ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-317/202006МА от 06.03.2020 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело №2а-317/2020 06 марта 2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Поликарповой С.В.

при секретаре Жидковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по административному исковому заявлению ФИО1 к федеральному казенному учреждению «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы о признании незаконными действий, обязании исключить из реестра дисквалифицированных лиц,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к федеральному казенному учреждению «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы (далее – административный ответчик, учреждение, ФКУ «Налог-Сервис») о признании незаконными действий, обязании исключить его из реестра дисквалифицированных лиц.

В обоснование административных исковых требований указал, что постановлением мирового судьи судебного участка <№> Октябрьского судебного района г. Архангельска по делу 35-997/2018 от <Дата> административный истец был привлечен к административной ответственности в виде дисквалификации сроком на один год. В соответствии с п.1 Приказа ФНС от <Дата><№> «Об организации работы налоговых органов по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц» (далее - Приказ ФНС от <Дата><№>) обеспечение формирования и ведения реестра дисквалифицированных лиц с 2012 года возложено на ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России. Указывает, что первоначально постановлением был определен его срок дисквалификации с <Дата> по <Дата>, однако с учетом даты вступления в законную силу постановления после апелляционного обжалования в реестр были внесены сведения о его дисквалификации уже с <Дата> по <Дата>. Просит с учетом изменения признать незаконными действия и обязать исключить административного истца из реестра дисквалифицированных лиц на право занимать руководящие должности.

Представитель ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России, представители заинтересованных лиц, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, по вызову суда не явились, в связи с чем заседание проведено в их отсутствие.

Административный истец поддержал требование по изложенным в иске основаниям, указал, что постановлением мирового судьи судебного участка <№> Октябрьского судебного района города Архангельска от <Дата> по делу <№> исполнение постановления мирового судьи судебного участка <№> Октябрьского судебного района города Архангельска от <Дата> о назначении ему административного наказания по делу об административном правонарушении <№>, вынесенного в отношении ФИО1, прекращено. В данном постановлении указан, что с учетом вступления в законную силу постановления <Дата> срок дисквалификации административного истца истек <Дата>.

Представитель ФКУ «Налог Сервис» ФНС России направил в материалы дела отзыв относительно предъявленных требований, в котором просил в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказать, поскольку постановление мирового судьи судебного участка <№> Октябрьского судебного района города Архангельска от <Дата> не вступило в законную силу <Дата>, а было обжаловано административным истцом, которому, соответственно, срок для обжалования был восстановлен. Полагает, что срок дисквалификации ФИО1 подлежит исчислению с <Дата> в связи с вступлением в законную силу решения Октябрьского районного суда г.Архангельска по делу №12а-154/2019. В связи с этим на основании п.4 описания технологии формирования и ведения реестра, утвержденного Приказом ФНС России от <Дата><№>, период дисквалификации административного истца подлежит исчислению именно с <Дата> по <Дата>.

Заслушав пояснения административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу указания ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В целях организации работы налоговых органов по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц и на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. №805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц» реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется в соответствии с Положением о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. №805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц», в целях учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в законную силу судебных постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах. Возложено с 1 января 2012 г. на ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России обеспечение формирования и ведения реестра дисквалифицированных лиц.

Согласно п.4 Приказа ФНС России от 19 декабря 2011 года №ММВ-7-6/941@ основаниями для включения лица в Реестр, внесения изменений в сведения, содержащиеся о лице в Реестре, и исключения лица из Реестра являются: копия вступившего в законную силу судебного постановления суда общей юрисдикции или судебного акта арбитражного суда о дисквалификации; копия судебного акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда о пересмотре постановления (решения) о дисквалификации; заверенная копия вступившего в законную силу судебного акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда об отмене постановления (решения) о дисквалификации, поступившая из суда либо от ранее дисквалифицированного лица в составе приложения к заявлению об исключении из Реестра; истечение срока дисквалификации.

Согласно п.5 указанного приказа в реестр вносятся следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства дисквалифицированного лица; в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения (наименование, идентификационный номер налогоплательщика ИНН, основной государственный регистрационный номер ОГРН (для юридического лица), ОГРНИП (для индивидуального предпринимателя), должность); дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП)); наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении, его ведомственная принадлежность (в соответствии с Общероссийским классификатором органов государственной власти и управления (ОКОГУ); срок дисквалификации; даты начала и истечения срока дисквалификации; наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации; сведения о пересмотре постановления о дисквалификации; основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц; дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц; идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) дисквалифицированного лица (определенный на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН) и/или в постановлении (решении) суда); пол; сведения о гражданстве; сведения о документе, удостоверяющем личность. Также в реестре фиксируется следующая информация: реквизиты документа, послужившего основанием для внесения сведений о дисквалифицированном лице (дата и номер дела). При этом срок внесения в реестр сведений о дисквалификации составляет не более 3 рабочих дней со дня поступления копии соответствующего постановления (решения) в ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России. Срок внесения сведений об отмене дисквалификации - не позднее следующего рабочего дня со дня поступления копии соответствующего постановления (решения) в ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России.

При этом в случае поступления копии постановления (решения) суда общей юрисдикции или арбитражного суда о дисквалификации, копии судебного акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда о пересмотре постановления (решения) о дисквалификации, заверенной копии вступившего в законную силу судебного акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда об отмене постановления (решения) о дисквалификации, заявления от ранее дисквалифицированного лица об исключении из Реестра с приложением заверенной копии вступившего в законную силу постановления (решения) об отмене дисквалификации в территориальный налоговый орган, отличный от ФКУ «Налог-Сервис», территориальный налоговый орган не позднее следующего рабочего дня со дня поступления направляет документы в бумажном и электронном виде в ФКУ «Налог-Сервис» с уведомлением об этом судебного органа или физического лица, представившего документы. При поступлении в адрес ФКУ «Налог-Сервис» копии судебного акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда о пересмотре постановления (решения) о дисквалификации, заверенной копии вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации лица, в случае отсутствия лица в Реестре, в срок не позднее двух рабочих дней со дня поступления указанного документа в адрес судебного органа, его представившего, направляется письмо о необходимости предоставления в ФКУ «Налог-Сервис» копии постановления (решения) суда общей юрисдикции или арбитражного суда о дисквалификации данного лица. Если решение о дисквалификации было принято судебным органом, отличным от органа, направившего постановление (решение) о пересмотре или об отмене дисквалификации, письмо о предоставлении копии постановления (решения) о дисквалификации направляется в судебный орган, вынесший решение о дисквалификации (п.13 указанного приказа).

При поступлении запрашиваемой копии постановления (решения) о дисквалификации сведения вносятся в реестр с соблюдением требований настоящего описания технологии формирования и ведения реестра дисквалифицированных лиц. Сведения вносятся с учетом судебного акта о пересмотре ранее вынесенного постановления или об отмене дисквалификации. Исключение из реестра в связи с истечением срока дисквалификации осуществляется в автоматическом режиме. При этом запись о дисквалифицированном лице сохраняется в архиве (п.18). При этом согласно п.19 Приказа ФНС России от 20 ноября 2014 года № ММВ-7-14/595@) контроль за полнотой и достоверностью сведений, внесенных в Реестр, возлагается на ФКУ «Налог-Сервис».

Как установлено судом, постановлением мирового судьи судебного участка №6 Октябрьского судебного района г. Архангельска по делу №5-997/2018 от 16 ноября 2018 года административный истец был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, в виде его дисквалификации сроком на один год, то есть с 14 декабря 2018 года по 14 декабря 2019 года.

В силу положений ст. 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

На момент вынесения постановления административный истец являлся директором ООО «Северный проект».

По вступлении в законную силу указанного постановления в соответствии с п.1 приказа ФНС от <Дата><№> ФКУ «Налог- Сервис» внесло в реестр дисквалифицированных лиц соответствующую информацию в отношении ФИО1– о его дисквалификации с <Дата> по <Дата> за номером 192900030557. Иные изменения не вносило.

Административный истец не согласился с данным постановлением от <Дата> и обжаловал его в установленном законом порядке в Октябрьский районный суд г. Архангельска, который решением от <Дата> по делу <№>а-154/2019 по жалобе ФИО1 оставил постановление мирового судьи судебного участка <№> Октябрьского судебного района г. Архангельска по делу <№> от <Дата> без изменения. В связи с этим на основании п.4 описания технологии формирования и ведения Росреестра, утвержденного Приказом ФНС России от <Дата><№> «Об организации работы налоговых органов по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц» административный ответчик внес в реестр сведения о периоде дисквалификации административного истца с <Дата> по <Дата>.

Вместе с тем, вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка <№> Октябрьского судебного района города Архангельска от <Дата> по делу <№> по заявлению ФИО1 исполнение постановления мирового судьи судебного участка <№> Октябрьского судебного района города Архангельска от <Дата> о назначении ему административного наказания по делу об административном правонарушении <№>, вынесенного в отношении ФИО1, прекращено. В данном постановлении указано, что с учетом вступления в законную силу постановления <Дата> срок дисквалификации административного истца истек <Дата>.

Также мировой судья во вступившем в законную силу определении о разъяснении постановления от <Дата> по делу <№> по заявлению ФИО1 указал, что применительно к положениям ст. 32.11 КоАП РФ срок его дисквалификации истек <Дата>.

В силу положений ч.2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Поскольку согласно постановлению от <Дата> по делу <№>, вступившему в законную силу <Дата>, срок дисквалификации у ФИО1 истек <Дата>, следовательно, с <Дата> запись о его дисквалификации в реестре подлежит исключению, следовательно, с указанной даты указание сведений в отношении ФИО1 в реестре дисквалифицированных лиц на право занимать руководящие должности противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы.

При этом согласно предоставленной в материалы дела выписке от <Дата><№>, предоставленной ФИО1, он включен в реестр дисквалифицированных лиц за <№> сроком на один год с <Дата> по <Дата>.

Судом установлено, что ФИО1 является с 2019 года президентом ООО «ГК «ЭКО ГРУПП», то есть занимает руководящую должность. В связи с внесенной записью о его дисквалификации он вынужден был уйти в отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, в материалы дела представлены соответствующие приказы. Таким образом, он был лишен возможности заниматься трудовой деятельностью с учетом разъяснения, данного мировым судьей судебного участка <№> Октябрьского судебного района г. Архангельска, незаконно с <Дата>.

С административного ответчика в пользу административного истца также подлежат взысканию расходы по государственной пошлине, уплаченной при подаче административного искового заявления в суд, в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 к федеральному казенному учреждению «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы о признании незаконными действий, обязании исключить из реестра дисквалифицированных лиц удовлетворить частично.

Признать незаконными действия федерального казенного учреждения «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы (г. Москва), выразившиеся в указании сведений в отношении ФИО1 в реестре дисквалифицированных лиц на право занимать руководящие должности с <Дата>.

Обязать федеральное казенное учреждение «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы исключить сведения в отношении ФИО1 из реестра дисквалифицированных лиц на право занимать руководящие должности с <Дата>.

Взыскать с федерального казенного учреждения «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей 00 копеек.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления ФИО1 к федеральному казенному учреждению «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы о признании незаконными действий отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2020 года.

Председательствующий С.В. Поликарпова