дело № 2а-3196/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2022 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Байчорова Р.А.,
при секретаре Севостьяновой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Нурджаняна Артура Владимировича к администрации городского округа Солнечногорск Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги и обязании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Нурджанян А.В., уточнив требования, обратился в суд с иском к администрации городского округа Солнечногорск Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги и обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований указал, что решением Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 28 декабря 2021 года отказано в удовлетворении его заявления об отнесении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: к одной из установленных законом категорий земель. Ссылаясь на то, что данный отказ нарушает его права, предоставленные гражданским и земельным законодательством, административный истец просит суд признать незаконным решение Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 28 декабря 2021 года № Р001-7988319972-53285833 об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории» и обязать административного ответчика оказать муниципальную услугу «Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории» по обращению № Р001-7988319972-53285833.
В судебном заседании представитель административного истца – Бахтияров Д.М. поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика – Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области – Чернуцкая И.Н. против удовлетворения административного иска возражала.
Представитель административного ответчика – администрации городского округа Солнечногорск Московской области – Алепова О.Н. против удовлетворения административного иска возражала, указав, что администрация городского округа не является надлежащим административным ответчиком по заявленным требованиям.
Представитель заинтересованного лица – Комитета лесного хозяйства Московской области – Чепуркова Е.С. против удовлетворения административного иска возражала.
Представитель заинтересованного лица - Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил письменные возражения на административный иск.
Изучив материалы дела, выслушав доводы явившихся участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 665 кв.м., расположенного по адресу: , вид разрешенного использования не установлен, категория земель не установлена.
Нурджанян А.В. обратился в администрацию городского округа Солнечногорск Московской области с заявлением для получения муниципальной услуги «Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории».
Решением Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 28 декабря 2021 года Р001-7988319972-53285833 отказано в предоставлении муниципальной услуги, в связи с пересечением границ земельного участка с границами государственного лесного фонда (площадь пересечения – 665,33 кв.м.).
Согласно предоставленным Комитетом лесного хозяйства Московской области сведениям, спорный земельный участок имеет пересечение с землями лесного фонда квартала 53 выдел 13 Верхнеклязьминского участкового лесничества Клинского лесничества Клинского филиала ГКУ МО «Мособллес», площадь наложения 146,51 кв.м.
Согласно представленному Рослесхозом заключению № 1 от 14 июня 2022 года, площадь пересечения границ земельного участка административного истца с землями лесного фонда составляет 38 кв.м.
В судебном заседании установлено, что право собственности административного истца на спорный земельный участок признано на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 09 декабря 2020 года по иску Нурджаняна А.В. к СНТ «Автодор», Федеральному агентству лесного хозяйства (третье лицо Комитет лесного хозяйства Московской области) об установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок.
В рамках рассмотрения указанного спора проводилась судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам ГУП МО «Московское областное БТИ». По результатам исследования экспертом предложено два варианта установления границ земельного участка Нурджаняна А.В. На основании вышеуказанного апелляционного определения судебной коллегии границы земельного участка с кадастровым номером № установлены в соответствии с вариантом № 1 заключения эксперта, что согласовывалось с мнением представителя Комитета лесного хозяйства Московской области, являвшегося в указанном споре третьим лицом.
Согласно выписке из ЕГРН на спорный земельный участок, в ЕГРН внесены сведения о местоположении границ земельного участка на основании вступившего в законную силу апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 09 декабря 2020 года, площадью 665 кв.м.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных ЗК РФ категорий земель является обязательным.
В случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся
Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 8 ЗК РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно пункту 69 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04 февраля 2010 года № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости», сведения о категории земель образуемого земельного участка должны соответствовать сведениям о категории земель исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных федеральным земельным законодательством.
Если в ГКН отсутствуют сведения об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель, сведения о принадлежности образуемых земельных участков к определенной категории земель вносятся в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель.
В соответствии с разъяснениями Министерства экономического развития РФ о применении положений Федеральных законов в связи со вступлением в силу закона от 29.07.2017 года № 280-ФЗ, сведения ГЛР, не соответствующие сведениям ЕГРН, не являются препятствием территориальному планированию, градостроительному зонированию, кадастровому учету объектов недвижимости и регистрации прав на них, переводу земельного участка из одной категории в другую (отнесению земельного участка к определенной категории).
Из кадастровой выписки на земельный участок с кадастровым номером № следует, что категория земель не установлена.
Поскольку границы земельного участка административного истца установлены судебным актом по спору с Федеральным агентством лесного хозяйства об установлении границ, правом принимать решение об отнесении земельного участка к землям определенной категории, законодатель наделил только органы местного самоуправления, учитывая, что органами местного самоуправления не решен вопрос об установлении категории спорного земельного участка, суд приходит к выводу о том, что Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области необоснованно отказано административному истцу в отнесении земельного участка к категории земель – земли населенных пунктов, в связи с чем отказ в рассмотрении заявления административного истца нельзя признать правомерным и на административного ответчика надлежит возложить обязанность совершить действия по принятию решения об отнесении земельного участка с кадастровым номером №, к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель.
Между тем, поскольку оспариваемое решение администрацией городского округа Солнечногорск Московской области не принималось, в удовлетворении административного иска к указанному административному ответчику надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Нурджаняна Артура Владимировича – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 28 декабря 2021 года № Р001-7988319972-53285833 об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории».
Обязать Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области совершить действия по принятию решения об отнесении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель.
В удовлетворении требований к администрации городского округа Солнечногорск Московской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме 01 июля 2022 года.
Судья Байчоров Р.А.