ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3178/20 от 17.09.2020 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 сентября 2020 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Белик С.О., при секретаре судебного заседания Неминущей Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД 38RS0036-01-2020-004184-79 (№2а-3178/2020) по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании незаконным бездействие, устранении нарушений прав,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный суд <адрес обезличен> с административным иском обратилась ФИО1 к Управлению Росреестра по <адрес обезличен>, указав в обоснование следующее. <Дата обезличена> она обратилась в Управление Росреестра с заявлением (<Номер обезличен>) о постановке на кадастровый учёт и о государственной регистрации прав на земельный участок в <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, площадью 1 836 кв.м. <Дата обезличена> были поданы дополнительные документы (запись <Номер обезличен>). Поданных документов было достаточно и они соответствовали требованиям ст. 21 Федерального закона от <Дата обезличена> № 218-ФЗ. Государственная регистрация и кадастровый учёт в течение 10 рабочих дней с момента приёма документов в регистрирующий орган. Однако, на дату подачи иска сведений об оказании государственной услуги не поступало. На её заявление с просьбой осуществить регистрационные действия, <Дата обезличена> поступил ответ <Номер обезличен> об осуществлении регистрации в установленном законом порядке. Поскольку на <Дата обезличена> не поступило каких-либо сведений о ходе оказанных услуг, ею была направлена жалоба на бездействие сотрудников согласно V разделу Административного Регламента, на которую поступил ответ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о наличии правовых оснований для оказания государственной услуги. Кроме того <адрес обезличен> на основании её заявления было вынесено соответствующее представление, что подтверждается письмом <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. Бездействие административного ответчика несёт для неё ряд неблагоприятных последствий экономического и правового характера, не позволяет осуществить запланированное строительство объектов недвижимости на принадлежащем ей земельном участке. В связи с изложенным, просила признать незаконным бездействие по осуществлению кадастрового учёта и государственной регистрации прав в отношении земельного участка в <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, об устранении нарушений прав путём возложения обязанности осуществить кадастровый учёт и государственную регистрацию права на основании заявления, зарегистрированного <Дата обезличена><Номер обезличен>.

Административный истец ФИО1, её представитель ФИО2 в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела бихё участия не просили, причины неявки суду не известны, извещены надлежащим образом.

Административный ответчик своего представителя в суд не направил, в письменном отзыве против административного иска возражала, пояснив следующее. <Дата обезличена> от имени ФИО1 её представителем ФИО3 было подано заявление (<Номер обезличен>) о государственном кадастровом учёте изменений в отношении земельного участка с кадастровым <Номер обезличен> (корректировка границ и площади). При проведении правовой экспертизы представленных документов установлено наличие недостатков, препятствующих осуществлению учётно-регистрационных действий. В целях устранения этих недостатков представителем истца ФИО3 было подано заявление о приостановлении государственного кадастрового учёта. <Дата обезличена> Представителем ФИО1 – ФИО4, были предоставлены дополнительные документы, по результатам рассмотрения которых государственным регистратором было принято положительное решение о осуществлении учётных действий. Однако земельный участок с кадастровым <Номер обезличен> расположен в границах приаэродромной территории, относящейся в соответствии со ст. 10 Закона о регистрации к зонам с особыми условиями использования территорий, сведения о которой вносятся в реестр границ в соответствии с приказом Федерального агентства воздушного транспорта «РОСАВИАЦИЯ) Министерства транспорта РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен>-П. В результате особенностей функционирования программного комплекса ФГИС ЕГРН при обработке данного обращения возникли проблемы, повлекшие невозможность своевременного внесения сведений в ЕГРН. Осуществление учётных действий невозможно по техническим причинам до разрешения вопроса о внесении границ указанной территории. Управление как территориальный орган Росреестра обладает ограниченным набором полномочий по использованию функции ФГИС ЕГРН и администрирование указанного программного продукта не осуществляет, не наделено и возможностью внесения каких-либо корректировок, связанных с реализацией основных функций ФГИС ЕГРН. Поскольку разрешение возникшей ситуации технического характера, связанной с функционированием федеральной информационной системы законодательно не урегулировано, отсутствует применимый в данном случае обычай, имеется законодательство, регулирующее сходные правоотношения, согласно ст. 6 ГК РФ, возможно применить аналогию закона, связанную с наступлением обстоятельство непреодолимой силы (ст. 401 ГК РФ). Если обстоятельства непреодолимой силы носят временный характер, то сторона может быть освобождена от ответственности с учётом разъяснений, содержащихся в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства. <Дата обезличена> работа с заявкой ФИО1 завершена, заявителем получена выписка, подтверждающая совершение заявленных учётных действий, соответственно, нарушение прав истца, а значит и предмет рассмотрения отсутствует. В связи с чем, просит в административном иске отказать.

Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ФИО1, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.

В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 года Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений иных федеральных государственных органов, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к какой-либо ответственности.Таким образом, для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными постановлений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых постановлений, действий нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов административного истца.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административным истцом обжалуется отсутствие совершения действия ответчиком, которое по мнению истца, ответчик должен был совершить в срок 10 рабочих дней, начиная с <Дата обезличена>. Ответом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> подтверждено наличие правовых оснований для оказания государственной услуги. В суд с административным иском истец обратилась <Дата обезличена>, то есть в срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

Порядок проведения государственной регистрации установлен ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-Ф3 «О государственной регистрации недвижимости» (далее также - Закон о недвижимости), в соответствии с которым, орган регистрации прав проводит правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов, на предмет установления оснований для отказа в государственной регистрации прав или её приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Судом установлено, что <Дата обезличена> ФИО1 через своего представителя ФИО3 подала заявление <Номер обезличен> о государственном кадастровом учёте изменений в отношении земельного участка в <адрес обезличен> с кадастровым <Номер обезличен>, с целью исправления реестровой ошибки местоположения границ этого земельного участка и земельного участка с иными кадастровыми номерами.

<Дата обезличена> представителю ФИО1 ФИО3 было направлено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта <Номер обезличен> в связи с поступившим от него заявлением о приостановлении государственного кадастрового учёта с целью доработки представленных документов. Приостановлен государственный кадастровый учёт был по его заявлению до <Дата обезличена>.

В соответствии с выпиской из ЕГРН от <Дата обезличена> земельный участок с кадастровым <Номер обезличен> принадлежит ФИО1 на основании договора купли-продажи от <Дата обезличена>. Площадь участка 1836 кв.м., виды разрешённого пользования: объекты административно-делового назначения.

Согласно выписке из ЕГРН от <Дата обезличена>, земельный участок с кадастровым <Номер обезличен> частично расположен в границах зоны реестровый <Номер обезличен>.2370 от <Дата обезличена>, вид/наименование: Охранная зона объекта электросетевого хозяйства «Комплекс электрических сетей 0,4 кВ ПС «Центральная», тип «Охранная зона инженерных коммуникаций»; полностью расположен в границах зоны с реестровым номером <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, вид: «Охранная зона стационарного пункта наблюдения за состоянием окружающей природной среды»… Земельный участок полностью расположен в границах зоны с реестровым номером <Номер обезличен> от <Дата обезличена> вид/наименование: приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации Иркутск, тип: Охранная зона аэропорта (РОСАВИАЦИЯ)…

Как следует из административного искового заявления, приложенных к нему документов, административный истец, действуя через своих представителей, обратилась с жалобой в Управление Росрестра по <адрес обезличен> и в <адрес обезличен> о бездействии регистрирующего органа.

Ответами Управления Росрестра по <адрес обезличен><Номер обезличен> от <Дата обезличена> и из <адрес обезличен><Номер обезличен> от <Дата обезличена> ФИО1 было разъяснено, что имеются технические причины для осуществление государственного кадастрового учёта, связанные с тем, что принадлежащий ей объект недвижимости размещён в границах приаэродромной территории, относящейся в силу ст. 10 Федерального закона от 13.-07.2015 №218-ФЗ к зонам с особыми условиями использования. Федеральная государственная информационная система ведения ЕГРН установлена на серверных мощностях центрального аппарата Росреестра (<адрес обезличен>), поэтому у Управления Росреестра по <адрес обезличен> отсутствует альтернативная возможность разрешения указанной проблемы.

Оценивая законность действий (бездействий) административного ответчика, суд принимает во внимание следующее.

Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовом формате (семантические сведения) и графическом формате (графические сведения) и состоит из:

1. реестра объектов недвижимости (кадастра недвижимости);

2. реестра прав, ограничений и обременений недвижимого имущества;

3. реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе РФ, границах муниципальных образований, границах населённых пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и её экологических зон, а также сведения о проектах межевания (реестр границ).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона №149-ФЗ от <Дата обезличена> «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в и иных установленных федеральными законами целях.

В целях ведения Единого государственного реестра недвижимости создана федеральная государственная информационная система ведения ЕГРН, функционирование которой обеспечивается, в том числе, в соответствии с Законом об информации №149-ФЗ от <Дата обезличена>.

Оператором федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости, обеспечивающим её создание и эксплуатацию, является федеральный орган исполнительной власти, указанный в ч. 1 ст. 3 Закона о регистрации – Росреестр.

Полномочия оператора информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости на основании решения федерального органа исполнительной власти, указанного в ч. 1 ст. 3 Федерального закона об информации, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение (ФГБУ ФКП Росреестра).

Как следует из пояснений административного ответчика, ссылающегося на положения законодательства, Управление, как территориальный орган Росреестра, обладает ограниченным набором полномочий по использованию функций ФГИС ЕГРН и администрирование указанного программного продукта не осуществляет. Не наделено оно также и возможностью внесения каких-либо корректировок, связанных с реализацией основных функций ФГИС ЕГРН. Альтернативные пути внесения отсутствуют и положениями действующего законодательства не предусмотрены.

Учитывая, что разрешение сложившейся ситуации технического характера, связанной с функционированием федеральной информационной системы законодательно не урегулировано, отсутствует применимый в таком случае обычай, суд находит обоснованной ссылку административного ответчика на положения ст. 6 ГК РФ, применив аналогию права, считать конкретную ситуацию наступлением обстоятельств непреодолимой силы (ст. 401 ГК РФ).

Также суд находит обоснованной в данном случае ссылку административного ответчика на п. 9 постановления Пленума ВС РФ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств», которым разъяснено, что наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остаётся возможным после того, как они отпали. Если обстоятельства непреодолимой силы носят временный характер, то сторона может быть освобождена от ответственности на разумный период, когда обстоятельства непреодолимой силы препятствуют исполнению обязательств стороны.

Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности», при этом лицо признаётся невиновным, если при такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Административным ответчиком были приняты все возможные меры организационного и технического характера, направленные на разрешение ситуации сложившейся с заявлением ФИО1, что подтверждается перепиской Административного ответчика и ФГБУ ФПК Росреестра.

Кроме того, как следует из письменного отзыва на административный иск, <Дата обезличена> работа с заявкой ФИО1 была завершена, заявителем получена выписка, подтверждающая совершение заявленных учётных действий. В связи с чем, в настоящее время предмет спора отсутствует, обстоятельства нарушения прав административного истца отпали.

Каких-либо иных доказательств, стороны и их представители суду не представили.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, оценивая представленные суду доказательства, суд приходит к выводу в административном исковом заявлении ФИО1 к Управлению Росреестра по <адрес обезличен> отказать в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227, 228 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В административном исковом заявлении ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> о признании незаконным бездействие по осуществлению кадастрового учёта и государственной регистрации прав в отношении земельного участка в <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, об устранении нарушений прав путём возложения обязанности осуществить кадастровый учёт и государственную регистрацию права на основании заявления, зарегистрированного <Дата обезличена><Номер обезличен> - отказать.

Решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья Белик С.О.

....

....

....

....

....

....

....