РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 августа 2021 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при секретаре судебного заседания Супруновой А.В. ,
с участием представителя административного истца ООО «РИП» ФИО2 , действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании ГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права» № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административных ответчиков ФИО3, действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области ФИО4 , действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившего диплом о высшем юридическом образовании ГОУ ВПО «ФИО1 правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3205/2021 по административному исковому заявлению ООО «РИП», ФИО5 к администрации города Иркутска, комитету по градостроительной политике администрации города Иркутска, заместителю председателя комитета – начальнику департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска ФИО6 о признании отзыва уведомления от ДД.ММ.ГГГГ незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ООО «РИП», ФИО5 обратились в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к администрации города Иркутска, комитету по градостроительной политике администрации города Иркутска, заместителю председателя комитета – начальнику департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска ФИО6 , в котором просят признать отзыв уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Административное исковое требование мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Уведомление выдано ФИО5 , Вагнеру А. и ООО «РИП». ООО «РИП» осуществило постройку здания в соответствии с уведомлением, о чем свидетельствует технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ заместителем председателя комитета - начальником департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска ФИО6 принято решение об отзыве уведомления. Фактически данный отзыв является отменой уведомления. Решение об отзыве уведомления основано на позиции, согласно которой запрещено новое строительство в границах охранной (объединенной) зоны объектов культурного наследия. Административные истцы считают отзыв незаконным. Уведомление выдано на застройку земельного участка с кадастровым номером №. Застраиваемый земельный участок расположен в границах исторического квартала №, ограниченном <адрес> территории квартала № действуют режимы зон охраны объектов культурного наследия и градостроительные регламенты охранной (объединенной) зоны и зоны строгого регулирования застройки и хозяйственной деятельности 2-го типа (ЗСР-2), установленные постановлением администрации Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-па. Строительство спорного дома является регенерацией градостроительной среды и обеспечена сохранность объектов культурного наследия, расположенных вблизи. Письмом Службы от ДД.ММ.ГГГГ№ подтверждено соответствие указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в части предмета охраны исторического поселения и требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства, установленных режимом и градостроительным регламентом охранной (объединенной) зоны объектов культурного наследия. Принимая решение об отзыве уведомления, административными ответчиками не проанализированы нормы действующего законодательства о возможности регенерации историко-градостроительной среды. С ДД.ММ.ГГГГ действует постановление администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, внесение изменений в разрешения на строительство». В соответствии с пунктом 25 Административного регламента органом, предоставляющим муниципальную услугу, является администрация города Иркутска. Структурным подразделением администрации города Иркутска, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является отдел выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска. В связи с тем, что в Административном регламенте отсутствует порядок отзыва уведомления, полагают, что порядок выдачи разрешительной документации распространяется по аналогии на порядок отзыва уведомления. Учитывая, что уведомление выдано отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска, полномочия у начальника департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска ФИО6 отсутствовали. Уведомление фактически является разрешением на строительство объекта. Процедура получения разрешений на строительство и уведомления различается перечнем документов, предоставляемых в уполномоченный орган. В оспариваемом отзыве уведомления содержится ссылка на статьи 7, 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Право уполномоченного органа на издание ненормативных актов о прекращении действия разрешения на строительство допускается в исключительных случаях, перечисленных в пункте 21.1 статьи 51 ГрК РФ. Полагают, что орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону; отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. В оспариваемом отзыве уведомления не указаны нарушения требования градостроительного законодательства, послужившие основанием для отмены уведомления. В связи с изданием оспариваемых приказов понесенные на строительство расходы истцам никем не возмещены, тем самым фактически на истцов возложены негативные последствия решений, принятых ответчиками, поскольку правовым последствием издания оспариваемого акта является признание возводимого здания самовольной постройкой и его снос.
В представленных суду письменных дополнениях административными истцами указано, что градостроительный план земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный на земельный участок с кадастровым номером №, содержит оговорку на постановление администрации Иркутской области №-па «Об утверждении границ зон охраны ОКН (памятников истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории города Иркутска, режимов использования земель градостроительных регламентов в границах данных зон» с возможностью регенерации территории. На основании Градостроительного плана выдано отозванное уведомление. Вместе с тем, Градостроительный план не признан незаконным, не отменен. Уведомление на момент его отзыва исполнено. Индивидуальный жилой дом построен, о чем свидетельствует технический план от ДД.ММ.ГГГГ. Истцами подавалось ДД.ММ.ГГГГ уведомление об окончании строительства в администрацию города Иркутска с приложением технического плана от ДД.ММ.ГГГГ. Письмом отдела выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска № от ДД.ММ.ГГГГ заявители проинформированы о невозможности рассмотрения поступивших документов в связи с определением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ об обеспечительных мерах. Таким образом, ответчикам было известно об окончании строительства и исполнении уведомления.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «РИП» ФИО2 на удовлетворении заявленного административного искового требования настаивала по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, с учетом его дополнения.
Представитель административных ответчиков администрации города Иркутска, комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения заявленного административного искового требования возражала по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление и письменных дополнительных пояснениях к ним.
Представитель заинтересованного лица Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области ФИО4 в судебном заседании полагал заявленное административное исковое требование не подлежащим удовлетворению по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.
Административный истец ФИО5 , заинтересованное лицо ФИО7, о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу уведомленные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Административный ответчик заместитель председателя комитета - начальник департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска ФИО6 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу извещалась надлежащим образом, согласно приказу заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ№К-62/21 ФИО6ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию.
Руководствуясь положениями статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд с согласия лиц, участвующих в деле, рассмотрел административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 4 КАС РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу требований части 11 статьи 226 КАС РФ бремя доказывания между сторонами административного производства распределяется следующим образом.
Административный истец обязан доказать нарушены ли его права, свободы и законные интересы, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Административный ответчик обязан доказать, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Форма уведомления о планируемом строительстве утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№/пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома».
Перечень документов, прилагаемых к уведомлению о планируемом строительстве, определен в части 3 статьи 51.1 ГрК РФ.
Так согласно подпункту 4 части 3 статьи 51.1 ГрК РФ к уведомлению о планируемом строительстве прилагается описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, если такое строительство (реконструкция) осуществляются в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Основания для направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке предусмотрены в части 10 статьи 51.1 ГрК РФ.
Согласно части 8 статьи 51.1 ГрК РФ, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления:
в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления этого уведомления при отсутствии оснований для его возврата, предусмотренных частью 6 статьи 51.1 ГрК РФ, направляет, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, указанное уведомление и приложенное к нему описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия;
проводит проверку соответствия указанных в этом уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления этого уведомления, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления этого уведомления;
в срок не позднее двадцати рабочих дней со дня поступления этого уведомления направляет застройщику способом, определенным им в этом уведомлении, предусмотренное пунктом 2 части 7 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) в отдел выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска поступило уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: малоэтажная многоквартирная жилая застройка, для индивидуального жилищного строительства.
Данное уведомление с приложением описания внешнего облика планируемого объекта отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска было направлено в адрес Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области.
Структурными подразделениями комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска в свою очередь проведена проверка соответствия уведомления о планируемом строительстве требованиям, предусмотренным частью 8 статьи 51.1 ГрК РФ.
По результатам проверки установлено, что представленное уведомление о планируемом строительстве соответствует всем необходимым требованиям, предусмотренным действующим законодательством, в связи с чем, отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска ДД.ММ.ГГГГФИО5 , Вагнеру А., ООО «РИП» выдано уведомление № о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
Уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ было выдано в том числе с учетом письма Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому описание внешнего облика и архитектурное решение по индивидуальному жилому дому по <адрес> в <адрес>, объемно-планировочного и архитектурного решения, шифр №-АР, выполненное ООО «ПИР», соответствует предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленных режимом и градостроительным регламентом охранной (объединенной) зоны объектов культурного наследия.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию города Иркутска поступило письмо Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области «О принятии мер» от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области просит считать письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ отмененным и недействующим со дня его выдачи, а уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ№ выданным с нарушением режима, предусмотренного постановлением администрации Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-па «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон», и подлежащим отмене.
Отзывом от ДД.ММ.ГГГГ (№) уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ№ комитетом по градостроительной политике администрации города Иркутска отозвано.
В обоснование отзыва указано, что в соответствии с обращением Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области «О принятии мер» от ДД.ММ.ГГГГ№, руководствуясь статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска отзывает уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ№.
Как следует из части 9 статьи 51.1 ГрК РФ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в течение десяти рабочих дней со дня поступления от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления уведомления о планируемом строительстве и предусмотренного пунктом 4 части 3 настоящей статьи описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома рассматривает указанное описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и направляет, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о соответствии или несоответствии указанного описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае не направления в указанный срок уведомления о несоответствии указанного описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства указанное описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома считается соответствующим таким предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства.
Согласно части 10 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Между тем, таких обстоятельств в ходе судебного разбирательства по делу судом не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26 мая 2011 года № 739-О-О, положение части 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Исходя из содержания вышеуказанных правовых норм, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций.
Доводы административных истцов об отсутствии законодательной возможности отзыва (отмены) ранее выданных уведомлений основаны на неверном толковании норм материального права.
Уведомление о соответствии объекта является правовым актом уполномоченного органа, который вправе в порядке самоконтроля его отменить (отозвать). При этом право уполномоченного органа на отмену принятого им правового акта является самостоятельным способом его отмены и не ставится в зависимость от признания этого акта незаконным в судебном порядке.
Доводы административных истцов об отсутствии у должностного лица заместителя председателя комитета - начальника департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска ФИО6 полномочий на отзыв уведомления судом проверены и не нашли своего подтверждения.
Так постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, внесение изменений в разрешения на строительство».
В соответствии с пунктом 25 Административного регламента органом, предоставляющим муниципальную услугу, является администрация города Иркутска. Структурным подразделением администрации города Иркутска, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является отдел выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска.
Как следует из приказа от ДД.ММ.ГГГГ№К-63/20, в связи с фактическим исполнением обязанностей, исполнение обязанностей начальника отдела выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска на период ежегодного оплачиваемого отпуска ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ возложено на ФИО6 - заместителя председателя комитета - начальника департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска.
При таких обстоятельствах оспариваемый административными истцами отзыв уведомления принят уполномоченным органом, подписан уполномоченным лицом, в пределах его компетенции.
Между тем, проверяя процедуру и основания для принятия такого решения, суд учитывает, что буквальное толкование содержания оспариваемого отзыва комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ (№) уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ№ свидетельствует о том, что оспариваемый отзыв не содержит обоснования того, каким именно нормативным правовым актам федерального законодательства либо законодательства Иркутской области, требованиям к градостроительным регламентам не соответствует выданное уведомление, в чем состояло нарушение закона, требований к градостроительным регламентам при подготовке и выдаче уведомления, что повлекло необходимость его отмены в порядке самоконтроля, не имеет оспариваемый отзыв и ссылок на соответствующие нормы материального права.
Проверяя законность оснований для выдачи уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, а также мотивы принятия Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области решения о признании письма от ДД.ММ.ГГГГ№ отмененным и недействующим со дня его выдачи, суд учитывает следующее.
Как следует из пояснений представителя административных ответчиков, данных в ходе судебного разбирательства по делу, единственным основанием для принятия оспариваемого отзыва явилось письмо Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области «О принятии мер» от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области просит считать письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ отмененным и недействующим со дня его выдачи, а уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ выданным с нарушением режима предусмотренного постановлением №-па и подлежащим отмене.
Из содержания письма Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии мер» следует, что в соответствии с постановлением №-па объект строительства находится на земельном участке и расположен в охранной (объединенной) зоне объектов культурного наследия. Режим и градостроительный регламент охранной (объединенной) зоны предусматривает, в том числе, запрещение нового строительства, за исключением специальных мер, направленных на комплексное сохранение объекта культурного наследия и регенерацию его историко-градостроительной, природной среды.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Режим использования земель и градостроительный регламент охранной зоны, утвержденный постановлением администрации Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-па, предусматривает запрет нового строительства. Собственник земельного участка, в границах которого расположен объект культурного наследия, обязан обеспечить неизменность внешнего облика, сохранять целостность и структуру объекта наследия.
Как следует из пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Под регенерацией понимается сохранение и восстановление историко-градостроительной и природной среды объекта культурного наследия, восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и характеристик историко-градостроительной и природной среды.
Градостроительные регламенты, установленные постановлением администрации Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-па, допускают сохранение и регенерацию (восстановление) историко-градостроительной среды, запрещают новое строительство, за исключением специальных мер, направленных на комплексное сохранение объектов культурного наследия и регенерацию его историко-градостроительной, природной среды.
Согласовывая «Описание объемно-планировочного и архитектурного решения» шифр 18-18-АР, <...> год, выполненного ООО «ПИР» при уведомлении о соответствии требованиям режимов зоны ОЗ, а также предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства установленных режимом и градостроительным регламентом охранной (объединенной) зоны объектов культурного наследия, Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области исходила из следующих критериев:
1. Проектом «Индивидуальный жилой дом», шифр 18-18-ПД, г. Иркутск, выполненным ООО «ПИР», адрес: <адрес>. Проектная документация» предлагается регенерация фрагмента застройки по красной линии путем воспроизведения в исторических формах не сохранившейся усадьбы по адресу: К. Либкнехта, 13-15 в г. Иркутске;
2. «Индивидуальный жилой дом» возводится заново в пятне застройки главного дома исторической усадьбы в соответствии с режимами и регламентами проекта зон охраны объектов культурного наследия с сохранением модуля исторической застройки (в соответствующих историческому дому габаритах), в композиции, близкой историческому дому г. Иркутска периода послепожарного восстановления города;
3. вновь строящийся Г-образный в плане дом представляет собой реплику традиционного деревянного двухэтажного жилого дома срубной конструкции. Здание по проекту – в исторических габаритах с сохранением высотных отметок, воссозданием габаритов и характеристик архитектурно-художественного решения фасадов с деревянной отделкой. Сохраняется историческая жилая функция здания. Строительство осуществляется с соблюдением традиционных приемов – из круглого бревна, рубка углов – «в лапу без остатка». Планируемый деревянный декор соответствует стилистике застройки <адрес> (бывшая Саломатовская).
Из акта государственной историко-культурной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ проектной документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия исторического центра города Иркутска: объект культурного наследия регионального значения «Доходный дом с флигелем Ординой», расположенный по адресу: <адрес>, лит. А, лит. Б, Б1, Б2; выявленный объект культурного наследия «Дом жилой», кон. XIX в., расположенный по адресу: <адрес>, лит. Б, б; объект культурного наследия федерального значения «Усадьба Винтинова», 1880-1890-е гг., расположенный по адресу: <адрес>, лит. А-А1-а1-а2, находящихся в непосредственной близости от участка регенерации квартальной застройки на участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> («Индивидуальный жилой дом. Адрес: <адрес>. Проектная документация»). Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами: «Мероприятия по сохранности объектов культурного наследия». Раздел 1, часть 2) следует, что при выполнении запланированных документацией мероприятий сохранность объектов культурного наследия: объект культурного наследия регионального значения «Доходный дом с флигелем Ординой», расположенный по адресу: <адрес>, лит. А, лит. Б, Б1, Б2; выявленный объект культурного наследия «Дом жилой», кон. XIX в., расположенный по адресу: <адрес>, лит. Б, б; объект культурного наследия федерального значения «Усадьба Винтинова», 1880-1890-е гг. по адресу: <адрес>, лит. А-А1-а1-а2, расположенных на территории, прилегающей к месту предполагаемого проведения строительных работ, обеспечена (положительное заключение).
Кроме того, в данном акте (страница 16) отражено, что строительство индивидуального жилого дома, не представляющего собой объекта культурного наследия, воссоздание внешнего облика средового строения исторического вида соответствует установленным проектом зон охраны мероприятием по регенерации исторических застроек исторического центра г. Иркутска, их средового наполнения (в форме восстановления утраченных характеристик), историко-градостроительной среды, что допускается пунктом 1 статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона.
Вышеуказанный акт государственной историко-культурной экспертизы в установленном законом порядке никем из заинтересованных лиц не оспорен.
Как следует из заключения государственной историко-культурной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, выполненной экспертом Красной Н.Н. , возведенный объект капитального строительства «Индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000034:22759», смежный с объектом культурного наследия регионального значения «Доходный дом с флигелем Ординой», расположенным по адресу: <адрес>, лит. А, лит. Б, Б1, Б2, соответствует режиму использования земель и требованиям к градостроительным регламентам охранной (объединенной) зоны, утвержденным постановлением администрации Иркутской области №-па от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в данном заключении отражено, что объект является исключением, специальной мерой, направленной на регенерацию историко-градостроительной среды. Объект установлен на территории ранее утраченной исторической постройки усадьбы по <адрес>, что подтверждается реестровым планом 1929 года. Объект выполнен в габаритах, приближенных к утраченной исторической постройке, соответствует объемно-композиционным характеристикам конца XIX начала XX веков застройки г. Иркутска, сохраняет масштаб ансамбля застройки <адрес>.
Оценивая представленные акт и заключение, суд не находит оснований не доверять выводам, изложенным в них, поскольку акт и заключение подготовлены экспертами, обладающими знаниями в соответствующей области науки, образованием, необходимым опытом и квалификацией, оснований для переоценки выводов которых не имеется, каких-либо убедительных доказательств, ставящих под сомнение изложенные выводы экспертов, суду не представлено.
Не оставляет суд без внимания и то обстоятельство, что градостроительный план земельного участка № RU383030004122 от ДД.ММ.ГГГГ, выданный в отношении земельного участка с кадастровым номером №, содержит предусмотренную Градостроительным кодексом Российской Федерации необходимую информацию по застройке соответствующей территории, в том числе указание на постановление администрации Иркутской области №-па «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, режимов использования земель градостроительных регламентов в границах данных зон» с возможностью регенерации территории. Информация, отраженная в градостроительном плане земельного участка, соответствует информации, содержащейся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска (ИСОГД).
Отозванное уведомление от ДД.ММ.ГГГГ выдано отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска, в том числе с учетом положений градостроительного плана земельного участка, содержащего данные и сведения, необходимые для проектирования и строительства объекта капитального строительства на конкретном земельном участке.
Таким образом, на момент выдачи уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ оно не нарушало ограничений, установленных для защитной зоны объекта культурного наследия или зон охраны объекта культурного наследия, выдано с соблюдением требований к градостроительным регламентам охранной (объединенной) зоны, утвержденным постановлением администрации Иркутской области №-па от ДД.ММ.ГГГГ, а потому правовых оснований для отзыва данного уведомления у органа местного самоуправления не имелось.
Изложенные обстоятельства также подтверждены вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, в котором судом, в том числе установлено (страницы 13, 14), что с соблюдением требований, предусмотренных статьей 51.1 ГрК РФ ФИО5 , Вагнеру А., ООО «РИП» обратились в комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащим сведения о застройщике, сведения о земельном участке, сведения об объекте капитального строительства, схематичное изображение планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке. Объект построен в соответствии с уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ, при возведении спорного объекта недвижимости не было допущено существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, противопожарных норм и правил, постройка не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Доводы представителя заинтересованного лица Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области о том, что объект индивидуального жилищного строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000034:22759, выполненный на основании уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует габаритам исторического дома, следовательно не может быть отнесен к специальной норме, направленной на комплексное сохранение объекта культурного наследия и регенерацию его историко-градостроительной природной среды, данное строительство является новым строительством и противоречит градостроительным регламентам, установленным для данной зоны, а также требованиям, предусмотренным статьей 5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», суд находит необоснованными, противоречащими представленным в материалы административного дела письменным доказательствам, приведенным выше.
Ссылку представителя заинтересованного лица Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области на решение Кировского районного суда г. Иркутска по административному делу № 2а-2592/2018, выводы которого повлияли на позицию Службы относительно применения объединенной охранной зоны объектов культурного наследия, установленной постановлением администрации Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-па «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон», суд находит несостоятельной, поскольку решение суда по административному делу № 2а-2592/2018 не обладает признаками преюдициальности для оспариваемого административными истцами отзыва уведомления.
Из содержания статьи 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Принимая во внимание, что оспариваемый отзыв уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ принят административными ответчиками с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Иркутской области в части процедуры и оснований для отмены уведомления о планируемом строительстве № 36-1/18 от 30.10.2018, оспариваемое решение нарушает права административных истцов, в частности лишает их возможности в административном порядке ввести объект, завершенный строительством, в эксплуатацию, зарегистрировать право собственности, а потому подлежит признанию незаконным.
При таких обстоятельствах суд находит административное исковое требование ООО «РИП», ФИО5 о признании незаконным отзыва уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ подлежащим удовлетворению.
Признание решения органа местного самоуправления незаконным является самостоятельным и достаточным способом защиты нарушенных прав административных истцов.
В силу требований части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемый административными истцами отзыв уведомления датирован ДД.ММ.ГГГГ. Административное исковое заявление подано в суд представителем административных истцов ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует штамп суда о приеме, в связи с чем, суд полагает, что срок для обращения с настоящим административным исковым заявлением истцами соблюден.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования ООО «РИП», ФИО5 к администрации города Иркутска, комитету по градостроительной политике администрации города Иркутска, заместителю председателя комитета – начальнику департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска ФИО6 - удовлетворить.
Признать незаконным отзыв уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Сучилина
Решение в окончательной форме принято 03.09.2021.