ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3178/16 от 09.08.2016 Ворошиловского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело №2а-3178/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе председательствующего судьи Юрченко Д.А.,

при секретаре судебного заседания Тихоновой Г.Ф.,

с участием представителя административного истца-

администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области ФИО1,

представителей заинтересованного лица на стороне административного истца- Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области ФИО1,ФИО2,

представителя административного ответчика – Комитета строительства Волгоградской области – ФИО3,

29 августа 2016 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области к Комитету строительства Волгоградской области о признании предписания №40-16/П об устранении нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности от 26 мая 2016 года незаконным и подлежащим отмене,

установил:

Администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области (далее по тексту Администрация) обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным предписание Комитета строительства Волгоградской области (далее по тексту Комитет) /П об устранении нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, а также возложить на Комитет строительства Волгоградской области обязанность отменить предписание /П об устранении нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указано, что Комитетом ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка соблюдения Администрацией законодательства о градостроительной деятельности в части утверждения проекта планировки с проектом межевания застроенной территории о.Зеленый городского округа - город Волжский Волгоградской области. На основании Акта проверки соблюдения Администрацией законодательства о градостроительной деятельности /А от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено предписание об отмене постановления Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении документации по внесению изменений в проект планировки с проектом межевания застроенной территории части о. Зеленый городского округа - город Волжский Волгоградской области». Также данным Актом проверки выявлены нарушения следующих норм законодательства при принятии вышеуказанных решений Администрацией, в точности: статей 42,46 ГрК РФ; части 2 статьи 67.1 Водного кодекса РФ; приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и введении в действие Порядка разработки и составе раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций градостроительной документации для городских и сельских поселений, других муниципальных образований»; Постановления Главы Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования муниципальных образований Волгоградской области». Администрация считает вынесенное предписание незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Так, статьи 42,46 ГрК РФ не содержат норм, запрещающих органам местного самоуправления внесение изменений в документацию по планировке территории. Проектом планировки размещение жилищного строительства на территории о. Зеленый не предусматривается. Более того, в соответствии с генеральным планом городского округа - город Волжский Волгоградской области предусматривается полное переселение жителей с острова как с зоны катастрофического затопления и ликвидация всего жилищного фонда, не только аварийного. Постановление Администрации, которое предписано отменить, было разработано и утверждено по инициативе и за счет средств администрации Волжского для решения вопросов местного значения в пределах представленных полномочий и не устанавливает в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений, обязанности осуществления каких-либо процедур. Действующим законодательством предусмотрена процедура внесения изменений в документацию по планировке территории. Считают, что часть 2 статьи 67.1 Водного кодекса РФ, запрещающая строительство объектов капитального строительства в границах зон затопления, подтопления без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, применяется к проектированию объектов капитального строительства, а не при планировке территории. Также указывают, что документация по планировке территории полностью соответствует Постановлению Главы Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца Администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области ФИО1, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель административного ответчика Комитета строительства Волгоградской области ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования не признала, суду пояснила, что согласно материалам внеплановой проверки, проведенной Комитетом ДД.ММ.ГГГГ Администрации в срок до ДД.ММ.ГГГГ предписано отменить постановление Администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении документации по внесению изменений в Проект планировки с проектом межевания застроенной территории части о.Зеленый городского округа- город Волжский Волгоградской области». Комитет, считает, что при вынесении указанного Постановления Администрацией нарушены ч.2 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, статьи 41-46 Градостроительного кодекса РФ, положения приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, положения постановления Главы Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ в части требований к проекту планировки межевания застроенной территории части о.Зеленый городского округа-город Волжский в зоне катастрофического затопления. Просят отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования поддержала, по основаниям, изложенным представителем административного истца.

Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.

В силу ст. 67.1 Водного кодекса РФ, в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1). Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются (часть 2). Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4).

В соответствии с Городским положением «Генеральный план городского округа - город Волжский Волгоградской области (положение о территориальном планировании)» от ДД.ММ.ГГГГ-ВГД (принято Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от ДД.ММ.ГГГГ N 46/3) (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), при разрушении гидротехнических сооружений Волжской ГЭС на территории города возможно образование зоны катастрофического затопления (КЗ) площадью 20 кв. км. В зону КЗ попадает 10 тыс. чел. Генеральным планом предусмотрен вынос жилья и промышленных предприятий с зоны катастрофического затопления (о. Зеленый). Генеральным планом предусматривается полное переселение жителей с острова Зеленый - зоны катастрофического затопления. Здесь предусматривается ликвидация всего жилищного фонда, не только аварийного (п. 3.1.2).

Также пунктом 13.2.7 "Городское положение "Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области" от ДД.ММ.ГГГГ N480-ВГД (принято Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от ДД.ММ.ГГГГ N 68/4) (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что в зонах, подверженных катастрофическому затоплению, запрещено размещение по результатам осуществления градостроительных изменений жилых и общественных

зданий: школ, детских дошкольных учреждений.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области принято постановление «Об утверждении документации по внесению изменений в проект планировки с проектом межевания застроенной территории части о. Зеленый городского округа - город Волжский Волгоградской области» (л.д.10-16).

Комитетом строительства Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ начато проведение внеплановой проверки соблюдения Администрацией законодательства о градостроительной деятельности в части утверждения проекта планировки с проектом межевания застроенной территории о.Зеленый городского округа - город Волжский Волгоградской области, по результатам проведения которой был составлен Акт проверки соблюдения Администрацией законодательства о градостроительной деятельности /А от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-24).

ДД.ММ.ГГГГ Комитетом вынесено предписание об отмене постановления Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении документации по внесению изменений в проект планировки с проектом межевания застроенной территории части о. Зеленый городского округа - город Волжский Волгоградской области» (л.д. 18-19).

Основанием для вынесения обжалуемого Предписания явилось установление Комитетом нарушений Администрацией статей 42,46 ГрК РФ; части 2 статьи 67.1 Водного кодекса РФ; приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и введении в действие Порядка разработки и составе раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций градостроительной документации для городских и сельских поселений, других муниципальных образований»; Постановления Главы Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования муниципальных образований Волгоградской области».

В своих пояснения суду, представитель административного истца указал, что статьи 42,46 ГрК РФ не содержат норм, запрещающих органам местного самоуправления внесение изменений в документацию по планировке территории; действующим законодательством предусмотрена процедура внесения изменений в документацию по планировке территории; часть 2 статьи 67.1 Водного кодекса РФ применяется к проектированию объектов капитального строительства, а не при планировке территории; документация по планировке территории полностью соответствует Постановлению Главы Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами стороны административного истца, в виду следующего.

Как следует из приложения к постановлению Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным проектом межевания предусмотрены проектируемые объекты застройки, в точности магазины (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.); спорт (размещение объектов капитального строительства в качестве спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, устройство площадок для занятия спортом и физкультурой).

Таким образом указанным постановлением Администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ предусматривается строительство в зоне катастрофического затопления острова Зеленый городского округа - город Волжский Волгоградской области объектов капитального строительства, что прямо запрещено положениями ст. 67.1 Водного кодекса РФ.

При этом материалы настоящего административного иска не содержат и стороной административного истца не представлено доказательств того, что при принятии постановления Администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ проведены специальные защитные мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления.

Представленный административным истцом ответ за от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника Главного управления (по защите, мониторингу и предупреждению ЧС)– начальника управления гражданской защиты ГУ МЧС России по Волгоградской области не является доказательством проведения Администрацией специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, поскольку данный ответ носит чисто информативный характер, и указывает на то, что Управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области не указано на краткое описание объектов проектирования и их (объектов) технических характеристик.

Кроме этого в судебном заседании сторона административного истца не отрицала, и доказательств обратному не представила, что в генеральный план г. Волжского изменений внесено не было, остров Зеленый городского округа - город Волжский Волгоградской области продолжает относиться к зоне катастрофического затопления.

Доводы административного истца о том, что на проектируемой территории не планируется строительства школ, детских дошкольных учреждений, не является основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку требования федерального законодательства прямо запрещают строительство любых объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления.

Доводы административного истца, что статьи 42,46 ГрК РФ не содержат норм, запрещающих органам местного самоуправления внесение изменений в документацию по планировке территории, по своему содержанию не освобождают орган местного самоуправления при подготовке проекта планировки территории провести мероприятия по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также мероприятий по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности.

Ссылки административного истца, что внесение изменений в документацию по планировке территории допускается отдельными нормативными актами и судебная практикой арбитражных судов, а также Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», суд находит также несостоятельными, поскольку Федеральный закон № 373-ФЗ вступает в силу только с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, не может быть применен к отношениям, возникшим ДД.ММ.ГГГГ. Пункт 12 Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения содержит требования к комплексным схемам организации дорожного движения (далее - КСОДД) и предусматривает возможность подготовки предложений в составе КСОДД по внесению изменений в документы территориального планирования и документацию по планировке территории, предложения по развитию сети дорог. Также Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений и их комплексного освоения в целях строительства, а потому применение этой нормы к земельному участку на о. Зеленый недопустимо.

В этой связи суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Кроме этого согласно части первой ст.218 КАС РФ, организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как указано в статье 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 ст. 226 КАС РФ). Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 ст. 226 КАС РФ).

В соответствии с положениями статьи 8.1. ГрК РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется государственный контроль за соблюдением соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, в том числе контроль за: соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности (п.1 части первой); соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями настоящего Кодекса (п.2 части первой); соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков (п.3 части первой). Должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, имеют право: проводить проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также подведомственных им организаций (п.1 части второй). Должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в случае выявления фактов нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности обязаны: направлять в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязательные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности и устанавливать сроки устранения таких нарушений (п.1 части третьей).

Постановлением Губернатора Волгоградской обл. от ДД.ММ.ГГГГ N 170 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждено Положение о комитете строительства Волгоградской области". Комитет осуществляет следующие полномочия в сфере градостроительной деятельности и архитектуры: организует разработку, согласование и подготовку к утверждению схемы территориального планирования Волгоградской области, работу по внесению в нее изменений. Комитет осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия по контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, в том числе контроль за: соответствием муниципальных нормативных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности; соблюдением процедур, установленных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования муниципальных образований, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков; соблюдением процедур, установленных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования муниципальных образований, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.

В этой связи суд приходит к выводу, что Комитет строительства Волгоградской области в лице председателя Комитета, вынося обжалуемое предписание, действовал в рамках предоставленных полномочий и в соответствии с действующим законодательством, оснований для отмены предписания суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-177, 227 КАС РФ, суд

решил:

Администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области в удовлетворении требований о признании незаконным предписания Комитета строительства Волгоградской области /П об устранении нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, - отказать.

Администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области в удовлетворении требований о возложении на Комитет строительства Волгоградской области обязанности отменить предписание /П об устранении нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Юрченко Д.А.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Юрченко Д.А.