Дело № 2а-317/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июля 2021 год г. Котельниково
Котельниковский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Молодцовой Л.И.,
при секретаре Павленко Д.С.,
с участием представителя административного истца Куниной И.Ю.,
представителя административного ответчика – межмуниципального отдела по Котельниковскому и Октябрьскому районам Управления Росреестра по Волгоградской области Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Коротковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Быкадорова В. И. о признании незаконным решения межмуниципального отдела по Котельниковскому и Октябрьскому районам Управления Росреестра по Волгоградской области об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, устранении допущенных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Быкадоров В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к межмуниципальному отделу по Котельниковскому и Октябрьскому районам Управления Росреестра по Волгоградской области об оспаривании действий, выразившихся в отказе в государственной регистрации объекта недвижимости.
В обоснование указанных требований указал, что его доля в праве на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, составляет ***** кв.м. Общим собранием собственниками помещений многоквартирного жилого дома <адрес> единогласно принято решение о согласии на размещение нежилого здания – летней кухни площадью ***** кв.м в пределах земельной доли, принадлежащей ему на праве собственности. В 2020 году он обратился с письменным заявлением о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на летнюю кухню общей площадью ***** кв.м, расположенную на земельном участке из категории земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – для эксплуатации многоквартирного жилого дома, общей площадью ***** кв/м с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>. Однако 04.03.2021 года он получил уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав нежилого здания по тому основанию, что он не является единоличным собственником земельного участка, на котором расположена спорная летняя кухня. Таким образом, действиями ответчика ему создано препятствие к осуществлению права на государственную регистрацию данного недвижимого имущества.
Просит признать незаконным отказ межмуниципального отдела по Котельниковскому и Октябрьскому районам Управления Росреестра по Волгоградской области от 04.03.2021 года в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости: летней кухни площадью ***** кв.м, расположенной по адресу: <адрес>; обязать ответчика произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Быкадорова В.И. в отношении объекта недвижимости летней кухни площадью ***** кв.м, расположенной по адресу: <адрес>.
Административный истец Быкадоров В.И., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, направив в своих интересах представителя.
Представитель административного истца Кунина И.Ю. в судебном заседании требования административного иска поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области по доверенности Короткова И.В. с иском не согласилась, предоставив суду письменное возражение, в котором указала, что отказ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на спорное нежилое здание является обоснованным, поскольку застройка земельного участка может осуществляться собственником земельного участка согласно статьи 263 ГК РФ. По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым № находится в общей долевой собственности у нескольких правообладателей, а на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости обращается только один собственник. Кроме того, по сведениям ЕГРН земельного участка с кадастровым № имеет разрешенное использование для эксплуатации многоквартирного жилого дома, технический план же подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием здания - Летней кухни. И согласно заключению кадастрового инженера "Летняя кухня является вспомогательным объектом капитального строительства и предназначена для обслуживания основного строения - здания Жилого дома с кадастровым №, расположенного на этом же земельном участке". Установив указанные причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации заявленного права, государственный регистратор приостановил государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав. В течение срока приостановления причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации, не устранены (то есть не предоставлены документы, подтверждающие право собственности истца на земельный участок с соответствующим разрешенным использованием), в связи с чем государственным регистратором на основании ст. 27 Закона о регистрации, которой предусмотрено, что в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности Быкадорова В.И. на спорное нежилое здание. При вынесении решения об отказе нарушений действующего законодательства в рамках возложенных на Управление полномочий не допущено. Просила в удовлетворении административного иска Быкадорова В.И. отказать.
Выслушав представителя административного истца Кунину И.Ю., представителя административного ответчика, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч.2 ст.1 ФЗ от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом о регистрации недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом о регистрации сведений.
Согласно ч.ч. 3, 4, 5, 7 ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН (в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет). Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с п. 1 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В силу ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрации порядке.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 (отцу истца) постановлением администрации г.Котельниково № от 02.09.1993 года предоставлена в пожизненно-наследуемое владение ***** часть от земельного участка площадью ***** кв.м по адресу <адрес> (постановление администрации № от 02.09.1993 года, свидетельство № от 20.09.1993 года).
Решением исполнительного комитета Котельниковского городского Совета депутатов и трудящихся № от 26.06.1974 года решено разрешить ФИО1 строительство кухни по <адрес> размером ***** кв.м.
Быкадоров В.И. принял наследство после смерти отца ФИО1, умершего ***** в виде квартиры (свидетельство о праве собственности на наследство по закону от 19.05.2011 года), и в настоящий момент является собственником квартиры <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от *****2011 года, запись регистрации №.
17 октября 2017 года между собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома <адрес> было заключено соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок.
На основании указанного соглашения было зарегистрировано право общей долевой собственности на земельный участок, что подтверждается записями в ЕГРН от 30.10.2017 года №, №, №, №, №, №. Сособственниками земельных долей земельного участка № МКД являются ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6
Доля истца в праве собственности на земельный участок составляет *****.Общим собранием собственниками помещений многоквартирного жилого дома по <адрес> единогласно принято решение о согласии на размещение нежилого здания – летней кухни площадью ***** кв.м в пределах земельной доли, принадлежащей ему на праве собственности, о чем составлен протокол общего собрания от 28.10.2020 года. В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что 18.11.2020 Быкадоров В. И. обратился с письменным заявлением о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на летнюю кухню общей площадью ***** кв.м, расположенную на земельном участке из категории земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – для эксплуатации многоквартирного жилого дома, общей площадью ***** кв.м с кадастровым номером 34:13:130019:2982, расположенного по адресу: <адрес>, представив на регистрацию документы, перечисленные в описи документов № MFC-0181/2020-17940-1 от 18.11.2020 г. 04.12.2020 года государственным регистратором принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации на срок до 04.03.2021 года (в соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона о регистрации), о чем заявителю направлено уведомление о приостановлении № КУВД-001/2020-24622129/1 от 04.12.2020 года. 04.03.2021 года на основании ст. 27 Закона о регистрации в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности Быкадорова В.И. на спорное нежилое здание отказано, о чем заявителю направлено уведомление об отказе № КУВД-001/2020-24622129/2 от 04.03.2021 года.Из представленной истцом копии конверта следует, что уведомление об отказе было направлено истцу простым письмом 11.03.2021 года, поступило в почтовое отделение по месту жительства истца 12.03.2021 года (суббота). Быкадоров В.И. получил письмо 14.06.2021 года в первый рабочий день – понедельник. С иском Быкадоров В.Ю. обратился 15.06.2021 года, то есть без нарушения предусмотренного законом срока.Проверяя обоснованность заявленных административным истцом требований, суд принимает во внимание следующее.В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации, п. 168 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278 (далее – Административный регламент) государственная регистрация прав включают в себя правовую экспертизу документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации, п. 216 Административного регламента при правовой экспертизе документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, в том числе устанавливается наличие всех необходимых документов и осуществляется проверка на соответствие документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, требованиям законодательства. При наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав орган регистрации прав приостанавливает государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, выдавая или направляя заявителю уведомление о приостановлении государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления (ч.ч. 4, 5 ст. 29 Закона о регистрации). Основания приостановления установлены в ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации. В случае неустранения причин, препятствующих осуществлению кадастрового учета и государственной регистрации прав, наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав в соответствии со ст. 26 Закона о регистрации, в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав, заявителю направляется уведомление об отказе в государственной регистрации прав (ст. 27, ч. 4, 6 ст. 29 Закона о регистрации).При проведении правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Быкадорова В.И. на спорное нежилое здание, установлено, что в качестве документов оснований на постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права в связи с созданием, образованием объекта недвижимости истцом представлен технический план здания от 16.11.2020 г., подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>. Здание расположено на земельном участке с разрешенным использованием "Для эксплуатации многоквартирного жилого дома". Застройка земельного участка может осуществляться собственником земельного участка согласно статьи 263 Гражданского Кодекса Российской Федерации: - п.1 Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка; - п.2 Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Согласно п.2 статьи 40 Земельного Кодекса РФ «Собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов». Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ). По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым № находится в общей долевой собственности у нескольких правообладателей, а на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости обращается только один собственник. Кроме того, по сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым № имеет разрешенное использование для эксплуатации многоквартирного жилого дома, технический план же подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием здания - Летней кухни. И согласно заключению кадастрового инженера "Летняя кухня является вспомогательным объектом капитального строительства и предназначена для обслуживания основного строения - здания Жилого дома с кадастровым №, расположенного на этом же земельном участке". Установив указанные причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации заявленного права, государственный регистратор приостановил государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
В течение срока приостановления причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации, не устранены (то есть не предоставлены документы, подтверждающие право собственности истца на земельный участок с соответствующим разрешенным использованием), в связи с чем государственным регистратором на основании ст. 27 Закона о регистрации, которой предусмотрено, что в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности Быкадорова В.И. на спорное нежилое здание.
Таким образом, вопреки доводам истца, указанный отказ в государственной регистрации прав является обоснованными, при вынесении решения об отказе, каких-либо нарушений действующего законодательства в рамках возложенных на него полномочий Управлением не допущено.
В соответствии с п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Бремя доказывания факта нарушения прав и законных интересов административного истца следует из положений ст. 62 КАС РФ, согласно которым организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц обязаны подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц, либо возникла реальная угроза их нарушения.
В силу ст. 125 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены оспариваемым решением, действием (бездействием).
Административный истец в своем заявлении указывает, что считает нарушенным свое право на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в отношении объекта недвижимости – летней кухни (создано препятствие к его осуществлению).
Однако отказ в государственной регистрации прав не лишает административного истца права вновь обратиться с заявлением о государственной регистрации прав в случае устранения причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 30 Закона о регистрации лицо, по заявлению которого осуществляются государственная регистрация прав, вправе приостановить осуществление государственной регистрации прав по заявлению на срок не более чем на шесть месяцев, в том числе для устранения причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав.
Однако административный истец не воспользовался правом, которое ему предоставлено частью 1 ст. 30 Закона о регистрации.
При вынесении решения об отказе нарушений действующего законодательства в рамках возложенных на Управление полномочий не допущено.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм, регламентирующих деятельность регистрационного органа, государственный регистратор не мог произвести государственную регистрацию по причине отсутствия предусмотренных действующим законодательством документов.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требования административного истца о признании незаконным отказа Управления в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности Быкадорова В.И. на объект недвижимости летнюю, площадью ***** кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, указанных в пункте 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, не имеется, в связи с чем, отсутствуют основания, для удовлетворения административного иска и признания оспариваемого решения государственного органа незаконным.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Быкадорова В. И. о признании незаконным решения межмуниципального отдела по Котельниковскому и Октябрьскому районам Управления Росреестра по Волгоградской области об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество летней кухни от 04.03.2021 года, устранении допущенных нарушений, – оставить без удовлетворения.
Решение в окончательной форме изготовлено 09 августа 2021 года и может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Котельниковский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.И. Молодцова