ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3190/20 от 17.11.2020 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

УИД 79RS0002-01-2020-007899-90

Дело № 2а-3190/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 ноября 2020 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

председательствующего судьи Бирюковой Е.А.,

с участием:

административного истца Бебнева С.В.,

представителя административного истца Аверина А.В.,

представителя административного ответчика УФСИН России по ЕАО Задоя А.В.,

при секретаре Мустафиной О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бебнева Сергея Владимировича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области, председателю комиссии по жилищно-бытовым вопросам и по реализации федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области – заместителю начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области Калиненко Владимиру Валерьевичу, секретарю комиссии – начальнику отдела тылового обеспечения ФКУ «База материально-технического и военного снабжения» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области Сергееву Николаю Васильевичу о признании незаконным решения от 08.07.2020 о снятии с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности совершить определенные действия,

У С ТА Н О В И Л:

Бебнев С.В. обратился в суд с административным иском к УФСИН России по ЕАО, председателю комиссии по жилищно-бытовым вопросам УФСИН России по ЕАО Калиненко В.В., исполнителю уведомления Сергееву Н.В. о признании незаконным решения от 08.07.2020 о снятии с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя тем, что 09.07.2020 Бебнев С.В. был ознакомлен с решением комиссии по жилищно-бытовым вопросам УФСИН России по ЕАО о том, что он снят с учета очередников нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считает снятие его и членов его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, нарушающим его Конституционные права и подлежащим отмене.

В заявлении о постановке на учет от 25.11.1997 указано, что состав семьи состоит из 2-х человек, в настоящее время проживает у родителей жены. То есть семья в данном случае это административный истец и его жена. Оба эти лица не являются членами семьи родителей жены или членами семьи сестры, так же проживающей по данному адресу. К тому же при проверке сведений, комиссия установила, что собственником квартиры является ФИО7 Наличие иной жилой площади в пользовании Бебнева С.В. не установлено. Членном семьи ФИО7 ни он, ни его супруга не являлись.

Считает, что подлежали применению положения п. 2.1.8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Хабаровского края, утвержденных решением исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов и президиума Хабаровского краевого совета профсоюзов от 21.02.1991 № 46.

Никаких недостоверных сведений не имелось, как и не имелось неправомерных действий должностных лиц, связанных с постановкой на учет.

Просит суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по ЕАО от 08.07.2020 о снятии Бебнева С.В. с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязать руководство УФСИН России по ЕАО устранить нарушения законодательства и восстановить Бебнева С.В. в указанной очереди.

Административный истец Бебнев С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, обосновав доводами административного иска. Также пояснил, что его супруга умерла в 2015 году.

В судебном заседании представитель административного истца Аверин А.В. требования и доводы административного иска поддержал. Дополнительно пояснил, что в оспариваемом решении не указаны основания для снятия Бебнева С.В. с очереди на улучшение жилищных условий. Регистрация Бебнева С.В. по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем ФИО7, не порождает у него права на данное помещение. Членами семьи ФИО7 его доверитель с супругой не являлись. Считает решение преждевременным, Бебнев С.В. обоснованно поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, данные основания не отпали и до настоящего времени.

Представитель административного ответчика УФСИН России по ЕАО Задоя А.В. в судебном заседании административный иск не признала, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения. Дополнительно пояснила, что на момент постановки административного истца на учет он был обеспечен жильем, норма жилой площади на 1 члена семьи была превышена. Кроме того, документов, необходимых для постановки на учет, Бебневым С.В. не было предоставлено, им был подан только рапорт.

Административный ответчик секретарь комиссии – начальник отдела тылового обеспечения ФКУ «База материально-технического и военного снабжения» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области Сергеев Н.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил заявление, в котором с заявленными требованиями не согласился, указав на законность оспариваемого решения, просил рассмотреть дело без его участия

Административный ответчик председатель комиссии по жилищно-бытовым вопросам и по реализации федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области – заместитель начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области Калиненко В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Суд, выслушав мнение участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся административных ответчиков.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ и ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании, в частности, решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226 КАС РФ).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), (ч. 11 ст. 226).

В судебном заседании установлено, что Бебнев С.В. обратился в суд 06.10.2020 с административным иском об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по ЕАО от 08.07.2020 в установленный в установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок.

В силу ст. 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 Жилищного кодекса РФ оснований для снятия их с учета.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Пунктом 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Из материалов дела следует, что Бебнев С.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до вступления в законную силу Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть до 01.01.2005.

Комиссией по жилищно-бытовым вопросам и по реализации федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» УФСИН России по ЕАО принято решение о снятии Бебнева С.В. с очереди на улучшение жилищных условий в связи с отсутствием законных оснований постановки на учет в 1997 году (п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). Решение оформлено протоколом от 03.07.2020 . 08.07.2020 в адрес Бебнева С.В. направлено уведомление о принятом решении.

Проверяя законность оспариваемого решения, суд приходит к следующему.

На момент постановки на учет Бебнева С.В. действовал Жилищный кодекс РСФСР, в силу ст. 28 которого граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены жилищно-строительных кооперативов, граждане, имеющие жилой дом, квартиру в собственности, и другие граждане, проживающие в этих домах, обеспечиваются жилыми помещениями на общих основаниях.

Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

В ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР указаны основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Так, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся в соответствии со ст. 30 Жилищный кодекс РСФСР.

Согласно ст. 31 Жилищный кодекс РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.

Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР (действующие на момент постановки на учет административного истца), в п. и 12 которых указано, что для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.

Аналогичная норма закреплена и в п. 3.4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Хабаровского края, утвержденных решением исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов и президиума Хабаровского краевого совета профсоюзов от 21.02.1991 № 46.

Поступившие заявления граждан о постановке на учет для улучшения жилищных условий проверяется в учреждениях, организациях жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет лили об отказе в постановке на учет соответственно, в том числе администрации учреждения (п. 3.5 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Хабаровского края, утвержденных решением исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов и президиума Хабаровского краевого совета профсоюзов от 21.02.1991 № 46).

Таким образом, для постановки на вышеуказанный учет необходимо было представить, помимо заявления, документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий, чего Бебневым С.В. сделано не было (опись документов, находящихся в учетном деле).

Так, в материалах учетного дела сотрудника, нуждающегося в улучшении жилищных условий, имеется рапорт Бебенева С.В. от 25.11.1997 на имя начальника УИН УВД ЕАО о постановке на очередь для получения жилья, в котором указал состав семьи – 2 человека, и что проживает с супругой у ее родителей. Иных документов к нему не приложено.

В акте проверки жилищных условий от 26.11.1997 № б/н указанно, что заявитель проживал в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, жилой площадью - 40,2 кв. м, принадлежащем собственнику ФИО10 Совместно с Бебневым С.В. по данному адресу проживали: супруга ФИО11, мать супруги ФИО12 отец супруги ФИО13, сестра супруги ФИО14 При этом норма жилой площади на одного члена семьи соответствовала п. 2.1.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Хабаровского края, утвержденных решением исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов и президиума Хабаровского краевого совета профсоюзов от 21.02.1991 № 46.

Согласно выписке из протокола заседания комиссии по жилищно-бытовым вопросам УИН МЮ РФ ЕАО от 28.11.1997 – Бебнев С.В. поставлен на очередь для получения жилья только на основании рапорта и указанного акта.

Учитывая вышеуказанные нормы права, исходя из установленных обстоятельств, правовых оснований для постановки Бебнева С.В. в 1997 году на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий не имелось, в связи с чем комиссией по жилищно-бытовым вопросам и по реализации федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» УФСИН России по ЕАО принято обоснованное решение о снятии Бебнева С.В. с очереди на улучшение жилищных условий на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

Оспариваемое решение принято и подписано уполномоченными лицами, что подтверждается выпиской из протокола от 03.07.2020 , приказом УФСИН России по ЕАО от 17.01.2020 , приложением к данному приказу, имеющимися в материалах дела должностными инструкциями, положением о комиссии по жилищно-бытовым вопросам и по реализации федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» УФСИН России по ЕАО, утвержденной 24.01.2020, приказом о назначении от 08.06.2018 -лс, выпиской из приказа от 26.11.2019 -лс.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение является законным, в связи с чем заявленные Бебневым С.В. требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р е ш и л:

Административное исковое заявление Бебнева Сергея Владимировича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области, председателю комиссии по жилищно-бытовым вопросам и по реализации федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области – заместителю начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области Калиненко Владимиру Валерьевичу, секретарю комиссии – начальнику отдела тылового обеспечения ФКУ «База материально-технического и военного снабжения» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области Сергееву Николаю Васильевичу о признании незаконным решения от 08.07.2020 о снятии с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности совершить определенные действия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.А. Бирюкова

Мотивированное решение изготовлено 25.11.2020.