ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3181/2022 от 27.07.2022 Иркутского районного суда (Иркутская область)

38RS0-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июля 2022 года г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Недбаевской О.В., при секретаре Комине А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-3181/2022 по административному исковому заявлению М.В.Н, к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату, обязании рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец М.В.Н, обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области, в котором просит признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области Ф-1исх/22 от **/**/**** по предоставлению ему в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: ...., ДНТ «Путеец», участок , кадастровый ; обязать рассмотреть его заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: ...., ДНТ «Путеец», участок , кадастровый , в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что **/**/**** решением общего собрания учредителей было создано ДНТ «Путеец».

05.03.2013 на основании договора ДНТ «Путеец» был передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок кадастровый .

В последующем, на основании, утверждённого администрацией Иркутского района **/**/**** проекта организации застройки территории ДНТ «Путеец», данный земельный участок кадастровым номером был размежеван. Было образовано путем выделения 11 участков для пользования членами ДНТ и данные 11 участков были поставлены на кадастровый учет.

С сентября 2014 года, указывает административный истец, она является членом ДНТ «Путеец».

**/**/**** на общем собрании ДНТ «Путеец» между членами ДНТ были распределены земельные участки. За административным истцом был закреплен земельный участок по адресу: ...., ДНТ «Путеец», кадастровый .

**/**/**** он через МФЦ подал заявление в Министерство имущественных отношений Иркутской области о приобретении данного земельного участка за плату в собственность, в связи с тем, что с **/**/**** земельные участки, находящиеся в .... предоставляет в собственность Министерство имущественных отношений Иркутской области.

**/**/**** Министерством имущественных отношений Иркутской области был выдан отказ, основанный на том, что согласно информации министерства лесного комплекса Иркутской области испрашиваемый земельный участок, кадастровый частично расположен в границах земель лесного фонда.

Административный истец считаю данный отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области Ф-1исх/22 от **/**/**** незаконным в связи с тем, что по данным публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером относится к категории земли сельскохозяйственные, для дачного строительства.

Ссылка Министерства имущественных отношений Иркутской области на информацию министерства лесного комплекса Иркутской области является необоснованной как неподтвержденная документально.

Так же, согласно Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями. указанными н правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Министерству имущественных отношений достоверно известно о том, что земельный участок кадастровый предоставлен ДНТ «Путеец» в 2013 году, а испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет в 2014 году и согласно сведениям из ЕГРН относится к категории земли сельскохозяйственные, для дачного строительства.

По данным публичной кадастровой карты, существуют земельные участки, которые расположены на той же территории и при этом находятся в частной собственности.

Согласно ст. 28 ЗК РФ отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается, за исключением прямо предусмотренных указанной статьей случаев.

Данный случай к предусмотренным ст. 28 ЗК РФ исключениям не относится.

В судебное заседание административный истец М.В.Н, не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. На представление своих интересов уполномочил представителя по доверенности П.А,В.

Представитель административного истца М.В.Н,П.А,В. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела была извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что требования доверителя поддерживает по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом. До начала рассмотрения дела от представителя Министерства П.МН, в адрес суда поступили письменные возражения по существу заявленных М.В.Н, требований.

Представитель заинтересованного лица ДНТ «Путеец» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также указал, что не возражает против удовлетворения требований административного истца.

Представитель заинтересованного лица Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, до начала рассмотрения дела представил письменный отзыв по существу заявленных требований.

Учитывая положения ст. 150 КАС РФ, принимая во внимание надлежащее извещение участников процесса о рассмотрении дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательств в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца, исходя из следующего.

Статьей 46 Конституции РФ предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии частями 1, 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что **/**/****М.В.Н, обратился в правительство Иркутской области в лице Министерства имущественных отношений .... с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , площадью 1896 кв.м., расположенного по адресу: ...., ДНТ «Путеец», участок , в собственность за плату для дачного строительства.

По результатам рассмотрения заявления М.В.Н, Министерством имущественных отношений Иркутской области был подготовлен отказ в предоставлении земельного участка, изложенный в письме от **/**/**** за Ф-1исх/22, из которого следует, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 10 (1) статьи 4 Закона Иркутской области от **/**/****-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» к полномочиям Правительства Иркутской области в сфере использования и охраны земель относится предоставление земельных участков, находящихся на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Согласно информации министерства лесного комплекса Иркутской области земельный участок с кадастровым номером частично расположен в границах земель лесного фонда.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно подпункту 6 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка

Учитывая изложенное, Министерство от имени Правительства Иркутской области отказало М.В.Н, в предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: ...., площадью 1896 кв.м., кадастровый .

Не согласившись с указанным решением Министерства имущественных отношений Иркутской области, М.В.Н, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК Ф.

Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В свою очередь, к числу оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов пункт 6 статьи 39.16 ЗК РФ относит случай, когда указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Как было указано выше и установлено судом, в качестве основания для отказа в предоставлении М.В.Н, в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером Министерство имущественных отношений указало на полученный в порядке межведомственного взаимодействия ответ Министерства лесного комплекса Иркутской области о частичном расположении земельного участка в границах лесного фонда.

Вместе с тем, представленным в материалы дела заключением кадастрового инженера К.К,С, от **/**/**** подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 38:06:143519:8063 не имеет признаков лесного участка в ввиду отсутствия каких-либо насаждений. При камеральной обработке кадастрового плана территории и сведений из публичной кадастровой карты установлено, что в радиусе 500 метров от земельного участка на кадастровом учете зарегистрированных земельных участков лесного фонда не имеется.

Из отзыва Министерства лесного комплекса Иркутской области на административный иск М.В.Н, следует, что в соответствии с данными Государственного лесного реестра (материалами лесоустройства Иркутского лесничества), а также границами Иркутского лесничества, установленными Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от **/**/**** «Об установлении границ Иркутского лесничества в Иркутской области», земельный участок с кадастровым номером 38:06:143519:8063 пересекает земли лесного фонда (общая площадь пересечения составляет 2,467 кв.м.) Иркутского лесничества, Технического участка ГУСХП ОПХ «Иркутское», квартала 5, выдела 17.

Министерство считает, что имеет место факт двойного учета спорного земельного участка - как земель лесного фонда согласно данным государственного лесного реестра, и как земель предназначенных для ведения садоводства согласно данным ЕГРН.

В связи с огромным количеством выявленных пересечений земельных участков лесного фонда с землями иных категорий согласно сведениям ЕГРН (конфликт реестров), на уровне РФ был принят Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Из формулировки закона № 280-ФЗ, а также из пояснительной записки к закону следует, что закон был разработан с целью устранения несоответствия сведений, носящих взаимоисключающий характер в Едином государственном реестре недвижимости и государственном лесном реестре. Законодателем отмечено огромное количество пересечений земель лесного фонда и земель иных категорий, в связи с чем, отсутствует возможность обеспечения достоверности ЕГРН. В рамках применения указанного ФЗ, было издано совместное письмо Рослесхоза № , Росреестра -ВА/.... от 18.09.2017 «О направлении Указаний и форм отчетности о деятельности межведомственных рабочих групп в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ» с указаниями государственным органам о процедуре применения указанного ФЗ.

В настоящее время Министерством в рамках рабочей группы совместно с Росимуществом (как органом, осуществляющим полномочия собственника земель лесного фонда на территории Иркутской области), прокуратурой Иркутской области, ФГУП «Рослесинфорг» осуществляется предписанная указанным Письмом процедура, с целью принятия решения об исключении земельных участков, имеющих двойной учет, из состава земель лесного фонда.

Ввиду огромного количества пересечений, рассмотрение вопросов о внесении изменений в государственный лесной реестр происходит постепенно, в порядке очередности.

Рассмотрение на рабочей группе спорного земельного участка назначено на сентябрь 2022 года.

Разрешая по существу требования административного истца, суд приходит к выводу о наличии оснований для их удовлетворения, исходя из того, что относимых, допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих факт частичного расположения испрашиваемого земельного участка в границах земель лесного фонда материалы дела не содержат. Из представленных административным ответчиком документов, на основании которых был подготовлен оспариваемый административным истцом отказ в предоставлении земельного участка, равно как и представленных Министерством лесного комплекса Иркутской области документов, такой вывод также нельзя сделать.

Вывод о пересечении испрашиваемого М.В.Н, земельного участка с землями лесного фонда был сделан Министерством лесного комплекса Иркутской области камерально, без выезда на место, что не может свидетельствовать об однозначности сделанного Министерством вывода.

Следует также отметить, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет 19.09.2014 с присвоением категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства.

На момент постановки земельного участка на государственный кадастровый учет действовали положения Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», исходя из ст.ст. 5, 7 которого сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, федеральным государственным информационным ресурсом.

Что свидетельствует о том, что надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.

В материалах дела отсутствуют доказательства снятия спорного земельного участка с государственного кадастрового учета.

Как следует из положений ст.ст. 87, 101 ЗК РФ, земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в рамках рассмотрения настоящего административного дела, административным ответчиком не представлено допустимых и достаточных доказательств отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда и отсутствия в этой связи у Министерства имущественных отношений права распоряжаться им, что могло бы свидетельствовать о законности оспариваемого отказа, а потому имеются основания признать такой отказ незаконным, поскольку он нарушает права административного истца и создают препятствия в реализации прав, предусмотренных земельным законодательством.

В качестве меры по восстановлению нарушенного права М.В.Н, суд полагает возможным обязать Министерство имущественных отношений устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления М.В.Н, в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования М.В.Н, к Министерству имущественных отношений Иркутской области – удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области в предоставлении М.В.Н, в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: ...., ДНТ «Путеец», участок , кадастровый , изложенный в письме Ф-1исх/22 от **/**/****.

Обязать Министерство имущественных отношений .... рассмотреть заявление М.В.Н, о предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: ...., ДНТ «Путеец», участок , кадастровый , в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 29 июля 2022 года.

Судья: О.В. Недбаевская