2а-31/2024
37RS0016-01-2023-000957-29
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2024 года г. Пучеж Ивановской области
Пучежский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Федичевой И.Ю., с участием старшего помощника прокурора Пучежского района Лушиной Ю.В., при секретаре Гладковой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Пучежского района Ивановской области к Администрации Пучежского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в не проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, обязании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Пучежского района Ивановской области (далее административный истец) обратился в суд с иском к Администрации Пучежского муниципального района Ивановской области (Администрация, административный ответчик) с учетом уточненных в порядке 46 КАС РФ требований о признании незаконным бездействия, выразившееся в не проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, обязании в течении 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории Пучежского муниципального района и находящихся в муниципальной собственности: теплотрасса, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №; тепловая сеть, расположенная по адресу: <адрес>, от БМК, расположенной по <адрес>, кадастровый №; теплотрасса, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №; теплотрасса, расположенная по адресу: <адрес>, ул. 50 <данные изъяты>, кадастровый №; тепловая сеть, расположенная по адресу: <адрес>, от БМК, расположенной по <адрес>, кадастровый №. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Пучежского муниципального района <адрес> требований законодательства о концессионных соглашениях, в ходе которой установлено, что постановлением администрации Пучежского муниципального района от 24.01.2023 № 35-п утвержден Перечень объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, состоящий из 24 объектов, из них объекты теплоснабжения-5, водоснабжения-8, водоотведения-11, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в <данные изъяты>. Аналогичный перечень объектов утвержден постановлением администрации Пучежского муниципального района от 06.05.2022 № 235-п. Из представленной Администрацией информации от 25.08.2023 следует, что в рамках вышеуказанного перечня органом местного самоуправления в истекшем периоде 2023 года концессионные соглашения не заключались, конкурсные процедуры на заключение концессионных соглашений не проводились, денежные средства в бюджете Пучежского городского поселения Пучежского муниципального района на данный вид расходов не предусмотрены. Деятельность владельца объектов теплоснабжения - МУП «Пучежская сетевая компания» свидетельствует о неэффективном использовании имущества. В адрес главы Пучежского муниципального района 15.09.2023 г. внесено представление с требованием об устранении бездействия, выраженного в не заключении концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, расположенные на территории Пучежского муниципального района. В ответе от <данные изъяты> на указанное представление администрация Пучежского муниципального района указала, что распоряжением Правительства Ивановской области от 16.03.2023 № 36-рп утвержден график передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление на территории Ивановской области, определен период заключения концессионного соглашения по объектам централизованных систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения - четвертый квартал 2024 года. Кроме того, администрацией Пучежского муниципального района указано, что в целях передачи объектов теплоснабжения в концессию проведен комплекс мероприятий. Также администрация Пучежского муниципального района в ответе на представление констатирует тот факт, что срок, установленный Правительством Ивановской области на передачу объектов теплоснабжения в концессию, не нарушен. По итогам рассмотрения представления прокуратуры Пучежского района от 15.09.2023 администрацией Пучежского муниципального района принято решение о необходимости ускорения работы по сдаче объектов теплоснабжения в концессию с проведением конкурсных процедур. При этом, о конкретных действиях и сроках для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения орган местного самоуправления в ответе на представление не указал. Довод в ответе на представление прокуратуры Пучежского района от 15.09.2023 о том, что административным ответчиком принимаются действия по проведению конкурса на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения несостоятелен, поскольку данные действия не свидетельствуют о достаточности мер для выполнения требований по заключению концессионных соглашений, при этом конкурсные процедуры в отношении объектов теплоснабжения, указанных в постановлении администрации Пучежского муниципального района от 24.01.2023 № 35-п до настоящего времени не организованы, из чего следует, что администрацией Пучежского муниципального района нарушены положения пункта 3 части 1 статьи 15 Закона № 131 ФЗ, пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пункта 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях.
Определением суда в качестве заинтересованных лиц по административному иску привлечены МУП «Пучежская сетевая компания», Пучежское городское поселение Пучежского муниципального района Ивановской области, начальник управления ЖКХ администрации Пучежского муниципального района Ивановской области Соколов М.Н., управление ЖКХ администрации Пучежского муниципального района Ивановской области.
В судебном заседании административный истец старший помощник прокурора Лушина Ю.В. заявленные требования с учетом их уточнения поддержала по основаниям, указанным в административном иске.
Административный ответчик - Администрация Пучежского муниципального района Ивановской области, извещенный о времени и месте проведения судебного заседания не явился, о причине неявки не уведомил. Представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, поддерживает позицию, указанную в своем отзыва на административное исковое заявление.
В судебном заседании 21.12.2023 г. представитель административного ответчика Макарычева О.В. полагала, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку Администрация, являющаяся собственником объектов теплоснабжения, самостоятельно определяет порядок владения, пользования и распоряжения принадлежащим ей имуществом. В настоящее время запланированы мероприятия по проведению конкурса на заключение концессионных соглашений на <данные изъяты> г. в соответствии с распоряжением Правительства Ивановской области.
В представленном отзыве на иск административный ответчик - Администрация Пучежского муниципального района Ивановской области указал, что административные исковые требования являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению, поскольку в силу ст. 15 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. В соответствии с действующим законодательством муниципальному унитарному предприятию «Пучежская сетевая компания» муниципальное имущество (в том числе объекты теплоснабжения) были переданы по договору хозяйственного ведения, что не противоречит Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» как для теплоснабжающих, так и для теплосетевых организаций. В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. В отопительном сезоне 2022-2023 услуга по теплоснабжению всем потребителям была оказана в полном объеме, жалоб на качество теплоснабжения не поступало, отказа от исполнения своих обязательств от теплоснабжающих и теплосетевых организаций не зафиксировано. Следовательно, в указанный период на территории муниципалитета было обеспечено надежное теплоснабжение потребителей. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» не предусматривает как обязательно, безальтернативно использование объектов теплоснабжения исключительно на основании договора концессии. В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях» ответчиком утвержден перечень объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, в отношении которых планируется заключение концессионного соглашения. Распоряжением Правительства Ивановской области от 16.03.2023 № 36-рп утвержден График передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление на территории Ивановской области, согласно которому проведение конкурса запланировано на 3 квартал 2024 года; заключение концессионного соглашения - 4 квартал 2024 года. Несмотря на указанные сроки, администрацией Пучежского муниципального района планомерно ведется работа по подготовке к сдаче объектов теплоснабжения в концессию. Вместе с тем, прокурором в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ не предъявлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о необходимости проведения открытого конкурса на заключение концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения исключительно в течение 4-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Ввиду чего полагают, что полномочия, возложенные федеральным законодательством на органы местного самоуправления в области обеспечения теплоснабжения, исполняются ответчиком в полной мере.
В судебное заседание заинтересованное лицо - Правительство Ивановской области, извещенное о времени и месте судебного заседания, не явилось. Представило суду заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
В отзыве на иск указало, что согласно Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения. В соответствии с ч.ч.1-3 статьи 215 ГКРФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Согласно ч.ч. 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Распоряжение муниципальным имуществом, принадлежащим на праве собственности городскому поселению, не отнесено к компетенции административного ответчика - Администрации Пучежского муниципального района Ивановской области, следовательно, иск предъявлен к ненадлежащему ответчику. Поскольку к концессионным соглашениям применяются нормы права о договорах, а в силу п. 2 ч. 1 ГК РФ гражданское право осуществляется на основе соблюдения принципа свободы договора, закрепленного также в статье 421 ГК РФ, понуждение к заключению договора не допускается. Согласно пункту 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учитывая закреплённые в статье 12 Конституции РФ положения, согласно которым местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, полагает необходимым оставить разрешение данного спора на усмотрение суда.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц МУП «Пучежская сетевая компания», Пучежское городское поселение Пучежского муниципального района Ивановской области, управление ЖКХ администрации Пучежского муниципального района Ивановской области, заинтересованное лицо начальник управления ЖКХ администрации Пучежского муниципального района Ивановской области Соколов М.Н., извещенные о судебном заседании не явились, о причине неявки не уведомили, об отложении дела не просили.
МУП «Пучежская сетевая компания» в своем заявлении просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, учитывая, что факт надлежащего извещения участников процесса, а также что их явка не признана судом обязательной, рассмотрел дело при данной явке. Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, оценив представленные сторонами доказательства с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ч.1 ст.215 ГК РФ).
Согласно части 1, 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу ч.1 ст.37 Федерального закона №131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон «О теплоснабжении») к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся в том числе и организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Главой 6.1 Федерального закона «О теплоснабжении» установлены особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, расторжения договоров аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и ответственность сторон.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Федеральный закон «О концессионных соглашениях») целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (пункт 1 статьи 3 Федерального закона «О концессионных соглашениях»).
В силу пункта 11 части 1 статьи 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения.
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения (часть 1 статьи 13 Федерального закона «О концессионных соглашениях»).
Порядок заключения концессионного соглашения определен главой 3 Федерального закона «О концессионных соглашениях».
При этом, главой 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях» определены особенности регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно ч.1 ст.28.1 Федерального закона «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В силу ч.3 ст.28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если срок определенный как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Из представленных материалов дела следует, что Пучежскому городскому поселению Пучежского муниципального района Ивановской области (далее - Пучежское городское поселение) на праве собственности принадлежат следующие объекты теплоснабжения: теплотрасса, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №, <данные изъяты> года ввода в эксплуатацию; тепловая сеть, расположенная по адресу: <адрес>, от БМК, расположенной по <адрес>, кадастровый №, 1958 года ввода в эксплуатацию; теплотрасса, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №, <данные изъяты> года ввода в эксплуатацию; теплотрасса, расположенная по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, кадастровый №, <данные изъяты> года ввода в эксплуатацию; тепловая сеть, расположенная по адресу: <адрес>, от БМК, расположенной по <адрес>, кадастровый №, <данные изъяты> года ввода в эксплуатацию, что подтверждается информацией, представленной административным ответчиком (л.д.10, 11-12), и сторонами по делу не оспаривается.
Перечисленные объекты теплоснабжения были введены в эксплуатацию в период с <данные изъяты>.
В соответствии с ч.10 ст.29 Устава Пучежского муниципального района Ивановской области на администрацию района возлагается исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Пучежского городского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ивановской области, в соответствии с Уставом Пучежского городского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области. В соответствии с ч.1 ст. 33 Устава Пучежского городского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области полномочия исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Пучежского городского поселения исполняет администрация Пучежского муниципального района (л.д.40).
Следовательно, администрация Пучежского муниципального района Ивановской области в силу вышеуказанным положений Уставов наделена полномочиями исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Пучежского городского поселения, ввиду чего довод заинтересованного лица - Правительства Ивановской области о предъявлении иска к ненадлежащему ответчику является несостоятельным.
В соответствии с договором №1 о закреплении за предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от <данные изъяты> г. Управлением городского хозяйства и ЖКХ администрации Пучежского муниципального района Ивановской области МУП «Пучежская сетевая компания предоставлено на праве хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество в соответствии с приложением №1 данного договора (л.д.41-42).
Согласно приложению №3 к данному договору, в том числе переданы и спорные объекты теплоснабжения. Данный договор заключен на неопределенный срок(л.д.49).
В соответствии с распоряжением Правительства Ивановской области №28-рп от 17.03.2021 г. утвержден график передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление на территории Ивановской области, в соответствии с которым объекты теплоснабжения Пучежского муниципального района должны быть переданы в концессию в 4 квартале 2022 г. (л.д.167-168)
Указанное распоряжение Правительства Ивановской области №28-рп от 17.03.2021 г. не исполнено, ввиду чего распоряжением Правительства Ивановской области №36-рп от 16.03.2023 г. вышеуказанное распоряжение признано утратившим силу, определены новые сроки передачи объектов теплоснабжения Пучежского муниципального района - 4 квартал 2024 г. (л.д.169-170)
В соответствии с распоряжением администрации Пучежского муниципального района Ивановской области №20-р от 28.01.2022 г. создана рабочая группа по определению мероприятий, необходимых для заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (л.д.50).
Определен состав рабочей группы (л.д.51), разработано положение о рабочей группе (л.д.52-53).
Постановление администрации Пучежского муниципального района Ивановской области №235-п от 06.05.2022 г. утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2022 г. В данный перечень вошли и объекты теплоснабжения, расположенные на территории Пучежского городского поселения Пучежского муниципального района (л.д.17,).
Дорожной картой утвержден перечень мероприятий и ответственных лиц по заключению концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения (тепловых сетей), находящихся в собственности Пучежского городского поселения на 2022 г. (л.д.54-58).
На основании задания прокурора прокуратуры Ивановской области от 19.06.2020 г. прокуратурой Пучежского района проведена проверка исполнения законодательства о концессионных соглашениях администрацией Пучежского муниципального района Ивановской области, в соответствии с которой установлено, что администрации Пучежского муниципального района утвержден Перечень объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2023 году. Указанный перечень состоит из 24 объектов, из них объекты теплоснабжения-5, водоснабжения-8, водоотведения-11.
Из представленной информации администрации Пучежского муниципального района следует, что в рамках вышеуказанного перечня органом местного самоуправления в истекшем периоде 2023 года концессионные соглашения не заключались, конкурсные процедуры на заключение концессионных соглашений не проводились, денежные средства в бюджете Пучежского городского поселения Пучежского муниципального района на данный вид расходов не предусмотрены. Деятельность владельца объектов теплоснабжения - МУП «Пучежская сетевая компания» свидетельствует о неэффективном использовании имущества (л.д.10-12).
По результатам проведенной проверки в адрес главы Пучежского муниципального района 15.09.2023 внесено представление с требованием об устранении бездействия выраженного в не заключении концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, расположенные на территории Пучежского муниципального района (л.д.13-14).
Из ответов администрации Пучежского муниципального района Ивановской области от 25.10.2023 г. следует, что распоряжением Правительства Ивановской области от 16.03.2023 № 36-рп утвержден график передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление на территории Ивановской области. Согласно указанного графика определен период заключения концессионного соглашения по объектам централизованных систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения - четвертый квартал 2024 года. Кроме того, в целях передачи объектов теплоснабжения в концессию проведен комплекс мероприятий. Также администрация Пучежского муниципального района в ответе на представление констатирует тот факт, что срок, установленный Правительством Ивановской области на передачу объектов теплоснабжения в концессию, не нарушен. По итогам рассмотрения представления прокуратуры Пучежского района от 15.09.2023 администрацией Пучежского муниципального района принято решение о необходимости ускорения работы по сдаче объектов теплоснабжения в концессию с проведением конкурсных процедур (л.д.15-16).
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1, показала, что работа по вопросу заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплотрассы, зарегистрированной на праве собственности за Пучежским городским поселением, ведется давно.До размещения объявления о проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения необходимо оформить право собственности, найти концессионера, произвести экономические расчеты, определить участки и объемы работ, составить соответствующие сметы, определить техническое состояние объектов концессии. Поскольку вопрос определения технического состояния объектов требует привлечения специалистов, необходимо также изыскать денежные средства. Согласование заявок проходит в течение 30 рабочих дней. После согласования Департаментом новых тарифов, объявляется конкурс. Прием заявок осуществляется в течение 60 рабочих дней, а при инициативной концессии - 45 рабочих дней. Ввиду чего провести конкурс в течение 4 месяцев физически не возможно. В 2022 г. одно юридическое лицо желало заключить концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, однако, ей было отказано по причине финансовой несостоятельности. Перечень объектов, которые могут быть переданы в концессию, утвержден Постановлением главы администрации и размещен на официальном сайте Пучежской администрации. В настоящее время объекты теплоснабжения переданы на праве хозяйственного ведения МУП «Пучежская сетевая компания».
Анализируя вышеприведенные доказательства, суд приходит выводу, что с учетом срока ввода в эксплуатацию вышепоименованных объектов теплоснабжения (более 5 лет назад) передача прав владения и (или) пользования данными объектами в силу вышеприведенных норм права может осуществляться только по концессионному соглашению.
Довод административного ответчика относительно отсутствия с их стороны бездействия по причине соблюдения ими предусмотренного распоряжением Правительства Ивановской области №36-рп от 16.03.2023 г. срока проведения конкурсных мероприятия, направленных на заключение концессионного соглашения, суд находит несостоятельным, поскольку сам по себе факт наличия указанного распоряжения не свидетельствует о его исполнении Администрацией района.
В частичности, распоряжением Правительства Ивановской области №28-рп от 17.03.2021 г. были установлены сроки проведения конкурсных мероприятия, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении спорных объектов теплоснабжения - 4 квартал 2022 г., вместе с тем, конкурсные мероприятия до настоящего времени не проведены, концессионные соглашения - не заключены.
Не проведение конкурсных мероприятия, направленных на заключение концессионного соглашения и, как следствие, не заключение концессионного соглашения создает угрозу нарушения прав потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества, благоприятные и безопасные условия проживания.
Само по себе отсутствие нарушений в поставке тепловой энергии за 2022-2023 отопительный сезон об отсутствии вышеуказанной угрозы не свидетельствует.
Доводы администрации об отсутствии с их стороны бездействия ввиду передачи объектов теплоснабжения на праве хозяйственного ведения МУП «Пучежская сетевая компания» являются несостоятельными, поскольку, как указано выше, заключение концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения в данном случае является обязательным в силу закона и нахождение спорных объектов на таком праве у муниципального предприятия не препятствует и не исключает возможность проведения в отношении них необходимой процедуры, предусмотренной законом и направленной на заключение концессионного соглашения, поскольку указанные объекты не выбыли из собственности муниципального образования.
В силу Федерального закона «О концессионных соглашениях» с момента поступления имущества в муниципальную собственность администрация Пучежского муниципального района обязана была в установленном законом порядке предпринять меры по организации конкурса на право заключения концессионных соглашений, выступив самостоятельно с инициативой о заключении таких соглашений и создав необходимые условия для их заключения в наиболее ранние сроки. Конкурсные процедуры, необходимые для заключения концессионных соглашений в отношении спорных объектов административным, ответчиком не проводились, что свидетельствует о бездействии с их стороны.
Вместе с тем, административным ответчиком действенных мер, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении спорных объектов теплоснабжения, длительное время не принимается, вопрос о заключении концессионных соглашений в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О концессионных соглашениях», не решен.
Доказательств того, что Администрация принимает все необходимые меры к подготовке открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения, в нарушение ст. 226 КАС РФ административным ответчиком не представлено.
Отсутствие лиц, претендующих на заключение концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, не свидетельствует об отсутствии со стороны административного ответчика бездействия, поскольку действующим законодательством возможность проведения конкурсных процедур только по инициативе предполагаемого концессионера не предусмотрена.
Доводы ответчика и заинтересованного лица - Правительства Ивановской области о нарушении права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения являются несостоятельными, поскольку решение вопросов местного значения не может осуществляться административным ответчиком в нарушение вышеприведенных норм действующего законодательства.
Нарушения принципа свободы договора, в случае возложения на администрацию обязанности провести открытый конкурс на заключение концессионное соглашения, не имеется, поскольку обязанность заключить такой договор установлена законом, что согласуется с правовой позицией верховного суда РФ, изложенной в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», в силу которой требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор.
Ввиду указанного, суд приходит к выводу, что требования прокурора о признании незаконным бездействие администрации Пучежского муниципального района, выразившееся в непроведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении вышеуказанных объектов теплоснабжения, а также о возложении на административного ответчика обязанности провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории Пучежского муниципального района и находящихся в муниципальной собственности, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Решая вопрос о сроке, в течение которого администрации Пучежского муниципального района Ивановской области надлежит исполнить решение суда, суд, с учетом времени, требуемом для проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения, в том числе и с учетом сроков, установленных законом для размещения сообщения о проведении конкурса (не менее 30 рабочих дней), срока предоставления заявок (не менее 30 рабочих дней), срока проведения предварительного отбора участников конкурса (от 3 до 60 рабочих дней), сроков подписания протоколов (5 рабочих дней) и др., считает возможным установить данный срок в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу, поскольку он является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора Пучежского района Ивановской области к Администрации Пучежского муниципального района Ивановской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Пучежского муниципального района, выразившееся в непроведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения:
- Теплотрасса, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №;
- Тепловая сеть, расположенная по адресу: <адрес>, от БМК, расположенной по <адрес>, кадастровый №;
- Теплотрасса, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №;
-Теплотрасса, расположенная по адресу: <адрес>, ул. <данные изъяты>, кадастровый №;
- Тепловая сеть, расположенная по адресу: <адрес>, от БМК, расположенной по <адрес>, кадастровый №.
Обязать администрацию Пучежского муниципального района в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории Пучежского муниципального района и находящихся в муниципальной собственности:
- Теплотрасса, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №;
- Тепловая сеть, расположенная по адресу: <адрес>, от БМК, расположенной по <адрес>, кадастровый №;
- Теплотрасса, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №;
- Теплотрасса, расположенная по адресу: <адрес>, ул. <данные изъяты>, кадастровый №;
- Тепловая сеть, расположенная по адресу: <адрес>, от БМК, расположенной по <адрес>, кадастровый №,
Возложить на Администрацию Пучежского муниципального района Ивановской области обязанность сообщить об исполнении настоящего решения в суд в течение одного месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия данного решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись И.Ю. Федичева
Решение в окончательной форме изготовлено 20.02.2024 года