ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3188/2021 от 24.09.2021 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Решение в окончательной форме принято 24.09.2021

УИД: 51RS0001-01-2021-004904-47

№ 2а-3188/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 сентября 2021г. г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Макаровой И.С.,

при секретаре Дородновой А.Е.,

с участием представителя административного истца ФИО2,

представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 о признании незаконным постановления администрации города Мурманска от 22 апреля 2021г. № 1099 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3, действуя через своего представителя ФИО2, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления администрации города Мурманска от 22 апреля 2021г. № 1099 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка.

В обоснование заявленных требований указано, что на основании договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды за ФИО3 зарегистрировано право аренды на земельный участок сроком с 21.11.2016 по 21.11.2019. На указанном земельном участке ФИО3 на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом с кадастровым номером . 22 марта 2019г., 15 октября 2019г., ФИО3 обратился в Комитет имущественных отношений города Мурманска с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность на основании пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, однако ему в этом было отказано решением от 12 ноября 2019г. Впоследствии, при обжаловании решения администрации города Мурманска об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в судебном порядке, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманской областного суда от 27 января 2021г. решение администрации города Мурманска от 12 ноября 2019г. было признано незаконным, с возложением на администрацию города Мурманска обязанности повторно организовать рассмотрение по существу заявлений ФИО3 от 22 марта 2019г. и 15 октября 2019г. Постановлением администрации города Мурманска от 22 апреля 2021г. № 1099 ФИО3 вновь отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером в связи с невозможностью предоставления земельного участка на заявленном виде права, поскольку площадь испрашиваемого земельного участка превышает предельную максимальную площадь земельных участков в жилых зонах для объектов индивидуального жилищного строительства, установленную пунктом 9.3.2.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск. Истец полагает данный отказ незаконным и необоснованным, нарушающим его права. Указывает, что спорный земельный участок был сформирован по площади, превышающий допустимые ПЗЗ пределы, более 8 лет назад, межевание данного земельного участка никем не оспорено. Ссылаясь на позицию, изложенную в Определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013г. № 78-АПГ13-19, также указывает, что в целях сохранения баланса публичных и частных интересов федеральный законодатель допускает возможность использования земельных участков или объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. С учетом изложенного, просит суд признать незаконным отказ администрации города Мурманска, выраженный в постановлении от 22 апреля 2021г. № 1099, обязать администрацию города Мурманска предоставить ФИО3 земельный участок с кадастровым номером в собственность за плату, обязать администрацию города Мурманска подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером и направить проект такого договора заявителю для подписания.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, воспользовался правом на ведение дела через представителя.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основания, приведенным в иске, с учётом последующего уточнения правовой позиции по делу.

Представитель административного ответчика администрации г.Мурманска, представитель заинтересованного лица КИО г.Мурманска ФИО1 в судебном заседании с иском не согласилась, представила письменные возражения по иску, в которых просила в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Административный ответчик – Глава администрации города Мурманска ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что между администрацией города Мурманска и ФИО3 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на срок с 21 ноября 2016г. по 21 ноября 2019г. для завершения строительства индивидуального жилого дома (степень готовности объекта 10%), имеющего адрес: <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРН об объектах недвижимости в границах указанного выше земельного участка расположены объекты недвижимости с кадастровым номером (индивидуальный жилой дом) и (индивидуальный жилой дом (объект незавершенного строительства, степень готовности 10%).

1 марта 2019г. за ФИО3 зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

Из акта обследования земельного участка от 14 июня 2019г. следует, что объект с кадастровым номером отсутствует.

22 марта 2019г., 15 октября 2019г., ФИО3 обратился в Комитет имущественных отношений города Мурманска с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность на основании пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, однако ему в этом было отказано решением от 12 ноября 2019г.

Впоследствии, при обжаловании решения администрации города Мурманска об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в судебном порядке, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманской областного суда от 27 января 2021г. решение администрации города Мурманска от 12 ноября 2019г. было признано незаконным, с возложением на администрацию города Мурманска обязанности повторно организовать рассмотрение по существу заявлений ФИО3 от 22 марта 2019г. и 15 октября 2019г.

При повторном рассмотрении заявлений ФИО3, постановлением администрации города Мурманска от 22 апреля 2021г. № 1099 заявителю вновь отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером в связи с невозможностью предоставления земельного участка на заявленном виде права, со ссылкой на пункт 9.3.2.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 1 ноября 2011г. № 41-547, действовавших на дату рассмотрения заявлений от 22 марта 2019г., 15 октября 2019г., согласно которому установлены предельные размеры земельных участков в жилых зонах для объектов индивидуального жилищного строительства: минимальная площадь земельных участков – 400 кв.м., максимальная площадь земельных участков – 600 кв.м. Площадь испрашиваемого земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м., что превышает предельную максимальную площадь земельных участков в жилых зонах для объектов индивидуального жилищного строительства согласно пункту 9.3.2.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск.

Указанные выше обстоятельства сторонами не оспорены, подтверждены материалами дела.

Правомочность оспариваемого административным истцом решения должностного лица администрации города Мурманска не оспаривается, решение от 22 апреля 2021г. вынесено Главой администрации города Мурманска в пределах предоставленных ему полномочий, в установленный срок.

Оценивая действия административных ответчиков на предмет законности и обоснованности оспариваемого истцом решения, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. 5 и 8 п. 1 статьи 1 ЗК РФ принципами земельного законодательства являются: единство судьбы земельного участка и размещенного на нем объекта недвижимости, а также целевое использование земель, согласно которому, правовой режим земельных участков определяется, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования, в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены ст. 39.1 ЗК РФ, в том числе по договору купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Положениями пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. На основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно абзацу 2 статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.

Исключительность права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенных, означает, что такой собственник вправе приватизировать исключительный земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования и никто, кроме собственника объекта, не вправе приобрести соответствующий земельный участок.

Исходя из содержания указанным норм, предоставление прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности гражданам или юридическим лицам, имеющим в собственности строение, здание, сооружение, вызвано необходимостью обслуживания и использования этих объектов по целевому назначению.

Таким образом, из системного толкования приведенных норм права следует, что собственник объекта недвижимости имеет право на приобретение земельного участка в размерах, занятых объектом недвижимости и необходимых для его использования. Площадь такого земельного участка определяется, исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта.

Следовательно, предоставление земельного участка собственнику здания, сооружения в соответствии с разрешенным использованием предполагает соответствие, как целей использования земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, так и их площадей.

Согласно пункту 1 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Пунктом 8 статьи 1, пп. 3 п. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Пунктом 9.3.2.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 1 ноября 2011г. № 41-547, действовавших на дату рассмотрения заявлений от 22 марта 2019г., 15 октября 2019г., установлены предельные размеры земельных участков в жилых зонах для объектов индивидуального жилищного строительства: минимальная площадь земельных участков – 400 кв.м., максимальная площадь земельных участков – 600 кв.м.

В соответствии с пп. 19 п.1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Как указывалось выше, спорный земельный участок был предоставлен ФИО3 в аренду для завершения строительства индивидуального жилого дома (степень готовности объекта 10%), имеющего адрес: <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРН об объектах недвижимости в границах указанного выше земельного участка расположены объекты недвижимости с кадастровым номером (индивидуальный жилой дом) и (индивидуальный жилой дом (объект незавершенного строительства, степень готовности 10%).

Административный истец просит предоставить ему в собственность земельный участок в целях использования под индивидуальный жилой дом.

Из акта обследования земельного участка от 14 июня 2019г. следует, что на земельной участке расположен индивидуальный жилой дом площадью <данные изъяты>.м. с кадастровым номером , незастроенная часть земельного участка не используется, объект с кадастровым номером отсутствует.

Таким образом, ФИО3 просит предоставить ему в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. под индивидуальный жилой дом, что многократно превышает площадь жилого дома (<данные изъяты> кв.м.), расположенного на нем, при этом обоснования испрашиваемой площади земельного участка не представлено.

Так, предоставление собственникам зданий, строений, сооружений исключительного права на приватизацию занятого этими объектами земельного участка направлено на реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Исключительность права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенных, означает, что такой собственник вправе приватизировать исключительно земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, и никто, кроме собственника объекта, не вправе приобрести соответствующий земельный участок. В то же время земельный участок для использования в иных целях, в том числе для осуществления на участке определенной деятельности, заинтересованное лицо вправе приобрести в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, и предоставление земельного участка в таком случае не имеет исключительного характера.

Учитывая изложенное, собственник объекта недвижимого имущества может требовать принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность, только в случае, если земельный участок сформирован исключительно для эксплуатации находящегося на нем объекта недвижимости исходя из его функционального назначения.

Бремя доказывания необходимого размера подлежащего предоставлению в аренду или выкуп земельного участка возлагается на лицо, желающее его арендовать или выкупить, что согласуется с позицией, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 25.02.2019 № 309-КГ18-26018.

Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, с учетом пояснений сторон, данных ранее в судебном заседании, суд приходит к выводу, что оспариваемое истцом решение от 22 апреля 2021г. является законным, обоснованным, действиями ответчиков права и законные интересы административного истца не нарушены, доказательств обратному суду стороной истца не представлено, а судом не добыто.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО3 о признании незаконным постановления администрации города Мурманска от 22 апреля 2021г. № 1099 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка - оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья И.С. Макарова