Административное дело № 2а-317/2021
64RS0036-01-2021-000464-32
Решение
Именем Российской Федерации
18 июня 2021 года р.п. Татищево Саратовской области
Татищевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Добрыдень О.А., при ведении протокола помощником судьи Мосляковой Е.В.,, с участием административного истца - Требунского А.Г., его представителя по доверенности - Шихановой Т.Ю., представителя административного ответчика -Чеботаевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Требунского ФИО10 к административному ответчику Муниципальному учреждению "Муниципальное собрание ГО ЗАТО Светлый Саратовской области", заинтересованные лица Управление по взаимодействию с правоохранительными органами противодействию коррупции Правительства Саратовской области, ПАО Сбербанк, Банк ВТБ (ПАО), об оспаривании решения органа местного самоуправления о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального собрания городского округа,
установил:
Требунский А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Муниципальному собранию городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области (далее Муниципальное собрание) в котором просил признать незаконным и недействительным с момента принятия п.2 решения Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области Требунского А.Г. В обосновании заявленных требований указал на то, что с ДД.ММ.ГГГГ он является депутатом муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый 5 созыва и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. П.2 решения № от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении заявления Губернатора Саратовской области, принятого муниципальным собранием городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области в связи с утратой доверия по основаниям, предусмотренным частями 7.1, 7.3 и 10.1 ст.40 ФЗ № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 2 ч.1 ст.13 ФЗ №273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» в связи с предоставлением заведомо неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016, 2017,2018, 2019 годы. Считает указанное решение незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Как следует из обжалуемого решения, муниципальное собрание ГО ЗАТО Светлый Саратовской области на своем заседании ДД.ММ.ГГГГ среди вопросов повестки дня в разделе «Разное» рассмотрело заявление Губернатора Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении меры ответственности к депутату муниципального собрания городского округа ЗАТО светлый Саратовской области Требунскому А.Г. В заявлении указано, что истец являясь лицом, замещающим муниципальную должность депутата Муниципального собрания ГО ЗАТО Светлый в 2017, 2018, 2019 годах представил заведомо неполные и недостоверные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, то есть, не выполнил обязанность, предусмотренную ч.4.2 ст.12.1 ФЗ «О проведении коррупции». В соответствии с ч.4.5 ст.12.1 ФЗ «О противодействии коррупции» при выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с ч.4.4 настоящей статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены настоящим ФЗ, ФЗ № 230-ФЗ от 03 декабря 2012 года «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», высшее должностное лицо субъекта РФ обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность или применении в отношении него иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение. Аналогичное положение содержится в ст.3 закона Саратовской области от 02 августа 2017 года № 66-ЗСО «О порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими муниципальные должности, должности глав местных администраций по контракту, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предъявляемых в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции, и проверки достоверности и полноты таких сведений. Следовательно, право выбора вида взыскания, которому следует подвергнуть лицо, замещающее муниципальную должность, принадлежит исключительно Губернатору Саратовской области. В заявлении Губернатора содержится позиция высшего должностного лица области о том, что допущенные при предоставлении сведений нарушения могут повлечь лишение виновного лица полномочий в связи с утратой доверия при наличии квалифицирующих признаков. В нарушениях, выявленных у него отсутствуют такие квалифицирующие признаки, как предоставление недостоверных сведений, способствующих сокрытию информации о наличии конфликта интересов, а также сокрытие банковского счета, движение денежных средств по которому в течение отчетного периода не может быть объяснено исходя из дохода лица. В деяниях Требунского А.Г. наличия квалифицирующих признаков, необходимых для лишения его полномочий, не усматривается. Далее, в заявлении губернатора содержится вывод о том, что к нему, депутату органа местного самоуправления, представившему недостоверные или неполные сведения о своих и своей супруги доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если искажение этих сведений является несущественными, могут быть применены меры ответственности, указанные в ч.7.3.1 ст.40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Тем самым, высшее должностное лицо области в своем заявлении указал, что искажение представленных им сведений о своих и доходах супруги, расходах, имуществе и обязательства имущественного характера является несущественными, при таких обстоятельствах в отношении истца административный ответчик обязан был руководствоваться позицией Губернатора, изложенной в его заявлении и применить одну из мер ответственности, перечисленных в с.7.3.1 ст.40 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, этот перечень мер ответственности является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, он не содержит такой меры ответственности как «досрочное прекращение полномочий депутата». При очередном заседании муниципального собрания городского округа ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком был нарушен его регламент. На заседании при рассмотрении вопроса о его депутатских полномочиях за 5 минут до голосования депутат ФИО5 внес и озвучил собранию проект решения по рассмотрению заявления губернатора, депутаты проголосовали за принятие проекта в редакции, озвученной депутатом ФИО5, окончательное решение, выданное ему в копии, отличается от проекта. Проект решения не завизирован председателем Муниципального собрания.
Административный истец Требунский А.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержал, дав пояснения аналогичные изложенным в административном иске.
Представитель административного истца - Шиханова Т.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала, дополнив тем, что Муниципальным собранием был нарушен п.11 ст.40 ФЗ № 131 ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» при принятии решения № 77-356 от 23 марта 2021 года.
Представитель административного ответчика по доверенности Чеботаева А.В. просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, пояснив, что согласно ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ), полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом. В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ на осуществляющего свои полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления законом наложены следующие ограничения. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. (ч. 7.2 ст. 40 Закона № 131-ФЗ). При выявлении в результате проверки, проведенной в соответствиис частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд. (ч. 7.3. ст. 40 Закона № 131-ФЗ). Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" одной из мер по профилактике коррупции является установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Такое правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной или муниципальной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией особых, публично-правовых полномочий. В силу ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» установлено, что лица, претендующие на замещение должностей и замещающие должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представляют такие сведения по форме справки, утвержденной данным Указом. Законом Саратовской области от 02.08.2017 № 66-ЗСО «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими муниципальные должности, должности глав местных администраций по контракту, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерациио противодействии коррупции, и проверки достоверности и полноты таких сведений» установлен порядок представления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в муниципальных образованиях Саратовской области или замещение должностей глав местных администраций муниципальных образований Саратовской области по контракту и лицами, замещающими указанные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей Губернатору Саратовской области и порядок проверки их полноты и достоверности. В соответствии со ст.1 указанного выше Закона, лица, замещающие муниципальные должности, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчётным годом, представляют сведения Губернатору Саратовской области. Данные лица представляют сведения по утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» по форме справки. При этом сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в объёме и за период, установленные соответственно для граждан, претендующих на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». Требунский А.Г. избран депутатом Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый пятого созыва по многомандатному избирательному округу №1. На основании абз. 19 ч. 1 ст. 2 Закона № 131-ФЗ Требунский А.Г., как депутат выборного (представительного) органа местного самоуправления, является лицом, замещающим муниципальные должности. Согласно ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений. В соответствии со ст.2 Закона Саратовской области от 02 августа 2017 года № 66-ЗСО «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими муниципальные должности, должности глав местных администраций по контракту, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, и проверки достоверности и полноты таких сведений» Губернатором Саратовской области издано распоряжение № 876-р от 05.11.2020 года о проведении в отношении депутата Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Требунского А.Г. проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, Управлением по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию с коррупции Правительства Саратовской области. В ходе проверки выявлены факты несоблюдения депутатом Требунским А.Г. ограничений, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", так, депутатом Требунским А.Г. представлены неполные сведения, а именно:
не отразил сведения о своем расчетном счете ПАО «Сбербанк» № от ДД.ММ.ГГГГ, сумма денежных средств, поступивших на данный счет за период с 2017 года по 2019 год составила 110 778 руб. 42 коп;
не отразил сведения о своем счете Банка ВТБ (ПАО) № от ДД.ММ.ГГГГ сумма денежных средств, поступивших на счет за период с 2017 года по 2019 год составила 141 000 руб.;
не отразил информацию о кредитном договоре от ДД.ММ.ГГГГ года № на сумму 822 164, 25 руб. в справке за 2018 год;
не отразил информацию о задолженности по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 708 349руб. 40 коп. в справке за 2019 год.
В справках за 2016, 2017, 2018, 2019 годы, представленных Требунским А.Г. информация о доходах отсутствует. Письмом исх. от 17.02.2021 года № 1-07-07-394 Губернатор Саратовской области обратился к Муниципальному собранию городского округа ЗАТО Светлый с заявлением о применении мер ответственностик депутату Муниципального собрания Требунскому А.Г. Решением Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый от 23.03.2021 года № 77-356 «О рассмотрении заявления Губернатора Саратовской области», рассмотрено заявление Губернатора Саратовской области. Согласно ч.7.3.-1, ст.7.3.-2 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности:
1) предупреждение;
2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;
3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основес лишением права осуществлять полномочия на постоянной основедо прекращения срока его полномочий;
4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправлениядо прекращения срока его полномочий;
5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 данной статьи, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. (ч. 7.3.-2. ст 40 Закона № 131-ФЗ). Порядок принятия решения о применении к депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», (далее - Порядок), утвержден решением Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый от 17.03.2021 № 76-351, данное решение конкретизирует понятие о существенности либо несущественности допущенного нарушения в виде неполноты предоставления сведений в справке о доходах. В п. 5 данного Порядка указан перечень ситуаций, при которых представление недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера расценивается как несущественное искажение. Данный перечень является исчерпывающие и расширенному толкованию не подлежит. В данном случае, положения указанного Порядка не применимы, так как предоставление депутатом Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Требунским А.Г. неполных сведений о своих доходах за 2016, 2017, 2018, 2019 годы является существенным нарушением, поскольку он не отразил сведения о своем расчетном счете ПАО «Сбербанк» с движением денежных средств по счету 110 778 рублей 72 копеек и о своем расчетном счете в Банке ВТБ (ПАО) с движением денежных средств по счету 140 000 руб. В то время как его доход за 2016, 2017, 2018, 2019 годы составил 0 руб. Денежные суммы, которые депутат Требунский А.Г. не указал, во много раз превышают задекларированный им годовой доход. Из системного толкования приведенных норм в их совокупности следует, что обязанность лица, замещающего муниципальную должность,по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществеи обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах,об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей считается выполненной надлежащим образом при предоставлении указанными лицами полных и достоверных сведений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами, что депутатом Требунским А.Г. выполнено не было. В данном случае досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления является ничем иным как мерой ответственности за невыполнение предусмотренной законом обязанности по предоставлению полных и достоверных сведений, поскольку для принятия решения о прекращении полномочий депутата досрочно достаточно лишь факта предоставления им неполных сведений. Только своевременное и в полном объеме предоставление достоверной информации о полученных депутатами доходах и приобретенном ими имуществе является одним из эффективных средств контроля за законностью осуществления своей профессиональной деятельности, а также законностью получения указанных доходов или имущества, что Муниципальным собранием было учтено, и привелок исполнению требований законодательства о противодействии коррупциии реализации своих полномочий в этой сфере в связи с рассмотрением вопроса о применении специальной ответственности депутата, в виде досрочного прекращения его полномочий. Продолжение деятельности депутатов, нарушивших антикоррупционное законодательство, влечёт угрозу функционирования государственного и хозяйственно-экономического механизмов. При таких обстоятельствах Муниципальное собрание считает, что наличия правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований нет, учитывая, что последствие в виде досрочного прекращения полномочий за неисполнение установленных законом ограничений, связанных с замещением муниципальной должности, является в данном конкретном случае, безальтернативным. Доводы административного истца об отсутствии квалифицирующих признаков не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, по следующим основаниям. Так как федеральное и региональное законодательство не определяют меру ответственности за совершенное коррупционное нарушение и не дает определения несущественных нарушений коррупционного законодательства, Муниципальное собрание принимает во внимание Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, подготовленный Министерством труда России (письмо от 21.03.2016 № 18-2/10/П-1526). Вышеуказанное письмо Минтруда России носит официальный характер и подготовлено во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 14.11.2013 № Пр-2689 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 30.10.2013 года и подпунктом «а» пункта 2 раздела 1 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 12.11.2014 № 45. Как следует из п.6 данного Обзора, исходя из правоприменительной практики указано, что взыскания в виде увольнения служащего с государственной (муниципальной) службы в связи с утратой доверия применялись в случаях сокрытия факта наличия банковских счетов, движение денежных средств по которым в течение отчетного года не могло быть объяснено исходя из доходов служащего. Так же, в соответствии с Письмом Минтруда к отягчающим обстоятельствам отнесено нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в рамках предыдущих декларационных кампаний. На заседании Муниципального собрания 23 марта 2021 года Требунский А.Г. подтвердил факт сокрытия счетов, пояснив, что не считает обязательным предоставление данных сведений. По итогам проведенной проверки достоверности и полноты представленных сведений депутатом Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Требунским А.Г. выявлены нарушения, в рамках декларационных кампаний за 2016, 2017, 2018, 2019 года. Однако административный истец не упоминает данного обстоятельства в своем иске. Довод административного истца о том, что оспариваемое решение принято с нарушением Регламента Муниципального собрания считаем несостоятельным ввиду следующего. В соответствии со ст. 10 Регламента Муниципального собрания проект повестки дня заседания Муниципального собрания начинает формироваться председателем Муниципального собрания на основе плана работы Муниципального собрания и письменных предложений о внесении вопросов, поступивших от главы городского округа, председателей комиссий Муниципального собрания, 1/3 от установленной численности депутатов Муниципального собрания за семь дней до дня заседания и заканчивается не позднее, чем за три дня до дня заседания Муниципального собрания. Внеплановые вопросы, не включенные в повестку дня заседания Муниципального собрания и требующие принятия решения, могут вноситься в повестку дня на заседании Муниципального собрания. На основании ч.1 ст. 12 Регламента Муниципального собрания проекты муниципальных правовых актов Муниципального собрания могут вноситься главой городского округа, депутатами Муниципального собрания, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, прокурором, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными Уставом. Так же одним из элементов процедуры рассмотрения вопроса на заседании Муниципального собрания является внесение поправок и изменений в проект решения. На заседании Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый 23 марта 2021 года в повестку дня заседания был включен дополнительный вопрос «О рассмотрении заявления Губернатора Саратовской области». В ходе рассмотрения данного вопроса депутатом ФИО5 было внесено предложение об изменении п.2 проекта решения, которое поддержали остальные депутаты. Таким образом, депутат ФИО5 не выносил на рассмотрение Муниципального собрания новый проект решения, а лишь изменил формулировку п.2 проекта решения, включенного в повестку дня заседания Муниципального собрания и за включение которого голосовал Требунский А.Г., что подтверждается протоколом заседания Муниципального собрания от 23 марта 2021 года № 77.
Заинтересованные лица Управление по взаимодействию с правоохранительными органами противодействию коррупции Правительства Саратовской области, ПАО Сбербанк, Банк ВТБ (ПАО) извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, заявлений об отложении судебного заседания в суд не представили.
В порядке ч.2 ст.151 КАС РФ суд определил о возможности рассмотрения административного дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснений сторон, представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 3 (часть 2), 12, 32 (части 1 и 2), 130 и 131, местное самоуправление признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, оно является необходимой составной частью единого механизма народовластия и обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает права и обязанности граждан, связанные с их участием непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в самостоятельном решении вопросов местного значения.
В судебном заседании установлено, что решением Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области от 23 марта 2021 года № 77-356 О рассмотрении заявления Губернатора Саратовской области решено рассмотреть заявление Губернатора Саратовской области и принять информацию к сведению. Прекратить досрочно полномочия депутата муниципального собрания ГО ЗАТО Светлый Требунского А.Г., в связи с утратой доверия по основаниям, предусмотренным ч.7.1, 7.3 и 10.1 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, п.2 ч.1 ст.13.1 ФЗ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в связи с предоставлением заведомо неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016, 2017,2018, 2019 годы. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятии (т. 1 л.д.49).
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Закона N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Законом N 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее также - Закон N 230-ФЗ), Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Часть 4 статьи 12.1 Закона N 273-ФЗ закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению учредителя или лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем, в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 7.1 статьи 8 Закона N 273-ФЗ).
Невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности (часть 9 статьи 8 Закона N 273-ФЗ).
Согласно части 7.2 статьи 40 Закона N 131-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверки их полноты и достоверности установлен Законом Саратовской области от 02 августа 2017 года № 66-ЗСО " О порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими муниципальные должности, должности глав местных администрацией по контракту, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции, и проверки достоверности и полноты таких сведений».
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Саратовской области от 02 августа 2017 года № 66-ЗСО лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по утвержденной указом Президента Российской Федерации форме справки в порядке, предусмотренном настоящим Законом, также за каждый год, предшествующий году представления сведений (далее - отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее также - Федеральный закон), не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. В случае если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанное лицо сообщает об этом Губернатору области по утвержденной нормативным правовым актом Губернатора области форме в порядке, установленном абзацем вторым части 5.
На основании части 7.3 статьи 40 Закона N 131-ФЗ при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
В судебном заседании установлено и подтверждается заявлением № 1-07-07-394 от 17 февраля 2021 года, что по результатам проведенной проверки предоставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера себя и своей супруги Требунским А.Г. за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2019 года предоставлены неполные и недостоверные сведения, в результате чего Губернатор области предложил Муниципальному Собранию ГО ЗАТО Светлый принять решение о применении к депутату муниципального собрания ГО ЗАТО Светлый Требунскому А.Г. меры ответственности, указанной в части 7.3-1 ст.40 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (т. 1 л.д.9-13).
В соответствии с ч.7.3-1 ст.40 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ 7.3-1. К депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности:1) предупреждение; 2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; 3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; 4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; 5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
Таким образом, судом установлено, что муниципальным собранием ГО ЗАТО Светлый Саратовской области принято решение № 77-356 от 23 марта 2021 года в соответствии с действующим законодательством в пределах своих полномочий, поскольку был установлен факт представления депутатом Требунским А.Г. недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, что является основанием для прекращения полномочий депутата муниципального образования.
Кроме того, по судебным запросам поступили сведения из ПАО «Сбербанк и Банк ВТБ (ПАО) об открытых банковских счетах Требунского А.Г. и его супруги Требунской И.В. за период с 2015 по 2021 года.
Тогда как в представленных справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ( т.2 л.д.147-170) Требунского А.Г. и его супруги Требунской И.В. сведений об открытых счетах не имеется.
Доводы административного истца Требунского А.Г. и его представителя, что вышеуказанные нарушения при представлении им сведений являются несущественными, в связи с чем, в отношении него могли быть применены иные меры ответственности, не могут быть приняты во внимание судом в силу следующего.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Закона N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральными законами N 273-ФЗ, N 230-ФЗ.
Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года N 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года N 104-О).
Таким образом, гражданин, вступая в должность депутата, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Довод административного истца о том, что не был учтен характер совершенного нарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, направленность умысла на сокрытие информации, а также особенности личности, предшествующие результаты исполнения заявителем своих должностных обязанностей (полномочий), суд признает несостоятельным.
Довод административного истца о том, что оспариваемое решение принято с нарушением Регламента муниципального собрания не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
Нарушений п.11 ст.40 ФЗ № 131 ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» при принятии решения № 77-356 от 23 марта 2021 года не имелось, поскольку заявление Губернатора о выявленных нарушениях составления справки депутатом Требунским А.Г. поступило в муниципальное Собрание ГО ЗАТО Светлый 01 марта 2021 года, решение принято 23 марта 2021 года, то есть, не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и недействительным с момента принятия п.2 решения Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области № 77-356 от 23 марта 2021 года о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области Требунского А.Г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 174, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Требунского ФИО11 к административному ответчику Муниципальному учреждению "Муниципальное собрание ГО ЗАТО Светлый Саратовской области", заинтересованные лица Управление по взаимодействию с правоохранительными органами противодействию коррупции Правительства Саратовской области, ПАО Сбербанк, Банк ВТБ (ПАО), об оспаривании решения органа местного самоуправления о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального собрания городского округа - отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы в Татищевский районный суд Саратовской области.
Дата принятия решения в окончательной форме – 18 июня 2021 года.
Судья О.А. Добрыдень