ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-320/20 от 24.01.2020 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Номер а-320/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 января 2020 года г. Пенза

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Турчака А.А.,

при секретаре Болеевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Пензы действующего в интересах и в защиту прав неопределенного круга лиц в том числе несовершеннолетних о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной для распространения на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец прокурор Ленинского района г.Пензы действующий в интересах и в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса в части вопросов соблюдения режима охраны информации, доступ к которой ограничен.

В помещении служебного кабинета прокуратуры Ленинского района г. Пензы, расположенной по адресу: Данные изъяты, с применением персонального компьютера (ноутбука) HP модель DESKTOP-O1CU5LQ, принтера CANON I- SENSYSLPB 6020, осуществлен мониторинг страниц сайтов в сети «Интернет» и поиск ресурсов, допускающих размещение информации, доступ к которой ограничен в целях обеспечения безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Проверка и поиск Интернет - ресурсов осуществлялись с использованием браузера «Yandex». В адресной строке браузера при введении в отобразившемся окне поиска ключевых слов ресурсов «ГОСТ РВ 8.573-2000» отобразился список ресурсов (Интернет-сайтов). В поиске по данному запросу отобразилось 2 млн. ответов (ресурсов).

Установлено, что на Интернет - страницах: Данные изъяты. размещен текст государственного военного стандарта ГОСТ РВ 8.573-2000 «Государственная система обеспечения единства измерения. Метрологическая экспертиза образцов вооружения и военной техники. Организация и порядок проведения», а также текст ГОСТ РВ 0027-009-2008 «Надежность военной техники. Методы оценки соответствия требованиям к надежности».

При нажатии путем наведения курсоре «мыши» электронной гиперссылки «СКАЧАТЬ» информационная система автоматически скачивает файл с наименованием - Данные изъяты в формате - «doc», а также- Данные изъяты на внутреннюю память компьютера. После скачивания данного файла ознакомиться с содержанием государственного военного стандарта ГОСТ РВ 8. 573-2000 «Государственная система обеспечения единства измерения. Метрологическая экспертиза образцов вооружения и военной техники. Организация и порядок проведения, а также текста ГОСТ РВ 0027-009-2008 «Надежность военной техники. Meтоды оценки соответствия требованиям к надежности» может любой Интернет пользователь. Получение файла (текста документа) не требует дополнительное регистрации.

Указанный сайт не является официальным сайтом органов государственной власти или подведомственных им учреждений и организаций, ограничения на передачу, копирование и распространение текста документа отсутствуют.

Сопоставление наименования государственных военных стандартов ГОСТ РВ 8. 573-2000 «Государственная система обеспечения единства измерения. Метрологическая экспертиза образцов вооружения и военной техники. Организация и порядок проведения», а также текста ГОСТ РВ 0027-009-2008 «Надежность военной техники. Методы оценки соответствия требованиям к надежности», имеющихся в распоряжении 719 военного представительства Министерства обороны РФ и зарегистрированного с пометкой «Для служебного пользования» с наименованием государственного военного стандарта, размещенных на сайте: Данные изъяты; Данные изъяты показало, что их содержание идентично.

Признание указанной информации запрещенной к распространению в Российской Федерации необходимо для последующего ограничения доступа к этим сайтам в установленном действующим законодательством порядке.

Просил суд признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайтах: Данные изъяты; Данные изъяты информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Определением Ленинского районного суда г.Пензы от 24.01.2020г. производство по делу в части признания информации размещенной в сети «Интернет» на сайте Данные изъяты запрещенной для распространения на территории Российской Федерации было прекращено, в связи с отказом от административного иска в этой части.

В судебное заседании представитель административного истца прокурора Ленинского района г.Пензы не явился.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Пензенской области в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с ч. 1 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц ил передачу информации неопределенному кругу лиц (ст. 2 Федерального закона №149-ФЗ).

В соответствии с ч. 5 ст. 15 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно -телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статьей 9 Закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью 6 ст. 7 Федерального закона №149-ФЗ установлено, что в случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда.

Согласно положениям ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ в частности являются решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Ленинского района г. Пензы проведена проверка исполнения законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса в части вопросов соблюдения режима охраны информации, доступ к которой ограничен. В ходе проверки установлено, что на Интернет - страницах: Данные изъяты; Данные изъяты. размещен текст государственного военного стандарта ГОСТ РВ 8.573-2000 «Государственная система обеспечения единства измерения. Метрологическая экспертиза образцов вооружения и военной техники. Организация и порядок проведения», а также текст ГОСТ РВ 0027-009-2008 «Надежность военной техники. Методы оценки соответствия требованиям к надежности».

При нажатии путем наведения курсоре «мыши» электронной гиперссылки «СКАЧАТЬ» информационная система автоматически скачивает файл с наименованием - «Данные изъяты в формате - «doc», а также- Данные изъяты на внутреннюю память компьютера. После скачивания данного файла ознакомиться с содержанием государственного военного стандарта ГОСТ РВ 8. 573-2000 «Государственная система обеспечения единства измерения. Метрологическая экспертиза образцов вооружения и военной техники. Организация и порядок проведения, а также текста ГОСТ РВ 0027-009-2008 «Надежность военной техники. Meтоды оценки соответствия требованиям к надежности» может любой Интернет пользователь. Получение файла (текста документа) не требует дополнительное регистрации.

Указанный сайт не является официальным сайтом органов государственной власти или подведомственных им учреждений и организаций, ограничения на передачу, копирование и распространение текста документа отсутствуют.

На момент проверки указатели страниц вышеуказанных сайтов, на которых размещена запрещенная информация, в единый реестре доменных имен, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включена.

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными закон (служебная тайна), включены в перечень сведений конфиденциального характера, утвержденного указом Президента РФ от 06.03.1997 №188.

В силу п. 2 постановления Правительства РФ от 03.11.1994 №1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельное А» (далее - Положение № 1233) служебная информация, содержащаяся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, других служебных документов, не подлежит разглашению (распространению).

В соответствии с п.1.2 Положения №1233 к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения, на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования» (п.1.3 Положения №1233).

Доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляют их государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, определена одним из основных принципов стандартизации в Российской Федерации (п.10 ст.4 Федерального закона от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №162- ФЗ)).

На том же принципе основана и стандартизация оборонной продукции, процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией (п. «к» раздела III Положения о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 №1567 (далее – Положение №1567).

Согласно пп. «ж» и «ч» и. 2 раздел I Положения №1567 «государственный военный стандарт» - документ по стандартизации, утвержденный (принятый) федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий требования к военной продукции, а также процессам и иным объектам стандартизации, связанным с такой продукцией; «распространение документов по стандартизации оборонной продукции» - предоставление в установленном порядок же официальных изданий документов по стандартизации оборонной продукции.

Из положений пп. «л» п. 2 раздела I и п. 34 раздела VII Положения №1567 следует, что информационное обеспечение участников деятельности по стандартизации оборонной продукции, т.е. представление информации о составе документов по стандартизации оборонной продукции (изменении состава таких документов) или содержании отдельных документов, а также распространение указанных документов, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии посредством издания и распространения сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции (отдельных разделов по отраслевой тематике) и изменений указанного сводного перечня.

Статьей 13.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи исполнение служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случае, предусмотренных ч.1 ст. 14.33 КоАП РФ.

В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направленная на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которое предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Таким образом, результаты проверки свидетельствуют о том, что информация, содержащаяся на сайте по электронному адресу Данные изъяты, распространение которой запрещено, находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц.

Согласно сведениям сайта https://whois.ru/ данные о правообладателе указанных интернет-страниц отсутствуют.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» основаниями для включения в реестр являются как решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти так и вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228.

П.4 Правил принятия уполномоченным Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101, установлен исчерпывающий перечень информации, в отношении которой Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр.

Вход на указанные сайты и просмотр размещённой на них информации является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на данном сайте информацию может любой пользователь. Указанная информация распространяется бесплатно. Срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение также отсутствует.

Административное исковое заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 и статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети «Интернет» информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию не только не исключается, но и возможна путем рассмотрения дела в порядке административного судопроизводства.

По делам о признании указанной информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

Действующее законодательство в настоящее время не предусматривает возможности установления факта распространения запрещенной к распространению в Российской Федерации информации во внесудебном порядке.

Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в том числе несовершеннолетних в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

В соответствии с ч.4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пунктам 1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 (далее – Положение) Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Орган, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Пунктом 5.1.7 Положения предусмотрено, что Роскомнадзор осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

С учетом этого, в целях формирования единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» суд считает необходимым удовлетворить административный иск прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Ленинского района г.Пензы действующего в интересах и в защиту прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних удовлетворить.

Признать информацию размещенную в сети «Интернет» на сайте: Данные изъяты информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г.Пензы в течение одного месяца после изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29 января 2020 года.

Судья: А.А.Турчак