УИД 27RS0(№)-64
дело (№)а-3187/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 августа 2022 года г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре (адрес) под председательством судьи Жуковой Н.О., при секретаре судебного заседания Прокудиной В.А.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора г.Комсомольска-на-Амуре Клепикова О.В.,
представителя административного ответчика администрации г. Комсомольска-на-Амуре Трубниковой И.В., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора (адрес), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации (адрес) о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Комсомольска-на-Амуре, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с названным административным иском, указывая на то, что прокуратурой города было рассмотрено обращение ФИО относительно отсутствия инфраструктуры к ее земельному участку с кадастровым номером (№), предоставленному в 2017 году в собственность бесплатно как гражданину, имеющему трех и более детей. В ходе проверки установлено, что указанный земельный участок находится в границах территории, расположенной в (адрес) г. Комсомольска-на-Амуре по (адрес), юго-западнее жилой застройки Хапсоль-1, где сформировано 20 земельных участков, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», из которых 14 участков предоставлено в собственность бесплатно гражданам, имеющим трёх-и более детей, 6 земельных участков не распределены. В настоящее время территория, расположенная в (адрес), юго-западнее в районе жилой застройки Хапсоль-1 инженерной и транспортной инфраструктурой не обеспечена. Постановлением администрации города от (дата)(№)-па утверждена документация по планировке территории в составе проекта планировки и проекта межевания территории, расположенной в (адрес) г. Комсомольска-на-Амуре по (адрес). Согласно письменной информации администрации г. Комсомольска-на-Амуре от (дата)(№) обеспечение транспортной инфраструктурой территории, расположенной в центральном округе (адрес), юго-западнее в районе жилой застройки Хапсоль-1 (20 земельных участков) до 2025 года не запланировано. Софинансирование муниципального образования по обеспечению инженерной (тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения) инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям, государственной программой (адрес) "Развитие жилищного строительства в (адрес)», утвержденной муниципальное образование (адрес) не предусмотрено. Вместе с тем, отсутствие на указанной территории транспортной и коммунальной (инженерной) инфраструктуры, является обстоятельством, препятствующим использование по целевому назначению расположенных на указанной территории земельных участков для строительства и эксплуатации жилых домов. В связи с тем, что из 20 сформированных земельных участков, 6 земельных участков в настоящий момент не предоставлены, то установить полный круг лиц, права которых нарушены - не представляется возможным. Административное исковое заявление предъявлено прокурором в целях обеспечения и защиты конституционных прав неопределенного круга лиц, осуществляющих проезд по дорогам (проездам) общего пользования на территории, расположенной в (адрес), юго-западнее жилой застройки Хапсоль-1 г. Комсомольска-на-Амуре. Обращаясь в суд, истец просит обязать администрацию г. Комсомольска-на-Амуре в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу организовать и обеспечить обустройство и ввод в эксплуатацию на территории, расположенной в (адрес) г. Комсомольска-на-Амуре по (адрес), юго-западнее жилой застройки Хапсоль-1 следующими объектами транспортной и инженерной инфраструктуры: 1)дороги шириной 6,0 м к объектам капитального строительства жилого квартала; 2) водопровода от водозаборной скважины Ск1; 3)дождевой канализации; 4) электроснабжения путем строительства ТП и кабельной линии; обязать администрацию (адрес) в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу организовать и обеспечить и ввод в эксплуатацию подъездных дорог и внутриквартальных проездов к земельным участкам, расположенным в границах территории, расположенной в (адрес) г. Комсомольска-на-Амуре, по (адрес), юго-западнее жилой застройки Хапсоль-1.
Протокольным определением суда от (дата) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Комсомольска-на-Амуре
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора г. Комсомольска-на-Амуре Клепиков О.В. на удовлетворении иска настаивал, обстоятельства, указанные в нем, подтвердил. Полагает, что срок 1 год для исполнения решения суда является реальным. Также считает, что администрация города является надлежащим ответчиком в силу требований Закона РФ «Об общие принципах организации местного самоуправления в РФ».
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица Трубникова И.В., действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения иска, дополнительно пояснив, что на муниципальные органы власти в соответствии с положениями У. П. РФ (№) от (дата) возложена обязанность только по предоставлению земельных участков, финансирование программы возложено на (адрес). Земельные участки предоставлены гражданам, в связи с чем, просила в удовлетворении иска отказать. Полагала, что администрация г.Комсомольска-на-Амуре является ненадлежащим ответчиком.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Положениями ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями…., если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из анализа указанной нормы права следует, что предметом судебного обжалования могут быть лишь действия либо бездействия, которые на момент их обжалования в судебном порядке либо рассмотрения по существу являются действующими и влекут нарушение прав и свобод заявителя.
В силу требований ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу требований ч.4 ст. 27 Закона «О прокуратуре РФ», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Как следует из материалов дела, (дата) в (адрес) поступило обращение ФИО, в котором она указала, что на основании постановления администрации г.Комсомольска-на-Амуре от (дата)(№)-па ей как лицу, имеющей трех и более детей, бесплатно был предоставлен земельный участок (№) с кадастровым номером (№) с видом разрешенного использования «под индивидуальное жилищное строительство», юго-западнее жилой застройки Хапсоль-1, право собственности на который зарегистрировано в филиале ФГУП «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по (адрес)(дата). Вместе с тем, указанный земельный участок до настоящего времени не обеспечен инфраструктурой, несмотря на то, что в градостроительном плане представлена сводная схема инженерных сетей, схема подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
(дата) первым заместителем прокурора (адрес) принято решение о проведении проверки в отношении администрации г.Комсомольска-на-Амуре (адрес) с целью обеспечения соблюдения требований земельного, градостроительного законодательства, законодательства об общих принципах местного самоуправления, о безопасности дорожного движения, о контрактной деятельности.
В ходе проведения проверки, из ответа главы города от (дата)(№), следует, что с целью реализации (адрес) от (дата)(№) «О регулировании земельных отношений в (адрес)» администрацией (адрес) проводится работа по обеспечению граждан, имеющих трёх и более детей, земельными участками в собственность бесплатно в границах муниципального образования городского округа г. Комсомольска-на-Амуре. С целью удовлетворения потребности многодетных граждан в земельных участках администрацией города определена 21 территория, в том числе территория, расположенная по (адрес), юго-западнее жилой застройки Хапсоль-1. На территории, расположенной в (адрес), юго-западнее жилой застройки Хапсоль-1 сформировано 20 земельных участков, с видом разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства», из которых 14 участков предоставлено в собственность бесплатно гражданам, имеющих трёх и более детей (в том числе Нагаевой Н.Ф. предоставлен земельный участок кадастровым номером (№)), 6 земельных участков не распределены. В настоящее время территория по (адрес) инженерной и транспортной инфраструктурой не обеспечена. Постановлением администрации города от (дата)(№)-па утверждена документация по планировке территории в составе проекта планировки и проекта межевания территории, расположенной в (адрес), юго-западнее жилой застройки Хапсоль-1 в г. Комсомольске-на-Амуре (адрес). Документацией предусмотрены объекты транспортной и инженерной инфраструктуры: 1)дорога шириной 6,0 м к объектам капитального строительства жилого квартала; 2) автостоянка для временного хранения автотранспорта, 3) теплоснабжение от электрических сетей, 4) водопровод от водозаборной скважины Ск1; 5)водоотведение-сброс бытовых стоков запроектирован в автономные очистительные сооружения при каждом доме или группе домов, 6) дождевая канализация-сброс дождевых стоков запроектирован на рельефе; 7) электроснабжения путем строительства ТП и кабельной линии. Документация размещена на официальном сайте администрации г. Комсомольска-на-Амуре. В октябре 2020 года администрацией города разработан и утвержден план комплексного освоения территорий города с 2021 по 2030 годы, в который включена территория, расположенная по (адрес), юго-западнее жилой застройки Хапсоль-11. Потребность в финансировании по обеспечению 21 территории инженерной и транспортной инфраструктурой, в том числе выполнение проектных работ, ориентировочно составляет (иные данные) рублей. Запланировать в местном бюджете указанные расходы не представляется возможным. Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре определены приоритетные территории, при этом, обеспечение транспортной структурой территории по (адрес), юго-западнее жилой застройки Хапсоль-1 в г.Комсомольске-на-Амуре (адрес) до 2025 года не запланировано. В связи с высокой стоимостью работ, администрацией города направлены предложения в министерство строительства (адрес) для проработки вопроса включения их в государственные программы Правительства РФ. Также ежегодно администрация участвует в конкурсном отборе, проводимом в рамках реализации государственной программы (адрес) «Развитие жилищного строительства в (адрес)» от (дата)(№). В рамках реализации инвестиционной программы, МУ ППЭС осуществляет строительство и подключение к электрическим сетям индивидуальные жилые дома на основании обращения собственников участков. В2019 году на указанной территории произошло затопление, и на сегодняшний день отсутствует техническая возможность выполнения этих работ.
(дата) прокуратурой города по итогам проведенной проверки в адрес главы г.Комсомольска-на-Амуре вынесено представление (№) о безотлагательном устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих нарушению закона, в том числе по обеспечению территорий, на которых расположены земельные участки, предоставленные с целью строительства индивидуального жилого дома многодетным гражданам инженерной и транспортной инфраструктурой.
Как следует из ответа от (дата) на указанное представление, для устранения указанных причин и условий, администрацией города совместно с (адрес) прорабатывается вопрос о финансировании строительства инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетами субъектов Российской Федерации в рамках постановления Правительства Российской Федерации от (дата)(№), (№), при этом, срок предоставления информации до (дата). Также указано, что принимая во внимание дефицит и закредитованность местного бюджета, задача по обеспечению транспортной и инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для распределения и предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, является невыполнимой.
В ходе судебного разбирательства, представитель административного ответчика не оспаривал, что до настоящего времени территория по (адрес), юго-западнее жилой застройки Хапсоль-1 в г.Комсомольске-на-Амуре (адрес), не обеспечена инфраструктурой.
Согласно У. П. РФ от (дата)(№) «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт "а" пункта 2).
Пунктом 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 13 Закона РФ от (дата) № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" Российская Федерация в целях жилищного строительства, создания и размещения объектов, предусмотренных пунктом 7.1 настоящей части, или в целях предоставления земельных участков в соответствии с пунктами 7.3 - 7.5 настоящей части с даты принятия межведомственным коллегиальным органом решения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, передает на три года органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и в отношении которых принято указанное решение межведомственного коллегиального органа
К таким полномочиям, в частности, относятся право на предоставление земельных участков в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных ст. 14 настоящего Федерального закона, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, а также иным лицам для обустройства территории в границах этих земельных участков посредством строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с предусмотренными проектами планировки территории в границах этих земельных участков параметрами планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития данной территории (за исключением земельных участков, указанных в п. 7.5 настоящей части) (п. 7.4 части 1 ст.13).
Механизм предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории (адрес) разработан и утвержден (адрес) от (дата) N 104 «О регулировании земельных отношений в (адрес)».
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в Определении от (дата)(№)-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Согласно п.п. 4,5 ч.1 ст.16 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от (дата)(№), организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в границах городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Аналогичная обязанность закреплена в ст. 6 «Устава городского округа (адрес)», принятого решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от (дата) N 55 (ред.(дата)).
В соответствии с п.п.4.2, 4.3 ч. 1 ст. 17 указанного Закона РФ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении»; полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»; а также полномочиями в сфере надлежащего содержания (ремонта) автомобильных дорог местного значения (Федеральный закон от (дата)(№) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от (дата) N 257-ФЗ)).
Согласно пунктам 2, 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от (дата) № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, организация в границах городского округа электро- тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
В свою очередь, под "дорожной деятельностью" понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11. 2007 года № 257-ФЗ).
Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о неисполнении администрацией города Комсомольска-на-Амуре обязанности по принятию необходимых мер, направленных на обеспечение земельных участков на территории, расположенной в Центральном округе города Комсомольска-на-Амуре по (адрес), юго-западнее в районе жилой застройки Хапсоль-1 объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, необходимыми для нормальной жизнедеятельности, следствием чего является нарушением прав и законных интересов граждан, получивших соответствующие земельные участки в собственность для индивидуального жилищного строительства.
Учитывая вышеизложенные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, исходя из того, что обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях их предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, подлежит исполнению администрацией грода Комсомольска-на-Амуре в порядке решения вопросов местного значения, и такая обязанность административным ответчиком не выполнена, суд приходит к у выводу о наличии правовых оснований к возложению на орган местного самоуправления обязанности устранить допущенное незаконным бездействием нарушение.
Доводы административного ответчика о том, что администрация города является ненадлежащим ответчиком, суд не принимает во внимание, поскольку данные доводы основаны на неверном толковании норм права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Также суд не принимает во внимание доводы об отсутствии финансирования.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзаце третьем пункта 1 и пункте 3 его статьи 86, а также статьях 129 и 135 (Постановление от (дата) N 12-П; определения от (дата) N 142-О, от (дата) N 194-О, от (дата) N 540-О и от (дата) N 1591-О).
законодатель не ставит обеспечение земельных участков объектами инфраструктуры в зависимость от того, каким уполномоченными органом земельный участок фактически предоставлен. Такое обеспечение осуществляется в рамках оказания меры социальной поддержки соответствующим категориям граждан. В ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы государственной власти субъекта обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в законе, в том числе Бюджетном кодексе РФ.
В силу положений п. 3 ст. 227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: 1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Принимая во внимание, что для устранения выявленных нарушений требуются финансовые затраты, а также значительный объем времени, учитывая климатические условия Дальнего Востока, суд полагает возможным определить срок для исполнения решения суда в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора города Комсомольска-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности – удовлетворить.
Возложить на администрацию города Комсомольска-на-Амуре в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать и обеспечить обустройство и ввод в эксплуатацию на территории, расположенной в (адрес) г.Комсомольска-на-Амуре, по (адрес), юго-западнее жилой застройки Хапсоль-1 следующими объектами транспортной и инженерной инфраструктуры: 1) дороги шириной 6,0 м к объектам капитального строительства жилого квартала; 2) водопровода от водозаборной скважины Ск1; 3)дождевой канализации; 4) электроснабжения путем строительства ТП и кабельной линии; обязать администрацию (адрес) в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу организовать и обеспечить и ввод в эксплуатацию подъездных дорог и внутриквартальных проездов к земельным участкам, расположенным в границах территории, расположенной в (адрес) г. Комсомольска-на-Амуре, по (адрес), юго-западнее жилой застройки Хапсоль-1 в г. Комсомольске-на-Амуре (адрес).
На решение может быть подана апелляционная жалоба (принесено апелляционное представление) в (адрес)вой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд (адрес).
Судья Н.О. Жукова
Копия верна
Судья Н.О. Жукова