ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3203/2016 от 13.09.2016 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2016 г. г. Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Арутюнян Д.А. к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным отказа в выдаче квалификационного аттестата кадастрового инженера, возложении обязанности присвоить квалификацию кадастрового инженера и выдать квалификационный аттестат, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л :

Арутюнян Д.А. обратилась в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Иркутской области с требованиями признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области в выдаче квалификационного аттестата кадастрового инженера Арутюнян Д.А. ; обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области на основании результатов сдачи квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам от ДД.ММ.ГГГГ., рассмотрения апелляционной жалобы от ДД.ММ.ГГГГ. присвоить квалификацию кадастрового инженера и выдать квалификационный аттестат кадастрового инженера Арутюнян Д.А. ; взыскать с Министерства имущественных отношений Иркутской области расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

В обоснование административного искового заявления указано, что ДД.ММ.ГГГГ. был проведен квалификационный экзамен на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам. Лицом, претендовавшим на получение квалификационного аттестата кадастрового инженера, являлась Арутюнян Д.А. , ДД.ММ.ГГГГ г.р. В соответствии с частью 41 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, о перечне документов, необходимых для получения квалификационного аттестата кадастрового инженера» далее - Приказ Министерства экономического развития РФ от 22.01.2010г. ) экзамен в целом оценивается по системе «сдан - не сдан». Экзамен считается сданным в случае, если претендент правильно ответил не менее чем на 64 (шестьдесят четыре) из предложенных 80 (восьмидесяти) вопросов тестового задания. По итогам проведения квалификационного экзамена Комиссия по аттестации кадастровых инженеров Иркутской области приняла решение о признании административного истца не сдавшей квалификационный экзамен (выписка из протокола заседания Комиссии по аттестации кадастровых инженеров Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГАрутюнян Д.А. , ДД.ММ.ГГГГ в Апелляционную комиссию по рассмотрению апелляций лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата кадастрового инженера Министерства экономического развития Российской Федерации, была подана апелляционная жалоба о пересмотре результата сдачи квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, о признании правильным уникального ответа ДД.ММ.ГГГГ на уникальный вопрос . тестового задания. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы от ДД.ММ.ГГГГ. формулировка вопроса тестового задания и вариантов ответа на него признаны не позволяющими однозначно оценить правильный вариант ответа на вопрос, апелляция по вопросу тестового задания удовлетворена, засчитан правильный ответ (выписка из протокола заседания апелляционной комиссии по рассмотрению апелляции лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ.). Таким образом, в соответствии с частью 41 Приказа Министерства экономического развития РФ от 22.01.2010г. ,. экзамен считается сданным, так как правильных ответов при сдаче квалификационного экзамена составило 64 (шестьдесят четыре). ДД.ММ.ГГГГ. на имя министра имущественных отношений Иркутской области С.В.А. было направлено заявление о присвоении квалификации кадастрового инженера и выдаче квалификационного аттестата. К заявлению были приложены следующие документы: Выписка от ДД.ММ.ГГГГ. -Э из Протокола заседания Комиссии по аттестации кадастровых инженеров Иркутской области на 1л. в 1экз.; Аттестационный лист претендента на получение квалификационного аттестата кадастрового инженера на 4л. в 1экз.; Выписка из протокола заседания апелляционной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ на 2 л. в 1 экз. В ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ. Министерство имущественных отношений в лице министра С.В.А. указало, что в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2015г. №452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров» с ДД.ММ.ГГГГ проведение экзаменов в целях подтверждения наличия у претендентов профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, организуется национальным объединением саморегулируемых организации кадастровых инженеров. Согласно приказа министерства имущественных отношении Иркутской области от 07.06.2016г. №29-мпр «О признании утратившими силу отдельных приказов министерства имущественных отношении Иркутской области» с 01.07.2016г. у министерства отсутствуют полномочия по выдаче квалификационных аттестатов кадастровых инженеров. На основании вышеизложенного, в выдаче квалификационного аттестата кадастрового инженера после ДД.ММ.ГГГГ. министерством не представляется возможным. Считает решение Министерства имущественных отношении Иркутской области об отказе в выдаче квалификационного аттестата кадастрового инженера незаконным, нарушающим ее права и законные интересы, так как квалификационный экзамен на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам был фактически ею успешно сдан ДД.ММ.ГГГГ., но вследствие несоответствия уникального ответа на уникальный вопрос тестового задания действующему законодательству, количество вопросов, на которое были даны правильные ответы, составило 63 (шестьдесят три), вместо 64 (шестидесяти четырех). В случае отсутствия указанной ошибки в вопросах квалификационного экзамена, аттестат кадастрового инженера мог быть получен мною не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Обратиться в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о присвоении квалификации кадастрового инженера и выдаче квалификационного аттестата кадастрового инженера в срок до ДД.ММ.ГГГГ. не представлялось возможным, так как в соответствии с Приказом министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ к заявлению должны быть приложены надлежащим образом заверенные доказательства успешной сдачи квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, в моем случае данными доказательствами являются выписка от ДД.ММ.ГГГГ. -Э из Протокола заседания Комиссии по аттестации кадастровых инженеров Иркутской области, аттестационный лист претендента на получение квалификационного аттестата кадастрового инженера, а также выписка из протокола заседания апелляционной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, которая была направлена Минэкономразвития России в адрес административного истца ДД.ММ.ГГГГ. заказным письмом с уведомлением, дата поступления конверта в почтовое отделение г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается оттисками печати почтового отделения на конверте.

В судебном заседании административный истец Арутюнян Д.А. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области Ермаков А.В. в судебном заседании возражал против заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 41 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.01.2010г. №23 «Об утверждении положения о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, о перечне документов, необходимых для получения квалификационного аттестата кадастрового инженера», в редакции, действовшей на момент сдачи квалификационного экзамена, экзамен в целом оценивается по системе «сдан - не сдан». Экзамен считается сданным в случае, если претендент правильно ответил не менее чем на 64 (шестьдесят четыре) из предложенных 80 (восьмидесяти) вопросов тестового задания.

Как следует из материалов административного дела, Арутюнян Д.А. ДД.ММ.ГГГГ. сдавала квалификационный экзамен на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам.

Согласно выписке из протокола заседания Комиссии по аттестации кадастровых инженеров Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ., по итогам проведения квалификационного экзамена Комиссия по аттестации кадастровых инженеров Иркутской области приняла решение о признании административного истца Арутюнян Д.А. не сдавшей квалификационный экзамен.

Не согласившись с результатами квалификационного экзамена, Арутюнян Д.А. подала апелляционную жалобу о пересмотре результата сдачи квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, о признании правильным уникального ответа на уникальный вопрос тестового задания.

Согласно выписке из протокола заседания апелляционной комиссии по рассмотрению апелляции лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ., апелляционной комиссией по рассмотрению апелляций лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата кадастрового инженера Министерства экономического развития Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы от ДД.ММ.ГГГГ. формулировка вопроса тестового задания и вариантов ответа на него признаны не позволяющими однозначно оценить правильный вариант ответа на вопрос, апелляция по вопросу тестового задания удовлетворена, засчитан правильный ответ.

ДД.ММ.ГГГГ. Арутюнян Д.А. обратилась в министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о присвоении квалификации кадастрового инженера и выдаче квалификационного аттестата. К заявлению были приложены: выписка от ДД.ММ.ГГГГ. -Э из Протокола заседания Комиссии по аттестации кадастровых инженеров Иркутской области, Аттестационный лист претендента на получение квалификационного аттестата кадастрового инженера; Выписка из протокола заседания апелляционной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ. письмом Министерство имущественных отношений Иркутской области на обращение Арутюнян Д.А. отказала в выдаче квалификационного аттестата кадастрового инженера. В обосновании отказа указало, что в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров» с 1 июля 2016 года проведение экзаменов в целях подтверждения наличия у претендентов профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, организуется национальным объединением саморегулируемых организаций кадастровых инженеров. Согласно приказу министерства имущественных отношений Иркутской области (далее - министерство) от 7 июня 2016 года № 29-мпр «О признании утратившими силу отдельных приказов министерства имущественных отношений Иркутской области» с 1 июля 2016 года у министерства отсутствуют полномочия по выдаче квалификационных аттестатов кадастровых инженеров. Учитывая изложенное, выдача квалификационного аттестата кадастрового инженера после 1 июля 2016 года министерством не представляется возможным.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств законности принятого решения возлагается на орган, принявший такое решения.

Проверяя основания отказа, суд учитывает, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» правовую основу регулирования отношений, возникающих в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности составляет, помимо прочего, Гражданский кодекс Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) в редакции от 01.05.2016 г., кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (далее - квалификационный аттестат).

Порядок и процедура выдачи квалификационных аттестатов лицам, прошедшим аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам в Иркутской области до 01.07.2016 г. осуществлялась Министерством имущественных отношений в соответствии с Приказом министерства имущественных отношений Иркутской области от 06.11.2012 № 38/ПР «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Выдача квалификационных аттестатов лицам, прошедшим аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам», Приказом министерства имущественных отношений Иркутской области от 7 апреля 2010 года № 5/пр «О формировании квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам».

Органом, оказывающим данную государственную услугу, в соответствии с данными нормативно-правовыми актами, являлось министерство имущественных отношений Иркутской области.

Федеральным законом от 30.12.2015г. № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров» (далее –Закон № 452-ФЗ ) в ст. 29 Закона о кадастре внесены изменения, которые вступили в силу с 1 июля 2016 года.

Приказом министерства имущественных отношений Иркутской области от 07.06.2016 № 29-мпр «О признании утратившими силу отдельных приказов министерства имущественных отношений Иркутской области» Приказ министерства имущественных отношений Иркутской области от 06.11.2012 № 38/ПР и Приказ министерства имущественных отношений Иркутской области от 7 апреля 2010 года № 5/пр признаны утратившими силу с 01.07.2016 г.

Частью 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ у министерства имущественных отношений отсутствуют полномочия по выдаче аттестатов кадастровых инженеров.

Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) в редакции Закона № 452-ФЗ, кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ положения статей 29, 30 и части 3 статьи 31 Закона о кадастре в части деятельности квалификационных комиссий по выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, а также ведения государственного реестра кадастровых инженеров (далее - Реестр) утратили силу.

Административный истец в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о выдаче квалификационного аттестата кадастрового инженера обратилась ДД.ММ.ГГГГ То есть, на дату подачи заявления Арутюнян Д.А. ДД.ММ.ГГГГ. у Министерства имущественных отношений уже отсутствовали полномочия по выдаче квалификационных аттестатов кадастровых инженеров.

При таких обстоятельствах, отказ государственного органа основан на нормах права.

При этом оспариваемый отказ не нарушает права административного истца, не создает ей препятствий получения аттестата в соответствии с действующими нормами законодательства, поскольку результаты сданного ею экзамена являются действительными.

Так, согласно ч. 2 ст. 29 Закона о кадастре,обязательными условиями принятия физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров являются:

1) наличие гражданства Российской Федерации; 2) наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, перечень которых утверждается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, не вошедших в указанный перечень, и дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений;

3) наличие опыта работы в качестве помощника кадастрового инженера не менее двух лет, в течение которых он под руководством кадастрового инженера принимал участие в подготовке и выполнении кадастровых работ (далее - стажировка);

4) сдача теоретического экзамена, подтверждающего наличие профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности (далее - экзамен);

5) отсутствие наказания в виде дисквалификации за нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с вступившим в законную силу решением суда;

6) отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;

7) наличие действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера, отвечающего установленным статьей 29.2 настоящего Федерального закона требованиям;

8) отсутствие ограничений, предусмотренных частями 19 и 20 настоящей статьи.

Саморегулируемая организация кадастровых инженеров не вправе предъявлять к физическим лицам, претендующим на вступление в такую саморегулируемую организацию, требования, кроме тех, что установлены частью 2 настоящей статьи (ч. 3 ст. 29 Закона о кадастре).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

Поскольку правовых оснований в удовлетворении требований о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Иркутской области в выдаче квалификационного аттестата кадастрового инженера, обязании на основании результатов сдачи квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам от ДД.ММ.ГГГГ., рассмотрения апелляционной жалобы от ДД.ММ.ГГГГ. присвоить квалификацию кадастрового инженера и выдать квалификационный аттестат кадастрового инженера отказано, оснований для взыскания судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, не имеется.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Учитывая, что обжалуемый отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области вынесен ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в суд 16.08.2016г. посредством почты, суд полагает, срок обращения административного истца в суд не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Арутюнян Д.А. к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным отказа в выдаче квалификационного аттестата кадастрового инженера Арутюнян Д.А. , обязании Министерства имущественных отношений Иркутской области на основании результатов сдачи квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам от ДД.ММ.ГГГГ., рассмотрения апелляционной жалобы от ДД.ММ.ГГГГ. присвоить квалификацию кадастрового инженера и выдать квалификационный аттестат кадастрового инженера Арутюнян Д.А. , взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н.Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 15.09.2016г. Н.Н.Исакова