ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3182/13-2022 от 29.06.2022 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

№ 2а-3182/13-2022 г.

46RS0030-01-2022-004590-78

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июня 2022 года г.Курск

Ленинский районный суд города Курска в составе:

председательствующего – судьи: Авериновой А.Д.,

при помощнике судьи: Коршунове А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Малетина Сергея Сергеевича к старшему госинспектору отделения №1 МРЭО ГИБДД УМВД России по Курской области Якунину В.А., УМВД России по Курской области об оспаривании решения,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Малетин С.С. обратился в Ленинский районный суд г. Курска с вышеназванным административным исковым заявлением к Отделению № 1 МРЭО ГИБДД УМВД России по Курской области. При этом указав, что он является собственником транспортного средства ВАЗ 2108 государственный регистрационный знак . Он как собственник указанного транспортного средства обратился к административному ответчику с заявлением, в котором просил прекратить регистрацию транспортного средства. Однако, решением должностного лица в прекращении регистрации транспортного средства было оказано, поскольку имеется запрет (ограничение) на основании постановления Ленинского районного суда <адрес>. Указал, что никакого постановления Ленинский районный суд <адрес> не выносил, в связи с чем, указанное решение является незаконным и нарушает его права. Кроме того, указал, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ исполнительные производства у судебного пристава окончены, следственные действия в отношении него не выдуться, рассмотрение дел в судах города Курска и области не имеется. Просит признать отказ в проведении регистрационного действия, а именно: в прекращении регистрационного транспортного средства незаконным в отношении автомобиля ВАЗ 2108 государственный регистрационный знак и обязать Отделением № 1 МРЭО ГИБДД УМВД России по Курской области прекратить регистрацию транспортного средства ВАЗ 2108 государственный регистрационный знак .

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ст. госинспектор Отделение №1 МРЭО ГИБДД УМВД России по Курской области Якунин В.А. и УМВД России по Курской области.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ ст. госинспектор Отделение №1 МРЭО ГИБДД УМВД России по Курской области Якунин В.А. и УМВД России по Курской области исключены из числа заинтересованных лиц по делу и привлечены к участию в деле в качестве административных ответчиков.

В судебном заседании административный истец Малетин С.С. заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в административном иске снованиям и просил их удовлетворить. При этом указав, что как собственник не использует указанное транспортное средство, оно было им продано, в тоже время за указанное транспортное средство приходиться платить транспортный налог.

Представитель административного ответчика УМВД России по Курской области по доверенности Анохин Д.Г. в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать. При этом указав, что ввиду наличия запрета на регистрационные действия осуществить прекращение регистрации транспортного средства не предоставляется возможным. Отделением №1 МРЭО ГИБДД УМВД России по Курской области являются структурными подразделениями УМВД России по Курской области, не являются самостоятельными юридическими лицами, в связи с чем, их интересы осуществляет в судебном заседании УМВД России по Курской области.

В судебном заседании административный ответчик ст. госинспектор Отделение №1 МРЭО ГИБДД УМВД России по Курской области Якунин В.А. полагал, что требования административного истца не подлежат удовлетворению ввиду того, что имеются запреты на регистрационные действия в отношении транспортного средства.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Согласно подпункту «в» пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711, Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, являясь в соответствии с подпунктом «д» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» составной частью полиции, осуществляет функции по регистрации и учету автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдаче регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдаче паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.

Порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД установлен Правилами государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года № 1764.

Согласно пункту 2 Правил, государственная регистрация транспортного средства осуществляется регистрационными подразделениями за собственником транспортного средства (за исключением лица, не достигшего возраста 16 лет либо признанного недееспособным), или лицом, владеющим транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или одним из родителей, усыновителей либо опекунов (попечителей) лица, не достигшего возраста 16 лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекуном недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства (далее - владелец транспортного средства).

Регистрация транспортных средств производится любым регистрационным подразделением по месту обращения владельца транспортного средства вне зависимости от места регистрации физического лица, индивидуального предпринимателя или места нахождения юридического лица, являющихся владельцами транспортных средств (пункт 4 Правил).

Правовые и организационные основы, цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств, регламентированы Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 г. №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственная регистрация транспортного средства совокупность регистрационных действий и иных действий в соответствии с настоящим. Федеральным законом.

К регистрационным действиям также относятся: прекращение государственного учета транспортного средства - включение в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств информации о временном прекращении допуска транспортного средства к участию в дорожном движении (п.3 ст. 10 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Статьей 18 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены основания прекращения и возобновления государственного учета транспортного средства. Государственный учет транспортного средства прекращается: по заявлению владельца транспортного средства (пункты 1).

Статьей 20 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены случаи, при которых запрещается совершение регистрационных действий и основания к отказу в регистрационных действиях.

Так, в соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относятся, в том числе, наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21 декабря 2019 года № 950 утвержден административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств.

В соответствии с пунктом 92 Административного регламента основаниями для отказа в совершении регистрационных действий в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» являются: наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.92.11).

Согласно пункту 93 Административного регламента в случае принятия решения об отказе в совершении регистрационного действия в заявлении указываются соответствующие основания отказа, предусмотренные пунктом 94 Административного регламента, которые удостоверяются печатью регистрационного подразделения и подписью сотрудника. Об отказе в совершении регистрационных действий владелец транспортного средства уведомляется в письменной форме в день обращения с указанием причин отказа.

Результатом административной процедуры является проставление отметки на заявлении уполномоченного на принятие решений о проведении регистрационных действий должностного лица с указанием принятого решения о проведении заявленного регистрационного действия или об отказе в проведении заявленного регистрационного действия, подписанной должностным лицом, принявшим решение, с указанием фамилии, даты и времени принятия решения (пункт 94 Административного регламента).

Таким образом, действующее законодательство не устанавливает полномочий органа внутренних дел самостоятельно принимать решение о снятии запрета на совершение регистрационных действий

Судом установлено, что Малетин С.С. является собственником транспортного средства ВАЗ 2108 государственный регистрационный знак

ДД.ММ.ГГГГ Малетин С.С. обратился в Отделение № 1 МРЭО ГИБДД УМВД России по Курской области с заявлением, в котором просил прекратить регистрацию указанного транспортного средства.

Решением ст. госинспектора Отделения № 1 МРЭО ГИБДД УМВД России по Курской области Якуниным В.А. в проведении регистрационных действий отказано на основании п. 7 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и п. 92.11 Административного регламента, т.к. имеются запреты (или) ограничения, наложенные в соответствии с законодательством РФ.

Установлено и не отрицалось сторонами в ходе рассмотрения дела, постановлением судьи Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении транспортного средства ВАЗ 2108 государственный регистрационный знак установлен запрет на регистрационные действия.

Как следует из предоставленных материалов, ранее Малетин С.С. обращался в прокуратуру Центрального административного округа <адрес> с заявлением, в котором указал о незаконности действий сотрудников ГИБДД УМВД России.

Данное обращение было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ и на основании ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ направлено для рассмотрения в УГИБДД УМВД России по Курской области.

На данное обращение ДД.ММ.ГГГГ за начальником Отделения № 1 МРЭО УГИБДД УМВД России по Курской области Андросовым Р.Ю. был дан ответ, согласно которого предоставить какую-либо дополнительную информацию о наложении ограничения на совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства не предоставляется возможным, т.к. истек срок хранения входящей корреспонденции.

Кроме того, Малетин С.С. посредством электронной почты ДД.ММ.ГГГГ обращался в УГИБДД УМВД России по Курской области с заявлением, в котором просил сообщить каким судьей Ленинского районного суда было вынесено постановление о запрете на регистрационные действия ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ на данное обращение начальником Отделения № 1 МРЭО УГИБДД УМВД России по Курской области Андросовым Р.Ю. был дан ответ за , согласно которого отсутствует техническая возможность о предоставлении сведений о фамилии конкретного должностного лица, выносившего постановление.

Указанные обстоятельства подтверждены: карточкой АМТСЧ, находящегося под ограничением, заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, отказом в проведении регистрационных действий к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, карточкой учета транспортного средства, должностным регламентом (должностной инструкцией), сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ, ответом от ДД.ММ.ГГГГ, обращением от ДД.ММ.ГГГГ, ответом от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными материалами дела.

Ссылки о том, что Ленинский районный суд <адрес> в 2015 г. не выносил определение о запрете регистрационных действий в отношении транспортного средства являются состоятельными. Так, в 2015 г. рассмотрено гражданское дело г. по иску АКБ «Банк Москвы» к Малетину С.С. о взыскании задолженности по кредитному договору, в рамках которого определения о запрете на регистрационные действия в отношении транспортного средства ВАЗ 2108 государственный регистрационный знак не выносилось, что подтверждено материалами гражданского дела, в том числе и определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Довод административного истца о том, что не имелось оснований для отказа в прекращении регистрации транспортного средства, основан на неверном толковании норм действующего законодательства. Тем более, что из карточки АМТС, находящегося под ограничением, на основании постановления судьи Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен запрет на регистрационные действия. Постановление судьи о запрете на осуществление регистрационных действий выноситься в рамках ст. 160 УПК РФ, в рамках гражданско-процессуального законодательства постановления вынесены быть не могут, выноситься лишь определения на основании ст. 144 ГПК РФ. Доказательств того, что судьей Ленинского районного суда <адрес> не было вынесено постановление ДД.ММ.ГГГГ, суду предоставлено не было.

Утверждение административного истца о том, что в производстве Ленинского районного суда <адрес> не было никакого материала в рамках уголовно-процессуального законодательства, никакого уголовного дела являются голословными, поскольку ничем не подтверждены.

Ссылки административного истца в ходе рассмотрения дела о том, что транспортное средство им продано по договору купли-продажи, ничем не подтверждены, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание.

Довод административного истца в судебном заседании о том, что им уплачивается транспортный налог в отношении указанного транспортного средства, не является безусловным основанием для удовлетворения заявленных требований.

Исходя из системного толкования положений статьей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение этим прав и законных интересов административного истца.

Поскольку оспариваемое решение об отказе в прекращении регистрации транспортного средства вынесено уполномоченным должностным лицом, соответствует требованиям действующего законодательства, совокупность условий, предусмотренных ст. 227 КАС РФ, по делу не установлено, а потому оснований для удовлетворения требований Малетина С.С. о признании незаконным решения об отказе в проведении регистрационных действий, а именно прекращении регистрационного учета в отношении транспортного средства ВАЗ 2108 государственный регистрационный знак и обязании УМВД России по Курской области в лице Отделения №1 МРЭО ГИБДД УМВД России по Курской области прекратить регистрацию транспортного средства ВАЗ 2108 государственный регистрационный знак , не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Малетина Сергея Сергеевича к старшему госинспектору отделения №1 МРЭО ГИБДД УМВД России по Курской области Якунину В.А., УМВД России по Курской области о признании незаконным решения об отказе в проведении регистрационных действий, а именно:прекращении регистрационного учета в отношении транспортного средства ВАЗ 2108 государственный регистрационный знак обязании УМВД России по Курской области в лице Отделения №1 МРЭО ГИБДД УМВД России по Курской области прекратить регистрацию транспортного средства, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд города Курска в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме, мотивированное решение будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: