ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3196/2022 от 06.06.2022 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

УИД 19RS0001-02-2022-004306-85 Дело № 2а-3196/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан Республика Хакасия 06 июня 2022 года

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Ю.В. Шипанова,

при секретаре Е.С. Конгаровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Республиканский клинический перинатальный центр» к Министерству Финансов Республики Хакасия, заместителю министра Министерства финансов Республики Хакасия Свинаренко Виктору Владимировичу о признании частично незаконным предписания,

с участием представителя административного истца Зверевой М.Г., представителя административных ответчиков Михайленко Д.А.,

УСТАНОВИЛ:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия «Республиканский клинический перинатальный центр» (далее по тексту - ГБУЗ РХ «РКПЦ») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству Финансов Республики Хакасия, заместителю министра Министерства финансов Республики Хакасия Свинаренко В.В. о признании частично незаконным предписания. Требования мотивированы тем, что в соответствии с приказом Министерства финансов Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ-од в ГБУЗ РХ «РКПЦ» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка с целью предупреждение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. По результатам проверки в адрес учреждения поступил Акт от ДД.ММ.ГГГГ в котором выявлены 4 пункта нарушений и выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок от ДД.ММ.ГГГГ (далее Предписание). По пункту 3 Предписания вменяется нарушения ч.6 ст. 38 Закона о контрактной системе (отсутствие высшего образования или дополнительного образования в сфере закупок у 7 специалистов, включенных в состав контрактной службы). По пункту 4 Предписания вменяется нарушение приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн «Эксперт в сфере закупок». В целях устранения нарушений и исполнения Предписания в срок до ДД.ММ.ГГГГ учреждению необходимо исключить из состава контрактной службы специалистов, не соответствующих требованиям Закона о контрактной системе и приказу Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн. Учреждение не согласно с пунктами 3 и 4 Предписания. В соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Частью 23 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ было предусмотрено, что до ДД.ММ.ГГГГ работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Указанная норма отменена с ДД.ММ.ГГГГ. В ст. 76 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Согласно письма Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ОГ- должностное лицо, имеющее непрофильное высшее образование и прошедшее дополнительную профессиональную переподготовку в сфере закупок по программе повышения квалификации или программе профессиональной переподготовки, может являться работником контрактной службы, трудовые функции которого определены профессиональным стандартом, утвержденным Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн «Специалист в сфере закупок» и определяющим профессиональные требования к специалистам в сфере закупок. Согласно ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Данное требование касается всех работников контрактной службы. Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). Не предусмотрено законом каких-либо ограничений, запретов на включение в состав контрактной службы, назначение контрактным управляющим тех или иных категорий работников или работников, выполняющих те или иные функции. По мнению Минэкономразвития России, отраженному в письмах от ДД.ММ.ГГГГ N , от ДД.ММ.ГГГГ N ОГ-, п. 4 письма от ДД.ММ.ГГГГ № , это означает, что не менее 50% состава комиссии должны пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок или обладать специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок» утверждены требования к работнику контрактной службы к стажу работы в зависимости от уровня квалификации. В процессе проведения проверки Административному ответчику были представлены сведения о работниках контрактной службы ГБУЗ РХ «РКПЦ» и ответственных должностных лиц, включенных в состав контрактной службы ГБУЗ РХ «РКПЦ», но не являющиеся штатными работниками структурного подразделения контрактной службы. Приказом учреждения от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ГБУЗ РХ «РКПЦ»» установлена штатная численность структурного подразделения контрактная служба (8 штатных должностей). Так же в контрактную службу включены иные работники учреждения, непосредственно участвующие в приемке товаров, работ, услуг в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке проведения экспертизы и приемки товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) по контрактам, заключенным для нужд ГБУЗ РХ «РКПЦ» с утверждением порядка проведения экспертизы. В Таблице указаны все специалисты/работники контрактной службы, а так же работники, включенные в состав контрактной службы с указанием о соответствии/не соответствии их по образованию и стажу. Административный истец не согласен с признанием несоответствий по стажу и образованию работников: ФИО21, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8. ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 При этом, из перечисленных работников, только ФИО21 является штатным работником контрактной службы. Считаем, что указанные лица, отвечают требованиям закона и соответствуют как по образованию, так и по стажу работы. Просили признать пункты 3 и 4 предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок от ДД.ММ.ГГГГ недействительными.

Определением Абаканского городского суда в качестве соответчика по делу привлечен заместитель министра Министерства финансов РХ Свинаренко В.В.

В судебном заседании представитель административного истца Зверева М.Г., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования, просит признать незаконными пункты 3 и 4 предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный ответчик заместитель министра Министерства финансов Республики Хакасия Свинаренко В.В. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о его проведении, направил представителя.

Представитель административных ответчиков Михайленко Д.А., действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что должностное лицо, имеющее не профильное высшее образование, прошедшее дополнительную профессиональную переподготовку в сфере закупок по программе повышения квалификации или по программе профессиональной переподготовки, может являться работником контрактной службы, трудовые функции которого определены Профессиональным стандартом, утвержденным Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГн «Специалист в сфере закупок» и определяющим профессиональные требования к специалистам в сфере закупок. Должностное лицо, имеющее не профильное высшее образование, прошедшее дополнительную профессиональную переподготовку в сфере закупок по программе повышения квалификации или по программе профессиональной переподготовки, имеющее опыт работы в сфере закупок не менее 4 лет, может являться экспертом по закупкам с трудовыми функциями «экспертиза результатов закупок, приемка контракта, проверка качества предоставленных товаров, работ, услуг», трудовые функции которого определены Профессиональным стандартом, утвержденным Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн «Эксперт в сфере закупок» и определяющим профессиональные требования к таким специалистам. Административным истцом не были представлены сведения о стаже работы. Требования не были выполнены административным истцом. Просит отказать в удовлетворении требований.

Суд в соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, явка которых обязательной не признана.

Выслушав представителя административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы административного дела, и проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как следует из материалов дела, административный истец оспаривает предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное Министерством финансов РХ.

С административным исковым заявлением административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Частью 1 ст. 219 КАС РФ установлено, что, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Следовательно, срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен, административное исковое заявление подлежит рассмотрению по существу.

Как установлено в судебном заседании, на основании акта плановой выездной проверки соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок ГБУЗ РХ «РКПЦ» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ заместителем министра Министерства финансов РХ Свинаренко В.В. вынесено предписание об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в котором согласно пунктов 3 и 4, указано: устранить нарушения ч. 6 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн «Специалист в сфере закупок», исключить из состава контрактной службы специалистов, не соответствующих требованиям закона, не имеющих высшего образования или образования в сфере закупок (7 специалистов), стажа в сфере закупок менее 4 лет (14 работников) и осуществляющих приемку (экспертизу) товаров, услуг, работ. Срок выполнения требований – ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в нарушение приведенных положений законодательства ГБУЗ РХ «РКПЦ» не представило информацию об образовании, повышении квалификации, а также о стаже работы работников контрактной службы, ответственных за приемку и экспертизу.

Данное нарушение установлено в отношении работников ГБУЗ РХ «РКПЦ» принятых на работу в контрактную службу, а именно: ФИО21, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8. ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20

Согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Одним из принципов, на котором основывается контрактная системы в сфере закупок, является принцип профессионализма заказчика, в силу которого контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок (ч. 1 ст. 9 Закона о контрактной системе).

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

Частью 6 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

В соответствии с ч. 5 ст.39 указанного закона заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 23 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ (в ред. действующей до ДД.ММ.ГГГГ) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Согласно Письму Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ОГ-Д-28-15539 не менее 50 процентов состава комиссии должны пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Согласно другому Письму Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № ОГ- должностное лицо, имеющее непрофильное высшее образование и прошедшее дополнительную профессиональную переподготовку в сфере закупок по программе повышения квалификации или программе профессиональной переподготовки, может являться работником контрактной службы, трудовые функции которого определены Профессиональным стандартом, утвержденным Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн «Специалист в сфере закупок» и определяющим профессиональные требования к специалистам в сфере закупок.

Должностное лицо, имеющее непрофильное высшее образование и прошедшее дополнительную профессиональную переподготовку в сфере закупок по программе повышения квалификации или программе профессиональной переподготовки, имеющее опыт работы в сфере закупок не менее 4 лет, может являться экспертом по закупкам с трудовыми функциями «экспертиза результатов закупок, приемка контракта, проверка качества предоставленных товаров, работ, услуг», трудовые функции которого определены Профессиональным стандартом, утвержденным Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн «Эксперт в сфере закупок» и определяющим профессиональные требования к таким специалистам.

При данных обстоятельствах, оценив представленные доказательства, проанализировав законодательство, суд приходит к выводу о том, что при вынесении предписания № от ДД.ММ.ГГГГ заместителем министра Министерства финансов Республики Хакасия Свинаренко В.В. не допущено нарушений закона.

В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, для удовлетворения требования заявителя необходимо установить нарушение прав и свобод заявителя, а также нарушение административным ответчиком норм закона.

Как установлено в судебном заседании, каких - либо нарушений законодательства административным ответчиком при составлении и выдаче предписания не допущено. Доказательств нарушения прав административного истца, наличием ссылок на указанные в административном иске нормы суду не представлено.

Следовательно, требования административного истца не подлежат удовлетворению.

Учитывая, что суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований, то меры предварительной защиты, принятые определением Абаканского городского суда РХ от ДД.ММ.ГГГГ, подлежат отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований по административному исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Республиканский клинический перинатальный центр» к Министерству Финансов Республики Хакасия, заместителю министра Министерства финансов Республики Хакасия Свинаренко Виктору Владимировичу о признании пунктов 3 и 4 предписания от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, - отказать.

Меры предварительной защиты, назначенные определением Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, по вступлению в законную силу настоящего решения суда отменить.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд РХ в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Ю.В. Шипанов

Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Ю.В. Шипанов