ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-31/2021 от 15.03.2021 Братского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2021 года г. Братск

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Гапеевцевой М.А.

при секретаре Погодаевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-31/2021 по административному исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, Кобляковского муниципального образования, неопределенного круга лиц, к главе Кобляковского муниципального образования Юрченко Марине Александровне о досрочном прекращении полномочий главы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, Кобляковского муниципального образования, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к главе Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А., указав в обоснование исковых требований следующие обстоятельства (с учетом уточнений).

Прокуратурой Братского района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд установлено, что главой Кобляковского муниципального образования ФИО2 в порядке, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44 –ФЗ «О контрактной системе в сфере в сфере закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд» (далее по тексту- Закон № 44) заключен со своим супругом ФИО3 договор *** от **.**.**** на ремонт уличного освещения в ... на сумму 17 241,00 руб. Указанный договор исполнен, что подтверждается актом о приемке работ, выполненных по договору на оказание услуг, от **.**.*******, и частично оплачен на сумму 15 000 руб., что подтверждается платежным поручением от **.**.*******.

Денежные средства поступили на банковскую карту, фактически принадлежащую администрации Кобляковского сельского поселения, после чего главный бухгалтер ФИО18 выдала денежные средства Юрченко Г.А. по ведомости под подпись, что подтверждается справкой от **.**.*******.

**.**.**** главой Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. в порядке, предусмотренном п. 4 ч.1 ст. 93 Закона № 44, заключен со своим супругом ФИО3 договор *** на ремонт уличного освещения в п. Сахарово на сумму 9 195, 00 руб.

Указанный договор исполнен, что подтверждается актом о приемке работ, выполненных по договору на оказание услуг, от **.**.*******, и частично оплачен на сумму 8 000 руб., что подтверждается платежным поручением от **.**.*******.

Указанные денежные средства выплачены Юрченко Г.А. по ведомости под подпись, что подтверждается справкой от **.**.*******.

**.**.**** главой Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. в порядке, предусмотренном п.4 ч.1 ст. 93 Закона № 44, заключен со своим супругом ФИО3 договор *** на доставку пиломатериала на сумму 17 241,00 руб.

Указанный договор исполнен, что подтверждается актом о приемке работ, выполненных по договору на оказание услуг от **.**.*******, и частично оплачен на сумму 15 000 руб., что подтверждается платежным поручением от **.**.*******.

Указанные денежные средства выплачены Юрченко Г.А. по ведомости под подпись, что подтверждается справкой от **.**.*******.

**.**.**** главой Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. в порядке, предусмотренном п.4 ч.1 ст. 93 Закона № 44, заключен со своим супругом ФИО3 договор *** на ремонт железного ограждения детских площадок на сумму 5 747,00 руб.

Указанный договор исполнен, что подтверждается актом о приемке работ, выполненных по договору на оказание услуг от **.**.*******.

Из объяснений ФИО3 и Юрченко М.А. следует, что оплата по данному договору не осуществлена.

Использование главой Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. своих должностных полномочий при заключении, исполнении и санкционировании оплаты вышеуказанных договоров, заключенных со своим супругом ФИО3, привело к возникновению личной заинтересованности, выразившейся в получении семейного дохода в результате исполнения ее супругом вышеуказанных договоров, что в соответствии со ст. 10 Федерального закона № 273-Ф3 является конфликтом интересов.

В нарушение ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 273-Ф3 глава Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. перед заключением договоров не уведомила в письменной форме органы местного самоуправления муниципального образования «Братский район» о возможности возникновения конфликта интересов. Являясь стороной конфликта интересов, глава Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А., после заключения и исполнения указанных договоров не приняла меры по урегулированию конфликта интересов.

Таким образом, главой Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. нарушены требования ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 и ст.11 Федерального закона № 273-Ф3.

В связи с выявленными нарушениями федерального законодательства прокуратурой района **.**.**** в Думу Кобляковского муниципального образования внесено представление с требованием инициировать удаление главы муниципального образования в отставку. **.**.**** Дума Кобляковского муниципального образования приняла решение *** «О рассмотрении представления прокуратуры Братского района» (далее по тексту - Решение № 86), в котором, вопрос об удалении главы Кобляковского муниципального образования в отставку отклонен.

Своим решением *** Дума Кобляковского муниципального образования фактически исключила возможность наступления ответственности главы Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А., то есть высшего должностного лица муниципального образования, за несоблюдение ограничений, запретов, не исполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом № 273-Ф3, по основаниям, предусмотренным ст. 74.1 Федерального № 131-ФЗ», как перед нанимателем - Думой Кобляковского муниципального образования, так и перед населением сельского поселения, нарушив тем самым интересы Кобляковского муниципального образования, допустив факт осуществления полномочий в пределах сельского поселения лицом, которым нарушены ограничения, запреты, обязанности, установленные Федеральным законом № 273-Ф3.

Дополнив исковые требования, административный истец указал, что главой Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. также допущены нарушения требований законодательства о противодействии коррупции при заключении договора аренды земельного участка от **.**.*******.

Так, в прокуратуру Братского района в рамках осуществления надзора за законностью муниципальных правовых актов поступило из администрации Кобляковского сельского поселения распоряжение главы Кобляковского муниципального образования от **.**.******* «О предоставлении в аренду земельного участка гр. ФИО3», подписанное главой Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А., которая является супругой ФИО3 На основании данного распоряжения прокуратурой Братского района вынесено решение о проведении проверки исполнения администрацией Кобляковского сельского поселения земельного законодательства, законодательства о муниципальной собственности, о противодействии коррупции при предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:02:031001:816 в аренду ФИО3 от **.**.*******.

Заключение договора аренды земельного участка от **.**.******* между главой Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. и ее супругом ФИО3 привело к возникновению личной заинтересованности, выразившейся в получении ФИО3 имущественных прав от аренды земельного участка, а также в получении Юрченко М.А. семейного дохода в результате использования ее супругом указанного земельного участка. Указанная личная заинтересованность может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление главой Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. возложенных законом и Уставом Кобляковского муниципального образования полномочий, в том числе при рассмотрении вопроса о досрочном расторжении договора аренды земельного участка. Таким образом, заключение договора аренды земельного участка от **.**.******* между главой Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. и ее супругом ФИО3 в соответствии со ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» является конфликтом интересов.

В нарушение ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 273-Ф3 глава Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. перед заключением договора аренды земельного участка не уведомила в письменной форме органы местного самоуправления муниципального образования «Братский район» о возможности возникновения конфликта интересов. Являясь стороной конфликта интересов, глава Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А., после заключения договора аренды земельного участка не приняла меры по урегулированию конфликта интересов.

Таким образом, главой Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. нарушены требования ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 и ст.11 Федерального закона № 273-Ф3.

Какие-либо меры по недопущению конфликта интересов Юрченко М.А. как лицом, замещающим муниципальную должность, в нарушение требований ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, ст.36 Федерального закона от 03.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) не принимались.

Непринятие лицом, замещающим муниципальную должность, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов является основанием для увольнения (освобождения от должности) такого лица в связи с утратой доверия - статья 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ.

Неисполнение обязанности по предотвращению конфликта интересов главой муниципального образования в соответствии со статьей 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ также является основанием для удаления главы в отставку.

Согласно п.10 ч.10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Однако п. 7.3. ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ, Федеральным законом № 230-ФЗ, Федеральным законом № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд. Исходя из положений указанной статьи, суд вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.

Исковые требования прокурора согласно ч.2 ст.124 КАС РФ, как следствие признания незаконными действий ответчика, направлены на защиту прав, свобод и законных интересов населения Кобляковского муниципального образования.

На основании изложенного, прокурор Братского района просит прекратить полномочия главы Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. досрочно, в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Братского района Ефимов Д.А., действующий на основании прав по должности, исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.

Административный ответчик – глава Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А., действующая на основании прав по должности, в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, суду пояснила, что обстоятельства, указанные в исковом заявлении, имели место; при вступлении в должность в полной мере не изучила законодательство, о том, что есть закон о противодействии коррупции знала только в общих чертах. Не оспаривает, что должна была соблюдать установленные ограничения и запреты, но не соблюдала, так как не знала этого, сейчас уже знает. Просила в удовлетворении административного иска отказать.

Заинтересованное лицо -Дума Кобляковского муниципального образования, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило, письменный отзыв на иск не представило.

Заинтересованное лицо – Дума муниципального образования «Братский район» в судебное заседание представителя не направило, председатель Думы Коротченко С.В. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменном отзыве на иск указала, что Думой Братского района решением от **.**.******* утвержден порядок сообщения лицами, замещающими муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования «Братский район» и сельских поселений муниципального образования «Братский район», о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Данный порядок опубликован на официальном сайте Администрации МО «Братский район» в разделе Дума (вкладка решения Думы), а также в газете «Братский район» доп.выпуск *** (20) от **.**.****. Уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в соответствии с установленным Порядком от главы Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. в Думу Братского района не поступало.

Заинтересованные лица – депутаты Думы Кобляковского муниципального образования Алимасова О.А., Курчатко Е.К., Шахунова Н.К. в судебном заседании поддержали исковые требования прокурора Братского района. Депутаты Думы Кобляковского муниципального образования Гурьянова Т.А., Дубынина Г.К., Емельянова В.Н., Колесникова Н.Е. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В соответствии с положениями статей 150, 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд рассматривает административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства и оценив их в совокупности, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению в полном объеме на основании следующего.

Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что лицом, замещающим муниципальную должность, является, в том числе, выборное должностное лицо местного самоуправления.

В соответствии с частью 4.1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на муниципальных служащих возлагается обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 статьи 10, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 статьи 10, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 11 Федерального закона № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 7.3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Аналогичные положения содержатся в части 4.5 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

С учетом вышеизложенных положений правовых норм суд вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.

В соответствии со статьей 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия, в том числе, в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 31 Закона № 44 одним из требований к участникам закупок является отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц.

В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и никем не оспаривается, что Юрченко Марина Александровна является выборным должностным лицом органа местного самоуправления, замещающим муниципальную должность главы Кобляковского муниципального образования Братского района Иркутской области.

Решением Братской районной ТИК от **.**.******* она избрана главой Кобляковского муниципального образования.

В соответствии со статьей 23 Устава Кобляковского муниципального образования глава Кобляковского муниципального образования является высшим должностным лицом Кобляковского муниципального образования, наделяется в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Решением Думы Братского района от **.**.**** утвержден Порядок сообщения лицами, замещающими муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования «Братский район» и сельских поселений муниципального образования «Братский район», о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, согласно которому лицо, замещающее муниципальную должность, обязано сообщить Думе Братского района о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, как только ему станет об этом известно по форме, утвержденной данным Порядком, а также принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Согласно свидетельству о заключении брака I-СТ *** от **.**.****ФИО3 и Галиманасова Марина Александровна **.**.**** заключили брак, после заключения брака присвоены фамилии: мужу – ФИО21, жене- Юрченко.

В 2019 году между администрацией муниципального образования «Кобляковское сельское поселение» в лице главы администрации Юрченко М.А. (Заказчик) с одной стороны и ФИО3 (Исполнитель) с другой стороны заключено 4 договора на оказание услуг: по ремонту железного ограждения детских площадок (*** от **.**.****); по доставке пиломатериала с услугами погрузки-разгрузки (*** от **.**.****); по ремонту уличного освещения п. Сахарово (*** от **.**.****); по ремонту уличного освещения с. Кобляково (*** от **.**.****). Указанные договоры исполнены, частично оплачены на общую сумму 38 000 рублей.

При этом, указание в договорах и актах приемки выполненных работ *** от **.**.**** и *** от **.**.**** отчества ФИО3 как <данные изъяты> не свидетельствует о заключении договоров с другим лицом, поскольку реквизиты указаны ФИО3 и подпись выполнена ФИО3, денежные средства получены ФИО3 В судебном заседании глава Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. не оспаривала наличие технической опечатки, допущенной в договорах в части указания отчества ФИО3<данные изъяты>.

**.**.**** прокурором Братского района в Думу Кобляковского муниципального образования внесено представление об устранении нарушений требований закона, выявленных в ходе проверки, и потребовано инициировать вопрос об удалении главы Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. в отставку в порядке, предусмотренном ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Решением Думы Кобляковского муниципального образования от **.**.******* вопрос об удалении главы Кобляковского муниципального образования в порядке, предусмотренном ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, отклонен.

Распоряжением главы Кобляковского муниципального образования от **.**.*******ФИО3 предоставлен в аренду сроком на 9 лет земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 102473 кв.м. кадастровый ***, местоположением: ..., территориальная зона – зона сельскохозяйственных угодий (СХЗ 801), разрешенное использование – ведение сельского хозяйства. На основании данного распоряжения администрацией Кобляковского сельского поселения в лице главы Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. **.**.**** с ФИО3 заключен договор аренды земельного участка ***.

Таким образом, осуществляя функции по муниципальному управлению, глава Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. допустила возникновение конфликта интересов в отношении ФИО3, поскольку заключение с ФИО3 муниципальных контрактов, передача ФИО3 в аренду муниципального имущества – земельного участка, связано с извлечением ФИО3 прибыли.

При этом ФИО3 является супругом главы Кобляковского муниципального образования, что, безусловно, свидетельствует о личной заинтересованности Юрченко М.А. в принятии администрацией Кобляковского муниципального образования положительных решений в отношении ФИО3 и, как следствие, о получении семейного дохода супругами Юрченко М.А.

Возникший конфликт интересов влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение главой Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. должностных (служебных) обязанностей.

Являясь стороной конфликта интересов, никаких мер по урегулированию и предотвращению конфликта интересов в нарушение требований законодательства главой Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. предпринято не было, что подтверждается сообщениями Администрации муниципального образования «Братский район» от **.**.******* и Думы Братского района от **.**.******* и не оспаривалось административным ответчиком в судебном заседании.

Более того, после внесения прокурором в Думу Кобляковского муниципального образования **.**.**** представления об устранении нарушений закона, выявленных при заключении главой Кобляковского муниципального образования муниципальных контрактов по причине конфликта интересов, обсуждения данного представления на заседании Думы Кобляковского муниципального образования **.**.****, о чем свидетельствует протокол заседания Думы *** от **.**.****, глава Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. не только не приняла мер к урегулированию возникшего конфликта интересов, а вновь допустила возникновение конфликта интересов, издав **.**.**** Распоряжение *** о предоставлении ФИО3, являющимся ее супругом, в аренду земельного участка, и заключив с ним договор аренды земельного участка. При этом о возникновении конфликта интересов в установленном порядке Думу Братского района Юрченко М.А. вновь не уведомила.

Согласно подпунктам 1, 6 части 1 статьи 7 Федерального закона № 273-ФЗ основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010г. № 460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, согласно пп. «е» п. 9 которой, она реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления путем обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации. Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений является одним из основных принципов противодействия коррупции (п.4 ч.1 ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии со статьей 74.1 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" является основанием для удаления главы муниципального образования в отставку.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений, предусмотренных ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, обращаясь в суд с требованием о досрочном прекращении полномочий главы Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. по основаниям, установленным пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 1 части 1 ст. 13.1 Федерального от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", прокурор реализовал предоставленные ему полномочия по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, интересы Кобляковского муниципального образования в данном случае выражаются в реализации принципа законности, соблюдении действующего законодательства, в том числе антикоррупционного, равенства всех перед законом, ответственности выборного должностного лица, добросовестного исполнения им своих служебных полномочий, защите конкуренции, предотвращении коррупции.

Установленные судом нарушения главой Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. законодательства о противодействии коррупции являются безусловным основанием для досрочного прекращения полномочий главы Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. за неисполнение установленных законом ограничений, связанных с замещением муниципальной должности.

Таким образом, заявленные требования прокурора о прекращении полномочий главы Кобляковского муниципального образования Юрченко М.А. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Братского района Иркутской области, действующего в интересах Российской Федерации, Кобляковского муниципального образования, неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Прекратить полномочия главы Кобляковского муниципального образования Юрченко Марины Александровны досрочно, в связи с утратой доверия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.А. Гапеевцева

Мотивированное решение суда изготовлено 26 марта 2021 года.