ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-317/2023 от 01.06.2023 Нижнеилимского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Железногорск-Илимский 01 июня 2023 года

Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующей судьи Кайзер Н.В.,

при секретаре судебного заседания Сыченковой Е.С.,

с участием старшего помощника прокурора Нижнеилимского района Колобкова Ф.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-317/2023 по административному исковому заявлению Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Усть-Илимский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов.

В обоснование исковых требований, с учетом принятых судом уточнений, указано, что Усть-Илимской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам надзорной деятельности выявлены нарушения природоохранного законодательства, регламентирующего правовой режим особо охраняемых природных территорий, расположенных в Нижнеилимском районе Иркутской области. Так, природоохранной прокуратурой *** с привлечением сотрудников территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования на особо охраняемых природных территориях - памятниках природы регионального значения «Игирминский сосновый бор», «Тушамский сосновый бор». Результатами проверки установлены многочисленные грубые нарушения режима охраны названных ООПТ, в частности, при обследовании памятника природы «Игирминский сосновый бор» выявлены факты захламления ООПТ отходами производства и потребления. Аналогичные нарушения выявлены на территории памятника природы «Тушамский сосновый бор». В целях устранения нарушений, в том числе в части захламления ООПТ отходами производства и потребления межрайонным природоохранным прокурором руководителю Дирекции по особо охраняемым природным территориям *** в ноябре 2022 внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства. По результатам рассмотрения представления, в целях ликвидации свалок отходов руководителем Дирекции в адрес министра лесного комплекса ****** направлено письмо *** о необходимости принятия мер по устранению захламлений бытовыми отходами названных территорий. Вместе с тем, до настоящего времени свалки отходов производства и потребления не ликвидированы, что подтверждается информацией Дирекции по ООПТ от ***. Памятник природы «Игирминский и Тушамский сосновый бор» создан решением Президиума исполнительного комитета *** Совета народных депутатов от 13 февраля 1989 года № 59 «О создании ландшафтных памятников природы в Игирминском и Тушамском сосновых борах ***» создан ландшафтный памятник природы областного значения в Тушамском сосновом бору Рудногорского лесничества. Постановлением правительства Иркутской области от 18.05.2021 № 336-пп «О памятниках природы регионального значения «Тушамский сосновый бор» и «Игирминский сосновый бор», утверждены положения о памятнике природы регионального значения «Тушамский сосновый бор», о памятнике природы регионального значения «Игирминский сосновый бор». В соответствии с п.4 Положения о памятнике природы «Тушамский сосновый бор», памятник природы расположен на территории муниципального образования «***» в границах кадастровых кварталов *** на землях лесного фонда. Согласно п.4 Положение о памятнике природы «Игирминский сосновый бор», памятник природы расположен на территории муниципального образования «***» в границах кадастровых кварталов *** на землях лесного фонда. Места размещения свалок отходов в соответствии со сведениями территориального управления по Нижнеилимскому лесничеству относятся к землям лесного фонда. Размещение несанкционированных свалок на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиком на уважение личной жизни неопределенного круга лиц, в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Земельные участки, на которых выявлены несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, относятся к землям государственного лесного фонда и является, федеральной собственностью (часть 1 статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп Министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области. Согласно подпункта 7 пункта 8 Положения, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения. Статьями 41,42 Конституции РФ и статьей 11 ФЗ № 7 закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Таким образом, поскольку обнаруженная несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда, не переданных третьим лицам в аренду или иное хозяйствование, с учетом распределения полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, возложена на Министерство лесного комплекса Иркутской области. Просят суд:

- признать незаконным бездействие министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в непринятии мер по организации ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на земельных участках, расположенных в границах земель лесного фонда:

- Нижнеилимского лесничества, Рудногорского участкового лесничества, Рудногорской дачи в квартале ***

- Нижнеилимского лесничества, Рудногорского участкового лесничества, Рудногорской дачи в квартале ***

*** свалок твердых коммунальных отходов на земельных участках, расположенных в границах лесного фонда:

- Нижнеилимского лесничества, Рудногорского участкового лесничества, Рудногорской дачи в квартале ***

- Нижнеилимского лесничества, Рудногорского участкового лесничества, Рудногорской дачи в квартале ***

Представитель административного истца – старший помощник прокурора Нижнеилимского района Колобков Ф.В. в судебном заседании предъявленные требования поддержал, в их обоснование привел доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомили, направив возражение на исковое заявление, в котором указали о несогласии с заявленными требованиями.

Представители заинтересованных лиц – Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству, ОГБУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Иркутской области» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом.

В силу части 2 статьи 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Суд, руководствуясь статьей 150 КАС РФ, с учетом мнения прокурора, посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, признав их явку необязательной.

Выслушав представителя административного истца, изучив письменные доказательства по делу, и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями статей 60, 61 и 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Судом установлено, что постановлением *** от ******-пп утверждены Положения о памятнике природы регионального значения «Тушамский сосновый бор» и о памятнике природы регионального значения «Игирминский сосновый бор».

В соответствии с пунктом 4 Положения о памятнике природы «Тушамский сосновый бор», памятник природы расположен на территории муниципального образования «***» в границах кадастровых кварталов *** на землях лесного фонда.

Согласно пункту 4 Положения о памятнике природы «Игирминский сосновый бор», памятник природы расположен на территории муниципального образования «***» в границах кадастровых кварталов 38:12:070701, 38:12:070301, 38:12:070401 на землях лесного фонда.

*** специалистами Территориального управления Министерства лесного комплекса *** по Нижнеилимскому лесничеству по заданию Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора проведено выездное проверочное мероприятие с целью проверки исполнения требований лесного законодательства на территории Нижнеилимского района, Рудногорского участкового лесничества, в том числе в границах особо охраняемых природных территорий - памятников природы регионального значения «Тушамский сосновый бор» и «Игирминский сосновый бор».

Согласно заключению *** от ***, составленного по результатам проведенной проверки, при обследовании памятника природы «Игирминский сосновый бор» установлено наличие несанкционированной свалки коммунальных отходов, представляющих собой пластиковые и стеклянные бутылки, контейнеры, целлофановые пакеты, алюминиевые банки и прочее, места временного обустройства летних туалетов и кухонь из целлофановых тентов в точках координат ***;.

Также, из заключения следует, что на территории памятника природы «Тушамский сосновый бор» в точках координат N 570 12' 55.6', E 103? 26' 53.7'' также установлено наличие несанкционированной свалки коммунальных отходов.

*** Усть-Илимским межрайонным природоохранным прокурором в адрес директора ОГБУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Иркутской области» внесено представление об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях, в котором, со ссылкой на расположение несанкционированных свалок коммунальных отходов, в том числе, на территориях памятников природы регионального значения «Тушамский сосновый бор» и «Игирминский сосновый бор», требует принять безотлагательные и действенные меры к устранению нарушений.

По результатам рассмотрения указанного представления ОГБУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Иркутской области» в адрес прокурора направлено письмо от ***, в котором указано, что по результатам обследования территорий памятников природы регионального значения «Тушамский сосновый бор» и «Игирминский сосновый бор» в сентябре 2022 года инспекторами Дирекции выявлены места захламлений ТКО, государственным инспекторам, осуществлявшим трудовую деятельность в заказниках, снижен размер стимулирующих выплат.

Кроме того, *** ОГБУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Иркутской области» в адрес министра Лесного комплекса Иркутской области направлена информация с просьбой принять меры по устранению выявленных захламлений памятников природы регионального значения «Тушамский сосновый бор» и «Игирминский сосновый бор» бытовыми отходами, поскольку те расположены на землях лесного фонда.

В ответ на представленную ОГБУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Иркутской области» информацию, Министерством лесного комплекса Иркутской области *** направлена информация о невозможности в настоящее время принятия мер по устранению несанкционированных свалок в связи с большим количеством снежного покрова, после схода которого меры буду приняты.

Согласно информации, представленной Территориальным управлением Министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству, лесные участки, расположенные на территории Нижнеилимского лесничества, Рудногорского участкового лесничества, Рудногорской дачи *** свобоные от закрепления.

В соответствии со статьей 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу положений статьи 50.7 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия (часть 1), охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию (часть 2), охрана, защита, лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3).

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам накопленного вреда окружающей среде относятся, в том числе территории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, а также объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ, а согласно пункту 3 статьи 78 указанного федерального закона иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

В соответствии с положением пункта 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) являются полномочиями, переданными для исполнения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Пунктом 4 статьи 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым также относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.

Согласно части 1 статьи 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Согласно пункту 3 указанной статьи охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена статьей 5.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» со ссылкой на Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.

При регулировании лесных отношений федеральным законодателем в статье 83 ЛК РФ установлен перечень отдельных федеральных полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) (пункт 6); осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса (пункт 11).

Исходя из указанных норм закона, суд полагает, что несанкционированное размещение в лесах отходов производства и потребления необходимо устранять в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) путем выявления, пресечения и понуждения к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах.

Случаи, когда лица, виновные в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах, не выявлены, надлежит рассматривать как факты неэффективного осуществления федерального государственного лесного надзора, лесной охраны.

Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области, является Министерство лесного комплекса Иркутской области.

В соответствии с Положением о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 30.11.2021 №909-пп, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции в сфере лесного хозяйства: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения (подпункт 10); осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда (подпункт 14); осуществление лесной охраны (подпункт 15).

Учитывая приведенное выше, суд приходит к убеждению в том, что принятие мер по ликвидации несанкционированного размещения на землях лесного фонда твердых коммунальных отходов должно быть направлено, в том числе, на выявление, пресечение и понуждение к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов, что подлежит осуществлению при реализации мероприятий по государственному лесному надзору, лесной охране, с учетом положений статьи 96 ЛК РФ.

С учетом приведенного правового регулирования и установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о том, что исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим полномочия в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в той же области, является Министерство лесного комплекса Иркутской области, суд приходит к выводу о том, что Министерство лесного комплекса Иркутской области, как уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, наделено всеми необходимыми полномочиями для организации деятельности по ликвидации свалок отходов производства и потребления на территории лесного фонда, образовавшихся в результате неэффективного осуществления федерального государственного лесного надзора, не осуществление же данной деятельности свидетельствует о допущенном незаконном бездействии со стороны министерства и о наличии предусмотренных законом оснований для возложения на него обязанности организовать ликвидацию свалок отходов производства и потребления на территории земель лесного фонда.

Доводы административного ответчика о том, что в круг полномочий Министерства лесного комплекса Иркутской области не входит организация мероприятий по ликвидации свалок отходов производства и потребления, о том, что Министерство не является надлежащим административным ответчиком по делу, суд находит несостоятельными по приведенным выше доводам.

Федеральным законом от 30.12.2015 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов» была изменена глава 3 «Охрана и защита лесов» Лесного кодекса Российской Федерации. Теперь она посвящена только охране лесов, а защита лесов выделена в отдельную главу 3.1. Разница между охраной и защитой лесов согласно этим нормам состоит в том, что термин «охрана» предусматривается по отношению к пожарам, загрязнениям (в том числе радиоактивными веществами) и иным негативным воздействиям лесов, а защита сводится главным образом к санитарной безопасности в лесах.

Согласно статье 60.3 ЛК РФ меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 №2047 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах» утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, устанавливающие единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах. В частности, в лесах не допускается: загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации (пункт 20).

Принимая во внимание, что на основании пункта 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а Министерство лесного комплекса Иркутской области является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти Республики в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имеется.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Рассматривая вопрос о сроке исполнения решения суда, о котором заявлено прокурором, суд находит его разумным, поскольку проведение мероприятий по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов требует значительных временных затрат.

Таким образом, оценивая представленные доказательства каждое в отдельности, так и в совокупности, с учетом норм материального и процессуального права, суд считает необходимым административные исковые требования прокурора удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в непринятии мер по организации ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на земельных участках, расположенных в границах земель лесного фонда:

- Нижнеилимского лесничества, Рудногорского участкового лесничества, Рудногорской дачи в квартале ***;), а также;

- Нижнеилимского лесничества, Рудногорского участкового лесничества, Рудногорской дачи в квартале ***

Обязать министерство лесного комплекса Иркутской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на земельных участках, расположенных в границах лесного фонда:

- Нижнеилимского лесничества, Рудногорского участкового лесничества, Рудногорской дачи в квартале *** а также;

- Нижнеилимского лесничества, Рудногорского участкового лесничества, Рудногорской дачи в квартале ***

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2023 года.

Судья Н.В. Кайзер