ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-319/19 от 31.01.2019 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-319/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Темрюк 31 января 2019 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края, в составе:

председательствующего судьи Назаренко С.А.,

при секретаре Сосновой М.С.,

с участием: представителя административного истца – администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района, ФИО1, действующей по доверенности,

административного ответчика – судебного пристава-исполнителя Темрюкского РОСП УФССП России по КК ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района к Темрюкскому РОСП УФССП России по Краснодарскому краю о признании незаконным постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать постановление судебного пристава-исполнителя Темрюкского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу №ФС от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать судебного пристава-исполнителя Темрюкского РОСП УФССП России по <адрес> ФИО2 возбудить исполнительное производство по указанному исполнительному листу в соответствии с положениями ФЗ №229-ФЗ.

Свои требования административный истец обосновал тем, что ДД.ММ.ГГГГ Темрюкским районным судом Краснодарского края было вынесено решение по делу по иску администрации Темрюкского городского поселения <адрес> об обязании А за свой счет освободить земельный участок в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу путем сноса самовольно возведенного объекта капитального строительства - гаража, размером 7.2м*4.1м, расположенного по адресу: <адрес>, территория, прилегающая к многоквартирному дому по <адрес> (двор).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Темрюкского городского поселения <адрес> в адрес <адрес> отдела УФССП России по <адрес> был направлен исполнительный лист серии ФС по делу в отношении должника ФИО3

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района поступило постановление судебного пристава-исполнителя Темрюкского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю ФИО2 об отказе в возбуждении исполнительного производства по вышеуказанному исполнительному листу.

Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района считает постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении исполнительного производства незаконным и необоснованным, так как у судебного пристава в данном случае не имелось правовых оснований для его вынесения.

Кроме того, судебным приставом-исполнителем были нарушены сроки и порядок отказа в возбуждении исполнительного производства, предусмотренные законом, а именно: копия постановления в адрес администрации Темрюкского городского поселения <адрес> поступила ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении 15 дней со дня поступления исполнительного документа; в адрес администрации поступил исключительно исполнительный документ, хотя к обращению о возбуждении исполнительного производства была также приложена копия решения Темрюкского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу , то есть судебным приставом-исполнителем возвращены не все поступившие документы.

В связи с изложенными обстоятельствами, администрация Темрюкского городского поселения <адрес> вынуждена обратиться в суд с настоящим административным иском.

Представитель административного истца – администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района, ФИО1, в судебном заседании предъявленный административный иск поддержала, заявленные требования просила удовлетворить в полном объёме.

Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель Темрюкского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю ФИО2, в судебном заседании с предъявленным административным иском не согласился, в удовлетворении заявленных требований просил отказать полностью, сославшись на их необоснованность, считает, что оспариваемое постановление вынесено в соответствии с действующим законодательством, а также пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 340-ФЗ). Градостроительный кодекс РФ дополнен новой главой, регулирующей порядок сноса объектов капитального строительства, в том числе предусматриваются особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями. Согласно статье 55.32 ГрК РФ (в редакции Федерального закона № 340-ФЗ) снос самовольной постройки осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице - правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или органа местного самоуправления. Кроме того, на органы местного самоуправления возлагается обязанность по сносу самовольной постройки, если не выявлено лицо, осуществившее самовольную постройку, правообладатель земельного участка, на котором расположена самовольная постройка и данный земельный участок не передан новому правообладателю. В связи с вышеуказанными изменениями в Законодательство Российской Федерации в ОФССП <адрес> поступило служебное письмо заместителя директора - заместителя главного судебного пристава Россиийской Федерации А от ДД.ММ.ГГГГ-ОП и служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ и.о. руководителя УФССП России по <адрес>А, служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ и.о. руководителя УФССП России по <адрес>А с указанием, что исполнение решения суда о сносе самовольной постройки, принятое после ДД.ММ.ГГГГ, по которым взыскателем являются органы местного самоуправления, будет осуществляться указанными органами, тем самым, исключая принудительное исполнение силами ФССП России. Исполнительные документы, выданные на основании указанных судебных решений, подлежат возвращению взыскателю с копией постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства в соответствии с п. 8 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве». Новые положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие административный порядок сноса самовольных построек, закрепляют механизм самостоятельной реализации органами местного самоуправления принятых решений в отношении самовольных построек. Каких-либо документов, свидетельствующих о наличии субъективных препятствий в обязаности исполнения судебного акта в административном порядке и в необходимости исполнения в порядке статьи 107 Федерального закона «Об исполнительном производстве» администрацией Темрюкского городского поселения Темрюкского района не предоставлено.

Заинтересованное лицо – УФССП России по Краснодарскому краю, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не своего представителя не направило, о причинах неявки суду неизвестно.

Суд, выслушав участников процесса и исследовав материалы дела, находит административный иск администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Темрюкским районным судом <адрес> было вынесено решение по делу по иску администрации Темрюкского городского поселения <адрес> об обязании ФИО3 за свой счет освободить земельный участок в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу путем сноса самовольно возведенного объекта капитального строительства - гаража, размером 7.2м*4.1м, расположенного по адресу: <адрес>, территория, прилегающая к многоквартирному дому по <адрес> (двор).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Темрюкского городского поселения <адрес> в адрес <адрес> отдела УФССП России по <адрес> был направлен исполнительный лист серии ФС по делу в отношении должника ФИО3

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района поступило постановление судебного пристава-исполнителя Темрюкского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю ФИО2 об отказе в возбуждении исполнительного производства по вышеуказанному исполнительному листу.

В данном постановлении судебный пристав-исполнитель указал, что исполнительное производство не может быть возбуждено вследствие п. 8 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - ФЗ №229-ФЗ).

Согласно пункту 8 части 1 статьи 31 ФЗ №229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Частью 1 статьи 30 ФЗ №229-ФЗ, а также пунктом 3.1 разработанных Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации Методических рекомендаций по исполнению судебных актов о сносе самовольно возведенных строений, утвержденных ДД.ММ.ГГГГг., предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя либо его представителя, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и данный документ соответствует требованиям, предусмотренным ст. 13 Закона.

Поскольку Темрюкским районным судом <адрес> в целях исполнения решения от ДД.ММ.ГГГГ по делу был выдан исполнительный лист серии ФС по делу , администрация Темрюкского городского поселения, руководствуясь статьей 30 ФЗ №229-ФЗ, правомерно направила его для возбуждения исполнительного производства.

Таким образом, в рассматриваемом случае у судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые основания для отказа в возбуждении исполнительного производства.

Частью 2 статьи 31 ФЗ №229-ФЗ предусмотрено, что копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Кроме того, судебным приставом-исполнителем были нарушены сроки и порядок отказа в возбуждении исполнительного производства, предусмотренные вышеуказанной правовой нормой, а именно: копия постановления в адрес администрации Темрюкского городского поселения <адрес> поступила ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении 15 дней со дня поступления исполнительного документа; в адрес администрации поступил исключительно исполнительный документ, хотя к обращению о возбуждении исполнительного производства была также приложена копия решения Темрюкского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу , то есть судебным приставом-исполнителем возвращены не все поступившие документы.

При таких обстоятельствах, административный иск администрации Темрюкского городского поселения <адрес> является законным и обоснованным.

Доводы административного ответчика суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

В своих возражениях, административный ответчик указал, что ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 340-ФЗ). Градостроительный кодекс РФ дополнен новой главой, регулирующей порядок сноса объектов капитального строительства, в том числе предусматриваются особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями. Согласно статье 55.32 ГрК РФ (в редакции Федерального закона № 340-ФЗ) снос самовольной постройки осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице - правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или органа местного самоуправления. Кроме того, на органы местного самоуправления возлагается обязанность по сносу самовольной постройки, если не выявлено лицо, осуществившее самовольную постройку, правообладатель земельного участка, на котором расположена самовольная постройка и данный земельный участок не передан новому правообладателю.

Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

Таким образом, полномочия по распоряжению земельными участками в границах Темрюкского городского поселения возникли у Темрюкского городского поселения с ДД.ММ.ГГГГ в связи с внесением изменений в закон от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Из изложенного следует, что в данном случае, администрация Темрюкского городского поселения является распорядителем в отношении земельного участка, на котором расположен подлежащий сносу объект, но не его правообладателем.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района к Темрюкскому РОСП УФССП России по <адрес> о признании незаконным постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства - удовлетворить.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Темрюкского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу №ФС от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать судебного пристава-исполнителя Темрюкского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю ФИО2 возбудить исполнительное производство по исполнительному листу №ФС от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в Краснодарский краевой суд, через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: С.А. Назаренко