ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-317/19 от 17.01.2019 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело №2а-317/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2019 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

судьи Лукьяновой Л.В.

при секретаре Душевской К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации города Пскова о признании незаконным отказа в продлении разрешения на строительство №231 от 21 ноября 2008 года, оформленного письмом №К-3193 от 13.11.2018, обязании устранить нарушения прав путем принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство в течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации города Пскова о признании незаконным отказа в продлении разрешения на строительство №231 от 21 ноября 2008 года, оформленного письмом №К-3193 от 13.11.2018, обязании устранить нарушения прав путем принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство в течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является собственником земельного участка с КН ************, категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <...>.

14.11.2008 Управлением строительства и архитектуры Администрации города Пскова был подготовлен Градостроительный план земельного участка с КН ************.

21.11.2008 Управлением строительства и архитектуры Администрации города Пскова выдано Разрешение на строительство №231, сроком до 21.11.2018.

На основании технического плана объекта незавершенного строительства, изготовленного кадастровым инженером ФИО2, административный истец, зарегистрировала 05.04.2018 в ЕГРН право собственности на объект незавершенный строительством, степенью готовности 70%, площадью застройки 65,8 кв.м.

В связи с необходимостью завершения строительства, 01.11.2018 ФИО1 обратилась в Администрацию города Пскова с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство.

13.11.2018 ФИО1 получено письмо от Администрации города Пскова №К-3193 в соответствии с которым, ей отказано в продлении разрешения на строительство индивидуального жилого дома по причине внесения изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и утратой процедуры продления разрешения на строительство индивидуального жилого дома. С учетом изменений, было предложено подать уведомление о планируемом строительстве и документы.

С отказом Администрации города Пскова ФИО1 не согласна, по тем основаниям, что упразднение законодателем разрешений на строительство индивидуальных жилых домов, не является основанием для отказа в продлении ранее выданных разрешений на строительство.

В связи с чем, просила суд признать незаконным отказ в продлении разрешения на строительство №231 от 21 ноября 2008 года, оформленный письмом №К-3193 от 13.11.2018, обязать Администрацию города Пскова устранить нарушения ее прав путем принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство в течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО3 административный иск поддержали по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика,ФИО4, административный иск не признал. Указал, что в связи с изменениями, внесенными в Градостроительный кодекс РФ Федеральным законом от 03.08.2018 №340-ФЗ процедура продления разрешения на строительство для строительства индивидуального жилого дома утратила силу. В связи с чем, в порядке частей 1 и 3 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации ФИО1 было рекомендовано направить в адрес Администрации города Пскова уведомление о планируемом строительстве с приложением необходимых документов. Также отметил, что в соответствии с приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия №564 от 28.12.2016 земельный участок, принадлежащей ФИО1 находится в границе территории исторического поселения регионального значения. Согласно чертежа градостроительного плана земельного участка, принадлежащей истцу земельный участок расположен в зоне ЗРЗ.З-1. Постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 26.12.2013 №666 запрещено строительство в зоне ЗРЗ.З-1 по Красноармейской набережной и улице Максима Горького (нечетная сторона).

Представитель заинтересованного лица Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия переименованного на основании Указа Губернатора Псковской области №62-УГ от 26.10.2018 в Комитет по охране объектов культурного наследияПсковской области, ФИО5, в судебном заседании пояснила, что земельный участок с КН ************ расположен в границах территории исторического поселения регионального значения «Город Псков», утвержденных приказом Комитета №564 от 28.12.2016, а также в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря: Преображенский собор Х11 в., ФИО6 церковь, ХVII в.», утвержденный постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 26.12.2013 №666. В соответствии со схемой требований к градостроительным регламентам, разработанным применительно к территориальным зонам, расположенным в границе исторического поселения регионального значения Псков, участок находится в зоне ИП-У, для которой предусмотрено, что высотные параметры объектов капитального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, объектов регенерации, определяются на основании утвержденных требований к регламентам зон охраны объектов культурного наследия. Учитывая, что участок расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ.З-1) объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря: Преображенский собор, Х11 в.., ФИО6 церковь, ХVII в.», в отношении него применяются режимы использования земель и градостроительные регламенты, установленные для указанной зоны данного памятника. Также постановлением № 666 установлены требования по предельной высотности строений для отдельных регламентных участков зоны регулирования застройки. Так, в отношении участка ЗРЗ.3-1 по Красноармейской набережной и ул. М. Горького (нечетная сторона) строительство запрещено, по Красноармейской набережной и ул. М. Горького (четная сторона) – не более 10,5 м. Земельный участок, принадлежащий истице находится на четной стороне, поэтому проведение строительных работ на нем разрешено с учетом установленного режима использования земель и градостроительных регламентов.Кроме того, научно-методическим и экспертным Советом при Государственном комитете Псковской области по охране объектов культурного наследия по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия был рассмотрен проект индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Псков, Красноармейская наб., д. 22б, который получил согласование и по нему даны рекомендации. Полагает, что все необходимые согласования ФИО1 с Комитетом проведены.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует и установлено судом, что административный истец ФИО1 является собственником земельного участка с КН ************, категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <...> д. **.

14.11.2008 Управлением строительства и архитектуры Администрации города Пскова был подготовлен Градостроительный план земельного участка с КН ************.

21.11.2008 Управлением строительства и архитектуры Администрации города Пскова выдано Разрешение на строительство №231, сроком до 21.11.2018.

На основании технического плана объекта незавершенного строительства, изготовленного кадастровым инженером ФИО2, административный истец, зарегистрировала 05.04.2018 в ЕГРН право собственности на объект незавершенный строительством, степенью готовности 70%, площадью застройки 65,8 кв.м.

В связи с необходимостью завершения строительства, 01.11.2018 ФИО1 обратилась в Администрацию города Пскова с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство.

13.11.2018ФИО1 направлен ответ№К-3193из которого следует, что ей отказано в продлении разрешения на строительство индивидуального жилого дома, поскольку в Градостроительный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 03.08.2018 №340-ФЗ внесены изменения, процедура продления разрешения на строительство индивидуального жилого дома утратила силу, в связи с чем ФИО1 предложено подать уведомление о планируемом строительстве и необходимые документы, в соответствии с положениями ч.1 и 3 ст. 51.1 ГрК РФ.Также по мнению административного ответчика, с учетом требований приказа Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия № 564 от 28.12.2016, на принадлежащем истцу земельном участке запрещено строительство.

Разрешая заявленный административный иск, суд исходит из следующего.

С 4 августа 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 340-ФЗ), которым введен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства взамен ранее действовавшего разрешительного порядка, а также изменены отдельные положения Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно части 19 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство индивидуального жилого дома выдается на десять лет.

С 4 августа 2018 г. утратили силу части 9 - 9.2 статьи 51 Градостроительного кодекса, предусматривающие обязанность по получению разрешения на строительство объекта ИЖС.

Согласно пункту 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства объектов ИЖС.

Согласно пункта 3 ст. 16 Федерального закона № 340-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, выдача такого разрешения осуществляется в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) и направление уведомления в соответствии состатьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона № 340-ФЗ в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, а также в случае, если разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства получено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона) (в случае, если проектная документация не изготавливалась). Об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик уведомляет орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта индивидуального жилищного строительства требованиям разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

Из анализа приведенных норм права следует, что в случае получения разрешения на строительство до введения нового правового регулирования на застройщика не может быть возложена обязанность направления уведомления о планируемом строительстве, предусмотренного статьей 51.1 Градостроительного кодекса (в редакции Федерального закона N 340-ФЗ), и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (части 3 - 4 статьи 16 Федерального закона N 340-ФЗ).

При этом по окончании строительства при наличии разрешения на строительство объекта ИЖС застройщик уведомляет об окончании строительства объекта ИЖС орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта ИЖС, в соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса (часть 4 статьи 16 Федерального закона N 340-ФЗ).Рассмотрение уведомления об окончании строительства объекта ИЖС осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса (в редакции Федерального закона N 340-ФЗ). Направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта ИЖС требованиям разрешения на строительство объекта ИЖС.

С учетом установленных по делу обстоятельств, применительно к указанным выше нормам права, требование Администрации города Пскова о необходимости соблюдения ФИО1 положений ч. 1 и ч. 3 ст. 51.1. ГрК РФ путем подачи уведомления о планируемом строительстве с приложением необходимых документов, нельзя признать законным.

Также суд признает несостоятельными доводы административного ответчика относительно того, что Приказом №564 от 28.12.2016 установлен запрет строительства на земельном участке с КН ************.

Судом установлено, что земельный участок с КН ************ расположен в границах территории исторического поселения регионального значения город Псков, утвержденных приказом Комитета №564 от 28.12.2016, а также в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря: Преображенский собор Х11 в., ФИО6 церковь, ХVII в.», утвержденный постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 26.12.2013 №666.

В соответствии со схемой требований к градостроительным регламентам, разработанным применительно к территориальным зонам, расположенным в границе исторического поселения регионального значения Псков, земельный участок с КН ************ находится в зоне ИП-У, для которого предусмотрено, что высотные параметры объектов капитального строительства определяются на основании утверждённых требований к регламентам зон охраны объектов культурного наследия.

Согласно приложению №2 к постановлению №666 в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ.З разрешено строительство зданий, строений, сооружений по индивидуальным проектам.

Из пояснений представителя Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия к зоне ЗРЗ.З-1 установлены следующие ограничения: по Красноармейской набережной и ул. М. Горького (нечетная сторона) строительство запрещено, по Красноармейской набережной и ул. М. Горького (четная сторона) – не более 10,5 м. Земельный участок с КН ****** расположен по четной стороне, вследствие чего на него распространяются ограничения в виде высотности объекта строительства не более 10,5 м., что в полной мере соблюдено ФИО1 при возведении объекта незавершенного строительства.

Также судом установлено, что научно-методический и экспертный Совет при Государственном комитете Псковской области по охране объектов культурного наследия по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия рассмотрел проект индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <...> д. **. Данный проект был согласован Советом и по нему даны рекомендации, которые в полной мере соблюдены ФИО1 при возведении объекта ИЖС.

Таким образом, основания отказа, изложенные в письме Администрации города Пскова №К-3193 от 13.11.2018, не соответствуют требованиям закона, в связи с чем требования административного истца о признании незаконным отказа Администрации города Пскова в продлении разрешения на строительство №231 от 21 ноября 2008 года, оформленного письмом №К-3193 от 13.11.2018, подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, требования административного истца о внесении изменений в разрешение на строительство в течение 7 дней, не подлежат удовлетворению, поскольку суд не вправе подменять орган, который в силу закона принимает соответствующее решение, в том числе по продлению сроков действия разрешений на строительство, в связи с чем суд полагает необходимым возложить обязанность на Администрацию города Пскова повторно рассмотреть заявление административного истца о продлении разрешения на строительство в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

При этом срок определяется судом с учетом положений ПостановленияАдминистрации города Пскова № 885 от 13.06.2017 «Об утверждении Административногорегламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства»согласно которого общий срок предоставления муниципальной услуги по продлению разрешения на строительство не превышает 10 рабочих дней со дня поступления заявления в Администрацию.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный искФИО1 к Администрации города Пскова о признании незаконным отказа в продлении разрешения на строительство №231 от 21 ноября 2008 года, оформленного письмом №К-3193 от 13.11.2018, обязании устранить нарушения прав путем принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство в течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу, удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Администрации города Пскова в продлении разрешения на строительство №231 от 21 ноября 2008 года, оформленный письмом №К-3193 от 13.11.2018.

Обязать Администрацию города Пскова повторно рассмотреть заявление ФИО1 № 231 от 1 ноября 2018 года о продлении срока действия разрешения на строительство, в течение10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части административный иск оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: Л.В. Лукьянова

Мотивированное решение изготовлено 22 января 2019 года.