Дело № 2а -319/2017
Поступило в суд 27.03.2017г.
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2017 года г. Барабинск, Новосибирской области
Барабинский районный суд Новосибирской области в составе судьи Е.В.Сафоновой,
с участием:
административного истца - Николаева В.В. и его представителя – Степанова В.В., представившего копию диплома № о высшем образовании, с квалификацией юрист, по специальности правоведение,
представителя административного ответчика - администрации г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области - Зломановой И.Г., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., представившей копию диплома № о высшем образовании, с квалификацией юрист, по специальности «юриспруденция»,
при секретаре судебного заседания О.Н.Власовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Николаева В.В. к администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области, главе города Барабинска Барабинского района Новосибирской области о признании незаконным решения за № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, с кадастровым номером №,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ. Николаев В.В. обратился в Барабинский районный суд с административным исковым заявлением к администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области, в котором просил признать решение, принятое Главой города Барабинска Барабинского района Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ. за №, согласно которому ему отказано в предоставлении в собственность земельного участка, с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, незаконным, несоответствующим нормативным правовым актам и нарушающим его права, свободы и законные интересы; обязать устранить допущенные нарушения и восстановить его права.
В обоснование заявленных требований административный истец в иске (л.д. 11-12) указал, что в ДД.ММ.ГГГГ. он обратился в администрацию города Барабинска Барабинского района Новосибирской области (далее по тексту администрация) с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, а именно с заявлением о приобретении в собственность земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, на котором расположено здание, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, принадлежащее ему на праве собственности.
ДД.ММ.ГГГГ. решением (письмом) за № ему было отказано в предоставлении земельного участка в собственность, в связи с тем, что на земельном участке помимо здания, расположено иное двухэтажное здание, визуально схожее с жилым домом.
С принятым решением истец не согласен, полагает, что отказ администрации в предоставлении земельного участка в собственность является незаконным и нарушает его права и законные интересы.
В судебном заседании административный истец и его представитель требования иска поддержали, по основаниям указанным в нем.
Представитель административного ответчика – администрации требования административного иска не признала, просила в удовлетворении требований отказать, в письменных возражениях на иск (л.д._____) указала, что Николаевым В.В. не представлены документы, подтверждающие право собственности на иной объект недвижимости, расположенный на указанном земельном участке, помимо здания (нежилое), наличие которого на нем подтверждается фотографиями и актом обследования земельного участка.
В судебное заседание административный ответчик – глава города Барабинска не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствии.
Изучив представленные материалы дела, суд установил:
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин.. может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений … организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями …., должностного лица, …. если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин… может обратиться непосредственно в суд ….
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на … организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Николаевым В.В. – главе администрации города Барабинска было подано заявление (по форме приложения №, утвержденного административным регламентом) (л.д.91-92), в котором Николаев В.В. просил предоставить ему в собственность земельный участок, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: эксплуатация нежилого здания (гаража), принадлежащего ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, на котором расположено здание (нежилое), принадлежащее ему на праве собственности.
С указанным заявлением Николаев В.В. представил: копии постановления № от ДД.ММ.ГГГГ., свидетельства о государственной регистрации права на здание и на земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровой выписки о земельном участке, паспорта (л.д.93-101).
По результатам рассмотрения, представленного Николаевым В.В. заявления и документов, ДД.ММ.ГГГГ. главой города Барабинска ФИО2 принято решение, оформленное в виде сопроводительного письма за № (л.д.102), в котором Николаеву В.В. было сообщено, что администрация города Барабинска Барабинского района Новосибирской области не имеет законных оснований для предоставления запрашиваемого земельного участка в собственность с данным видом разрешенного использования, так как было установлено, что на земельном участке помимо здания, для эксплуатации которого он был предоставлен, находится двухэтажное здание визуально схожее с жилым домом.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
Право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений в том числе органа местного самоуправления, если лицо полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 2 части 2 статьи 1 поименованного кодекса суды в порядке административного судопроизводства рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил в пункте 1, что к административным делам, рассматриваемым по правилам названного выше кодекса, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В силу предписаний п.1 ст.2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам …., являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
Следовательно, Николаев В.В., обращаясь в администрацию с заявлением о приобретении земельного участка в собственность, реализовал право, предоставленное федеральным законодателем, который одновременно возложил на органы местного самоуправления обязанность принять соответствующее решение, то есть требования административного истца вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера.
Таким образом, избранный Николаевым В.В. способ защиты нарушенного права является правильным, поскольку оспариваемое решение администрации, принятое главой города, обладающего властными полномочиями, не повлекло возникновение, изменение или прекращение каких-либо гражданских прав и обязанностей, и, следовательно, подлежит защите в рамках административного судопроизводства.
Срок обращения в суд с административным исковым заявлением, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ административным истцом, соблюден.
Судом установлено, что административному истцу Николаеву В.В. на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ., принятого территориальной администрацией г.Барабинска, Новосибирской области на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок, с кадастровым номером №, с назначением: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: эксплуатация и обслуживание нежилого здания (гаража), площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, о чем в едином государственном реестре прав ДД.ММ.ГГГГ. внесена запись регистрации № (л.д.______).
На указанном земельном участке расположено здание (нежилое), с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., которое на основании договора № купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ., акта приемки-передачи основных средств от ДД.ММ.ГГГГ. принадлежит Николаеву В.В. на праве собственности, о чем в едином государственном реестре прав ДД.ММ.ГГГГ. внесена запись регистрации № (л.д.______).
Из схемы, составленной начальником ОГУП «Техцентр НСО» ФИО1, следует, что на указанном земельном участке, кроме здания (нежилое), расположены: на установленных фундаментных блоках два металлических контейнера под общей кровлей; на установленных фундаментных блоках металлический контейнер; часть нежилого здания (гаражей) третьих лиц.
Согласно ч.2 ст.15 Земельного кодекса РФ граждане ….. имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан ….., за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, …. являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пп. 2. п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов (п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).
Для реализации указанного права в соответствии с п. 5 ст. 39.20 ЗК РФ собственники зданий, сооружений и помещений в них обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены ст. 39.16 ЗК РФ.
Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Исходя из приведенных выше законоположений, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, и в реализации такого права не может быть отказано, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Кроме этого, главой администрации города Барабинска ДД.ММ.ГГГГ. в целях организации предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе по предоставлению прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения (далее по тексту услуга), на основании постановления № утвержден Административный регламент, опубликованный в газете Барабинский вестник и размещенный на официальном сайте администрации города, согласно требованиям которого физические лица могут обратиться за предоставлением услуги, которую осуществляет администрация города.
Согласно п.2.2 регламента результатом предоставления услуги является:
- сообщение о приостановлении оказания услуги с просьбой предоставить недостающие документы либо отказ в предоставлении услуги;
- уведомление об отказе в предоставлении услуги до момента формирования кадастрового паспорта;
- уведомление об отказе в предоставлении услуги до момента формирования кадастрового паспорта с указанием объекта;
- уведомление об отказе в предоставлении услуги;
- проект договора купли-продажи, аренды или безвозмездного срочного пользования земельным участком с предложением его подписать.
Пунктом 2.4 регламента определен срок предоставления муниципальной услуги:
….В месячный срок со дня поступления заявления Администрация принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность…… либо решение об отказе в предоставлении земельного участка и в течение 7 дней со дня принятия данного решения направляет его копию заявителю;….в месячный срок с даты принятия решения Администрация осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи, …. Земельного участка, направляет соответствующий договор заявителю с предложением о его заключении.
Перечень документов, необходимых для представления лично заявителем, определен п.2.6.1 регламента.
Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги определены в п.2.9 Регламента, к ним согласно Регламенту относятся:
-несоответствие документов, предоставленных заявителем, требованиям законодательства о предоставлении услуги; письменное заявление заявителя об отказе в предоставлении муниципальной услуги; отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке; отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка.
В предоставлении земельного участка может быть отказано в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации, а именно: резервирование земельного участка для государственных и муниципальных нужд; ограничение в обороте земельного участка; обременение земельного участка правами третьих лиц….
Глава администрации в своем решении № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении в собственность земельного участка Николаеву В.В. ни одного основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка, предусмотренного ст.39.16 Земельного кодекса РФ, не указал; основание отказа, указанное в оспариваемом в решении, в ст.39.16 Земельного кодекса РФ не содержится, и, следовательно, отказать в предоставлении земельного участка по указанному основанию ответчик права не имел. В связи с чем, принял незаконное решение, несоответствующее нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, которые подлежат защите, путем обязывания главы города Барабинска, администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, восстановить права, свободы и законные интересы административного истца, а именно:
– отменить решение, принятое Главой города Барабинска Барабинского района Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ. за №, согласно которому Николаеву В.В. отказано в предоставлении в собственность земельного участка, с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>;
- принять решение о предоставлении в собственность Николаева В.В., земельного участка, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: эксплуатация и обслуживание нежилого здания (гаража), расположенным по адресу: <адрес>;
- осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: эксплуатация и обслуживание нежилого здания (гаража), расположенным по адресу: <адрес>, и направив указанный договор Николаеву В.В. с предложением о его заключении.
Довод представителя административного ответчика – администрации, что фактически Николаеву В.В. было отказано в предоставлении в собственность земельного участка, на основании п.2.9 Административного Регламента, так как он представил документы, не соответствующие требованиям действующего законодательства, суд считает надуманным и не нашедшим своего подтверждения, в связи с тем, что документы, представленные заявителем соответствует требованиям действующего законодательства.
Довод представителя административного ответчика – администрации, что Николаевым В.В. не представлены документы на иной объект недвижимости, расположенный на земельном участке, без доказанности администрацией того обстоятельства, что данный объект является объектом недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, в едином государственном реестре прав, в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ"О государственной регистрации недвижимости", правового значения по делу не имеет, и при таких обстоятельствах, не может являться основанием для отказа в приобретении Николаевым В.В. в собственность земельного участка, на котором расположено здание, права на которые зарегистрированы в установленном законом порядке.
Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии со статьей 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителей, почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами, а также другие признанные судом необходимыми расходы.
В силу статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Названные правила, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной инстанции.
Как установлено статьей 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Судом установлено, что административным истцом ДД.ММ.ГГГГ. понесены расходы 3 506 руб. 92 коп., в том числе 102 руб. 14 коп. (комиссия банка за перечисление денежных средств в безналичном порядке) (л.д.____) по оплате подготовки схемы, которая представлена и приобщена к материалам дела, т.е. указанные расходы истца являются судебными, так как понесены Николаевым В.В. и связаны с настоящим делом, и, следовательно, подлежат взысканию с администрации города в его пользу.
Руководствуясь ст.175-ст.180, ст.290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования Николаева В.В. к администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области, главе города Барабинска Барабинского района Новосибирской области о признании незаконным решения за № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, с кадастровым номером № удовлетворить.
Признать решение, принятое Главой города Барабинска Барабинского района Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ. за №, согласно которому Николаеву В.В. отказано в предоставлении в собственность земельного участка, с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, незаконным, несоответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
Обязать главу города Барабинска, администрацию города Барабинска Барабинского района Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, восстановить права, свободы и законные интересы административного истца:
– отменив решение, принятое Главой города Барабинска Барабинского района Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ. за №, согласно которому Николаеву В.В. отказано в предоставлении в собственность земельного участка, с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>;
- приняв решение о предоставлении в собственность Николаева В.В., земельного участка, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: эксплуатация и обслуживание нежилого здания (гаража), расположенным по адресу: <адрес>;
- осуществив подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: эксплуатация и обслуживание нежилого здания (гаража), расположенным по адресу: <адрес>, и направив указанный договор Николаеву В.В. с предложением о его заключении.
Сообщить об устранении допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу – в суд.
Взыскать с администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области в пользу Николаева В.В. судебные расходы в размере 3 506 (три тысячи пятьсот шесть) руб. 92 коп..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд Новосибирской области.
Судья Барабинского районного
суда Новосибирской области Е.В.Сафонова
Мотивированное решение изготовлено судом 31.05.2017г.