РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2022 года г. Геленджик
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Соловьяновой С.В.,
при секретаре Мозымове В.В.,
административного ответчика судебного пристава-исполнителя Геленджикского ГОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю Д.О. Бибилашвили,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю к судебному приставу-исполнителю Геленджикского ГОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю Д.О. Бибилашвили, Геленджикскому ГОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю, ГУ ФССП по Краснодарскому краю о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, об освобождении от взыскания исполнительского сбора, о приостановлении действия оспариваемого постановления,
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обратилось в Геленджикский городской суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Геленджикского ГОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю Д.О. Бибилашвили, Геленджикскому ГОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю, ГУ ФССП по Краснодарскому краю, в котором просили:
-восстановить Управлению Росреестра по Краснодарскому краю пропущенный срок на подачу административного искового заявления об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя;
-приостановить действие оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя Геленджикского ГОСП ГУФССП по Краснодарскому краю ФИО1 от 01.08.2020 № по исполнительному производству №-ИП о взыскании исполнительского сбора с Управления Росреестра по Краснодарскому краю в размере 50 000 рублей и установлении нового срока исполнения до принятия окончательного решения суда по данному административному иску и его вступления в законную силу;
-приостановить исполнительное производство №-ИП, возбужденное 28.02.2019 судебным приставом-исполнителем Геленджикского ГОСП ГУФССП по Краснодарскому краю ФИО2 на основании исполнительного документа исполнительного листа серии ФС №, выданного Геленджикским городским судом по делу № 2-89/2018 в отношении должника - Управления Росреестра по Краснодарскому краю, ИНН <***>, адрес должника: <...>, до принятия окончательного решения суда по данному административному иску и его вступления в законную силу;
-признать постановление судебного пристава-исполнителя Геленджикского ГОСП ГУФССП по Краснодарскому краю ФИО1 от 01.08.2020 № по исполнительному производству №-ИП о взыскании исполнительского сбора с Управления Росреестра по Краснодарскому краю в размере 50 000 рублей и установлении нового срока исполнения незаконным;
-отменить постановление судебного пристава-исполнителя Геленджикского ГОСП ГУФССП по Краснодарскому краю ФИО1 от 01.08.2020 № по исполнительному производству № ИП о взыскании исполнительского сбора с Управления Росреестра по Краснодарскому краю в размере 50 000 рублей и установлении нового срока исполнения;
-освободить Управление Росреестра по Краснодарскому краю от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Геленджикского ГОСП ГУ ФССП по Краснодарскому краю ФИО1 от 01.08.2020 № по исполнительному производству №-ИП.
В обосновании своих требований административный истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ Геленджикским городским судом выдан исполнительный лист № (гражданское дело №), которым Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю предписано исключить из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сведения о площади, границах и конфигурации земельного участка, расположенного по адресу: , площадью 547 кв.м с кадастровым №, снять с государственного кадастрового учета вышеуказанный земельный участок, исключить из ЕГРН сведения о площади, границах и конфигурации земельного участка, расположенного по адресу: , площадью 273 кв.м с кадастровым №, снять с государственного кадастрового учета вышеуказанный земельный участок, установить в ЕГРН границы земельного участка ФИО3 с кадастровым №, расположенного по адресу:, согласно правоустанавливающим документам и межевому плану от 19.09.2017, изготовленному кадастровым инженером ФИО4
28.02.2019 судебным приставом-исполнителем ФИО2 на основании вышеуказанного исполнительного листа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении должника - Управления Росреестра по Краснодарскому краю.
Требования судебного пристава-исполнителя в части исключения из ЕГРН сведений о площади, границах и конфигурации, а также снятия с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами № и № были исполнены Геленджикским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Геленджикский отдел Управления) в полном объеме.
Требование судебного пристава-исполнителя в части установления в ЕГРН границ земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу:, не может быть исполнено Управлением по независящим от него причинам, поскольку в ходе проведения правовой экспертизы документов было установлено, что при внесении границ указанного земельного участка согласно правоустанавливающим документам и межевому плану от 19.09.2017, изготовленному кадастровым инженером ФИО4, данные границы будут пересекать границы земельного участка с кадастровым №, что является нарушением прав его правообладателя.
В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ Геленджикский отдел Управления обратился в Геленджикский городской суд с заявлением № о прекращении исполнительного производства №-ИП из-за утраты возможности исполнения должником исполнительного документа, обязывающего совершить определенные действия.
Указанное заявление до настоящего момента судом не рассмотрено, однако его копия была в установленном порядке направлена в адрес Геленджикского ГОСП.
ДД.ММ.ГГГГ в Геленджикский отдел Управления поступили требование от ДД.ММ.ГГГГ№ и предупреждение от 25.06.2021№ заместителя старшего судебного пристава Геленджикского ГОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО5, в соответствии с которыми Геленджикскому отделу в срок до ДД.ММ.ГГГГ предписывалось исполнить вступившее в законную решение Геленджикского городского суда по делу №.
ДД.ММ.ГГГГ в Геленджикский отдел Управления также поступило постановление судебного пристава-исполнителя Геленджикского ГОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№, вынесенное в рамках исполнительного производства №-ИП, о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и установлении нового срока исполнения за неисполнение требований исполнительного документа, выданного Геленджикским городским судом по делу №.
ДД.ММ.ГГГГ Геленджикский отдел Управления письмом № уведомил Геленджикский ГОСП о невозможности исполнения требований исполнительного документа в части установления в ЕГРН границ земельного участка с кадастровым №, поскольку они будут пересекать границы земельного участка с кадастровым №, что не допускается действующим законодательством, а также о направлении в суд заявления о прекращении исполнительного производства №-ИП.
Учитывая, что требования судебного пристава-исполнителя в возможной для исполнения части были исполнены органом регистрации прав, а также Геленджикским отделом Управления предприняты меры по обращению в суд с целью завершения исполнительного производства (о чем Геленджикский ГОСП был уведомлен) полагаем, что требование от 25.06.2021 № и предупреждение от 25.06.2021 № заместителя старшего судебного пристава Геленджикского ГОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю ФИО5 и постановление судебного пристава-исполнителя Геленджикского ГОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю ФИО1 от 01.08.2020 № о взыскании исполнительского сбора не основаны на законе.
Также полагали возможным обратить внимание, что возбуждение исполнительного производства №-ИП осуществлено не по месту нахождения должника.
Исполнительное производство возбуждено по месту нахождения Геленджикского отдела Управления (353461, <...>), несмотря на то что должник - Управление Росреестра по Краснодарскому краю (ИНН <***>), в отношении которого возбуждено исполнительное производство, находится по адресу: <...>.
Так, Единый государственный реестр юридических лиц, сведения которого находятся в открытом доступе интернет-сайта Федеральной налоговой службы (https://egrul.nalog.ru/index.html), содержит сведения о юридическом лице - Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Управление Росреестра по Краснодарскому краю), ИНН <***>, расположенном по адресу: <...>.
При этом необходимо отметить, что Геленджикский отдел Управления не наделен статусом представительства, филиала, понятия которых определены статьей 55 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, исполнительное производство в отношении должника в силу требований части 3 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» подлежало возбуждению по месту нахождения Управления Росреестра по Краснодарскому краю, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ - 350063, <...>.
Из указанного следует, что возбуждение исполнительного производства и применение мер принудительного исполнения осуществлено не по месту нахождения должника.
При вышеуказанных обстоятельствах имелись основания для применения судебным приставом-исполнителем положений пункта 2 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающих, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 30 вышеуказанного Федерального закона.
Вместе с тем, при вынесении постановления от 01.08.2020 о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения, а также предупреждения от 25.06.2021 и требования от 25.06.2021 вышеуказанные обстоятельства судебным приставом-исполнителем не были приняты во внимание.
Также обратили внимание, что постановление от 01.08.2020 о взыскании исполнительского сбора утверждено старшим судебным приставом-исполнителем 25.06.2021, т.е. почти спустя год с момента его вынесения.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В силу пункта 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Согласно пункту 75 указанного Постановления иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Поскольку на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора существовали непреодолимые обстоятельства, так как у административного истца отсутствовала объективная возможность исполнения требований исполнительного документа, Управление Росреестра по Краснодарскому краю просит суд освободить Управление Росреестра по Краснодарскому краю от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Геленджикского ГОСП ГУФССП по Краснодарскому краю ФИО1 от 01.08.2020 № по исполнительному производству №-ИП.
В соответствии со статьей 122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Обжалуемые постановления судебного пристава-исполнителя были получены Управлением Росреестра по Краснодарскому краю 28.06.2021, соответственно срок для обращения с административным исковым заявлением в суд истек.
Учитывая наличие ранее поданного Управлением заявления в Геленджикский городской суд о прекращении исполнительного производства от 18.06.2021 № (не рассмотрено до настоящего момента), просили суд восстановить срок подачи настоящего административного заявления.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 39 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае оспаривания наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В силу пункта 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора исполнительное производство подлежит приостановлению судом полностью или частично.
В силу пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» приостановление судом действия оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в качестве меры предварительной защиты или обеспечительной меры (часть 1 статьи 140 ГПК РФ, статья 223 КАС РФ и часть 3 статьи 199 АПК РФ) осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренными главой 7 КАС РФ или главой 8 АПК РФ. В частности, заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее следующего рабочего дня после его поступления в суд (статья 141 ГПК РФ, часть 3 статьи 87 КАС РФ, часть 1.1 статьи 93 АПК РФ).
Представитель административного истца Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, будучи надлежащим образом и своевременно уведомленной о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, в связи с чем, на основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд считает возможным провести судебное заседание в её отсутствие.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Геленджикского ГОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю Д.О. Бибилашвили в судебном заседании исковые требования истца не признал, просил в административных исковых требования истцу отказать, по основаниям, изложенным в письменных возражениях приобщенных к материалам дела.
Административные ответчики: Геленджикское ГОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю, ГУ ФССП по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, в связи с чем, на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным провести судебное заседание в их отсутствие.
Заинтересованное лицо ФИО3, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, в связи с чем, на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным провести судебное заседание в её отсутствие.
Выслушав административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В части 6 статьи 226 КАС РФ указано, что лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В силу ст. 46 Конституции РФ и ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Частью 11 названной статьи закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Из материалов дела следует, что Управлением Росреестра по Краснодарскому краю подано заявления в Геленджикский городской суд о прекращении исполнительного производства от 18.06.2021 №
В связи с чем, суд считает возможным восстановить Управлению Росреестра по Краснодарскому краю пропущенный срок на подачу административного искового заявления об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя.
В соответствии со ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" на судебных приставов возложено, в частности, осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" актов других органов и должностных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. В силу п. 17 ч. 1 ст. 64 закона предусмотренный перечень исполнительных действий не является исчерпывающим, что позволяет судебному приставу-исполнителю совершать иные исполнительные действия в целях реализации своих полномочий и для обеспечения исполнения исполнительных документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о судебных приставах в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 статьей 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 39 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство подлежит приостановлению судом полностью или частично в случаях:
1) предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
2) оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
3) оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, полностью или частично в случаях:
1) оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
2) оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
3) нахождения должника в длительной служебной командировке;
4) принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;
5) обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;
6) в иных случаях, предусмотренных статьей 40 настоящего Федерального закона
Судом установлено, что 15.02.2019 Геленджикским городским судом выдан исполнительный лист № (гражданское дело №2-89/2018), которым Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю предписано исключить из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сведения о площади, границах и конфигурации земельного участка, расположенного по адресу: , площадью 547 кв.м с кадастровым №, снять с государственного кадастрового учета вышеуказанный земельный участок, исключить из ЕГРН сведения о площади, границах и конфигурации земельного участка, расположенного по адресу: , площадью 273 кв.м с кадастровым №, снять с государственного кадастрового учета вышеуказанный земельный участок, установить в ЕГРН границы земельного участка ФИО3 с кадастровым №, расположенного по адресу:, согласно правоустанавливающим документам и межевому плану от 19.09.2017, изготовленному кадастровым инженером ФИО4
28.02.2019 судебным приставом-исполнителем ФИО2 на основании вышеуказанного исполнительного листа и по заявлению взыскателя ФИО3 от 26.02.2019 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении должника - Управления Росреестра по Краснодарскому краю.
Должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления.
Кроме того, должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.
В уведомлениях от 14.03.2019 № и от 14.03.2019 № сообщалось, что требование судебного пристава-исполнителя в части установления в ЕГРН границ земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу:, не может быть исполнено Управлением по независящим от него причинам, поскольку в ходе проведения правовой экспертизы документов было установлено, что при внесении границ указанного земельного участка согласно правоустанавливающим документам и межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленному кадастровым инженером ФИО4, данные границы будут пересекать границы земельного участка с кадастровым номером 23:40:0412011:174, что является нарушением прав его правообладателя.
28.06.2021 в Геленджикский отдел Управления поступило постановление судебного пристава-исполнителя Геленджикского ГОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№, вынесенное в рамках исполнительного производства №-ИП, о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и установлении нового срока исполнения за неисполнение требований исполнительного документа, выданного Геленджикским городским судом по делу №.
Судом установлено, что в ходе рассмотрения дела административным истцом не было представлено доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, а также доказательств того, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящими вне его контроля.
Оценив представленные в материалах дела доказательства, установив неисполнении должником требований исполнительного документа в отсутствие доказательств невозможности его исполнения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований в части:
- приостановить действие оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя исполнителя Геленджикского ГОСП ГУФССП по Краснодарскому краю ФИО1 от 01.08.2020 № по исполнительному производству №-ИП о взыскании исполнительского сбора с Управления Росреестра пов размере 50 000 рублей и установлении нового срока исполнения до принятия окончательного решения суда по данному административному иску и его вступления в законную силу;
- приостановить исполнительное производство №-ИП, возбужденное 28.02.2019 судебным приставом-исполнителем Геленджикского ГОСП ГУФССП по Краснодарскому краю ФИО2 на основании исполнительного документа исполнительного листа серии ФС №, выданного Геленджикским городским судом по делу № 2-89/2018 в отношении должника - Управления Росреестра по Краснодарскому краю, ИНН <***>, адрес должника: <...>, до принятия окончательного решения суда по данному административному иску и его вступления в законную силу;
- отменить постановление судебного пристава-исполнителя Геленджикского ГОСП ГУФССП по Краснодарскому краю ФИО1 от 01.08.2020 № по исполнительному производству № ИП о взыскании исполнительского сбора с Управления Росреестра по Краснодарскому краю в размере 50 000 рублей и установлении нового срока исполнения;
- освободить Управление Росреестра по Краснодарскому краю от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Геленджикского ГОСП ГУ ФССП по Краснодарскому краю ФИО1 от 01.08.2020 № по исполнительному производству №-ИП.
Довод административного истца о том, что постановление от 01.08.2020 о взыскании исполнительского сбора утверждено старшим судебным приставом-исполнителем 25.06.2021, т.е. почти спустя год с момента его вынесения, отклоняются судом, так как данное утверждение не может служить основанием для признания его незаконным.
Таким образом, требования административного истца в части признать постановление судебного пристава-исполнителя Геленджикского ГОСП ГУФССП по Краснодарскому краю ФИО1 от 01.08.2020 № по исполнительному производству №-ИП о взыскании исполнительского сбора с Управления Росреестра по Краснодарскому краю в размере 50 000 рублей и установлении нового срока исполнения незаконным также не подлежат удовлетворению.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 33 Закона об исполнительном производстве, если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала. Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий.
Как следует из исполнительного документа, в нем содержатся требования, обязывающие должника совершить определенные действия.
В связи с чем, довод административного истца о том, что исполнительное производство №-ИП осуществлено не по месту нахождения должника, отклоняется.
Руководствуясь, ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административного исковое заявление Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю к судебному приставу-исполнителю Геленджикского ГОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю Д.О. Бибилашвили, Геленджикскому ГОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю, ГУ ФССП по Краснодарскому краю о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, об освобождении от взыскания исполнительского сбора, о приостановлении действия оспариваемого постановления удовлетворить частично.
Восстановить Управлению Росреестра по Краснодарскому краю пропущенный срок на подачу административного искового заявления об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя.
В удовлетворении административного иска Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю к судебному приставу-исполнителю Геленджикского ГОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю Д.О. Бибилашвили, Геленджикскому ГОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю, ГУ ФССП по Краснодарскому краю о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, об освобождении от взыскания исполнительского сбора, о приостановлении действия оспариваемого постановления - отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.