ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3199/2022 от 30.08.2022 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

86RS0001-01-2022-005200-46

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

30.08.2022 года город Ханты - Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Вахрушева С.В.,

при помощнике судьи Ахияровой М.М.,

с участием:

представителя административного истца администрации г.Сургута – Охотович Т.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (участвующей с помощью средств видеоконференцсвязи),

представителя административного ответчика ГУ МЧС России по ХМАО – Югре – Собещанского Р.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

заинтересованного лица - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по г.Сургуту) Стрелова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3199/2022 по административному исковому заявлению Администрации города Сургута к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре, заинтересованное лицо начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по г.Сургуту) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре Стрелов Александр Владимирович, об оспаривании предписания и о возложении обязанности установить новый срок для устранения нарушений,

установил:

административный истец Администрация города Сургута (далее по тексту также истец) обратился в суд с административным иском к административному ответчику Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре (далее по тексту ответчик, ГУ МЧС России по ХМАО – Югре), об оспаривании предписания и о возложении обязанности установить новый срок для устранения нарушений.

Административные исковые требования мотивированы тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по городу Сургуту) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре. Стреловым Александром Владимировичем, подполковником внутренней службы, заместителем начальника отдела - начальником отделения Госпожнадзора отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по городу Сургуту) управления надзорной деятельности профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному окручу - Югре. ФИО3, капитаном внутренней службы, проведена внеплановая выездная проверка в отношении Администрации города Сургута по адресу: . В результате проведённой проверки в отношении Администрации города Сургута вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности (далее по тексту предписание). В соответствии с указанным предписанием Администрации необходимо в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить следующие нарушения: 1) разработать и осуществить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, а именно оборудовать (западная часть по условной линии от до ): , Нагорная на территории города Сургута противопожарным водопроводом для обеспечения наружного пожаротушения зданий и сооружений от установленных на нем пожарных гидрантов в радиусе 200 метров; 2) разработать и осуществить мероприятия но обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, а именно оборудовать жилые поселки Кедровый-2, Финский на территории противопожарным водопроводом для обеспечения наружного пожаротушения зданий и сооружений - установленных на нем пожарных гидрантов в радиусе 200 метров. Не согласившись с предписанием части срока его исполнения, указанного в пункте 1, в целях соблюдения федерального закона, Администрацией города была подана жалоба на предписание. Решением ГУ МЧС России по ХМАО – Югре от ДД.ММ.ГГГГ жалоба Администрации города Сургута на предписание оставлена без удовлетворения, предписание без изменения. Администрация города не согласна с решением ГУ МЧС России по ХМАО – Югре от ДД.ММ.ГГГГ, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Начиная с 2018 года по настоящее время Администрацией города Сургута была проведена следующая работа. : с 2018 года снесено 35 из 48 строений, признанных аварийными, ветхими, непригодным и для проживания, для которых необходимо было построить противопожарный водопровод с установкой пожарных гидрантов. На сегодняшний день на данной территории осталось 13 жилых домов, признанных аварийными, ветхими, непригодными для проживания. В соответствии с распоряжением Администрации города Сургута от ДД.ММ.ГГГГ «О сроках отселения физических и юридических лиц из домов, признанных аварийными подлежащими сносу, а также из домов, являющихся ветхими, и из жилых помещений, непригодных для проживания» полный снос данных жилых домов планируется до конца 2023 года. Часть территории поселкаю 112 373 кв.м планируется развитию в рамках заключения договора о развитии застроенной территории. В 2020 году был проведен аукцион на определение инвестора-застройщика, который признан несостоявшимся по причине того, что не было подано ни одной заявки на участие в аукционе. В связи с отсутствием инвестора-застройщика Администрацией повторно готовится пакет документов для проведения конкурсных процедур в целях застройки территории поселка Юность, при этом строительство сетей водоснабжения для обеспечения пожарной безопасности будет являться обязательством инвестора - застройщика. Строительство водовода, в рамках заключённого договора по развитию благоустроенной территории западной части поселка Юность (по условной линии до ), планируется в срок до конца 2025 года (2022-2023 годы - проектно-изыскательские работы, 2024-2025 годы - строительно-монтажные работы). : на снесены признанные аварийными подлежащими сносу строения, а также дома, являющиеся ветхими и непригодными для проживания (, 27, 29, 31а, 31/1, 64, 35, 54, 33, . 13, 42а, 49а, 52г, 55а, 56е, 41). ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) на заседании постоянно действующей рабочей группы комиссии ЧС и ОПБ по рассмотрению вопросов пожарной безопасности, исходя из анализа проводимой работы по строительству сетей водоснабжения вышеуказанных территориях города, был рассмотрен вариант строительства тарных водоёмов и иных источников на в качестве компенсирующих мер. Администрацией выполнены предварительные расчёты строительства водоводов с установкой пожарных гидрантов на с учётом существующих сетей водоснабжения, а также рассмотрена возможность строительства иных источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарный водоём, пожарный пирс, насосная станция). ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) на заседании постоянно действующей рабочей группы комиссии ЧС и ОПБ по рассмотрению вопросов пожарной безопасности было принято решение о строительстве кольцевых водоводов с установкой пожарных гидрантов от существующих сетей водоснабжения, примыкающих к в целом, в том числе сетей водоснабжения, которая составляет 520 200 000 рублей. Точка присоединения водовода по определена от водовода в составе объекта «Объездная автомобильная дорога (объездная автомобильная дорога 1 «3», VII пусковой комплекс, съезд на )», который введён в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. При выделении бюджетных средств строительство сетей водоснабжения в составе будет выполнено до конца 2025 года (2022-2023 годы – проектно - изыскательские работы, 2024-2025 годы - строительно-монтажные работы). В отношении водоснабжения в бюджете 2022 года предусмотрены ассигнования на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Водоснабжение по » в размере 1 505 000, 12 рублей. Также в бюджете на плановый период 2022-2023 годы предусмотрены финансовые средства в размере 38 995 000,18 рублей. на выполнение строительно- монтажных работ по указанному объекту. Кроме того, предписание должно обладать свойством исполнимости, поскольку только в этом случае возможно изменение сложившейся правовой ситуации. При этом ГУ МЧС России по ХМАО – Югре, установил срок исполнения нарушений обязательных требований пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ, что в свою очередь повлечет за собой невозможность исполнения предписания, что является нарушением основного принципа права. Таким образом, считает срок устранения нарушений, указанных пункте 1 предписания, необоснованным и незаконным. Исходя из фактических обстоятельств. считает разумным срок для устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, административный истец просит суд: признать предписание ГУ МЧС России по ХМАО – Югре об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ в части срока, указанного в пункте 1 предписания незаконным; установить новый срок для устранения нарушений, указанных в пункте 1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного истца администрации г.Сургута – Охотович Т.С. в судебном заседании настояла на удовлетворении иска, изложив суду доводы административного искового заявления.

Представитель административного ответчика ГУ МЧС России по ХМАО – Югре – Собещанский Р.А. в судебном заседании не признал административный иск, в соответствии с доводами письменных возражений суду показал, что в соответствии с решением начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по городу Сургуту) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Стрелова Александра Владимировича проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации города Сургута по адресу: . По результатам проведенной внеплановой выездной проверки составлен Акт внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указаны выявленные факты невыполнения предписания органа государственного контроля, а именно: не разработаны и не осуществлены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования: не оборудованы поселки: Юность (западная часть по условной линии от до ); улицы: Речная, Нагорная на территории города Сургута противопожарным водопроводом для обеспечения наружного пожаротушения зданий и сооружений от установленных на нем пожарных гидрантов в радиусе 200 метров. Не разработаны и не осуществлены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования: не оборудованы жилые поселки Кедровый, Кедровый-2, Финский на территории города Сургута противопожарным водопроводом для обеспечения наружного пожаротушения зданий и сооружений от установленных на нём пожарных гидрантов в радиусе 200 метров. Представитель администрации г. Сургута по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ начальник управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации г. Сургута ФИО12, копию акта со всеми приложениями получил ДД.ММ.ГГГГ. Также, по результатам проведенной внеплановой выездной проверки подготовлено предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения вновь выявленных нарушений требований пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ. Указанное предписание вручено под роспись законному представителю администрации города Сургута по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ начальнику управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации г. Сургута Рачёву Андрею Александровичу ДД.ММ.ГГГГ. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. На сегодняшний день на территории поселка Юность осталось 13 многоквартирных жилых домов, признанных аварийными, ветхими, непригодными для проживания, однако люди там ещё проживают. Нарушения требований пожарной безопасности по улице Лесная города Сургута отсутствуют в Акте внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ и соответственно не предложены к устранению предписанием об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ. На снесены признанные аварийными и подлежащими сносу строения, а также дома, являющиеся ветхими и непригодными для проживания ( ) однако люди там еще проживают. Таким образом, многоквартирные жилые дома, в которых проживают люди, расположенные в поселке Юность (западная часть по условной линии от до ); улицы: Речная, Нагорная являются многоквартирными жилыми домами с низкой противопожарной устойчивостью (V степени огнестойкости, так как несущие строительные конструкции выполнены материалами с не нормируемым пределом огнестойкости), а так же признаны аварийными, ветхими, непригодными для проживания не оборудованы противопожарным водопроводом для обеспечения наружного пожаротушения зданий и сооружений от установленных на нём пожарных гидрантов в радиусе 200 метров. Наружные сети и сооружения создается угроза причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а именно: угроза жизни, здоровья и имущества людей, проживающих в выше указанных многоквартирных жилых домах, так как отсутствуют условия для обсечения деятельности противопожарных подразделений при выполнении работ по тушению пожаров и работ по спасению людей и их имущества. На основании выше изложенного, учитывая, характер нарушений, а именно: наличие нарушений требований пожарной безопасности, которые создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей проживающих в данных многоквартирных домах, а так же организационные и технические условия, влияющие на устранение нарушений требований пожарной безопасности предписанием об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен разумный срок устранения нарушений требований пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ (2 года). Так же, необходимо отметить, что отделом надзорной деятельности и профилактической работы (по городу Сургуту) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты- Мансийскому автономному округу — Югре, по результатам проведенной внеплановой проверки администрации г. Сургута ДД.ММ.ГГГГ аналогичные нарушения требований пожарной безопасности предлагались предписанием от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ аналогичные нарушения требований пожарной безопасности, так же предлагались отделом надзорной деятельности и профилактической работы (по городу Сургуту) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты- Мансийскому автономному округу — Югре по результатам проведения внеплановой проверки предписанием от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ Предписания от ДД.ММ.ГГГГ и предписания от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке администрацией г. Сургута не обжаловались. Данные обстоятельства, также свидетельствуют о том, что администрации г. Сургута должностными лицами отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по городу Сургуту) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре установлены разумные сроки устранения нарушений. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, оснований для признания незаконным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ в части срока устранения, указанного в пункте 1 предписания не имеется. Также, не иметься оснований для установления нового срока для устранения нарушений, указанных в пункте 1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ (л.д.116 – 123).

Заинтересованное лицо - начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по городу Сургуту) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре Стрелов Александр Владимирович (привлечённый к участию в деле по инициативе суда – л.д.2), также возражал против удовлетворения административного иска, изложив аналогичные ответчику доводы.

Суд, заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, на основании решения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по городу Сургуту) управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по ХМАО – Югре Стрелова Александра Владимировича о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с истечением срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований (истечение сроков исполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по городу Сургуту) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре подполковником внутренней службы Стреловым Александром Владимировичем, заместителем начальника отдела – начальником отделения Госпожнадзора отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по городу Сургуту) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты- Мансийскому автономному округу — Югре капитаном внутренней службы ФИО3, при участии заместителя главы ФИО4 и начальника управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации города Сургута ФИО14 проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации по адресу: (л.д.105 – 107).

По результатам проведенной внеплановой выездной проверки составлен Акт внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указаны выявленные факты невыполнения предписания органа государственного контроля, а именно:

- не разработаны и не осуществлены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования: не оборудованы поселки: Юность (западная часть по условной линии от до ); улицы: Речная, Нагорная на территории города Сургута противопожарным водопроводом для обеспечения наружного пожаротушения зданий и сооружений от установленных на нем пожарных гидрантов в радиусе 200 метров (ч. 10 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; статьи 3, 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; статья 1, ч. 3, 4 статьи 4, ч. 1, 3 статьи 5, ч. 1, 4 статьи 6, статья 63, ч. 1, 2, 3 статьи 68 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.4.1, п.5.1, п.8.5, п.8.8, п.10.4 СП 8.13130.2020 «Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности»; п. 4.1, п. 5.1, п. 8.4, п. 8.6, п. 9.11 СП 8.13130.2009 «Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»; п. 2.11, п. 2.12, табл. 5, п. 8.5, п. 8.16, п. 9.30 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»);

- не разработаны и не осуществлены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования: не оборудованы жилые поселки Кедровый, Кедровый-2, Финский на территории города Сургута противопожарным водопроводом для обеспечения наружного пожаротушения зданий и сооружений от установленных на нем пожарных гидрантов в радиусе 200 метров (ч. 10 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; статьи 3, 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; статья 1, ч. 3, 4 статьи 4, ч. 1, 3 статьи 5, ч. 1, 4 статьи 6, статья 63, ч. 1, 2, 3 статьи 68 Федерального закона от 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.4.1, п.5.1, п.8.5, п.8.8, п.10.4 СП 8.13130.2020 «Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности»; п. 4.1, п. 5.1, п. 8.4, п. 8.6, п. 9.11 СП 8.13130.2009 «Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»; п. 2.11, п. 2.12, табл. 5, п. 8.5, п. 8.16, п. 9.30 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения») (л.д.108 – 111).

По результатам проведенной внеплановой выездной проверки подготовлено предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения вновь выявленных нарушений требований пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ, указанное предписание вручено представителю администрации города Сургута ДД.ММ.ГГГГ (л.лд.112 – 115).

Административным истцом администрацией города Сургута предпринимались меры по соблюдению требований пожарной безопасности, : с 2018 года снесено 35 из 48 строений, признанных аварийными, ветхими, непригодным и для проживания, для которых необходимо было построить противопожарный водопровод с установкой пожарных гидрантов, на данной территории осталось 13 жилых домов, признанных аварийными, ветхими, непригодными для проживания, что не оспорено в судебном заседании.

В соответствии с распоряжением Администрации города Сургута от ДД.ММ.ГГГГ «О сроках отселения физических и юридических лиц из домов, признанных аварийными подлежащими сносу, а также из домов, являющихся ветхими, и из жилых помещений, непригодных для проживания» полный снос данных жилых домов планируется до конца 2023 года.

В 2020 году был проведен аукцион на определение инвестора-застройщика, который признан несостоявшимся по причине того, что не было подано ни одной заявки на участие в аукционе (л.д.47 – 56).

Как заявлено истцом, строительство водовода, в рамках заключённого договора по развитию благоустроенной территории западной части поселка Юность (по условной линии до ), планируется в срок до конца 2025 года (2022-2023 годы - проектно-изыскательские работы, 2024-2025 годы - строительно-монтажные работы). : на снесены признанные аварийными подлежащими сносу строения, а также дома, являющиеся ветхими и непригодными для проживания (

ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) на заседании постоянно действующей рабочей группы комиссии ЧС и ОПБ по рассмотрению вопросов пожарной безопасности, исходя из анализа проводимой работы по строительству сетей водоснабжения вышеуказанных территориях города, был рассмотрен вариант строительства тарных водоёмов и иных источников на в качестве компенсирующих мер (л.д.57 – 59).

ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) на заседании постоянно действующей рабочей группы комиссии ЧС и ОПБ по рассмотрению вопросов пожарной безопасности было принято решение о строительстве кольцевых водоводов с установкой пожарных гидрантов от существующих сетей водоснабжения, примыкающих к в целом, в том числе сетей водоснабжения, которая составляет 520 200 000 рублей. Точка присоединения водовода по определена от водовода в составе объекта «Объездная автомобильная дорога г. Сургута (объездная автомобильная дорога 1 «3», VII пусковой комплекс, съезд на )», который введён в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. При выделении бюджетных средств строительство сетей водоснабжения в составе будет выполнено до конца 2025 года (2022-2023 годы – проектно - изыскательские работы, 2024-2025 годы - строительно-монтажные работы). В отношении водоснабжения в бюджете 2022 года предусмотрены ассигнования на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Водоснабжение по » в размере 1 505 000, 12 рублей (л.д.60, 61).

В бюджете на плановый период 2022-2023 годы предусмотрены финансовые средства в размере 38 995 000,18 рублей. на выполнение строительно- монтажных работ по указанному объекту (л.д.71).

Истцом Администрацией города Сургута была подана жалоба на предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, решением ГУ МЧС России по ХМАО – Югре от ДД.ММ.ГГГГ жалоба Администрации города Сургута на предписание оставлена без удовлетворения, предписание без изменения (л.д.24 – 28, 62 - 70).

Ранее, отделом надзорной деятельности и профилактической работы (по городу Сургуту) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре, по результатам проведённой внеплановой проверки администрации г. Сургута ДД.ММ.ГГГГ аналогичные нарушения требований пожарной безопасности предлагались предписанием от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ аналогичные нарушения требований пожарной безопасности, так же предлагались отделом надзорной деятельности и профилактической работы (по городу Сургуту) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты- Мансийскому автономному округу — Югре по результатам проведения внеплановой проверки предписанием от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Пожарная безопасность обеспечивается системой мер противопожарной безопасности и поддерживается путём выполнения требований, установленных специальными нормативно-правовыми актами.

В соответствии с абз. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», одними из основных задач пожарной охраны являются организация и осуществление профилактики пожаров.

Согласно абзацу 8 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» органы местного самоуправления несут обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, а также выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.

В силу пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских пунктов в числе прочих относится включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий городских округов.

В связи с установленными фактами невыполнения предписания органа государственного контроля, начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по городу Сургуту) управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по ХМАО – Югре Стреловым А.В. подготовлено предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 30.12.2021 года №192/1 со сроком устранения вновь выявленных нарушений требований пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что действия должностных лиц органа государственного пожарного надзора совершены в пределах их компетенции в соответствии с требованиями законодательства, предписание выдано уполномоченным должностным лицом, является исполнимым, содержащиеся в предписании формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить административному истцу.

Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно статье 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. Из этого следует, что отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требований.

При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Между тем, такая совокупность условий для удовлетворения требований Администрации города Сургута не установлена.

В исковом заявлении Администрация города Сургута не оспаривая наличие и объём выявленных нарушений требований пожарной безопасности и существо предписания, указывает на установление необоснованно короткого срока для исполнения требований предписания - до ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, доказательств неисполнимости предписания в установленный срок административным истцом в суд не представлено.

Судом учитывается, что указанные в Акте проверки и Предписании нарушения не являются вновь выявленными, данные нарушения были указаны Администрации города Сургута в предписании от ДД.ММ.ГГГГ. Тем самым, у Администрации в период с 2018 года была реальная возможность разработки бюджета и включения в бюджет финансовых средств для обеспечения первичных мер пожарной безопасности.

Принимая во внимание, что совокупный срок, установленный первоначальным и оспариваемым предписанием составляет более 5 лет, и жители, указанных территорий подвергаются реальной угрозе жизни и здоровью, в то время как пожарная безопасность является одной из составляющих обеспечения безопасности городского округа, суд не видит оснований для удовлетворения административного иска.

Указанные обстоятельства могут быть предметом оценки уполномоченного органа в случае обращения Администрации города Сургута с ходатайством о продлении срока исполнения предписания и при решении вопроса о виновности лица в неисполнении предписания.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в полном объёме, и, в соответствии со ст.112 КАС РФ, распределению в пользу истца сумму понесённых им судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления Администрации города Сургута (ИНН ) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре (ИНН ), заинтересованное лицо начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по г.Сургуту) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре Стрелов Александр Владимирович (паспорт , выдан ДД.ММ.ГГГГ ГОМ-3 УВД – ), об оспаривании предписания и о возложении обязанности установить новый срок для устранения нарушений.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме 09.09.2022 года.

Председательствующий подпись С.В. Вахрушев

копия верна:

Судья Ханты – Мансийского

районного суда С.В.Вахрушев