ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-319/2022 от 30.08.2022 Советского районного суда (Саратовская область)

№ 2а-319/2022

64RS0035-02-2022-000403-40

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 августа 2022 года р.п. Мокроус

Советский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Красновой А.Р.,

при секретаре Бабуровой Е.И.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Фёдоровского района Саратовской области Мамонова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Фёдоровского района Саратовской области Нефёдова В.Н. в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Ерусланского муниципального образования Фёдоровского муниципального района Саратовской области, выразившегося в неразмещении на официальном сайте постановлений администрации в сфере закупок и возложении обязанности осуществить указанные действия,

установил:

прокурор Фёдоровского района Саратовской области обратился с вышеуказанным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Ерусланского муниципального образования Фёдоровского муниципального района Саратовской области. В обоснование исковых требований ссылается на то, что прокуратурой Фёдоровского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, в ходе которой установлено, что на официальном сайте администрации Ерусланского муниципального образования отсутствует информация, обязательная к размещению в силу требований федерального законодательства, а именно нормативно – правовые акты, принятые администрацией Ерусланского муниципального образования в сфере закупок. Считает, что подобное бездействие администрации Ерусланского муниципального образования влечет нарушение прав неопределенного круга лица на получение информации, предусмотренной законодательством, не позволяет обеспечить соблюдение принципов открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления в сфере закупок. В связи с изложенным просит признать незаконным бездействие администрации Ерусланского муниципального образования, выразившееся в неразмещении на официальном сайте администрации Ерусланского муниципального образования указанной информации, обязать административного ответчика разместить её.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Фёдоровского района Саратовской области Колесников К.П. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика глава Ерусланского муниципального образования Сорокина Е.А., будучи надлежащим образом извещенной о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Обратилась в суд с письменным заявлением, в котором просит рассмотреть административное дело в её отсутствие, административные исковые требования признает в полном объеме, последствия признания иска ей понятны. Признание иска административным ответчиком, выраженное в заявлении в письменной форме, в соответствии с ч. 1 ст. 157 КАС РФ приобщено к материалам делам (л.д. 26).

Заслушав мнение административного истца, посчитавшего возможным принять признание представителем административного ответчика исковых требований, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

При этом суд, согласно ч. 7 ст. 46 КАС РФ рассматривает административное дело по существу в случаях, предусмотренных ч. 5 и 6 ст. 46 КАС РФ.

В силу ст. 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания. Признание стороной обстоятельств может быть изложено в устной или письменной форме. Факт признания стороной обстоятельств, а также содержание сделанного в устной форме признания стороной обстоятельств заносится в протокол судебного заседания и удостоверяется подписями сторон или подписью стороны. Изложенное в письменной форме признание стороной обстоятельств приобщается к материалам административного дела. Если обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами или стороной в порядке, установленном настоящей статьей, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по административному делу.

Статьей 157 КАС РФ предусмотрено, что заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление о признании административного иска приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания. При допустимости признания административного иска суд разъясняет последствия признания административного иска.

Представитель административного ответчика административные исковые требования признала полностью, признание административного иска выражено ею добровольно, осознанно, в адресованном суду заявлении, в письменной форме, которое приобщено к материалам дела, оно не противоречит закону и не нарушает охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии со ст. 157 КАС РФ представителю административного ответчика понятны последствия признания административного иска и принятия его судом.

В связи с этим суд принимает признание административного иска административным ответчиком и считает возможным удовлетворить административные исковые требования.

Признание административным ответчиком иска не противоречит КАС РФ, требованиям Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому может быть принято судом.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в ч. 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

В силу ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются, в том числе, открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».

В соответствии с ч. 2.1 ст. 7 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» общедоступная информация о деятельности органов местного самоуправления предоставляется органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети «Интернет» в форме открытых данных.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, которая должна размещаться на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет».

Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети «Интернет» иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона.

В ходе мониторинга официального сайта администрации Ерусланского муниципального образования установлено, что на данном сайте отсутствует информация, обязательная к размещению в силу требований федерального законодательства.

В нарушение пп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» на сайте администрации Ерусланского муниципального образования отсутствуют нормативно-правовые акты, принятые администрацией Ерусланского муниципального образования в сфере закупок:

- постановление администрации Ерусланского муниципального образования № 8 от 10 апреля 2017 года «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»;

- постановление администрации Ерусланского муниципального образования № 9 от 10 апреля 2017 года «Об утверждении Правил определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), закупаемых для обеспечения муниципальных нужд»;

- постановление администрации Ерусланского муниципального образования от 08 декабря 2014 года № 23 «Об утверждении порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд администрации Ерусланского муниципального образования»;

- постановление администрации Ерусланского муниципального образования от 01 марта 2022 года № 05 «Об утверждении положения о комиссии по осуществлению закупок администрации Ерусланского муниципального образования и создании комиссии».

Подобное бездействие администрации Ерусланского муниципального образования влечет нарушение прав неопределенного круга лица на получение информации, предусмотренной законодательством, не позволяет обеспечить соблюдение принципов открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления в сфере закупок.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возложении на административного ответчика обязанности по исполнению требований законодательства в срок в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В силу п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 и п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем, судебные расходы, связанные с рассмотрением дела, взысканию с ответчика не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 218, 227-228 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ерусланского муниципального образования Фёдоровского муниципального района Саратовской области, выразившееся в неразмещении на официальном сайте администрации Ерусланского муниципального образования нормативно-правовых актов, принятых администрацией Ерусланского муниципального образования в сфере закупок:

- постановление администрации Ерусланского муниципального образования № 8 от 10 апреля 2017 года «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»;

- постановление администрации Ерусланского муниципального образования № 9 от 10 апреля 2017 года «Об утверждении Правил определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), закупаемых для обеспечения муниципальных нужд»;

- постановление администрации Ерусланского муниципального образования от 08 декабря 2014 года № 23 «Об утверждении порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд администрации Ерусланского муниципального образования»;

- постановление администрации Ерусланского муниципального образования от 01 марта 2022 года № 05 «Об утверждении положения о комиссии по осуществлению закупок администрации Ерусланского муниципального образования и создании комиссии».

Обязать администрацию Ерусланского муниципального образования Фёдоровского муниципального района Саратовской области в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте администрации Ерусланского муниципального образования нормативно-правовые акты, принятые администрацией Ерусланского муниципального образования в сфере закупок:

- постановление администрации Ерусланского муниципального образования № 8 от 10 апреля 2017 года «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»;

- постановление администрации Ерусланского муниципального образования № 9 от 10 апреля 2017 года «Об утверждении Правил определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), закупаемых для обеспечения муниципальных нужд»;

- постановление администрации Ерусланского муниципального образования от 08 декабря 2014 года № 23 «Об утверждении порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд администрации Ерусланского муниципального образования»;

- постановление администрации Ерусланского муниципального образования от 01 марта 2022 года № 05 «Об утверждении положения о комиссии по осуществлению закупок администрации Ерусланского муниципального образования и создании комиссии».

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке, через Советский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 30 августа 2022 года.

Судья А.Р. Краснова