ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3197/20 от 07.04.2021 Ленинскогого районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

38RS0034-01-2020-004393-43

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 апреля 2021 года г. Иркутск

Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Зайцевой И.В., при секретаре судебного заседания Макеевой Г.А., с участием представителя административного ответчика Будаева А.С., заинтересованного лица Осмоновой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-473/2021 по административному исковому заявлению Маркелова А. Н. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду без торгов для индивидуального жилищного строительства, обязании повторно рассмотреть заявление,

УСТАНОВИЛ:

Маркелов А.Н. обратился в суд с административным иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду без торгов для индивидуального жилищного строительства, обязании повторно рассмотреть заявление.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что административный истец является инвалидом 2 группы. Приказом от ****год признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Реализуя предусмотренное действующим законодательством право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального строительства, Маркелов А.Н.****год через МКУ «Сервисно-регистрационный центр» обратился в КУМИ с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером площадью 780 кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес>, в аренду для индивидуального жилищного строительства. ****год по результатам рассмотрения заявления КУМИ г. Иркутска было принято решение об отказе в предоставлении вышеуказанного земельного участка. В обоснование отказа в предоставлении земельного участка в аренду КУМИ г. Иркутска указало, что испрашиваемый земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено на официальном сайте. Из описания земельного участка, извещение о котором было опубликовано, невозможно установить, данный земельный участок является тем же земельным участком с кадастровым номером , за предоставлением которого обращался административный истец, так как ни одно из извещений не содержит схемы расположения земельного участка, с помощью которой можно сопоставить участки. На сайте www.torgi.gov.ru в отношении извещения за номером содержится информация: 1. Статус завершён. 2. Дата подведения итогов – ****год. 3. Результаты приема заявлений – информация отсутствует. 4. Документы – только извещение, протокол о результатах проведения торгов отсутствуют. 5. ****год извещение было помещено в архив. В иных источниках какая-либо информация о результатах торгов по указанному в извещении участку отсутствует. Срок для направления заявок был установлен до ****год. Обжалуемый отказ не содержит никаких сведений о том, что КУМИ г. Иркутска принято решение о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка какому-либо лицу, либо с соответствующим лицом заключен договор аренды земельного участка, а содержит лишь ссылку на пп. 11 п. 41 главы 8 административного регламента «Предоставление земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования г. Иркутск или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов», утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от ****год. Заявлений о намерении принять участие в аукционе по предоставлению права аренды спорного участка до ****год не поступило, никаких извещений о проведении аукциона спорного участка после опубликования сообщения о поступлении заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в официальных источниках не содержится, административный истец обратился в КУМИ г. Иркутска с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов спустя год после подведения итогов по результатам публикации извещения о поступлении заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, следовательно, на момент обращения Маркелова А.Н. с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов, данный участок не являлся предметом аукциона, а извещение о наличии заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка являлось архивным, соответственно отказ КУМИ г. Иркутска является незаконным. Никаких сведений о наличии зарегистрированного вещного права на спорный земельный участок оспариваемый отказ также не содержит.

Просит признать незаконным отказ комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от ****год в предоставлении Маркелову А.Н. в аренду без торгов для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес>.

Обязать комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска повторно рассмотреть заявление Маркелова А.Н. от ****год о предоставлении в аренду без торгов для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес>.

На основании определения суда от ****год к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Осмонова А.М.

В судебное заседание административный истец Маркелов А.Н. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно.

Учитывая, что в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Маркелова А.Н.

В судебном заседании представитель административного ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Иркутска Будаев А.С., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения административных исковых требований, суду пояснил, что Маркелов претендовал на сформированный земельный участок с присвоенным кадастровым номером, просил предоставить земельный участок без проведения торгов. Такой порядок выбрал, так как является инвалидом. Ранее в ****год поступило заявление Осмоновой о предоставлении участка на основании торгов. До обращения Маркелова, Осмонова обратилась в КУМИ. КУМИ отказали Маркелову, поскольку участок являлся предметом аукциона. Было вынесено Постановление о проведении аукциона и официально опубликовано ****год, т.е. за два дня до обращения с заявлением о предоставлении земельного участка Маркеловым. Процедура торгов соблюдена. На сегодняшний день торги были объявлены несостоявшимися, с Осмоновой как единственным лицом, желавшим приобрести земельный участок, заключен договор купли-продажи земельного участка. Сумма денежных средств уже оплачена Осмоновой.

В судебном заседании заинтересованное лицо Осмонова А.М. суду пояснила, что она обратилась в КУМИ в ****год. Рядом с ними был пустой земельный участок и она заявила о своем желании его получить. О Маркелове она узнала в ****год. С <...> по <...> год ее заявление рассматривалось. Сейчас заключили договор купли-продажи, но не зарегистрировали право из-за ограничений, наложенных судом.

Выслушав административного ответчика, заинтересованного лица, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ст. 1 КАС РФ, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Обжалуемое решение Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска вынесено ****год.

Административное исковое заявление было подано в суд ****год, согласно штемпелю на почтовом конверте, то есть в пределах установленного срока.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Частью 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Согласно ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Решением Думы г. Иркутска от 25 декабря 2015 года №006-0-160257/5 утверждено положение «О комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска», согласно которому комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска является структурным подразделением (органом) администрации города Иркутска с правами юридического лица в форме муниципального казенного учреждения.

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Иркутска, осуществляющим деятельность в сфере имущественных и земельных отношений в соответствии с настоящим Положением.

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска принимает решение в том числе о предоставлении или обеспечивает предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в порядке, установленном муниципальными правовыми актами города Иркутска; заключает договоры купли-продажи, безвозмездного пользования, аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска или государственная собственность на которые не разграничена. Осуществляет контроль за исполнением условий данных договоров.

Приказом начальникам департамента жилищной политики аппарата администрации г. Иркутска от ****годМаркелов А.Н. признан малоимущим и поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Маркелов А.Н. является инвалидом второй группы бессрочно, о чем представлена справка МСЭ-.

****год представителем административного истца Маркелова А.Н.Крюгер М.А. в МКУ «Сервисно-регистрационный центр» подано заявление о предоставлении в аренду без торгов земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, с кадастровым номером , площадью 780 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, на основании пп.15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, ст. 17 ФЗ от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ.

По результатам рассмотрения указанного заявления, ****год Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска вынесено решение об отказе в предоставлении в аренду указанного земельного участка, со ссылкой на п.п. 11 п. 41 главы 8 административного регламента, в связи с тем, что в отношении земельного участка опубликовано извещение о приеме заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе, которое размещено в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ на официальном сайте РФ www.torgi.gov.ru ****год за номером на WEB-портале органов местного самоуправления г. Иркутска www.admirk.ru ****год, а также в номере 37 газеты «Иркутск «официальный» ****год.

Частью 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно п. 15 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Статьей 39.18 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 7 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, в том числе, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса (п. 11).

В соответствии с ч.19 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

****год в КУМИ г. Иркутска от представителя Осмоновой А.М.ФИО6 поступило заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Иркутск, <адрес>, площадью 783 кв.м., для индивидуального жилищного строительства.

В ответ на данное заявление ****год КУМИ г. Иркутска сообщило о подготовке извещения о приеме заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе и размещении на официальном сайте РФ (www.torgi.gov.ru), на WEB-портале органов местного самоуправления г. Иркутска www.admirk.ru, опубликовании в газете «Иркутск официальный».

****год на официальном портале г. Иркутска опубликовано извещение о возможности представления в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка по адресу: г. Иркутск, <адрес>, площадью 783 кв.м. Окончание приема заявлений – ****год.

Данное извещение также было опубликовано в газете «Иркутск официальный» от ****год.

В связи с поступлением в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, КУМИ г. Иркутска принято решение от ****год об отказе Осмоновой А.М. в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Сообщено об организации мероприятий по формированию и постановке на государственный кадастровый учет данного земельного участка, в целях проведения аукциона.

Согласно выписке из ЕГРН, ****год земельный участок площадью 780 кв.м. по адресу: г. Иркутск, <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера .

В связи с исправлением технической ошибки извещение о возможном предоставлении испрашиваемого земельного участка было повторно опубликовано в газете «Иркутск официальный» от ****год и размещено на портале www.admirk.ru.

Постановлением Администрации г. Иркутска от ****год принято решение о проведении открытого по составу участников аукциона по продаже земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес>, кадастровый , площадью 780 кв.м.

****год КУМИ г. Иркутска осуществило опубликование извещения о проведении аукциона по продаже спорного земельного участка на официально портале в сети «Интернет», а также в газете «Иркутск официальный» от ****год.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе по продаже земельного участка от ****год, в связи с поступлением на участие в аукционе только одной заявки, по окончании срока приема заявок, аукцион признан несостоявшимся на основании п. 14 ст. 39.12. Земельного кодекса РФ. решено заключить договор с единственным участником, подавшим на заявку на участие в аукционе, по начальной цене предмета аукциона. Начальная цена аукциона – 1 215 000 рублей, размер задатка – 243 000 рублей.

Задаток в размере 243 000 рублей был внесен Осмоновой А.М.****год, что подтверждается представленным чеком-ордером.

****год между КУМИ администрации г. Иркутска (продавец) и Осмоновой А.М. заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 780 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: г. Иркутск, <адрес> с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Иркутск или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов», утверждённым Постановлением администрации г. Иркутска от ****год, предусмотрено, что комитет принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в ом числе если указанный в заявлении земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено на официальном сайте (подп.11, п. 41).

Согласно ч.1 ст. 60 Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.

Вместе с тем, поскольку до поступления от административного истца заявления о предоставлении спорного земельного участка в аренду без торгов, было принято решение о предоставлении в собственность указанного земельного участка путем его размещения на торгах, он являлся предметом аукциона, оснований для удовлетворения административных исковых требований и признании отказа комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от ****год незаконным, не имеется.

При таких обстоятельствах, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В соответствии с ч. 3 ст. 89 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Маркелова А. Н. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду без торгов для индивидуального жилищного строительства, обязании повторно рассмотреть заявление, отказать.

Меры предварительной защиты в виде запрета Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска распоряжаться земельным участком с кадастровым номером площадью 780 кв.м., расположенным по адресу: г. Иркутск, <адрес>, отменить по вступлении решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья И.В. Зайцева

В мотивированном виде решение суда составлено 14 апреля 2021 года.