Дело № 2а-3175/2021
39RS0002-01-2021-002441-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Калининград 30 июня 2021 г.
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи: Кисель М.П.,
при секретаре: Оксенчук А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации ГО «Город Калининград», заинтересованное лицо Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» о признании отказа незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Решением административного ответчика № от 02.03.2021 ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку территория, на которой расположен указанный участок, постановлением администрации ГО «Город Калининград» от 02.10.2013 №, проектом планировки и межевания территории в границах < адрес > предусмотрена под строительство средне этажных жилых домов; проект планировки и межевания разработан с целью выявления свободных территорий для предоставления гражданам, имеющим троих и более детей, проводятся работы по подготовке к резервированию территории для муниципальных нужд и данный участок предусмотрен для решения вопросов местного значения.
Оспариваемый отказ является незаконным, носящим формальный характер, поскольку правовой акт о подготовке участка к резервированию для муниципальных нужд для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей отсутствует.
При названном обосновании ФИО1 просила признать незаконным решение администрации ГО «Город Калининград», содержащемся в письме от 02.03.2021 № об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью < ИЗЪЯТО > с условным номером № по адресу: < адрес >, в аренду для индивидуального жилищного строительства согласно прилагаемой схеме, а также возложить на администрацию ГО «Город Калининград» обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду ФИО1 указанного земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства согласно прилагаемой схеме в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание ФИО2 не явилась, обеспечила явку своего представителя по доверенности ФИО3, который заявленные требования поддержал в полном объеме, по изложенным основаниям.
Представитель администрации ГО «Город Калининград», Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» по доверенности ФИО4 в удовлетворении административного иска ФИО2 просил отказать, как основанном на неверном толковании норм материального права.
Выслушав явившихся лиц, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Судом достоверно установлено, не оспорено сторонами и объективно подтверждается материалами дела, что ФИО1 обратилась в комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка аренду земельного участка площадью < ИЗЪЯТО > кв. м с условным номером № по адресу: < адрес > в аренду для индивидуального жилищного строительства согласно прилагаемой схеме.
На указанную территорию постановлением администрации ГО «Город Калининград» от 02.10.2013 № 1510 утвержден проект планировки с проектом межевания в его составе территории в границах < адрес >. согласно утвержденному проекту указанный в прилагаемой к заявлению ФИО5 схеме земельный участок площадью < ИЗЪЯТО > предусмотрен под строительство средне этажных жилых домов.
Решением < адрес > от 02.03.2021 в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано, обращение ФИО1 оставлено без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Согласно п.1 ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, или в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пп.5 п.16 ст.11,10 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно п. 1 указанного перечня схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена в случае, если расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, осуществляется в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории. В соответствии с ч.10 ст.45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки и межевания территории осуществляется на основании документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.
Согласно ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия до вопросам местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляется распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, находящимися в государственной неразграниченной собственности. При осуществлении функций по управлению и распоряжению земельными участками ключевой задачей органа местного самоуправления является обеспечение рационального и эффективного использования земель, ориентированного в первую очередь на решение вопросов местного значения, одним из которых является исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №600 об обеспечении граждан, имеющих трех и более детей, земельными участками.
В соответствии с действующим законодательством уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставления земельного участка в случаях, указанных в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
Согласно п.17 ст.39.16 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального, объектов регионального или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В соответствии с п. 20 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты местного значения - это объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Пунктом 6 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Пунктом 2.10.1 Административного регламента администрации городского округа «Город Калининград» о предоставлении муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, утвержденного постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 27.11.2017 № 1683, установлен перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, или в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса РФ.
Земельный участок, предлагаемый; к образованию в соответствии с прилагаемой схемой расположен на территории, на которую постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 02.10.2013 №1510 утвержден проект планировки с проектом межевания в его составе территории в границах < адрес >. Согласно утвержденному проекту земельный участок площадью < ИЗЪЯТО > кв.м, указанный в схеме, приложенной к заявлению ФИО1, предусмотрен под строительство среднеэтажных жилых домов.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь п. 2.10,1 указанного Регламента, пп. 5 п. 16 ст. 11.10, п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» 02.03.2021 за исх. № правомерно отказал ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка по ул. Механической для индивидуального жилищного строительства в соответствии с приложенной схемой расположения участка на кадастровом плане территории.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Само по себе отсутствие совокупности условий для признания недействительным оспариваемого бездействия влечет отказ в удовлетворении заявленных требований (статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Необходимая совокупность условий для признания оспариваемого решения незаконным в данном случае отсутствует, поскольку к моменту обращения ФИО1 за предварительным согласованием предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства на рассматриваемую территорию утвержден проект планировки с проектом межевания, что в силу пп.5 п.16 ст.11.10 ЗК РФ является императивным основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Руководствуясь ст. 174, 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ФИО1 – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14.07.2021.
Судья: