также их члены имеют право безвозмездно пользоваться землями различных категорий без проведения торгов,

УСТАНОВИЛ:

территориально-соседская община коренного малочисленного народа ногайцев «Макар-аул» обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на то, что в Кизлярском районе в селении Макаровское Кизлясркого района функционирует территориально-соседская община коренного малочисленного народа ногайцев «Макар-аул». В советские годы село со своими землями вошло в состав совхоза «Россия» с центральной усадьбой в с. Большеарешевский. В конце 90-х годов совхоз «Россия» была реорганизован в ГУП и все земли отошли в Минимущества РД. В настоящее время Минимущество РД распоряжается исконными землями Общины, где веками проживал коренной малочисленный народ и занимался традиционными видами деятельности. Минимущество РД раздает земли Общины в аренду людям, которые даже не приживают в их районе, а коренной народ страдает из-за отсутствия земли. 30 января 2020 г. Община обратилась с заявлением к министру по земельным и имущественным отношениям РД о передаче всех земель в безвозмездное пользование Общине «Макар-аул» на 10 лет. На указанное обращение Община получила ответ от ДД.ММ.ГГГГ г. № с которым сторона истца не согласна.

Представитель административного истца территориально-соседской общины коренного малочисленного народа ногайцев «Макар-аул» по доверенности Бигишиев И.Т. поддержал административное исковое заявление, просил его удовлетворить.

Представители Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан по доверенности Зайнутдинова С.М. и Абакарова М.А. административное исковое заявление не признали, просили отказать в его удовлетворении.

Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив по правилам ст.84 КАС РФ доказательства, представленные в материалы дела, суд находит административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи46 КонституцииРоссийской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (илибездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст.218 КАС РФгражданин, организация, иные лица могутобратитьсяв суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на нихнезаконновозложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могутобратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прирассмотренииадминистративного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли срокиобращенияв суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо,обратившеесяв суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226).

Из материалов дела следует, что Председатель правления общины «Макар-аул» обратилсяв Министерство по земельным и имущественным отношениям РД с заявлением о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами: , расположенным по адресу: РД, <адрес> в безвозмездное пользование Общине «Макар аул» на 10 лет.

ДД.ММ.ГГГГ Минимущество Дагестана дало ответ на указанное обращение за №ХД-01/3513, в котором, ссылаясь на пп.13 п.2 ст.39.12 ЗК РФ, министерство по земельным и имущественным отношениям РД отказало в предоставлении вышеуказанных земельных участков в безвозмездное пользование на 10 лет.

Реализация (юридическим лицом) гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права наобращениев государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядокрассмотренияобращенийграждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "Опорядкерассмотренияобращенийграждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Опорядкерассмотрения обращенийграждан Российской Федерации").

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона "Опорядкерассмотренияобращенийграждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременноерассмотрениеобращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившегообращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые длярассмотренияобращениядокументы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных вобращениивопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении егообращениянарассмотрениев другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Опорядкерассмотренияобращенийграждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией,рассматриваетсяв течение 30 дней со дня регистрации письменногообращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

В силу пункта 2 статьи227Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требованияопризнании оспариваемых решения, действия (бездействия)незаконнымиполностью или в части, еслипризнаетих не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, судом установлено, что обращение председателя правления Общины «Макар–аул» в установленном Федеральным законом "Опорядкерассмотренияобращенийграждан Российской Федерации" порядке не рассмотрено, что также не оспорено в суде представителями ответчика.

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Обращаясь с заявлением в Минимущество Дагестана председатель правления Общины «Макар–аул» просил предоставить перечисленные им в заявлении земельные участки в безвозмездное пользование Общины «Макар аул».

В письме, направленном председателю правления Общины «Макар–аул» Минимуществом Дагестана ссылаясь на пп.13 п.2 ст.39.10 ЗК РФ отказано в предоставлении вышеуказанных земельных участков в безвозмездное пользование на 10 лет.

Между тем, ответ Минимущества Дагестана не мотивирован и не содержит ответ по существу поставленного в обращении вопроса, соответственно суд не может в полном объеме проверить законность оспариваемого ответа.

При таких обстоятельствах, суд полагает права административного истца нарушенными, поскольку на обращениеОбщины «Макар аул» не был дан мотивированный ответ, в связи с чем приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Общины «Макар аул» о признании незаконным ответ (отказ) выраженный в письме заместителя министра по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В целях восстановления нарушенного права административного истца на административного ответчика министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан надлежит возложить обязанность повторно рассмотреть заявление территориально-соседской общины коренного малочисленного народа ногайцев «Макар-аул» о передаче земли в безвозмездное пользование Общине «Макар-аул» на 10 лет и дать мотивированный ответ на его обращение в установленном порядке.

Поскольку в данном случае заявление о предоставлении земельных участков не рассмотрено в установленном порядке, суд не вправе в рамках настоящего дела возлагать на ответчика обязанность передать земли Общине «Макар-аул» в собственность МО СП «Сельсовет Большеарешевский» с признанием права Общины коренного малочисленного народа, а также их членов на безвозмездное пользование землями различных категорий без проведения торгов, так как в противном случае суд неправомерно вторгнется в компетенцию органа государственной власти и предрешит результат рассмотрения заявления уполномоченным лицом органа государственной власти.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление территориально-соседской общины коренного малочисленного народа ногайцев «Макар-аул» удовлетворить частично.

Признать незаконным ответ (отказ) выраженный в письме заместителя министра по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан повторно рассмотреть заявление территориально-соседской общины коренного малочисленного народа ногайцев «Макар-аул» о передаче земли в безвозмездное пользование Общине «Макар-аул» на 10 лет.

В остальной части иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Д.А. Шуаев