ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3205/16 от 02.08.2016 Новочеркасского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2а-3205/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Власовой О.А.,

при секретаре Жуковской А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Кручина Е.Л. к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Новочеркасска Ростовской области, заинтересованное лицо Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новочеркасске, о признании решения незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Кручина Е.Л. обратилась в суд с административным исковым заявлением к УАиГ Администрации <адрес>, заинтересованное лицо ГУ УПРФ РФ в <адрес>, о признании решения незаконным. В обоснование исковых требований указала, что <дата> ей был выдан сертификат на материнский капитал. <дата> УАиГ Администрации <адрес> выдало ее супругу Кручине П.А. на реконструкцию принадлежащего ему на праве собственности жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с п.2 ч. 1.1. ст. 10 Федерального закона от <дата> N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", административному истцу до начала работ были перечислены денежные средства в размере <данные изъяты> суммы материнского капитала для проведения основных работ по реконструкции вышеуказанного жилого дома. После завершения работ по реконструкции, на основании предоставленного в отделение Пенсионного фонда России документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта ИЖС, Кручина Е.Л. имеет право на получение оставшейся суммы материнского капитала в размере <данные изъяты>.

Реконструкция жилого дома была произведена путём увеличения обшей и жилой площади дома за счёт возведения к жилому дому литера «<данные изъяты>., что подтверждается копиями технических паспортов жилого дома от <дата> и от <дата>, а также градостроительным планом земельного участка.

<дата> административный истец обратилась в УАиГ Администрации <адрес> с заявлением о выдаче акта освидетельствования, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта ИЖС, осуществляемому с привлечением средств материнского капитала.

Решением Главного архитектора - начальника Управления УАиГ Администрации <адрес> от <дата> Кручина Л.Е. было отказано в выдаче акта освидетельствования, на основаниях, не предусмотренных Правилами выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <дата>.

Административный истец просила суд признать незаконным решение Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> от <дата> об отказе в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.

Истец также просила суд обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> выдать Кручина Е.Л. акт освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании административный истец Кручина Е.Л. исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного истца, действующая на основании ордера и доверенности, Гончарова Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что вступившим в законную силу решением Новочеркасского городского суда <адрес> от <дата> удовлетворены исковые требования Кручины П.А. к Администрации <адрес>, третьи лица: Василец Л.С., Картушина М.А., о сохранении жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, в реконструированном состоянии. Указала, что перечень оснований для отказа в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, содержащийся в п. 5 Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Основания, по которым УАиГ Администрации <адрес> отказало Кручина Е.Л. в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, в Правилах отсутствуют. Просила суд исковые требования удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности, Суздаль М.И. исковые требования не признала. Пояснила, что из приложенного к заявлению Кручина Е.Л. технического паспорта от <дата> на жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, следует, что реконструкция была выполнена с отступлением от требований градостроительного плана земельного участка и схемы планировочной организации земельного участка, предоставленной в УАиГ Администрации <адрес> при получении разрешения на реконструкцию. Так при реконструкции не были соблюдены минимальные отступы – три метра от стен реконструированного здания до границ смежных земельных участков по <адрес> и <адрес>. Подтвердила, что в результате реконструкции, общая площадь жилого дома увеличилась не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, установленную в соответствии с жилищным законодательством РФ. Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В судебное заседание заинтересованное лицо ГУ УПРФ РФ в <адрес>, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, не явилось, возражений относительно заявленных требований суду не представил.

В соответствии с требованиями ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав выступления лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1 ст. 219 КАС РФ).

В силу п.1 ч.3 ст. 7 Федерального закона от <дата> N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон от <дата> N 256-ФЗ), лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям в том числе для улучшение жилищных условий.

Согласно п. 2 ч.1 ст. 10 Федерального закона от <дата> N 256-ФЗ, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

Часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке документов (ч. 1.1. ст. 10 Федерального закона от <дата> N 256-ФЗ).

Часть средств материнского (семейного) капитала, оставшаяся в результате распоряжения ими в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, может быть использована на те же цели не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Выдача указанного документа осуществляется по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 1.2. ст. 10 Федерального закона от <дата> N 256-ФЗ).

В соответствии с п.1 Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> N 686 (далее Правила N 686), документом, подтверждающим проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, является акт освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства (далее - акт освидетельствования).

Акт освидетельствования выдается органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство (далее - уполномоченный орган), на основании заявления лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, либо его представителя. К заявлению может быть приложен документ, подтверждающий факт создания объекта индивидуального жилищного строительства (кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или кадастровая выписка об объекте недвижимости). Уполномоченный орган организует в установленном им порядке осмотр объекта индивидуального жилищного строительства в присутствии лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, или его представителя. При проведении осмотра могут осуществляться обмеры и обследования освидетельствуемого объекта. По результатам осмотра объекта индивидуального жилищного строительства составляется акт освидетельствования по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п.п. 2,3 Правил N 686).

Судом установлено и следует из материалов дела, что <дата>, на основании решения ГУ УПРФ РФ в <адрес> от <дата>, Кручина Е.Л. был выдан сертификат на материнский капитал в размере <данные изъяты> (л.д. 8).

Собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, является Кручина Е.Л. (л.д.21).

<дата> УАиГ Администрации <адрес> выдало Кручине П.А. разрешение на реконструкцию жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.7).

Реконструкция жилого дома была произведена путём увеличения обшей и жилой площади дома за счёт возведения к жилому дому литера «<данные изъяты> двухэтажного жилого пристроя литера «<данные изъяты>., что подтверждается копиями технических паспортов жилого дома от <дата> и от <дата>, а также кадастровым паспортом здания (л.д. 9-21).

Решением Новочеркасского городского суда <адрес> от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, удовлетворены исковые требования Кручины П.А. к Администрации <адрес>, третьи лица: Василец Л.С., Картушина М.А., о сохранении жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, в реконструированном состоянии (л.д. 50-51).

Решением Главного архитектора - начальника Управления УАиГ Администрации <адрес> от <дата> Кручина Л.Е. отказано в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> а. Основаними отказа в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, послужило то, что реконструкция была выполнена с отступлением от требований градостроительного плана земельного участка и схемы планировочной организации земельного участка, предоставленной в УАиГ Администрации <адрес> при получении разрешения на реконструкцию. При реконструкции не были соблюдены минимальные отступы - три метра от стен реконструированного здания до границ смежных земельных участков по <адрес> и <адрес> (л.д. 6).

Согласно п. 5 Правил N 686, уполномоченный орган отказывает в выдаче акта освидетельствования в случае, если: в ходе освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) будет установлено, что такие работы не выполнены в полном объеме; в ходе освидетельствования проведения работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства будет установлено, что в результате таких работ общая площадь жилого помещения не увеличивается либо увеличивается менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Данный перечень оснований к отказу в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия (ч.9 ст. 227 КАС РФ).

При таком положении, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что у УАиГ Администрации <адрес> отсутствовали основания, предусмотренные Правилами выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата>, для отказа Кручина Е.Л. в удовлетворении заявления о выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, судья,

РЕШИЛ:

Исковые требования Кручина Е.Л. к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>, заинтересованное лицо Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>, о признании решения незаконным – удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> от <дата> об отказе в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> выдать Кручина Е.Л. акт освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.

Об исполнении решения Управлению архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> необходимо сообщить суду и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено <дата>.

Судья О.А. Власова