УИД: 59RS0004-01-2021-004444-98
Дело № 2а-3182/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2021 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,
при секретаре Дорофеевой К.А.,
с участием представителя административных истцов ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми административное дело по административному иску ФИО2 ФИО3 к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании решения незаконным, возложении обязанности,
установил:
ФИО2, ФИО3 обратилась в суд с административным иском к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми (далее – Департамент) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка №в, площадью 95,95 кв.м, расположенного по <Адрес> в Свердловском районе города Перми, образуемого в соответствии с проектом межевания территории, утвержденного постановлением администрации г. Перми от 18.07.2011 N 360 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории Свердловского района города Перми"; возложении обязанности повторно рассмотреть заявление административных истцов о предварительном согласовании предоставления вышеуказанного земельного участка.
В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками здания трансформаторной подстанции с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <Адрес>. ДД.ММ.ГГГГ обратились в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка №в, площадью 95,95 кв.м, расположенного по <Адрес> в Свердловском районе города Перми, образуемого в соответствии с проектом межевания территории, утвержденного постановлением администрации г. Перми от 18.07.2011 N 360 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории Свердловского района города Перми". Решением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ. № отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указано, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, земельный участок может быть предоставлен на основании соглашения об установлении сервитута, публичного сервитута. Считают, что решение является незаконными поскольку объект недвижимости, под который испрашивается земельный участок, является зданием, а не сооружением, не относится к объекту электросетевого хозяйства и не является частью линейного объекта, в связи с чем земельный участок не может быть предоставлен на основании сервитута.
Административные истцы о месте и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, в судебное заседание не явились, Ремпель представил заявление о рассмотрении дело в его отсутствие.
Представитель административных истцов в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам административного иска
Административный ответчик о месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представитель представил письменный отзыв.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно п.п. 1-3 п.1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Согласно п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Пунктом 2 части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно п. 19 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Судом установлены следующие обстоятельства по делу.
ФИО2, ФИО3 на праве общей долевой собственности принадлежит здание трансформаторной подстанции с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <Адрес> (л.д.14-19).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО3 обратились в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 95,95 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес> в аренду для эксплуатации существующего объекта недвижимости (л.д.11-12).
Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано, поскольку здание, под которое испрашивается земельный участок, является трансформаторной подстанцией, являющейся неотъемлемой частью линейного объекта и в соответствии с п.1.1 ст.39.20, п.1 ст.39.23 ЗК РФ под линейный объект земельный участок может быть предоставлен на основании соглашения об установлении сервитута. Следовательно, предоставление земельного участка на заявленном виде права не допускается (л.д.35-37).
Проанализировав представленные доказательства в соответствии с нормами права, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления;
Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Пунктом 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.39.23 Земельного кодекса РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в случае размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка.
Согласно п.10.1 ст.1 Градостроительного кодекса РФ линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из выписки из единого государственного реестра на объект недвижимости, для эксплуатации которого испрашивается земельный участок, следует, что зарегистрированный вид объекта недвижимости – здание, назначение здания – нежилое, наименование объекта недвижимости – трансформаторная подстанция (л.д.14-19).
Из технического паспорта нежилого здания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что здание имеет бетонный фундамент, кирпичные стены, железобетонные перекрытия (л.д. 20-32).
Таким образом, поскольку в ЕГРП зарегистрировано право собственности административных истцов на нежилое здание, имеющего наименование – трансформаторная подстанция, что подтверждается характеристиками данного объекта, указанными в техническом паспорте, в то время как п. 1.1 ст. 39.20 ЗК РФ устанавливает запрет передачи в аренду земельных участков, правообладателям сооружений, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого отказа.
Каких-либо доказательств, подтверждающих, что нежилое здание трансформаторной подстанции относится к сооружениям, являющихся неотъемлемой частью линейных объектов, административным ответчиком в судебное заседание не представлено.
Кроме того, судом установлено, что постановлением администрации г. Перми от 18.07.2011 N 360 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории Свердловского района города Перми" утвержден проект планировки и проект межевания территории Свердловского района города Перми, который предусматривает образование земельного участка под 1-этажное здание трансформаторной подстанции №, по адресу: <Адрес>, площадью 95,95 кв.м. (№в части 7.1 по экспликации).
При таких обстоятельствах, поскольку земельный участок был сформирован под 1-этажное нежилое здание трансформаторной подстанции, право собственности на объект недвижимости зарегистрировано как на нежилое здание, отнесение Департаментом данного объекта недвижимости к сооружениям, которые могут размещаться на земельных участках на основании сервитута, необоснованно, в связи с чем требования административных истцов о признании незаконным решения Департамента об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ, суд обязан административному ответчику указать на устранение нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению.
Восстановление нарушенных прав административного истца подлежит путем возложения обязанности на Департамент повторно рассмотреть заявление административных истцом о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в соответствии с установленными настоящим судом обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии с положениями ч. 9 ст. 227 КАС РФ, на Департамент необходимо возложить обязанность сообщить ФИО2, ФИО3 и Ленинскому районному суду г. Перми об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании п.4 ч.3 ст. 227 КАС РФ настоящее решение опубликованию в печатных изданиях не подлежит.
Руководствуясь ст., ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ№-И-2712.
Возложить на Департамент земельных отношений администрации г.Перми обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2, ФИО3 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Департаменту земельных отношений администрации г. Перми в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сообщить суду, а также административным истцам – ФИО2, ФИО3 об исполнении настоящего решения суда.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий - подпись Л.Ю. Дульцева
<данные изъяты>
<данные изъяты>