Дело №2а-317/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 апреля 2021 года г.Советский
Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Кобцева В.А.,
при секретаре Нечаевой Т.В.,
с участием помощника Югорского межрайонного прокурора Безносова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Югорского межрайонного прокурора к администрации городского поселения Агириш Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению допущенного нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Югорский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации городского поселения Агириш ХМАО - Югры, в котором просил:
- признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непроведении замеров нормативов накопления твердых коммунальных отходов для предприятий торговли, общественного питания, службы быта;
- обязать административного ответчика в срок до (дата) произвести замеры нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в сферах торговли, общественного питания, службы быта в соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от (дата)(номер)/пр.
В обоснование заявленных требований прокурором указано, что в ходе проверки законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами Югорской межрайонной прокуратурой установлено, что постановлением административного ответчик от (дата)(номер)/НПА установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Агириш. Утвержденные администрацией городского поселения Агириш в отсутствие необходимых замеров нормативы накопления ТКО для предприятий торговли, общественного питания, службы быта являются экономически необоснованными, несоответствующими действующему правовому регулированию. Факт утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для различных категорий, в том числе для субъектов предпринимательства без соответствующих замеров, на основании представленных данных из Департамента ЖКХ ХМАО - Югры установлен межрайонной прокуратурой в ходе проведенной проверки в 2019 году, в связи с чем, (дата) в адрес главы городского поселения Агириш внесено представление, однако мер к устранению допущенного нарушения административным ответчиком не предпринято.
В судебном заседании помощник Югорского межрайонного прокурора Безносов А.В., поддержал требования административного иска и просил удовлетворить, пояснив при этом вышеизложенные обстоятельства.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей административного ответчика и заинтересованного лица- АО «Югра-Экология», извещенных о месте и времени судебного разбирательства и не представивших возражений по существу требований административного иска.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от (дата) №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В силу положений данного закона принципами государственной политики в области обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации являются: охрана здоровья человека; поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание экономических и экологических интересов общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот; соблюдение прав каждого человека на получение достоверной информации о деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 24.10 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Частью 3 статьи 2 Закона ХМАО - Югры от 17.11.2016 №79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» органы местного самоуправления городских округов и поселений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры наделены отдельными государственными полномочиями по установлению нормативов накопления ТКО.
Постановлением администрации городского поселения Агириш от (дата)(номер)/НПА «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в городском поселении Агириш» утверждены нормативы накопления ТКО на территории городского поселения Агириш для: административных зданий, учреждений, контор; предприятий торговли; предприятий транспортной инфраструктуры; дошкольных и учебных заведений; культурно-развлекательных, спортивных учреждений; предприятий общественного питания; предприятий службы быта; предприятий в сфере похоронных услуг; домовладений.
Постановлением административного ответчика от (дата)(номер)/НПА в постановление от (дата)(номер)/НПА внесены изменения, в части установления нормативов накопления для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов.
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата)(номер) утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от (дата)(номер)/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации (номер)/пр).
В соответствии с пунктом 4 Правил определения нормативов нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).
Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил определения нормативов.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
В соответствии с пунктом 11 Правил определения нормативов замеры по объекту каждой категории осуществляется каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
Согласно пунктам 12, 13, 14, 15 Методических рекомендаций №524/пр массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения) и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах.
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5.
Работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет.
В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций №524/пр замеры производятся в следующие сроки: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.
Приложением №1 к Методическим рекомендациям №524/пр определены категории объектов в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления твердых коммунальных отходов: административные здания, учреждения, конторы; предприятия торговли; предприятия транспортной инфраструктуры; дошкольные и учебные заведения; культурно-развлекательные, спортивные учреждения; предприятия общественного питания; предприятия службы быта; предприятия в сфере похоронных услуг; домовладения.
Из материалов дела следует, что нормативы накопления ТКО для предприятий торговли, общественного питания и службы быта, утвержденные постановлением административного ответчика от (дата)(номер)/НПА, определены без замеров фактических объемов ТКО в поселении, при этом утверждение нормативов ТКО осуществлялось на основании расчетов, произведенных Департаментом промышленности ХМАО - Югры, в которых городское поселение Агириш не учитывалось.
Применение нормативов накопления ТКО для предприятий торговли, общественного питания и службы быта, утвержденных постановлением административного ответчика от (дата)(номер)/НПА, при определении размера платежей, осуществляемых потребителями коммунальной услуги, непосредственно затрагивает права и законные интересы граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций, проживающих и осуществляющих деятельность на территории городского поселения Агириш.
Бездействие административного ответчика, который до настоящего времени не произвел замеры фактических объемов ТКО в соответствии с Методическим рекомендациям (номер)/пр, с целью определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, нарушает право указанных лиц на использование обоснованных тарифов при расчетах с поставщиками коммунальной услуги.
При таких установленных по делу обстоятельствах оспариваемое бездействие административного ответчика не может быть признано законным, на него относится обязанность по устранению допущенного нарушения.
В силу ч.3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Суд устанавливает для административного ответчика срок устранения допущенного нарушения- до (дата), полагая его разумным и достаточным, исходя из обстоятельств дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178- 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Югорского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского поселения Агириш Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, выразившееся в непроведении замеров твердых коммунальных отходов для предприятий торговли, общественного питания, службы быта.
Возложить на администрацию городского поселения Агириш Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязанность устранить допущенное нарушение в срок до (дата), путем замеров отходов, с целью определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в сферах торговли, общественного питания, службы быта, в соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от (дата)(номер)/пр.
Об исполнении решения суда сообщить в Советский районный суд ХМАО - Югры и Югорскому межрайонному прокурору не позднее (дата).
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Советский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья В.А. Кобцев