Административное дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Магдагачи 26 января 2017 года
Амурской области
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи О.Ю. Шаталовой,
при секретаре Губеевой Ю.А.,
с участием:
помощника прокурора Магдагачинского района Галушкина А.С.,
помощника прокурора Магдагачинского района Попова К.В.,
административного ответчика администрации муниципального образования рабочего поселка (поселка городского типа) Магдагачи Магдагачинского района Амурской области в лице временно исполняющего обязанности главы пгт Магдагачи Башаримова М.В., действующего в силу занимаемой должности, на основании Распоряжения главы рабочего поселка (пгт) Магдагачи от 24 января 2017 года № 05,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Магдагачинского района Амурской области, заявленного в интересах неопределённого круга лиц, к администрации муниципального образования рабочего поселка (поселка городского типа) Магдагачи Магдагачинского района Амурской области о признании бездействия администрации муниципального образования рабочего поселка (поселка городского типа) Магдагачи Магдагачинского района Амурской области, выразившегося в непринятии мер по приведению в надлежащее состояние наружного уличного освещения в пгт.Магдагачи, о возложении обязанности на административного ответчика обеспечить наличие уличного освещения в пгт.Магдагачи,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Магдагачинский районный суд к административному ответчику администрации муниципального образования пгт.Магдагачи Магдагачинского района Амурской области с административным исковым заявлением, которое обосновано тем, что прокуратурой Магдагачинского района Амурской области 19.12.2016 г. совместно со специалистом ОГИБДД ОМВД России по Магдагачинскому району проведена проверка исполнения администрацией рабочего поселка пгт. Магдагачи требований федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения по факту отсутствия уличного освещения в пгт. Магдагачи. В ходе проверки установлено, что на территории пгт. Магдагачи, на протяжении пер. Интернационального от ул. Дзержинского до ул. Ленина опоры электроосвещения отсутствуют, от ул. Ленина до ул. К. Маркса по переулку Интернациональному установлены две опоры электроосвещения, ввиду чего установлен факт недостаточной освещенности указанного участка дороги. Бездействием администрации рабочего поселка пгт. Магдагачи Магдагачинского района выразившемся в непринятии мер по приведению в надлежащее состояние наружного уличного освещения в пгт. Магдагачи, на протяжении пер. Интернационального от ул. Дзержинского до ул. К. Маркса нарушены права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, а также указанное бездействие создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств. На основании изложенного, в соответствии со ст. 39, 125, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор Магдагачинского района просил суд признать незаконным бездействие администрации рабочего поселка пгт. Магдагачи Магдагачинского района, выразившееся в непринятии мер по приведению в надлежащее состояние наружного уличного освещения в пгт. Магдагачи на протяжении пер. Интернационального от ул. Дзержинского до ул. К. Маркса; обязать администрацию рабочего поселка пгт. Магдагачи Магдагачинского района в течение 3 –х месяцев с момента вынесения судебного решения обеспечить наличие уличного освещения в пгт. Магдагачи, на протяжении пер. Интернационального от ул. Дзержинского до ул. К. Маркса.
В судебном заседании помощник прокурора Галушкин А.С. уточнил административные исковые требования, просил суд признать незаконным бездействие администрации рабочего поселка пгт. Магдагачи Магдагачинского района, выразившееся в непринятии мер по приведению в надлежащее состояние наружного уличного освещения в пгт. Магдагачи на протяжении пер. Интернационального от ул. Дзержинского до ул. К. Маркса; обязать администрацию рабочего поселка (пгт) Магдагачи Магдагачинского района в течение 6 месяцев с момента вынесения судебного решения обеспечить наличие уличного освещения в пгт. Магдагачи, на протяжении пер. Интернационального от ул. Дзержинского до ул. К. Маркса, а именно: установить опоры электроосвещения с осветительными приборами на участке дороги по пер. Интернациональному от пересечения с ул. Дзержинского до ул. Ленина, дооснастить опорами электроосвещения участок дороги по пер. Интернациональному от пересечения с ул. Ленина до ул. К. Маркса в соответствии с ГОСТ Р 55706-2013 «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы», о чем представил соответствующее заявление прокурора Магдагачинского района. Окончательные административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Административный ответчик – временно исполняющий обязанности главы пгт Магдагачи Башаримов М.В. в судебном заседании окончательные административные исковые требования прокурора Магдагачинского района признал в полном объеме, о чем представил суду заявление. Дополнительно пояснил, что недостаточное освещение указанного участка автомобильной дороги обусловлено дефицитом бюджета. Срок, в течение которого прокурор просит устранить выявленные нарушения - установить опоры электроосвещения с осветительными приборами, достаточен для исполнения решения.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела в части, необходимой для решения вопроса о принятии судом признания иска, суд приходит к следующему.
Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ - прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу положений ч.4 ст.218 КАС в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокурор Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц, жителей п. Магдагачи Магдагачинского района Амурской области обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Администрации муниципального образования пгт.Магдагачи, в котором просит признать незаконным бездействие администрации рабочего поселка пгт. Магдагачи Магдагачинского района, выразившееся в непринятии мер по приведению в надлежащее состояние наружного уличного освещения в пгт. Магдагачи на протяжении пер. Интернационального от ул. Дзержинского до ул. К. Маркса и обязать административного ответчика обеспечить в течение 6 месяцев с момента вынесения судебного решения наличие уличного освещения в пгт. Магдагачи, на протяжении пер. Интернационального от ул. Дзержинского до ул. К. Маркса, а именно: установить опоры электроосвещения с осветительными приборами на участке дороги по пер. Интернациональному от пересечения с ул. Дзержинского до ул. Ленина, дооснастить опорами электроосвещения участок дороги по пер. Интернациональному от пересечения с ул. Ленина до ул. К. Маркса в соответствии с ГОСТ Р 55706-2013 «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы».
Согласно ст. 24 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов (ст. 5 Закона).
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона РФ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 16.09.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 1, 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ от 8.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно Уставу муниципального образования рабочего поселка (поселка городского типа) Магдагачи, вопросом местного значения пгт. Магдагачи является, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ст.5 Устава).
В судебном заседании из материалов дела установлено, что 19 декабря 2016 года прокуратурой Магдагачинского района Амурской области проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения в части наличия уличного освещения в пгт. Магдагачи в результате проверки установлено, что на протяжении пер. Интернационального от ул. Дзержинского до ул. Ленина опоры электроосвещения отсутствуют, от ул. Ленина до ул. К.Маркса по пер. Интернациональному освещенность не соответствует нормам, указанным в п.5.1 ГОСТ Р 50597-93, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08 ноября 2013 года №1360-ст., указанное отражено в акте прокурорской проверки.
Кроме акта проверки, в обоснование доводов заявления прокурором представлено 4 фотоснимка участка переулка Интернационального от перекрестка с ул. К.Маркса до ул. Дзержинского в темное и светлое время суток, из которых усматривается, что от ул.Ленина в сторону ул.К.Маркса установлены 2 опоры электроосвещения (фото 1), от ул.Ленина до ул.Дзержинского опоры электроосвещения отсутствуют.
В силу ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 8.11.2007 года дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Государственный стандарт "Автомобильные дороги и улицы" (ГОСТ Р 50597-93) устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.
ГОСТ Р 50597-93 установлено, что требования стандарта должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
Разделом 4 ГОСТ Р 50597-93 установлены требования к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц, в частности согласно п.4.6.3, 4.6.4 ГОСТ Р 50597-93 доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч.
Государственным стандартом «Освещение наружное утилитарное» (ГОСТ Р 55706-2013) установлены классификация и нормы освещения объектов улично-дорожной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов. В частности, пунктом 5.1 установлены нормы освещения проезжей части улиц, дорог и площадей.
Указанные в иске обстоятельства административным ответчиком не оспаривались, в судебном заседании административный ответчик окончательные исковые требования признал в полном объеме, о чем представил суду соответствующее подписанное им письменное заявление, чем реализовал свое право, предусмотренное ч. 3 ст. 46 КАС РФ.
Глава 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, регламентирующая производство по административным делам об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления, не содержит запрета на принятие судом признания административного иска административным ответчиком.
В данном случае суд, разъяснив административному ответчику последствия признания административного иска в соответствии с ч.2 ст.157 Кодекса административного судопроизводства РФ, установив в судебном заседании, что последствия признания иска административному ответчику понятны, что решение о признании административного иска принято административным ответчиком добровольно, без чьего либо давления на него, считает возможным принять признание административного иска, т к. последнее является добровольным волеизъявлением административного ответчика, не нарушает прав, законных интересов других лиц.
Непринятие мер по приведению в надлежащее состояние наружного уличного освещения в пгт. Магдагачи на протяжении пер. Интернационального от ул. Дзержинского до ул. К. Маркса нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия дорожного движения, а также указанное бездействие создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств.
На основании изложенного, административные исковые требования, рассматриваемые в рамках данного дела, подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 175-180,227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Магдагачинского района Амурской области, заявленное в интересах неопределённого круга лиц, к администрации муниципального образования рабочего поселка (поселка городского типа) Магдагачи Магдагачинского района Амурской области – удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации рабочего поселка пгт. Магдагачи Магдагачинского района, выразившееся в непринятии мер по приведению в надлежащее состояние наружного уличного освещения в пгт. Магдагачи на протяжении пер. Интернационального от ул. Дзержинского до ул. К. Маркса.
Ообязать администрацию рабочего поселка пгт. Магдагачи Магдагачинского района обеспечить в течение 6 месяцев с момента вынесения судебного решения наличие уличного освещения в пгт. Магдагачи, на протяжении пер. Интернационального от ул. Дзержинского до ул. К. Маркса, а именно: установить опоры электроосвещения с осветительными приборами на участке дороги по пер. Интернациональному от пересечения с ул. Дзержинского до ул. Ленина, дооснастить опорами электроосвещения участок дороги по пер. Интернациональному от пересечения с ул. Ленина до ул. К. Маркса в соответствии с ГОСТ Р 55706-2013 «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий О.Ю. Шаталова