ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3201/20 от 15.10.2020 Братского городского суда (Иркутская область)

УИД-38RS0***-16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2020 года г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Орловой О.В.,

при секретаре Оняновой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3201/2020 по административному исковому заявлению Ефременкова Вячеслава Ивановича к Управлению пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области, Ефременковой Виталии Валерьевне о признании незаконным решения об удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала, признании незаконным решения об отказе в аннулировании ранее поданного заявления о распоряжении средствами материнского капитала,

УСТАНОВИЛ:

Ефременков В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области, Ефременковой В.В., в котором просит признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области по материнскому сертификату МК-8 0661077 в удовлетворении заявления Ефременковой Виталии Валерьевны от 11.08.2020 года № 048-20-000-3360-5092 о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала; признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области об отказе в аннулировании ранее поданного по материнскому сертификату МК-8 0661077 заявления Ефременковой Виталии Валерьевны от 11.08.2020 года № 048-20-000-3360-5092 о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.

В обоснование требований указано, что Ефременков В.И. и ответчик Ефременкова В.В. состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, в браке родились двое детей Ефременков Р.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Ефременкова К.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», ответчик Ефременкова В.В. являлась получателем материнского капитала. Ефременкова В.В. 11.08.2020 года обратилась в УПФРФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала

Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 № 256-ФЗ в ст. 10 п. 1.3 дает право гражданам, получившим сертификат на материнский капитал, использовать предусмотренную по нему для улучшения своих жилищных условий (полностью или по частям).

Исходя из положений ст. 10 п. 1.3 закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ, для получения компенсации из средств материнского капитала на уже построенный или реконструированный жилой дом лицо, получившее сертификат должны предоставить в Пенсионный фонд (далее ПФР) необходимые документы.

По истечении шести месяцев после перечисления ПФР средств материнского капитала, необходимо объект ИЖС оформить в общую собственность всей семьи, размер долей определяется по соглашению (ч. 4 ст. 10 от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).

Компенсация из материнского капитала на уже построенный или реконструированный, в соответствии с действующим законодательством, должна идти на компенсацию затрат на строительство ИЖС, кроме того такая мера государственной поддержки должна быть направлена в интересах детей.

Решение о получении средств материнского капитала ответчик Ефременкова В.В. приняла единолично, без согласования с истцом, не в интересах детей и семьи.

Собственник жилого дома Ефременков В.И. своего согласия на дальнейший выдел долей детям не давал. В настоящее время ставиться вопрос о расторжении брака между супругами, полученные Ефременковой В.В. денежные средства поступили в ее личную собственность, а не на компенсацию затрат на строительства.

Дальнейшее распределение долей в построенном жилом доме на несовершеннолетних не будет отвечать требованиям закона - обеспечение жильем детей, так как сумма материнского капитала несоразмерно мала по отношению к стоимости дома, доли детей составят по 1/100 в праве собственности.

Подав заявление о выплате материнского капитала Ефременкова В.В. действовала не в интересах детей, нарушила их права, так же нарушила права собственника истца Ефременкова В.В.

В судебное заседание административный истец Ефременков В.И. не явился, будучи надлежаще извещен.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Ровковская О.Г. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске, просила требования удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснила, что Ефременков В.И. не давал своего согласия на то, чтобы средства материнского капитала пошли на ИЖС.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области Корчагина Е.Ю., действующая на основании доверенности, административный иск не признала, суду дала пояснения по письменному отзыву, в котором указано, что Ефременковой В.В. выдан государственный сертификат на материнский капитал 27.10.2016г. серии МК-8 №0661077. 11.08.2020г. Ефременкова В.В. обратилась в Управление ПФР с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий - на оплату строительства объекта ИЖС без привлечения строительной организации в сумме не более 50% средств МСК в сумме 233 308,50 руб. на основании разрешения на строительство №38-RUU83010000-95-2017 от 07.07.2017г., выданного Администрацией г.Братска ее супругу Ефременкову В.И. на земельном участке по адресу <адрес>. Управлением ПФР были проверены сведения в Едином государственном реестре недвижимости о праве собственности Ефременкова В.И. в отношении земельного участка, а так же сведения о разрешении на строительство, выданного Администрацией г.Братска, сведения были подтверждены.

Управлением ПФР 26.08.2020 года принято решение об удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитал №6354. Денежные средства были направлены на улучшение жилищных условий, на оплату строительства объекта ИЖС на земельном участке по адресу <адрес>. Денежные средства материнского (семейного) капитала в размере 233 308,50 руб. были перечислены на счет Ефременковой В.В. 01.09.2020г. платежным поручением №110523.

07.09.2020г. в Управление ПФР поступило заявление Ефременковой В.В. об аннулировании ранее поданного заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала от 11.08.2020г. Однако в связи с тем, что на момент поступления заявления об аннулировании заявление о распоряжении было рассмотрено, удовлетворено и денежные средства уже были переведены Ефременковой В.В.

Таким образом, Управлением ПФР правомерно и обоснованно принято решение №6354 от 26.08.2020 г. об удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала по материнскому сертификату МК-8 0661077 по заявлению Ефременковой В.В. от 11.08.2020 года № 048-20-000-3360-5092 о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, правовые основания для признания решения незаконным, аннулировании заявления Ефременковой В.В. о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала - отсутствуют. Вместе с тем, об обращении Ефременковой В.В. с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала Ефременкову В.И. известно, поскольку лично присутствовал, предоставлял свой паспорт, копия которого имеется в материалах.

В судебное заседание административный ответчик Ефременкова В.В. не явилась, будучи надлежаще извещена.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 9 указанной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Анализ приведенных положений закона свидетельствует о том, что нарушение прав и свобод административного истца и необходимость в их восстановлении является обязательным основанием для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконными решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Федеральный закон № 256-ФЗ) установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющих гражданство Российской Федерации у женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего и последующих детей начиная с 1 января 2007 года независимо от места жительства.

В соответствии ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 256-ФЗ лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе, на улучшение жилищный условий.

В соответствии с пп. 1 п. 3 ст.7 Федерального закона № 256-ФЗ лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям в том числе на улучшение жилищных условий.

Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 г. № 862 (далее -Правила № 862) на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, выполняющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда (далее - строительная организация), а также на компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию таким способом объекта индивидуального жилищного строительства, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат. Лицо, получившее сертификат, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение, строительство жилого помещения, а также на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации, осуществляемые лицом, состоящим в зарегистрированном браке с лицом, получившим сертификат (далее - супруг лица, получившего сертификат).

Согласно пункту 5 Правил № 862 лицо, получившее сертификат, указывает в заявлении вид расходов, на которые направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, а также размер указанных средств. В случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение, строительство жилого помещения, а также на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации, осуществляемые супругом лица, получившего сертификат, такое обстоятельство указывается в заявлении.

Согласно пункту 5 Правил № 862 при личном обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявление подается в письменной форме с предъявлением следующих документов: основной документ, удостоверяющий личность лица, получившего сертификат, и его регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания; основной документ, удостоверяющий личность супруга лица, получившего сертификат, и его регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания, - в случае если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства осуществляются супругом лица, получившего сертификат.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 10.1 Правил № 862 средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на осуществляемые гражданами без привлечения строительной организации строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в следующем порядке: первоначально в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления. В соответствии с подпунктом «б» пункта 10.1. Правил № 862 по истечении 6 месяцев со дня первоначального направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий при соблюдении требования о выполнении основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведении работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Для направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "а" пункта 10 Правил № 862 лицо, получившее сертификат, указывает в заявлении:

а) сведения о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости и принадлежащем лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат, праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения, аренды либо безвозмездного пользования в отношении земельного участка, который предназначен для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства и на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства;

б) сведения из разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат, либо из уведомления о планируемом строительстве (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, направленного указанным лицом или его супругом в уполномоченные на выдачу разрешения на строительство орган государственной власти, орган местного самоуправления;

г) сведения о реквизитах банковского счета лица, получившего сертификат.

Лицо, получившее сертификат, при подаче заявления при личном обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе представить по собственной инициативе документы (копии документов, сведения), указанные в пункте 10 Правил № 862, документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций.

Согласно подпункта «б» пункта 15 Правил № 862 лицо, получившее сертификат, или супруг лица, получившего сертификат, обязаны оформить жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга и детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению в течение 6 месяцев после ввода в эксплуатацию объекта индивидуального жилищного строительства либо после получения уведомления о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, указанного в пункте 5 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - в случае индивидуального жилищного строительства.

Как следует из материалов административного дела, Ефременковой В.В. выдан государственный сертификат на материнский капитал 27.10.2016г. серии МК-8 №0661077, согласно которому Ефременкова В.В. имеет право на получение материнского (семейного) капитала в размере 453026 руб.

Согласно заявлению о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала от 11.08.2020 Ефременкова В.В. обратилась в Управление ПФР с просьбой направить средства (часть средств) на улучшение жилищных условий - ИЖС 50 в размере 233308,50 руб., к заявлению были приложены разрешение на строительство №38-RUU83010000-95-2017 от 07.07.2017г., выданное Администрацией г.Братска ее супругу Ефременкову В.И. на земельном участке по адресу <адрес>; выписка из ЕГРН, паспорт гражданина, государственный сертификат на материнский капитал (семейный) капитал в форме электронного документа.

Управлением ПФР были проверены сведения в Едином государственном реестре недвижимости о праве собственности Ефременкова В.И. в отношении земельного участка, а так же сведения о разрешении на строительство, выданного Администрацией г.Братска, сведения были подтверждены.

Управлением ПФР 26.08.2020 года принято решение об удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитал №6354. Денежные средства были направлены на улучшение жилищных условий, на оплату строительства объекта ИЖС на земельном участке по адресу <адрес>. Денежные средства материнского (семейного) капитала в размере 233 308,50 руб. были перечислены на счет Ефременковой В.В. 01.09.2020, что подтверждается платежным поручением №110523.

Согласно пункту 18 Приказа Минтруда России от 24.03.2020 N 149н "Об утверждении Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и перечня документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала" заявление, принятое территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, может быть аннулировано по желанию заявителя путем подачи им лично либо через представителя заявления об аннулировании ранее поданного заявления (далее - заявление об аннулировании).

Заявление об аннулировании может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в который ранее было подано заявление, до перечисления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации средств материнского капитала согласно заявлению в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения уведомления о принятом заявлении и документах (копий документов).

Заявление об аннулировании в электронной форме, подписанное простой электронной подписью заявителя, в соответствии с пунктом 2.1 Правил определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг", может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в который ранее было подано заявление, посредством Единого портала или Личного кабинета застрахованного лица.

07.09.2020 в Управление ПФР поступило заявление Ефременковой В.В. об аннулировании ранее поданного заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала от 11.08.2020.

Решением от 07.09.2020 Ефременковой В.В. отказано в удовлетворении заявления на основании того, что на момент поступления заявления об аннулировании заявления о распоряжении денежные средства уже были переведены Ефременковой В.В.

Таким образом, поскольку заявление об аннулировании ранее поданного заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала поступило за пределами 10-дневного срока со дня получения уведомления о принятом заявлении и документах (копий документов) – 11.08.2020, оснований для аннулирования такого заявления у Управления ПФР не имелось.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений со стороны Управления ПФР при принятии оспариваемых решений об удовлетворении заявления Ефременковой В.В. от 11.08.2020 года № 048-20-000-3360-5092 о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, и об отказе в аннулировании ранее поданного по материнскому сертификату МК-8 0661077 заявления Ефременковой В.В. от 11.08.2020 года № 048-20-000-3360-5092 о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, поскольку такие решения основаны на законе, нарушений требований нормативных актов не установлено.

Вместе с тем, доказательств нарушения прав и законных интересов административного истца оспариваемыми решениями Управления ПФР не представлено, решения являются законными и обоснованными, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Ефременкова Вячеслава Ивановича о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области по материнскому сертификату МК-8 0661077 в удовлетворении заявления Ефременковой Виталии Валерьевны от 11.08.2020 года № 048-20-000-3360-5092 о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала; признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области об отказе в аннулировании ранее поданного по материнскому сертификату МК-8 0661077 заявления Ефременковой Виталии Валерьевны от 11.08.2020 года № 048-20-000-3360-5092 о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение одного месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: О.В. Орлова