ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3191/20 от 18.11.2020 Чеховского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Чехов Московская область 18 ноября 2020 года

Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего Василевича В.Л.,

при секретаре Евтеевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3191/20 по уточненному административному иску ФИО1 к Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Войсковая часть 52583» о признании неопределенного понятия соответствующим юридически значимому понятию, признании незаконными протоколов и заседания жилищной комиссии войсковой части 52583 от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении в списках на отселение из закрытого военного городка <адрес> исходя из даты первоначальной постановки на учет, а именно ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным протокола заседания ЦЖК ГУСП от ДД.ММ.ГГГГ, обязании ЦЖУ ГУСП рассмотреть вопрос о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, признании недействительной выписки из Приказа ГУСП от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд к административным ответчикам с уточненными требованиями: признать, введенные ГУСПом, неопределенные понятия: «списки на отселение», «список лиц подлежащих отселению», «список лиц, желающих отселиться из ЗВГ», «список граждан, подлежащих отселению из ЗВГ» - соответствующими юридически значимому понятию: «список очередников на получение жилых помещений», закрепленному статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ статусе военнослужащих», который отвечает конституционному критерию определенности, ясности недвусмысленности правовой нормы; признать незаконными протоколы и заседания жилищной комиссии войсковой части 52583 от ДД.ММ.ГГГГ и восстановить его в списках на отселение из закрытого военного городка <адрес> исходя из даты первоначальной постановки на учет, а именно ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным Протокол заседания ЦЖК ГУСП от ДД.ММ.ГГГГ и обязать ЦЖУ ГУСП рассмотреть вопрос о признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма соответствующей статье 51 ЖК РФ согласно приобретенному, до введения в действие Жилищного кодекса РФ, праву; признать недействительной выписку из Приказа ГУСП от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в первоначальном административном иске и уточненном административном иске. Пояснил, что их необходимо восстановить в писке очередников и сделать это должна та организация, которая приняла незаконное решения.

Ответчик-представитель ФКУ «Войсковая часть 52583» в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требования, считая, что предмет исковых требований не обоснован и поддержав доводы, изложенные в заявление о пропуске срока давности.

Представители Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд нашел уточненные требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям

Судом установлено, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту жительства и прохождению службы по адресу: <адрес> (л.д.19).

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р, утвердившим Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооружённых сил Российской Федерации и органов ФСБ России, <адрес> является закрытым военным городком.

ДД.ММ.ГГГГ. согласно Выписке из приказа командира в/ч 95006 от ДД.ММ.ГГГГФИО1 уволен с военной службы по ст. 34 ч. 3 (по достижению предельного возраста пребывания на военной службе). Продолжительность военной службы в календарном исчислении составила <данные изъяты> (л.д.18).

ДД.ММ.ГГГГФИО1, как бывший военнослужащий, с семьей был включен в Списки на отселение из ЗВГ <адрес> что подтверждается пунктом 5 выписки из Протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 52583 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21).

Однако в ходе проверки Главной военной прокуратуры было установлено, что указанные списки носили статистический характер и в соответствии с действующим законодательством оснований у жилищной и жилищно-бытовой комиссии войсковой части 52583 рассматривать заявления граждан не было, в связи с чем, согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ, было постановлено исключить как необоснованно включенное решения протокола от ДД.ММ.ГГГГ, раздел 3, пункт 5(л.д.136)

Протоколом заседания жилищной комиссии в/ч 52583 от ДД.ММ.ГГГГФИО1 был исключен из Списка на отселение из ЗВГ <адрес> в связи с отсутствием оснований для включения в список (л.д.25-26)

ДД.ММ.ГГГГФИО1 в составе семьи 6 человек был включен в число граждан–участников ведомственной целевой программы по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35-36)

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Центральную жилищную комиссии с заявлением о принятии на учет в порядке очередности, исходя из даты подачи заявления в жилищную комиссию в ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42-44)

ДД.ММ.ГГГГ на заседании Центральной жилищной комиссии ГУСПа (протокол ) было постановлено принять ФИО1 на учет с ДД.ММ.ГГГГ по тем основаниям, что в соответствии с пунктом 7 Указа граждане, которые являются участниками ведомственной целевой программы, принимаются на учет с даты их включения в ведомственную целевую программу(л.д.45-46)

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Центральную жилищную комиссию ГУСПа с требованиями принять его на учет в соответствии со ст.51 ЖК РФ для обеспечения жилым помещением (л.д.55-57).

ДД.ММ.ГГГГ на заседании Центральной жилищной комиссии ГУСПа (протокол ) было постановлено отказать ФИО1 в признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии с п.2 ч.ст.54 ЖК РФ. (л.д.56-60)

Не согласившись с указанным решением, ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в суд.

Согласно положениям ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что оспариваемые Протоколы были утверждены ДД.ММ.ГГГГг. командиром войсковой части 52583 и до настоящего времени никем не оспаривались.

Также судом установлено, что письмом командира войсковой части 52583 от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) ФИО1 был уведомлен о том, что Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ он исключен из Списка лиц, желающих отселиться из закрытого военного городка Чехов-2, однако обратился за защитой своих прав с административным иском в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечению установленного срока.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений:

о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ );

связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации

отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

В этой связи, административные исковые требования, касающиеся признания неопределенных понятий «списки на отселение», «список лиц, подлежащих отселению», «список лиц, желающих отселиться из ЗВГ», «список граждан, подлежащих отселению из ЗВГ» - соответствующим юридически значимому понятию: «список очередников на получение жилых помещений», закрепленному статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также признание недействительной выписки из приказа ГУСПа от ДД.ММ.ГГГГ не подлежат рассмотрению в рамках административного дела № 2а-3191/2020.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2017 г. № 651 «Вопросы Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации» ГУСП является федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с подпунктом 33 пункта 6 Положения о ГУСПе одним из полномочий ГУСПа является реализация права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в ГУСПе, на обеспечение их жилыми помещениями, в том числе служебными жилыми помещениями и жилыми помещениями в общежитиях, в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 Положения о ГУСПе, в целях осуществления своих полномочий ГУСП имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, относящимся к его компетенции.

В соответствии с пунктом 10 Положения о ГУСПе начальник ГУСПа издает приказы, директивы, распоряжения и иные акты.

Приказ ГУСПа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о жилищных комиссиях в Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации» регулирует деятельность уполномоченных органов сфере жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей.

Приказ ГУСПа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о жилищных комиссиях в Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации» издан в пределах компетенции

Одним из полномочий Центральной жилищной комиссии ГУСПа является признание (отказ в признании) военнослужащих ГУСПа и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма.

Судом установлено, что ФИО1 в настоящее время военнослужащим не является и документы, подтверждающие, что он был признан нуждающимся в жилых помещениях в период военной службы в ЦЖК ГУСПа, как и в суд, административным истцом представлены не были.

При указанных обстоятельствах решение ЦЖК ГУСПа от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) в части, касающейся отказа ФИО1 и членам его семьи в признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, является законным и обоснованным.

Таким образом, на основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,219 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненное административное исковое заявление ФИО1 к Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Войсковая часть 52583» о признании неопределенного понятия соответствующим юридически значимому понятию, признании незаконными протоколов и заседания жилищной комиссии войсковой части 52583 от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении в списках на отселение из закрытого военного городка <адрес> исходя из даты первоначальной постановки на учет, а именно ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным протокола заседания ЦЖК ГУСП от ДД.ММ.ГГГГ, обязании ЦЖУ ГУСП рассмотреть вопрос о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, признании недействительной выписки из Приказа ГУСП от ДД.ММ.ГГГГ– оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, через суд вынесший решение.

Председательствующий: подпись В.Л.Василевич

Копия верна: