Дело №2а-3203/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2018 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Зуевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ФИО 1 к Министерству образования Красноярского края о признании незаконным решения об аннулировании результата Единого государственного экзамена по русскому языку, возложении обязанности допустить к повторной сдаче экзамена в текущем учебном году,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд в интересах своего несовершеннолетнего сына ФИО 1 с настоящим административным иском к Министерству образования Красноярского края, ссылаясь на следующие обстоятельства. 06.06.2018 около 09 час. 30 мин. сын истца – ФИО 1, учащийся 11 класса МАОУ <данные изъяты>, прибыл в пункт проведения экзамена (далее ППЭ) для сдачи Единого государственного экзамена (далее ЕГЭ) по русскому языку; где прошел тщательный осмотр сотрудниками охраны и организаторами ППЭ, в том числе – осматривалась левая рука сына и находящиеся на ней часы, ничего запрещенного у него обнаружено не было; после чего он был препровожден в аудиторию 3-20. В 10 час. 49 мин., после заполнения выданных бланков регистрации, организаторы ППЭ разрешили участникам ЕГЭ приступить к выполнению заданий экзаменационной работы по русскому языку. В ходе написания экзаменационной работы ФИО 1, в силу сильного волнения и имеющейся у него привычки, делал письменные пометки на своей левой руке, которые должны были помочь ему при решении тестов экзамена, эти пометки он периодически удалял с руки после выполнения заданий, а затем делал следующие пометки. В 11 час. 28 мин. ФИО 1, в сопровождении одного из организаторов ППЭ, вышел из аудитории в туалет и попил воды; в 11 час. 36 мин. в сопровождении этого же организатора он вернулся в аудиторию, где продолжил выполнение экзаменационного задания. Однако около 12 часов 20 минут сын был выведен организаторами ППЭ из аудитории, после чего у него проверили и зафиксировали имеющиеся записи на левой руке, а затем – удалили с ГИА. Административный истец полагает, что предусмотренных законом оснований для удаления его сына с ЕГЭ вообще не имелось, поскольку положения п.45 Порядка проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1400 (далее - Порядок), исчерпывающим образом перечисляющие запрещенные к использованию во время проведения ЕГЭ предметы, нарушены не были; при этом, существующее законодательство не запрещает ученикам делать пометки на руках при проведении ГИА. Кроме того считает, что ответчиком была нарушена процедура удаления участника ГИА с экзамена, поскольку объяснительная сына была написана под диктовку организаторов; акт об удалении участника ГИА подписан организаторами без заполнения графы «Причина удаления участника ГИА их ППЭ»; копия этого Акта не вручена ФИО 1 под роспись, что лишило истца и его сына возможности знать, в чем именно выразилось вменяемое нарушение. При этом сильнейшее нервное напряжение от проведения ЕГЭ, эмоциональный стресс от удаления из аудитории, несовершеннолетний возраст, не позволили ФИО 1 адекватно оценить сложившуюся ситуацию и аргументировано изложить свою позицию по данному вопросу.
С учетом изложенного просит признать пункты 3.1-3.3 решения Государственной экзаменационной комиссии Красноярского края для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2018 году (далее ГЭК) об аннулировании результата ЕГЭ по русскому языку, оформленного в виде протокола № от 07.06.2018 незаконным; возложить на административного ответчика обязанность допустить ФИО 1 к повторной сдаче ЕГЭ по русскому языку в дополнительное время в текущем учебном году; а также обратить данное решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании административный истец ФИО1, ФИО 1 поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель Министерства образования по Красноярскому краю ФИО2 (полномочия проверены) в зале суда возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на следующие обстоятельства. Обучающимся ФИО 1 в ходе проведения ЕГЭ по русскому языку были прямо нарушены положения п. 45 Порядка, поскольку он сделал на своей левой руке письменные заметки, непосредственно относящиеся к выполняемому им заданию (в частности на руке было записано: «парень напившись, первые, янтаря, фразеологизмы, оксюмороны»), после чего допустил вынос этих заметок и, соответственно - экзаменационного материала, из аудитории, в связи с чем, у организаторов ППЭ имелись обоснованные основания для его удаления с экзамена. Процедуру удаления ученика с экзамена является соблюденной – в установленном порядке с ученика получена письменная объяснительная, на основании которой организаторами ППЭ составлен акт об удалении участника ГИА с экзамена; при этом Порядок не содержит требования об обязательном вручении удаленному участнику ГИА акта о его удалении, письмо Рособрнадзора от 16.03.2016 №02-112 носит рекомендательный характер. Кроме того, подобный акт было возможно вручить только законному представителю несовершеннолетнего – ФИО1, которого по телефону вызвать в тот момент не удалось, в связи с чем, акт был направлен административному истцу по почте.
Заслушав доводы сторон, показания свидетелей Свидетель 1 (руководителя ППЭ), Свидетель 2 (организатор ППЭ вне аудитории) исследовав материалы дела (включая видеозапись проведения ЕГЭ за 06.06.2018) и иные представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе - административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на образование (статья 43).
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (пункт 1 статьи 2).
Согласно указанному Закону (части 2 - 4 статьи 10) образование в Российской Федерации подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования. Освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, в том числе среднего общего образования, завершается государственной итоговой аттестацией.
Государственная итоговая аттестация (далее также - ГИА) проводится государственными экзаменационными комиссиями (далее - ГЭК) в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта (часть 4 статьи 59 Закона об образовании).
Порядок проведения ГИА по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (часть 5 статьи 59 Закона об образовании).
В соответствии с указанным законоположением приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1400 утвержден Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - Порядок).
Проведение ГИА согласно части 13 статьи 59 Закона об образовании и пункта 7 Порядка проводится, в том числе - в форме ЕГЭ с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (далее также - КИМ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 16 декабря 2008 года N 1088-О-О, ЕГЭ представляет собой общеустановленную форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет определить уровень освоения ими федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
ГЭК для проведения ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территориях субъектов Российской Федерации создаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 9 статьи 59 Закона об образовании).
Состав ГЭК субъекта Российской Федерации формируется из представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующих переданные полномочия в сфере образования, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных, общественных и иных организаций и объединений, а также представителей Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) (пункт 18 Порядка).
Согласно пункту 19 Порядка общее руководство и координацию деятельности ГЭК субъекта Российской Федерации осуществляет ее председатель, утверждаемый Рособрнадзором; в случае временного отсутствия председателя его обязанности исполняет заместитель председателя ГЭК субъекта Российской Федерации, утверждаемый также Рособрнадзором.
К полномочиям председателя ГЭК относятся, в частности: организация формирования состава ГЭК; рассмотрение после каждого экзамена полученной информации о нарушениях, выявленных при проведении ГИА, принятие мер по противодействию нарушениям установленного порядка проведения ГИА, в том числе организация проведения проверок по фактам нарушения установленного порядка проведения ГИА; рассмотрение результатов проведения ГИА и принятие решения об утверждении, изменении и (или) аннулировании результатов ГИА; принятие решения о допуске (повторном допуске) к сдаче ГИА в случаях, установленных Порядком.
К компетенции членов ГЭК относится, в частности: обеспечение соблюдения установленного порядка проведения ГИА, а в случае выявления нарушений указанного порядка принятие решения об удалении с экзамена обучающихся, выпускников прошлых лет, а также иных лиц, находящихся в пункте проведения экзаменов (пункт 20 Порядка).
Абзацем 2 пункта 44 Порядка определено, что в день проведения ГИА экзаменуемые рассаживаются за рабочие столы в соответствии с проведенным распределением. До начала экзамена организаторы проводят инструктаж указанных лиц, в том числе информируют о порядке проведения экзамена, правилах оформления экзаменационной работы, продолжительности экзамена, порядке подачи апелляций о нарушении установленного порядка проведения ГИА и о несогласии с выставленными баллами, о случаях удаления с экзамена, а также о времени и месте ознакомления с результатами ГИА. Организаторы выдают обучающимся, выпускникам прошлых лет экзаменационные материалы. Экзаменационные материалы для проведения ЕГЭ включают КИМ (контрольно-измерительный материал), бланки регистрации, бланки для ответов на задания экзаменационной работы.
Кроме того, пунктом 45 Порядка установлены следующие правила проведения ГИА.
Во время экзамена обучающиеся, выпускники прошлых лет соблюдают устанавливаемый порядок проведения ГИА и следуют указаниям организаторов, а организаторы обеспечивают устанавливаемый порядок проведения ГИА в аудитории и осуществляют контроль за ним. Экзамен сдается обучающимися, выпускниками прошлых лет самостоятельно, без помощи посторонних лиц.
Во время экзамена на рабочем столе обучающегося, выпускника прошлых лет, помимо экзаменационных материалов, находятся: а) гелевая, капиллярная ручка с чернилами черного цвета; б) документ, удостоверяющий личность; в) средства обучения и воспитания; г) лекарства и питание (при необходимости); д) специальные технические средства (для лиц, указанных в пункте 37 Порядка); е) черновики.
Иные вещи обучающиеся, выпускники прошлых лет оставляют в специально выделенном месте для личных вещей обучающихся, выпускников прошлых лет в здании (комплексе зданий), где расположен ППЭ.
Во время экзамена обучающиеся, выпускники прошлых лет не должны общаться друг с другом, не могут свободно перемещаться по аудитории и ППЭ. Во время экзамена обучающиеся, выпускники прошлых лет могут выходить из аудитории и перемещаться по ППЭ в сопровождении одного из организаторов. При выходе из аудитории обучающиеся, выпускники прошлых лет оставляют экзаменационные материалы и черновики на рабочем столе.
В день проведения экзамена (в период с момента входа в ППЭ и до окончания экзамена) в ППЭ запрещается обучающимся, выпускникам прошлых лет - иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации; выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы на бумажном или электронном носителях, фотографировать экзаменационные материалы.
Лица, допустившие нарушение установленного порядка проведения ГИА, удаляются с экзамена. Для этого организаторы, руководитель ППЭ или общественные наблюдатели приглашают членов ГЭК, которые составляют акт об удалении с экзамена и удаляют лиц, нарушивших устанавливаемый порядок проведения ГИА, из ППЭ.
Акты об удалении с экзамена в тот же день направляются в ГЭК и РЦОИ для учета при обработке экзаменационных работ.
Как было установлено в ходе рассмотрения дела, ФИО 1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучающийся 11 класса МАОУ <данные изъяты> (положительно характеризующийся по месту учебы), в утреннее время 06.06.2018 прибыл в ППЭ для сдачи ЕГЭ по русскому языку. При входе в ППЭ, как и остальные участники ЕГЭ, был досмотрен сотрудниками охраны в присутствии организаторов ППЭ; объектов, запрещенных иметь при себе при сдаче ЕГЭ, у него обнаружено не было.
Из материалов просмотренной видеозаписи, непрерывно фиксирующей весь процесс проведения ГИА, следует, что в 10 час. 56 мин., 10 час. 57 мин., 10 час. 43 мин., 11 час. 01 мин., 11 час. 03 мин., 11 час. 13 мин. 11 час 16 мин., 11 час. 17 мин., 11 час. 19 мин. 11 час. 23 мин., 11 час. 27 мин. ФИО 1 делал записи на пальцах и ладони своей левой руки.
В 11 час. 28 мин. 06.06.2018г. ФИО 1 вышел из аудитории, куда вернулся через 8 минут - в 11 час. 36 мин. Далее в 11 час. 38 мин., 11 час. 39 мин. он пользовался записями на руке при выполнении экзаменационной работы. В 11 час. 46 мин. ФИО 1 стер часть записей с пальцев левой руки и в 11 час. 48 мин., в 11 час. 54 мин., в 11 час. 55 мин. делал новые записи на ладони левой руки.
В 12 час. 20 мин. ФИО 1 был выведен из аудитории и препровожден в штаб ППЭ, где он по просьбе организаторов ППЭ на видеокамеру продемонстрировал наличие у него на левой руке записей, имеющих отношение к предмету сдаваемого экзамена. После этого, из представленной видеозаписи усматривается, как ФИО 1 пишет объяснение по обстоятельствам допущенного нарушения, в отношении него составляется акт об удалении участника ГИА с экзамена, который он также подписывает.
Из пунктов 3, 3.1-3.3 решения Государственной экзаменационной комиссии Красноярского края для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2018 году (оформленного протоколом от 07.06.2018 №) следует о поступлении в ГЭК акта об удалении участника ЕГЭ от 06.06.2018, в котором указано, что ФИО 1, обучающийся в МАОУ <данные изъяты>, был удален с ЕГЭ по русскому языку 06.06.2018 в 12:20 в ППЭ № (аудитория №) за записи на руке. Записи на руке относятся к учебному предмету «Русский язык». Когда ФИО 1 шел в штаб ППЭ, часть слов он стер. Оставшиеся: «парень напившись», «первые», «янтаря», «фразеологизмы», «оксюмороны».
К акту приложена объяснительная ФИО 1, в которой он собственноручно написал, что был удален с экзамена по русскому языку ДД.ММ.ГГГГ за записи на левой руке, относящиеся к данному предмету. Записи на руке были сделаны им во время экзамена.
Пунктом 3.1. раздела «Решение» протокола ГЭК Красноярского края от 07.06.2018 № аннулирован результат ЕГЭ по русскому языку 06.06.2018 ФИО 1, обучающегося в МАОУ <данные изъяты>.
Акт об удалении участника ГИА от 06.06.2018г. составлен в строгом соответствии с требованиями Порядка, после чего подписан ответственным организатором в аудитории ФИО 2, руководителем ППЭ Свидетель 1, членами ГЭК ФИО 3 и ФИО 6, а также самим участником ГИА ФИО 1, заполнен по всем имеющимся графам, в том числе – с указанием причины удаления, которая соответствует установленным обстоятельствам дела и письменным объяснениям ученика, каких-либо нарушений порядка его составления и процедуры удаления ФИО 1 с ГИА судом не установлено, доказательств обратного не предоставлено.
Из объяснительной ФИО 2 руководителю ППЭ Свидетель 1 от 06.06.2018 следует, что в аудитории 320 ею был замечен молодой человек на месте 4Б, пишущий на своих руках, а также заглядывающий на ладони. Об этом она сообщила руководителю ППЭ.
Из анализа экзаменационного материала КИМ № по русскому языку ФИО 1 следует, что задание № содержит термины «оксюморон» и «фразеологизмы», которые были обнаружены в числе записанных на пальцах левой руки ФИО 1
При этом согласно протоколу проведения ГИА в аудитории 320 ФИО 1 было выдано 2 черновика.
Допрошенный в судебном заседании ФИО 1 подтвердил факт нанесения на свою левую руку записей, имеющих отношение к решению выданного ему КИМ по русскому языку, указав, что эти пометки он делал во время экзамена с целью зафиксировать задания, вызывающие у него сложности, чтобы в дальнейшем к ним вернуться и ничего не забыть; с этими записями (пометками) на руке он выходил в туалет и попить воды; объяснительную от 06.06.2018г. он писал в штабе ППЭ, согласен с ее содержанием; на вопрос, почему же он не воспользовался черновиками, указал, что очень волновался во время ЕГЭ и по привычке делал записи на руках, а не на черновике.
Допрошенный в качестве свидетеля руководитель ППЭ Свидетель 1, показал, что в период прохождения экзамена он находился в штабе; после выявления ответственным организатором в аудитории факта того, что ФИО 1 осуществляет записи на своей левой руке с КИМ и выходит с ними в туалет, организатор ППЭ вывела его из аудитории и привела в штаб, где обучающийся написал объяснение; также Свидетель 1 была просмотрена видеозапись хода ЕГЭ, в которой подтвердились слова организатора, после чего был составлен Акт об удалении с экзамена, подписанный всеми лицами. Суть допущенного ФИО 1 нарушения выражается в том, что последний сделал на своей руке письменные заметки, имеющие прямое отношение к решению выданного ему КИМа, после чего вынес эти заметки из аудитории, что прямо запрещено Порядком проведения ЕГЭ в ППЭ. Для осуществления письменных заметок и записей всем обучающимся выдают черновики в неограниченном количестве, такими черновиками ФИО 1 был также обеспечен, однако он сделал пометки именно на руке с целью вынести нужную ему информацию из аудитории ППЭ. При этом до начала экзамена со всеми обучающимися был проведен соответствующий инструктаж, в котором оговаривалось и данное нарушение. Акт удаления и все иные бланки были заполнены в полном объеме, в строгом соответствии с требованиями Порядка.
Свидетель Свидетель 2, допрошенная в судебном заседании, пояснила, что 06.06.2018г. она осуществляла функции ответственного организатора вне аудиторий, во время экзамена один раз выводила ФИО 1 из аудитории в туалет, где он находился примерно 8 минут, она его ждала за входной дверью, в туалете за учеником никто не наблюдал. После того, как она вернула ФИО 1 в аудиторию, через некоторое время ответственный организатор в аудитории Лефлер сообщила ей о своих подозрениях на то, что ФИО 1 списывает – смотрит на свою ладонь, а потом что-то пишет в КИМе; о чем она доложила руководителю ППЭ ФИО3, они посмотрели видеозаписи с камер наблюдения и подозрения подтвердились, она видела, как данный молодой человек часто смотрел на руку. После выявления данного факта, его проводили в штаб, там оформили документы об удалении ученика с экзамена.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в материалы дела доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что они подтверждают факты нарушения ФИО 1 пункта 45 Порядка, допущенные при сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Так, перечень разрешенных к использованию во время проведения ЕГЭ вещей и предметов императивен и носит исчерпывающий характер.
При этом пункт 45 Порядка также предусматривает, что в день проведения экзамена (в период с момента входа в ППЭ и до окончания экзамена) в ППЭ обучающимся, выпускникам прошлых лет запрещается иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации; выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы на бумажном или электронном носителях, фотографировать экзаменационные материалы. При выходе из аудитории обучающиеся, выпускники прошлых лет оставляют экзаменационные материалы и черновики на рабочем столе.
Кроме того, в разделе 3.4 «Требования к соблюдению порядка проведения ЕГЭ в ППЭ» Методических рекомендаций по подготовке и проведению ЕГЭ в ППЭ в 2018 году (приложение к Рособрнадзора от 26.04.2018г. №10-268 также указано, что в день проведения экзамена (в период с момента входа в ППЭ и до окончания экзамена) участникам ЕГЭ запрещается, в частности - иметь при себе справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации; выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы на бумажном или электронном носителях (за исключением случая перехода из аудитории подготовки в аудиторию проведения при проведении экзамена по иностранным языкам раздел "Говорение"), фотографировать или переписывать задания экзаменационных материалов; во время проведения экзамена участникам ЕГЭ запрещается выносить из аудиторий письменные принадлежности, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
О существующих запретах и ограничениях ФИО 1, как участник ЕГЭ по русскому языку, был надлежащим образом проинформирован организаторами ППЭ, что, в том числе, подтверждается его росписью в графе «С порядком проведения ЕГЭ ознакомлен» выданного ему бланка КИМа по русскому языку.
Несмотря на это ФИО 1, находясь в аудитории, где проводился ЕГЭ по русскому языку и получив для решения КИМ №, неоднократно делал письменные записи (заметки) на своей левой руке, имеющие прямое отношение к полученному КИМу, используя свою руку, по сути, в качестве черновика, куда переписал сведения, относящиеся к экзаменационному материалу, после чего в нарушение существующего Порядка вынес из аудитории эти письменные заметки, выйдя с ними в туалет, а затем - использовал их для решения экзаменационного задания по возвращению в аудиторию №.
Доводы административного истца о том, что заметки на руке сына не относятся к запрещенным справочным материалам (или «шпаргалкам»), не свидетельствуют о нарушении им пункта 45 Порядка, а являются частью мыслительного процесса ученика и обусловлены волнением и перенесенным им стрессом, правового значения для дела не имеют, поскольку вмененное ФИО 1 нарушение заключается не в самом факте наличия у него на руке спорных заметок, переписанных из текста КИМа (возможность делать пометки и записи на черновиках допускается существующим Порядком), а в факте выноса этих письменных заметок, содержащих информацию заданий КИМа (в частности слова «оксюморон», «фразеологизмы» прямо предусмотрены в качестве вариантов ответов на 25 задание) из аудитории ППЭ, что прямо запрещено при сдаче ЕГЭ существующим Порядком.
Оценив доводы административного истца о допущенном, якобы, нарушении процедуры удаления ученика с экзамена и аннулировании результатов ЕГЭ, суд также полагает их несостоятельными по следующим причинам.
Из материалов дела следует, что ГЭК Красноярского края создана приказом Министерства образования Красноярского края от 13.02.20185 №68-11-05.
Распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 23.12.2016 №3354-10 председателем ГЭК в 2018 году назначена исполняющая обязанности министра образования Красноярского края ФИО4.
В соответствии с приказом Министерства образования Красноярского края от 08.05.2018 №ФИО 4, учитель технологии МБОУ «<данные изъяты> и ФИО 5, учитель биологии МБОУ <данные изъяты> включены в состав организаторов ППЭ; а Свидетель 1 - включен в качестве руководителя ППЭ.
Протоколом ГЭК от 31.05.2018 № члены ГЭК ФИО 3 и ФИО 6, направлены в ППЭ по русскому языку 06.06.2018 (в МАОУ <данные изъяты>).
Таким образом ППЭ был организован административным ответчиком в строгом соответствии с требованиями закона, члены ГЭК, ответственные организаторы назначены с соблюдением установленной процедуры; решение об удалении участника ГИА с экзамена принято обоснованно, в пределах предоставленной организаторам ППЭ компетенции с получением объяснения ученика и составлением соответствующего Акта об удалении от 06.06.2018г., протокол ГЭК Красноярского края от 07.06.2018 № также оформлен в соответствии с действующим законодательством, подписан всеми уполномоченными лицами.
Ссылки стороны административного истца на невручение ФИО 1 в день экзамена копии Акта о его удалении с ЕГЭ от 06.06.2018 судом отклоняются, поскольку существующий Порядок обязательности таких действий не содержит, а письмо Рособрнадзора от 16.03.2016 №, на которое ссылается административный истец, не является нормативным правовым актом и носит чисто рекомендательный характер. Кроме того, суд отмечает, что копия указанного акта была незамедлительно направлена административному истцу по почте, как законному представителю ФИО 1; невручение спорного акта в день его оформления никаким образом не препятствовало административному истцу в своевременной реализации права на судебную защиту.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным решения ГЭК об аннулировании результата ЕГЭ по русскому языку, оформленного в виде протокола № от 07.06.2018г. (пункты 3.1-3.3), возложении обязанности допустить ФИО 1 к повторной сдаче ЕГЭ по русскому языку в дополнительное время в текущем учебном году.
Руководствуясь ст. 175-177,227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ФИО 1 к Министерству образования Красноярского края о признании незаконным решения Государственной экзаменационной комиссии Красноярского края для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2018 году об аннулировании результата Единого государственного экзамена по русскому языку, оформленного в виде протокола № от 07.06.2018г. (пункты 3.1-3.3), возложении обязанности допустить ФИО 1 к повторной сдаче Единого государственного экзамена по русскому языку в дополнительное время в текущем учебном году, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.
Решение изготовлено в полном объеме 26 июня 2018 года
Судья И.<адрес>