ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3178/19 от 14.02.2020 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-448/2020 (УИД 69RS0040-02-2019-008734-23)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 февраля 2020 года г. Тверь

Центральный районный суд г. Твери в составе

председательствующего судьи Райской И.Ю.

при секретаре Амировой О.В.,

с участием: представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании незаконными уведомления о приостановлении и отказе в государственной регистрации прав на земельный участок, возложении обязанности осуществить действия по государственной регистрации прав на земельный участок,

у с т а н о в и л:

ФИО3 обратился в Центральный районный суд г. Твери с административным исковым заявлением, в котором с учетом последующих уточнений просит признать действия Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Ржевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области по приостановлению государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, согласно уведомлению о приостановлении государственной регистрации прав от 27 сентября 2019 года № КУВД-001/2019-11700664/1, незаконными; признать действия по отказу в государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по вышеуказанному адресу согласно уведомлению об отказе государственной регистрации прав от 30 декабря 2019 года № КУВД-001/2019-11700664/2 незаконными; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области осуществить действия по государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по вышеуказанному адресу.

В обоснование заявленных требований указано, что на основании договора аренды от 20 марта 2019 года, заключенного между административным истцом и МУ «Администрация городского поселения - поселок Редкино» Конаковского района Тверской области, в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области были поданы документы для осуществления действий по государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Согласно полученному уведомлению от 27 сентября 2019 года № КУВД-001/2019-11700664/1, начиная с 27 сентября 2019 года действия по осуществлению государственной регистрации прав в отношении вышеуказанного земельного участка приостановлены в связи со следующим. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав» приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Полагает действия Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Ржевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области по приостановлению государственной регистрации прав со ссылкой на указанный пункт незаконными, необоснованными, противоречащими требованиям действующего законодательства по следующим основаниям. Приказом Минэкономразвития России от 07 июня 2017 года № 278 утвержден административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее - Административный регламент), разделом 2 которого установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления. Пункт 55 Административного регламента: «Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном приказом № 883:». Пункт 58 Административного регламента: «К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, указанные в части 2 статьи 14 Закона о регистрации и являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Часть 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе; иные документы, предусмотренные Законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о регистрации и принятых в соответствии с Законом о регистрации других нормативных правовых актов, если иное не установлено Законом о регистрации или иными федеральными законами». Пункт 59 Административного регламента: «Документами-основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ; схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Законом № 119-ФЗ; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости». Пункт 60 Административного регламента: «При представлении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица – также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом». Пункт 62 Административного регламента: «Если в случаях, предусмотренных федеральным законом, на совершение сделки, подлежащей государственной регистрации или являющейся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, требуется получение согласия третьего лица, органа юридического лица, государственного органа или органа местного самоуправления, к заявлению о государственной регистрации сделки или права, ограничения права, обременения объекта недвижимости прилагается такое согласие. Орган регистрации прав не вправе истребовать указанное согласие у заявителя, если в силу федерального закона сделка, совершенная без такого согласия, не является ничтожной и при непредставлении в таком случае указанного согласия сведения о непредставлении согласия на государственную регистрацию вносятся в ЕГРН и отражаются в выдаваемых органом регистрации прав выписках из ЕГРН». Указанный в Административном регламенте перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, является исчерпывающим. Все указанные выше документы, предусмотренные Административным регламентом, административным истцом были представлены в установленном законом порядке в орган регистрации. Ссылка в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав на письмо ФСО России Государственного комплекса «Завидово» в следующей редакции: «предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером , расположенного по вышеуказанному адресу, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства не возможно» не соответствует действительному содержанию письма. Письмо ФСО России Государственного комплекса «Завидово» (исх. от 28 мая 2019 года № 9/16/3K-231) содержат следующее: «положительно решить Ваш вопрос не представляется возможным. «Следует отметить, что при рассмотрении вопросов о переходе прав на земельные участки иных пользователей и собственников, расположенных в границах территории Комплекса, ссылки на земельное законодательство, включаемые Комплексом в ответы на согласование, являются мнением Комплекса, которое не является элементом правовой экспертизы, а также элементом реализации полномочий по распоряжению земельными участками». При этом полагает, что оценка содержания письма выходит за рамки полномочий органа регистрации, так как позиция ФСО России Государственного комплекса «Завидово» в данном случае является предметом оценки иных органов. Ссылка в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав на следующее: «В соответствии с пунктом «г» части 2 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» несостоятельна. Истец полагает, что оценка государственным регистратором применения норм Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» не является предметом правовой экспертизы для принятия решения об осуществлении регистрационных действий. Вместе с тем, согласно пункту «д» ч. 2 ст. 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов. В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка. На основании ч. 2 ст. 12 указанного закона в границах национальных парков допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников. Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится (часть 4 ст. 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ). Приказом ФСО России, Минприроды России от 21 июля 2015 года № 362/329 утверждено Положение о национальном парке «Государственный комплекс «Завидово», согласно которому на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, историко-культурным объектам и которая противоречит его целям и задачам, в том числе, предоставление на территории национального парка садоводческих и дачных участков (пункт 9 Положение № 362/329). На территории национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделены следующие зоны: - зона хозяйственного назначения 2 (включает в себя земли других собственников и пользователей), предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования национального парка и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. В зоне хозяйственного назначения 2 допускаются строительство, реконструкция, ремонт (по согласованию с Комплексом) и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов для жизнедеятельности граждан, проживающих на землях населенных пунктов (пункт 11 Положения № 362/329). Таким образом, «мнение», изложенное в письме ФСО России Государственного комплекса «Завидово» (исх. от 28 мая 2019 года № 9/16/3K-231), не несет правовых последствий, в том числе последствий признания ничтожной сделки по предоставлению в аренду земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в аренду без согласия ФСО России Государственного комплекса «Завидово». Акты органа местного самоуправления о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка в установленном законом порядке обжалованы не были (не признаны недействительными в судебном порядке), соответственно являются основанием для осуществления государственной регистрации прав. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19 февраля 2019 года, земельный участок с кадастровым номером относится к категории земель «Земли населенных пунктов», виды разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок отсутствуют, ограничения в отношении земельного участка также отсутствуют. В связи с этим истец полагает, что государственный регистратор в данном случае должен был руководствоваться пунктом 62 Административного регламента и совершить действия по государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по вышеуказанному адресу.

Дополнительно в уточненном административном исковом заявлении истец указал, что по своей сути отказ в проведении государственной регистрации договора аренды мотивирован теми же обстоятельствами, которые послужили основанием для приостановления его регистрации ранее. Администрацией МУ «Администрация городского поселения - поселок Редкино» Конаковского района Тверской области утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки, которыми предусмотрена возможность предоставления спорного земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительства. Также необходимо учитывать то обстоятельство, что данные документы не были оспорены со стороны Государственного комплекса «Завидово», и возможно ими согласованы при проведении обязательный согласительных процедур при утверждении данных документов. Немаловажным обстоятельном, доказывающим обоснованность требований административного истца, является факт наличия многочисленных зарегистрированных административным ответчиком объектов недвижимости (индивидуальных жилых домов и других строений), а также прав собственности и договор аренды в пределах кадастрового квартала, где расположен земельный участок. В связи с чем, административный истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

В судебное заседание административный истец ФИО3, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, причин неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 – ФИО1, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, с учетом последующих уточнений.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области – ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных административным истцом требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц Ржевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области, МУ «Администрация городского поселения – поселок Редкино» Конаковского района Тверской области, Государственного комплекса «Завидово» Государственной службы охраны Российской Федерации, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

От представителя заинтересованного лица Государственного комплекса «Завидово» Государственной службы охраны Российской Федерации имеется письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, а также письменный отзыв на исковое заявление, приобщенный к материалам дела.

В связи с изложенным, руководствуясь положениями п. 6 ст. 226 КАС РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административного истца и представителей заинтересованных лиц.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из положений ст. 4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 22 КАС РФ.

В силу положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В силу п. 2 названной статьи Закона порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Согласно п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

В силу п. 3 названной статьи настоящего Кодекса на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

В силу п. 4 ст. 95 ЗК РФ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

В соответствии с п. 6 ст. 95 ЗК РФ земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

В соответствии с п. 7 ст. 95 ЗК РФ на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются: 1) предоставление садоводческих и дачных участков; 2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами; 3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог; 4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

Согласно пункту 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.

В силу п. 4 названной статьи Закона положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.

В соответствии с п. 1 ст. 15 данного Федерального закона в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением: а) заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности; б) особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма; в) рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров; г) зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности; д) зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка; е) зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.

Согласно п. 2 статьи 15 Федерального закона № 33-ФЗ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: а) разведка и разработка полезных ископаемых; б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима; г) предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков; д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов; е) заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации; ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам; з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест; и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.

С федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

В силу п. 5 ст. 15 названного Закона дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 72 Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 августа 2004 года № 1013, (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) Федеральная служба охраны Российской Федерации осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации организацию, охрану и использование особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении ФСО России, в том числе организует использование лесов и осуществляет мероприятия по их охране, защите и воспроизводству на указанных территориях.

Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года № 1217 было утверждено Положение о Государственном комплексе «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации.

Согласно п. 1 названного Положения Государственный комплекс «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее именуется - Комплекс) включает в себя:

особо охраняемую природную территорию – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение (далее именуется - территория Комплекса);

закрытые военные городки, предназначенные для размещения военнослужащих и гражданского персонала Комплекса;

подразделения, необходимые для обеспечения деятельности Комплекса, а также обслуживания официальной государственной загородной резиденции Президента Российской Федерации (резиденция «Русь»), расположенной на территории Комплекса.

В силу пунктов 2,3 Положения с учетом особенностей режима особо охраняемой природной территории, на которой находится Комплекс, эта территория считается национальным парком. В связи с этим Комплекс является природоохранным, эколого-просветительским и научно – исследовательским учреждением. Комплекс находится в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации, которая осуществляет контроль за деятельностью Комплекса.

Из абз. 1 п. 10 Положения земля, воды, недра, растительный и животный мир, историко-культурные объекты, а также здания, сооружения, помещения и иные объекты, находящиеся в непосредственном владении Комплекса, являются исключительно федеральной собственностью.

Согласно п. 11 Положения территория Комплекса составляет 125,4 тыс. гектаров, включая охотничьи угодья, из которых:

91,7 тыс. гектаров – заповедная и особо охраняемая зоны, находящиеся в непосредственном владении Комплекса;

33,7 тыс. гектаров - земли других пользователей и собственников.

Вокруг территории Комплекса создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

В силу п. 12 Положения территория Комплекса учитывается при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.

Вопросы социально-экономической деятельности пользователей и собственников в пределах границ Комплекса, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории Комплекса и его охранной зоны, согласовываются с начальником Комплекса.

В соответствии с п. 15 Положения на территории Комплекса запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, историко-культурным объектам и которая противоречит его задачам, в том числе:

разведка и разработка полезных ископаемых;

деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;

предоставление на территории Комплекса садоводческих и дачных участков, а также отвод (продажа) в границах территории Комплекса земельных участков, находящихся в ведении других пользователей и собственников, без согласования с Федеральной службой охраны Российской Федерации;

строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием Комплекса;

рубки главного пользования, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций;

движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием Комплекса, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав леса по водотокам и водоемам;

организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, туристских стоянок и разведение костров;

применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений без согласования с начальником Комплекса;

вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;

использование воздушного пространства для пролета самолетов, вертолетов и иных летательных аппаратов ниже 2000 метров над территорией Комплекса, а также преодоление самолетами над этой территорией звукового барьера.

Согласно п. 5 приказа ФСО России № 362, Минприроды России № 329 от 21 июля 2015 года, которым утверждено Положение о национальном парке «Государственный комплекс «Завидово», данный национальный парк находится в ведении ФСО России.

В силу п. 6 данного приказа границы и особенности режима особой охраны национального парка учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов, подготовке документов территориального планирования, проведении лесоустройства и инвентаризации земель.

В соответствии с п. 7 названного приказа ФСО России и Минприроды России выполнение задач, возложенных на национальный парк, обеспечивает Государственный комплекс «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее именуется - Комплекс), являющийся природоохранным, эколого-просветительским и научно-исследовательским учреждением.

Согласно п. 9 данного Приказа на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, историко-культурным объектам и которая противоречит его целям и задачам, в том числе:

1) разведка и разработка полезных ископаемых;

2) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

3) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;

4) предоставление на территории национального парка садоводческих и дачных участков;

5) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», объектов, связанных с функционированием национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов;

6) заготовка древесины, живицы;

7) промысловая охота;

8) промышленное и прибрежное рыболовство;

9) заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов, за исключением их заготовки гражданами для собственных нужд в радиусе двух километров от населенных пунктов, расположенных в границах национального парка;

10) деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, а также сбор биологических коллекций, кроме сбора, осуществляемого в рамках научно-исследовательской деятельности национального парка;

11) интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

12) прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, а также сплав древесины по водотокам и водоемам;

13) движение и стоянка механизированных транспортных средств вне дорог общего пользования и специально предусмотренных для этого мест, передвижение на катерах, лодках и других плавательных средствах по водным объектам, находящимся на территории национального парка (кроме случаев, связанных с функционированием национального парка или использованием указанных средств с разрешения начальника Комплекса);

14) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;

15) самовольное ведение археологических раскопок, сбор и вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;

16) нахождение на территории национального парка с огнестрельным, пневматическим и метательным оружием, с охотничьим огнестрельным оружием в собранном виде на дорогах общего пользования, с капканами и другими орудиями охоты, а также с продукцией добывания объектов животного мира и орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов, за исключением случаев, установленных настоящим Положением, а также связанных с проведением мероприятий по государственному надзору в области охраны и использования территории национального парка и иных случаев с разрешения начальника Комплекса;

17) самовольное проведение взрывных работ;

18) пускание палов, выжигание растительности (за исключением противопожарных мероприятий, осуществляемых по согласованию с начальником Комплекса);

19) создание объектов размещения отходов производства и потребления, а также радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

20) мойка транспортных средств на берегах водных объектов;

21) уничтожение и повреждение аншлагов, шлагбаумов, стендов, граничных столбов и других информационных знаков и указателей, оборудованных экологических троп и мест отдыха, строений на территории национального парка, имущества Комплекса, а также нанесение надписей и знаков на историко-культурные объекты;

22) содержание на территории национального парка собак без привязи вне вольеров или иных сооружений, ограничивающих зону их передвижения, нахождение с собаками на землях, находящихся в непосредственном владении Комплекса (за исключением случаев, связанных с функционированием национального парка или их использованием с разрешения начальника Комплекса).

Судом установлено, не оспаривалось сторонами и подтверждено приложением № 2 к приказу ФСО России № 362, Минприроды России № 329 от 21 июля 2015 года, копией письма ФСО Российской Федерации от 27 декабря 2019 года № 9/16-4432, что земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, площадью 1 500 кв.м., разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, категория земель – земли населенных пунктов (далее – спорный земельный участок) входит в зону хозяйственного назначения №2 Государственного комплекса «Завидово» ФСО России.

В силу п.п. 5 п. 11 приказа ФСО России №362, Минприроды России №329 от 21 июля 2015 года зона хозяйственного назначения 2 (включает в себя земли других собственников и пользователей), предназначена для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования национального парка и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории.

В зоне хозяйственного назначения 2 дополнительно к ограничениям, установленным в пункте 9 настоящего Положения, запрещается предоставление садоводческих и дачных участков, а также отвод (продажа) земельных участков, находящихся в ведении других пользователей и собственников, без согласования с ФСО России.

В зоне хозяйственного назначения 2 допускаются:

строительство, реконструкция, ремонт (по согласованию с Комплексом) и эксплуатация дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других линейных объектов, существующих в границах национального парка и связанных с функционированием объектов, расположенных на землях других пользователей и собственников;

строительство, реконструкция, ремонт (по согласованию с Комплексом) и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов для жизнедеятельности граждан, проживающих на землях населенных пунктов, а также на садовых (дачных) земельных участках, предоставленных до 18 августа 1996 года, за исключением зданий, строений и сооружений, предназначенных для функционирования объектов туристской индустрии;

распашка земель;

сенокошение;

временное складирование бытовых отходов (на срок не более чем десять дней) в согласованных с начальником Комплекса местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения и транспортирования;

работы по комплексному благоустройству территории.

В ходе рассмотрения дела установлено, 20 марта 2019 года между муниципальным учреждением «Администрацией городского поселения – поселок Редкино» Конаковского района Тверской области (арендодатель) и ФИО3 (арендатор) был заключен договор аренды спорного земельного участка на праве аренды с 20 марта 2019 года по 18 марта 2039 года.

При этом передача прав и обязанностей по договору аренды спорного земельного участка не была согласована ФСО России, начальником Государственного комплекса «Завидово» ФСО России, что подтверждено копиями писем Государственного комплекса «Завидово» ФСО России от 28 мая 2019 года № 9/16-34-241, направленного административному истцу, и от 25 декабря 2019 года № 9/16-4432, направленного должностному лицу Управления Росреестра по Тверской области.

Указанный договор аренды спорного земельного участка в силу ст. 131 ГК РФ подлежал государственной регистрации.

В настоящее время отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением содержащихся в нем сведений, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Пунктом 2 статьи 2 названного Федерального закона предусмотрено, что Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

С 01 января 2017 года государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в нем; государственный кадастровый учет недвижимого имущества в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, что следует из Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».

Согласно п. 4 данного Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В силу п. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке, то есть носят заявительный характер.

Согласно пункту 3 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что 20 сентября 2019 года административный истец для регистрации договора аренды спорного земельного участка от 20 марта 2019 года обратился в уполномоченный орган, которым 27 сентября 2019 года было принято решение о приостановлении государственной регистрации на основании п. 9 ч. 1 ст. 26 Закона №218-ФЗ.

Судом установлено, что административным ответчиком в рамках проведения правовой экспертизы документов, представленных для государственной регистрации прав, 25 декабря 2019 года был направлен запрос в адрес Государственного комплекса «Завидово» ФСО России на предмет нахождения спорного земельного участка в границах Комплекса, а также наличия согласования договора аренды спорного земельного участка либо отказа в таковом.

Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав приведены в статье 26 Закона №218-ФЗ.

Так, согласно п. 9 ч. 1 названной статьи Закона одним из оснований для приостановления осуществления государственной регистрации является непредставление (не поступление) документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.

В силу ч. 2 ст. 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

Судом установлено, что письмом от 27 декабря 2019 года №9/16-4432 Государственный комплекс «Завидово» ФСО России сообщил государственному регистратору сведения о том, что испрашиваемый земельный участок входит в зону хозяйственного назначения №2 Государственного комплекса «Завидово» ФСО России, согласование на данные земельные участки требуется. Такой же ответ о невозможности согласования предоставления в аренду вышеуказанного земельного участка был подготовлен и направлен ранее заявителю ФИО3 от 28 мая 2019 года № 9/16-ЗК-231.

Согласно статье 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что ответ уполномоченного на то органа на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.

Оценка правомерности согласования договора аренды спорного земельного участка уполномоченным на то органом либо отказа в нем, не оспоренного административным истцом, к компетенции органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, не относится.

При отсутствии требуемого согласования административным ответчиком правомерно было отказано в государственной регистрации договора аренды спорного земельного участка, следовательно, суд не находит оснований для признания прав и законных интересов административного истца нарушенными и, соответственно, законных оснований для их восстановления.

На основании изложенного поданное ФИО3 административное исковое заявление не подлежит удовлетворению. Понесенные им судебные расходы, связанные с рассмотрением настоящего дела, в силу статей 111,112 КАС РФ, не подлежат возмещению административным ответчиком.

На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных исковых требований ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании незаконными уведомления о приостановлении и отказе в государственной регистрации прав на земельный участок, возложении обязанности осуществить действия по государственной регистрации прав на земельный участок – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение составлено в окончательной форме 02 марта 2020 года.

Председательствующий И.Ю. Райская