ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3196/2021 от 02.11.2021 Советского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело №2а-3196/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Нижний Новгород 02 ноября 2021 года

Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе:

председательствующего судьи Ежова Д.С., при секретаре судебного заседания Зарубине Д.В., с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО11,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к ФИО14 о признании незаконными налоговых уведомлений №... от (дата) и №... от (дата) в части начисления транспортного налога,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился с административным иском к ФИО15 о признании незаконными налоговых уведомлений №... от (дата) и №... от (дата) в части начисления транспортного налога.

В обоснование требований указала следующее.

ФИО1, как собственнику транспортного средства (марка обезличена) (гос.номер №...) (далее - (марка обезличена)), приобретенного в марте 2018 года, и проданного (дата), ФНС был начислен транспортный налог за 2018 год за период 10 месяцев в сумме №... руб. (налоговое уведомление №... от (дата))

За 2019 год был начислен налог за 12 месяцев в сумме №... руб. (налоговое уведомление №... от (дата)).

С данными решениями о начислении транспортного налога не согласен, поскольку:

- транспортное средство (марка обезличена) истец продал (дата) гр.ФИО2­вичу на основании соответствующе­го договора.

- в момент продажи у истца отсутствовали права на внесение изменений в регистрационные данные об автомобиле;

- после продажи транспортное средство находилось под ограничениями, наложенными в отноше­нии нового собственника.

Считает, что основанием для признания решения ФИО19 о начислении транспортного на­лога за указанное ТС за 2018 г. и 2019 г. являются:

1) неустранимые противоречия и неясности в законодательстве о налогах и сборах, которые в силу п.7 ст.З Налогового кодекса РФ должны толковаться в пользу налогоплательщика (плательщи­ка сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента),

2) двоякий, неоднозначный подход со стороны государственных органов, выполняющих госу­дарственно-властно полномочия, носящие публичный характер, в вопросе о владельце проданного ТС.

По первому основанию:______

Транспортное средство было передано покупателю ФИО2 (далее - Покупатель) в момент подписания договора, т.е. (дата), о чем есть отметка в договоре.

В силу ст.223 ГК РФ с этого же момента у гр.ФИО2 возникло право собственности на ука­занное (приобретенное) ТС.

В силу ст.210 Гражданского кодекса «Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором».

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 N 444-0 «собственник, по общему правилу, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, что предполагает наряду с необходимо­стью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (капитальный и текущий ре­монт, страхование, регистрация, охрана и т.д.) и выполнения других требований, исходящих от уполномо­ченных законом органов государства и местного самоуправления (по техническому, санитарному осмотру и т.п.), и обязанность платить установленные законом налоги и сборы» (п.3.1).

Согласно ст.1 Налогового кодекса РФ Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

Это означает, что отношения, связанные с возникновением или прекращением обязанности по уплате налога, должны регулироваться либо Налоговым кодексом, либо Федеральными законами.

Между тем, начисление мне транспортного налога за 10 месяцев 2018 года и 12 месяцев 2019 года основано на положении ст. 357 Налогового Кодекса Российской Федерации, который по-иному, по срав­нению с Гражданским кодексом, определяет налогоплательщика транспортного налога: это лицо, на кото­рое зарегистрировано транспортное средство, т.е. возникновение обязанности по уплате налога Налого­вый кодекс связывает не с моментом возникновения права собственности (как например, при сделках с недвижимым имуществом), а с регистрацией транспортного средства на то или иное лицо.

Разница в подходе при определении лица, несущего бремя уплаты налога, как одной из составляю­щих бремени содержания имущества, связана с тем, что Гражданский кодекс регулирует гражданско-правовые отношения между гражданами, а Налоговый кодекс регулирует властные отношения гражданина/ юридического лица-налогоплательщика и государства, и носит императивный характер.

Однако, устанавливая иные, отличные от Гражданского кодекса, правила в вопросе определения на­логоплательщика транспортного налога, Налоговый кодекс устанавливает определенные требования к нор­мативным документам, которыми должны регулироваться правоотношения, связанные с установлением и исчислением налогов. Применительно к транспортному налогу таковым является законодательство, регу­лирующее регистрацию транспортных средств, поскольку именно регистрация является основанием воз­никновения и прекращения обязанности по уплате транспортного налога.

При этом регистрация транспортных средств и порядок внесения изменений в регистрационные дан­ные ТС о собственнике в момент продажи мною ТС Тойота СОАРЕР (июль 2018 г.) регулировалось нор­мативным документом, не имеющим статус Федерального закона либо Кодекса.

Такой порядок был установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Рос­сийской Федерации, утв. Приказом МВД России от 24.11.2008 г. № 1001 (далее - Правила № 1001 от 24.11.2008 г.), которые не являются Федеральным законом.

Следует отметить, что согласно п.2 Правил № 1001 (в редакции, действовавшей на момент продажи) «Регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, над­зора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств уста­новленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации,»

Таким образом, в июле 2018 г. государство не ставило целью регистрации транспортных средств регулирование иных правоотношений, в том числе правоотношений в сфере налогов.

Согласно Правилам № 1001 от 24.11.2008 г. Изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, осуществляется на основании заявления нового собственника» (пункт б).

Нормы, позволяющей Продавцу снять транспортное средство для целей последующего отчуждения (продажи) также не было в Правилах № 1001.

Случаи, когда допускалось снятие с учета ТС перечислены п.5, и они не связаны с отчуждением (продажей) транспортного средства:

«Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны прекратить регистрацию транспортного средства (снять транспортные средства с регистрационного учета) в подразделении Госавтоинспекции в связи с вывозом транспортного средства за пределы Российской Федерации в целях постоянного использо­вания, либо после его утилизации.»

Т.е. данным нормативным документом вообще не была предусмотрена возможность продавца об­ратиться в соответствующий орган (ГИБДД) с заявлением об изменении регистрационных данных для про­дажи (отчуждения) транспортного средства.

Иными словами, истцу, как продавцу, ни Правилами № 1001, ни каким-либо Федеральным законом, ни иным нормативным актом, не была предоставлена возможность совершить юридически значимые дейст­вия, влекущие прекращение регистрации в отношении меня проданного ТС, ни до, ни после продажи, и как следствие - влекущие прекращение моей обязанности по уплате транспортного налога за проданное ТС.

О том, что покупатель не зарегистрировал приобретенное ТС (марка обезличена), истец узнал лишь в августе 2019 года, получив по почте налоговое уведомление №... от (дата), согласно которо­му истцу начислен транспортный налог за 10 месяцев 2018 г. (с марта по декабрь).

Право продавца на совершение действий, направленных на прекращение регистрации проданного транспортного средства появилось у продавца лишь с вступлением в силу (с 07.10.2018 г.) новых Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспек­ции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Прика­зом МВД России от 26.06.2018 г. № 399 (далее - Правила № 399), согласно которым Прекращение регист­рации в отношении отчужденного транспортного средства осуществляется на основании заявления его прежнего владельца и предъявления им документов о заключении сделки (пункт 8.2).

Данной нормой, хотя и не являющейся Федеральным законом, но все же было закреплено право про­давца совершить действия, направленные на прекращение регистрации проданного ТС в отношении себя, но также и на прекращение обязанности по уплате транспортного налога.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что имеются неустранимые противоречия и не­ясности в законодательстве о налогах и сборах в части возникновения и прекращения обязанности по уплате транспортного налога, которые в силу п.7 ст.З Налогового кодекса РФ должны толковать­ся в пользу налогоплательщика.

Эти противоречия и неясности выражаются в следующем:

Обязанность по уплате транспортного налога у владельца транспортного средства возникает в силу ст.З 57 НК РФ, которая связывает возникновение этой обязанности с регистрацией ТС на конкретное лицо, которое признается налогоплательщиком.

При этом сам порядок регистрации транспортных средств, действовавший на момент продажи мною а/м (марка обезличена), а следовательно, и основанный на этом факте момент перехода обязанности по упла­те транспортного налога от продавца к покупателю ТС, был установлен не Федеральным законом, а иным нормативным актом (Приказом МВД России от 24.11.2008 г. № 1001).

То есть совершение действий, приводящих к прекращению и возникновению обязанности по уплате транспортного налога, регулировались нормативным актом, не имеющим статус Федерального закона.

Более того, данный нормативный акт не предоставлял продавцу права совершить действия по сня­тию с регистрационного учета в отношении себя проданного ТС, и как следствие - направленные на пре­кращение своей обязанности по уплате транспортного налога.

Как было отмечено выше, в июле 2018 г. государство не ставило целью регистрации транспорт­ных средств регулирование иных правоотношений, в том числе правоотношений в сфере налогов, а обязанность продавца ТС по уплате транспортного налога (исходя их положений действовавших на тот момент нормативных актов) фактически была поставлена в зависимость от действий или бездейст­вия третьего лица (покупателя), на которое возлагалась обязанность перерегистрации ТС, что лиша­ло возможности налогоплательщика-продавца совершить действия, направленные на прекращение регист­рации, и как следствие - прекращение обязанности по уплате транспортного налога.

Данный правовой пробел исправлен с принятием Федерального закона от 03.08.2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 283-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2020 года.

Во-первых, ФЗ № 283-ФЗ определяет в качестве целей государственной регистрации транспортных средств (п.2 ст.З) обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации, регулирующего от­ношения, возникающие в связи с эксплуатацией транспортных средств, а также законодательства Россий­ской Федерации, регулирующего иные отношения.

То есть ФЗ № 283-ФЗ направлен на регулирование иных, в том числе налоговых отношений.

Таким образом, вступивший с 01.01.2020 г. Федеральный закон № 283-ФЗ от 03.08.2018 г. «О госу­дарственной регистрации транспортных средств», образует единую с налоговым законодательством право­вую основу регистрации прав на транспортные средства и связанную с этим обязанность налогоплательщи­ка уплачивать установленный транспортный налог.

Во-вторых, согласно части 2 ст.8 ФЗ № 283-ФЗ «Прежний владелец транспортного средства имеет право обратиться в регистрационное подразделение с заявлением о прекращении государственного учета данного транспортного средства, представив документ, подтверждающий смену владельца транспортного средства. На основании представленного документа в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств вносятся сведения о смене владельца транспортного средства.».

По второму основанию:

двоякий, неоднозначный подход со стороны государственных органов, выполняющих государ­ственно-властно полномочия, носящие публичный характер, в вопросе о владельце проданного ТС,

привел к тому, что возникшее у меня право на изменение регистрационных данных о собственнике не мог-йо быть реализовано из-за наложенных ограничений со стороны судебных приставов.

Как было указано выше, о том, что покупатель ФИО7 не поставил приобретенное у меня ТС на регистрационный учет на свое имя, я узнал только в августе 2019 года, когда получил налоговое уве­домление №... от (дата).

Поскольку на этот момент (август 2019 г.) стали действовать новые правила регистрации транспорт­ных средств, согласно которым продавец мог обратиться в ГИБДД с заявлением об изменении регистраци­онных данных на проданное ТС,

(дата) я обратился в ГИБДД - в подразделение Госавтоинспекции ГИБДД УМ ВД РФ по Г.Н.Новгороду - с заявлением №... о прекращении регистрации (марка обезличена) в связи с продажей (передачей) другому лицу. В совершении данного регистрационного действия мне было отказано по причине ограничений на регистрационные действия в отношении данного транспортного средства.

В отношении проданного ТС действовали следующие ограничения:

с (дата) по (дата) -запрет на регистрационные действия (наложен судебным приставом ФИО20.,)

с (дата) по (дата) - запрет на регистрационные действия (наложен судебным приставом ФИО9,), что подтверждается сведениями, полученными по моему запросу из ГИБДД в январе 2021 года (ко­пия прилагается).

При этом ограничения на запрет были установлены судебными приставами другого региона, а имен­но - Владимирской области.

Запрет, установленный с (дата) по (дата), согласно открытым сведениям, полученным из сервиса «Банк данных по исполнительным производствам», был установлен в рамках исполнительного производства №... должником по которому является ФИО3№... г.р., прож. ....

Учитывая, что в отношении истца никаких исполнительных производств не было возбуждено, а также учитывая, что в силу ст.30,33 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» местом совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в отношении гражданина является его место жительства, место пребывания либо местонахождения его имущества, а место нахождения транспортного средства определяется местом регистрации собственника/владельца, что очевидно, что применение мер принудительного исполнения в виде запрета на регистрационные действия к от ношении (марка обезличена) (гос.номер №...) было совершено по месту жительства третьих лиц, которым, судя по всему, было несколько раз перепродан а/м (марка обезличена) (гос.номер №... ).

Следует отметить, что:

- Федеральный закон от (дата) № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» регулируют от ношения, направленные на правильное и своевременное исполнение судебных-актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций

Должностные лица органов Федеральной службы судебных приставов, реализуют государственно-властные полномочия от имени и в интересах государства.

- Налоговый кодекс регулирует отношения, связанные с отношениями по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов, то есть в Налоговом кодексе реализуются государственно-властные полномочия, от имени и в интересах государства выступают органы ФНС.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации, должностные лица, действующие от имени государства в целях реализации государственно-властных полномочий, в одном случае (при начислении налогов) по­ложили в основу начисления транспортного налога факт регистрации на меня транспортного средства (марка обезличена), а в другом случае (при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения) положили в основу своих действий не сведения о том, на кого зарегистрировано ТС, в отно­шении которого налагался запрет, а факт приобретения ФИО10 права собственности в силу гражданско-правовой сделки.

Вследствие наложенных ограничений снять (марка обезличена) с регистрационного учета в отноше­нии меня мне удалось только (дата).

Не согласившись с решением ИФНС, содержа­щемуся в налоговом уведомлении №... от (дата) в части начисления транспортного налога за а/м (марка обезличена) гос.№ №... за период 10 месяцев 2018 года (с марта по декабрь включительно) я 11.02. 2020 г. обратился в межрайонную ФИО21 Нижегородской области с заявлением о пересче­те транспортного налога за 2018 год.

Решением ФНС №... от (дата) в удовлетворении моих требований было отказано.

Ввиду действовавших ограничений, установленных Указом Губернатора Нижегородской области от 13.03.2020 г. № 27, повторное обращение в налоговый орган в период действия жестких ограничительных мер было невозможно.

(дата) истец подал в вышестоящий орган: в управление ФНС России по Нижегородской области (через ФИО22ФИО23, которая объединила ФИО24) жалобу на решение ИФНС от (дата), и повторно заявил о пересчете транспортного налога за 2018 г., вклю­чил в жалобу также требование об исключении за 2019 год транспортного налога за а/м Тойота СОАРЕР.

Решением №... от (дата) мне также было отказано в удовлетворении моих требо­ваний.

На основании изложенного считает, что требования налогового органа ФИО25, изложенные в налоговом уведомлении №... от (дата) и содержащее требование об уплате транспортного налога за а/м (марка обезличена) (гос.номер №...) за 5 месяцев с августа 2018 г. по декабрь 2018 г. (за период, когда истец не являлся собственником а/м (марка обезличена)), в сумме №... руб., а также требование ФИО26ФИО27, изложенные в налоговом уведомлении №... от (дата) и содержащее требование об уплате транспортного налога за а/м (марка обезличена) (гос.номер №...) за 12 месяцев 2019 года в сумме №... руб. являются незаконными и нарушает права истца, поскольку:

- отсутствие правовых норм, регулирующих в июле 2018 года на уровне федерального закона поря­док изменения регистрационных данных на транспортные средства, что в соответствии со ст.1 Налогового кодекса РФ является недопустимым, поскольку именно с регистрацией транспортных средств Налоговый кодекс связывает возникновение и прекращение обязанности по уплате транспортного налога, создает про­тиворечия и неясности в законодательстве,

- двоякий подход со стороны судебных приставов, действующих от имени государства, выразивший­ся в наложении ограничения в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении а/м (марка обезличена) гос.№ №... зарегистрированного не на Покупателя ФИО2, а на меня, противоречит нормам ФЗ «Об исполнительном производстве» и создало для меня препятствия к реализа­ции права обратиться в органы ГИБДД с заявлением об изменении регистрационных данных в отношении а/м (марка обезличена).

Нарушение прав истца выражается в том, что отсутствие у истца нормативно закрепленного Феде­ральным законом права на снятие с учета проданного транспортного средства в случае уклонения поку­пателя от перерегистрации его на себя, наличие запрета на регистрационные действия со стороны судебных приставов в период с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата) создали для истца не­благоприятные последствия в виде обязанности по уплате транспортного налога за период с августа 2018 года по декабрь 2019 года включительно в сумме №... руб.

На основании изложенного административный истец просит суд:

Признать налоговые уведомления ФИО28№... от (дата) и №... от (дата) недействительными в части начисления транспортного налога за а/м (марка обезличена) (гос.номер ФИО29) за период с августа 2018 г. по декабрь 2019 г. включительно в сумме 56 312,50 руб. в том числе: в сумме №... руб. за 2018 год и в сумме №... руб. за 2019 год, как основанные на признании истца плательщиком транспортного на­лога в соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в го­сударственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Россий-ской Федерации, утв. Приказом МВД России от 24.11.2008 г. № 1001, не являющемся Федеральным законом, а также как основанные на признании меня плательщиком транспортного налога в период, когда был наложен запрет на регистрационные действия, примененный в отношении третьего лица, на которое данное транспортное средство не было зарегистрировано.

Административный истец ФИО1, его представитель ФИО11 заявленные административные исковые требования поддержали. Дали пояснения по существу дела.

Иные стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, учитывая положения статьи 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

При этом ч.1 ст. 268 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст.9 Налогового кодекса РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются: организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов.

В соответствии со ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база по транспортному налогу определяется в соответствии со ст. 359 НК РФ, исходя из мощности двигателя транспортного средства (лошадиных сил).

Согласно ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства..

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, как собственнику транспортного средства (марка обезличена) (гос.номер №...) (далее - (марка обезличена)), приобретенного в марте 2018 года, ФИО30 (в настоящее время ФИО31) был начислен транспортный налог за 2018 год за период 10 месяцев в сумме №... руб. (налоговое уведомление №... от (дата))

За 2019 год был начислен налог за 12 месяцев в сумме №... руб. (налоговое уведомление №... от (дата)).

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации. Нормы НК РФ имеют императивный характер, что означает, что они содержат требования, обязывающие налогоплательщика совершить определенные действия, точно определяют объем прав и обязанностей, не позволяя им определять или изменять их по взаимному соглашению. То есть, имея определенные права, налогоплательщик несет соответствующие обязанности, в том числе по уплате налога, сбора, пени, штрафа в определенном размере и в установленные сроки.

Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающие уплату данного налога или сбора. Обстоятельства, предусматривающие уплату данного налога указаны в ст. 358 и п. 4 ст. 57 НКРФ.

Как следует из данных норм Налогового кодекса, обязанность налогоплательщика транспортного налога поставлена в зависимость от факта регистрации на физическое (или юридическое) лицо транспортного средства, а не от факта наличия (или отсутствия) у него данного транспортного средства или от продолжительности нахождения этого транспортного средства в непосредственной эксплуатации и его фактического использования.

В соответствии со ст. 357, ст.388 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налого­обложения.

Согласно п. 1 ст. 360 НК РФ, п. 1 ст. 393 НК РФ и ст. 405 НК РФ налоговым пери­одом признается календарный год.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налого­вом (отчетном) периоде.

Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответ­ствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произо­шло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.

В соответствии с п.60.4 Приказа МВД России от 20.03.2017 №139 прекращение ре­гистрации (снятие с учета) транспортного средства осуществляется по заявлению преж­него владельца транспортного средства и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия регистрации за новым владельцем.

В соответствии с Приказом МВД России от 26.06.2018 N 399 "Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России" (далее - Приказ N 399) исполнение государственной функции по регистрации автомототранспортных средств, включающей в том числе и административную процедуру снятия этих средств с регистрационного учета, осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Согласно пункту 20 названных Правил (приложение № 1 к Приказу МВД России от 26.06.2018 № 399) транспортные средства (за исключением случаев, предусмотренных этими Правилами) регистрируются только за собственниками транспортных средств (юридическими или физическими лицами), указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.8 гл.3 ФЗ №283-Ф3 «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» прежний владелец транспортного сред­ства имеет право обратиться в регистрационное подразделение с заявлением о прекра­щении государственного учета данного транспортного средства, представив документ, подтверждающий смену владельца транспортного средства.

Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ расчет налога производится на основании данных представленных органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, государственную реги­страцию транспортных средств.

Согласно данным, представленным из регистрирующих органов в налоговый орган, с (дата). по (дата), на праве собственности ФИО1 принадлежало транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения - (марка обезличена), государственный реги­страционный знак №...

Согласно ответу ГИБДД до (дата) собственником автомобиля (марка обезличена), государственный реги­страционный знак №... являлся ФИО1, а с (дата)ФИО13 Запись о прекращении регистрации внесена (дата).

Таким образом, по данным органов ГИБДД, переданных в налоговый орган, с (дата). до (дата). транспортное средство (марка обезличена) принад­лежало на праве собственности ФИО1, в связи с чем, налоговым органом исчис­ление транспортного налога произведено правомерно.

Суд учитывает, что налоговые уведомления №... от (дата) и №... от (дата) вынесены уполномоченным должностным лицом в строгом соответствиями с требованиями налогового законодательства, в отношении объекта налогообложения – транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке как собственность административного истца. Доводы административного истца об обратном, не основаны на законе, а, следовательно, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых постановлений.

При изложенных обстоятельствах, налоговые уведомления №... от (дата) и №... от (дата) в части начисления транспортного налога, являются законными и обоснованными.

На основании изложенного, административные исковые требования ФИО1 к ФИО32 о признании незаконными налоговых уведомлений №... от (дата) и №... от (дата) в части начисления транспортного налога, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 177-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к ФИО33 о признании незаконными налоговых уведомлений №... от (дата) и №... от (дата) в части начисления транспортного налога – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Советский районный суд города Нижнего Новгорода в течение месяца.

Судья Д.С.Ежов