РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 июля 2021 года город Балтийск
Балтийский городской суд Калининградской области в лице судьи Дуденкова В.В.
при секретаре судебного заседания Черновой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-320/2021 по административному иску ФИО3 к администрации муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с административным иском к администрации Балтийского городского округа о признании незаконным решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 1 и земель государственной неразграниченной собственности, оформленное письменным уведомлением от 12.04.2021 №, и об обязании утвердить представленную схему расположения земельного участка и издать соответствующее постановление для последующей подготовки межевого плана и заключения соглашения о перераспределении земельных участков.
Свои требования административный истец обосновал тем, что с 3 июля 2013 года ему принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 708 кв. м с кадастровым номером (КН) 1, относящийся к категории земель населённых пунктов, имеющий вид разрешённого использования "для садоводства и огородничества", расположенный по адресу: «…» , СНТ "Морское-Балтийское". 28 января 2021 года он обратился в администрацию Балтийского городского округа с заявлением о предоставлении муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков в целях перераспределения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности" на основании приложенной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. 19 апреля 2021 года он получил от административного ответчика письменное уведомление от 12.04.2021 № об отказе в предоставлении указанной муниципальной услуги со ссылкой на непредставление согласия в письменной форме лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – "ЗК РФ"), чьими правами обременены земельные участки, предложенные к перераспределению, и протокола общего собрания членов СНТ "Морское-Балтийское", содержащего решение о разрешении перераспределения земельного участка, оригинальные подписи и согласие собственников соседних земельных участков с КН 2, 3, 4, а также отсутствие утверждённого проекта планировки территории, в границах которой находится образуемый земельный участок. По мнению ФИО3, оспариваемое решение является незаконным и нарушает его земельные права, поскольку у администрации Балтийского городского округа отсутствовали предусмотренные пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ основания для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, принадлежащий ему земельный участок с КН 1 не обременён правами третьих лиц и вместе с испрашиваемой территорией государственной неразграниченной собственности не относится к имуществу общего пользования СНТ "Морское-Балтийское", органы управления которого не имеют полномочий по решению вопроса об их перераспределении.
Административный истец ФИО3 не явился в судебное заседание, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения административного дела.
В судебном заседании представитель административного истца, ФИО4, настаивал на удовлетворении административного иска и полностью поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении и письменных объяснениях от 08.07.2021 (л.д. 2–3, 85–88).
Председатель правления СНТ "Морское-Балтийское" ФИО5 полагал удовлетворить административный иск, пояснив, что легитимным решением общего собрания членов СНТ "Морское-Балтийское" от 03.10.2020 было дано согласие на перераспределение земельного участка с КН 1, принадлежащего ФИО3, и земель, находящихся в муниципальной собственности. Предложенная к перераспределению территория неразграниченной собственности не относится к имуществу общего пользования СНТ "Морское-Балтийское". Собственники соседних земельных участков, ФИО1 и ФИО2, не высказали возражений относительно перераспределения земельных участков в пользу ФИО3 Площадь земельного участка, образуемого в результате перераспределения, не превысит предельный максимальный размер садового земельного участка, составляющий в Балтийском городском округе 1200 кв. м.
Представитель администрации Балтийского городского округа Астраханцева Т.С. не признала административный иск и просила отказать в его удовлетворении, пояснив, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы административного истца.
Заслушав объяснения участников судебного разбирательства и проверив приведённые ими доводы, исследовав письменные доказательства, суд находит административный иск ФИО3 подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.
В соответствии со статьёй 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Из части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – "КАС РФ") следует, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решения органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу части 9 статьи 226 и части 2 статьи 227 КАС РФ в их системной взаимосвязи, административное исковое заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух обязательных условий: 1) несоответствия оспариваемого решения нормативным правовым актам; 2) нарушения оспариваемым решением прав, свобод и законных интересов административного истца.
В ходе разбирательства административного дела судом установлено, что с 3 июля 2013 года ФИО3 является единоличным собственником земельного участка площадью 708 кв. м с КН 1, относящегося к категории земель населённых пунктов, имеющего вид разрешённого использования "для садоводства и огородничества", расположенного по адресу: «…» СНТ "Морское-Балтийское" (л.д. 7).
28 января 2021 года ФИО3 в лице своего представителя, ФИО4, обратился в администрацию Балтийского городского округа с письменным заявлением, в котором просил заключить соглашение о перераспределении земель и земельного участка с КН 1 в соответствии с приложенной схемой размещения земельного участка на кадастровом плане территории. К этому заявлению прилагались паспорт ФИО4, доверенность от 22.01.2021, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 23.12.2020, включающая координаты характерных точек границ образуемого земельного участка, свидетельство о государственной регистрации права № от 03.07.2013, выписка из протокола общего собрания СНТ "Морское-Балтийское" от 03.10.2020 (л.д. 8–10, 46–51).
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления 19 апреля 2021 года администрация Балтийского городского округа выдала представителю ФИО3, ФИО4, письменное уведомление от 12.04.2021 №, которым отказало административному истцу в предоставлении муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков" в отношении земельного участка с КН 1 и земель государственной неразграниченной собственности, сославшись на неприложение к схеме, представленной на согласование для перераспределения, протокола общего собрания членов СНТ "Морское-Балтийское" о разрешении перераспределения земельного участка с КН 1 с оригинальными подписями, в том числе о согласии собственников соседних земельных участков с КН 2, 3, 4 (л.д. 11, 52).
Проверяя законность и обоснованность решения администрации Балтийского городского округа, оформленного письменным уведомлением от 12.04.2021 №, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при перераспределении земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной собственности.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 ЗК РФ.
Перераспределение земель, находящихся в государственной собственности, между собой и таких земель и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 ЗК РФ (пункт 3 статьи 11.7 ЗК РФ).
Как следует из абзаца второго пункта 2 и пункта 4 статьи 3.3 Федерального закона от 15.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа, осуществляется органом местного самоуправления городского округа. Орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также является органом, уполномоченным на заключение в отношении таких земельных участков соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с ЗК РФ.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ предусмотрено, что перераспределение земель, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения огородничества, садоводства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Перераспределение земель, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утверждённым проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 ЗК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 39.10 ЗК РФ в случае образования земельных участков путём перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения огородничества, садоводства, и земель, находящихся в государственной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
Из содержания схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, составленной ООО "Гидротекс" (инв. № от 23.12.2020), следует, что ФИО3 ставил перед администрацией Балтийского городского округа вопрос о перераспределении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с КН 1 площадью 708 кв. м, предназначенного для ведения садоводства и огородничества, и примыкающей к этому земельному участку части территории кадастрового квартала № площадью 101 кв. м, относящейся к землям государственной неразграниченной собственности, с образованием одного нового земельного участка площадью 809 кв. м.
Проект межевания территории кадастрового квартала № в установленном порядке не утверждён.
Следовательно, ФИО3 как собственник земельного участка, предназначенного для ведения огородничества и садоводства, вправе был обратиться в администрацию Балтийского городского округа, являющуюся компетентным органом местного самоуправления, с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка на основании схемы расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Содержание заявления ФИО3 в лице представителя ФИО4 от 28.01.2021 и комплектность приложенных к нему документов полностью соответствуют требованиям пунктов 2 и 3 статьи 39.29 ЗК РФ.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, составленная ООО "Гидротекс" (инв. № от 23.12.2020) и представленная ФИО3 в администрацию Балтийского городского округа, в полной мере отвечает требованиям пункта 12 статьи 11.10 ЗК РФ и приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 №.
В силу пункта 10 статьи 39.29 ЗК РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ одним из оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является непредставление в письменной форме согласия лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 ЗК РФ, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц.
Пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Земельный участок с КН 1 и часть территории кадастрового квартала №, предложенные ФИО3 к перераспределению, не обременены какими-либо правами третьих лиц.
Земельные участки с КН 2, 3, 4 не подлежат перераспределению и не являются исходными земельными участками для образования нового земельного участка площадью 809 кв. м, указанного в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 23.12.2020.
Координаты характерных точек границ образуемого земельного участка площадью 809 кв. м, содержащиеся в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 23.12.2020, не отличаются от координат характерных точек границ земельных участков с КН 2, 3, 4, имеющихся в Едином государственном реестре недвижимости (л.д. 8, 48, 60, 64, 68).
Часть территории кадастрового квартала № площадью 101 кв. м представляет собой земли государственной неразграниченной собственности и не является земельным участком общего назначения, принадлежащим на праве собственности СНТ "Морское-Балтийское" или на праве общей долевой собственности членам СНТ "Морское-Балтийское".
Таким образом, вопреки утверждению административного ответчика не требовалось согласие на перераспределение земельного участка с КН 1 и примыкающей к этому земельному участку части территории кадастрового квартала №, относящейся к землям государственной неразграниченной собственности, ни СНТ "Морское-Балтийское", ни собственников соседних земельных участков с КН 2, 3, 4.
Администрация Балтийского городского округа в нарушение требований подпунктов "б", "в" пункта 3 части 9 и части 11 статьи 226 КАС РФ не представила суду допустимых и убедительных доказательств, подтверждающих соблюдение требований земельного законодательства, устанавливающих порядок и основания принятия оспариваемого решения.
Напротив, по итогам судебного разбирательства установлено отсутствие у административного ответчика основания для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренное подпунктом 2 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, что влечёт незаконность оспоренного ФИО3 решения, оформленного письменным уведомлением от 12.04.2021 №.
Иных оснований для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков из числа предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ, из материалов административного дела не усматривается и в судебном заседании не выявлено.
Незаконное решение администрации Балтийского городского округа, несомненно, нарушило право ФИО3 на перераспределение принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с КН 1.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа, наделённого государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконным, если признает решение не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
С учётом всех установленных обстоятельств дела, оценивая совокупность исследованных доказательств, суд приходит к окончательному выводу о незаконности решения администрации Балтийского городского округа об отказе ФИО3 в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 1 и земель государственной неразграниченной собственности, оформленное письменным уведомлением от 12.04.2021 №, и удовлетворяет административный иск.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
С учётом вышеприведённого правового регулирования в целях устранения допущенных нарушений и восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца суд полагает необходимым возложить на администрацию Балтийского городского округа обязанность по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 809 кв. м на кадастровом плане территории, составленной ООО "Гидротекс" (инв. № от 23.12.2020), и направлению этого решения с утверждённой им схемой расположения земельного участка ФИО3
Статьёй 187 КАС РФ суду предоставлено право указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Согласно части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания бездействия незаконным орган, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и совершившие оспоренное бездействие, обязаны устранить допущенные нарушения прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании бездействия в суд и гражданину, в отношении которого допущены нарушения.
Учитывая наличие в распоряжении административного ответчика заявления ФИО3 в лице ФИО4 от 28.01.2021 и полного комплекта необходимых документов, виды и объёмы подлежащих совершению действий, исходя из требования разумности, суд полагает целесообразным установить администрации Балтийского городского округа для исполнения решения в части восстановления нарушенного права ФИО3 срок, равный тридцати календарным дням с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175–180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
удовлетворить административный иск ФИО3.
Признать незаконным решение администрации муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области об отказе ФИО3 в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 1 и земель государственной неразграниченной собственности, оформленное письменным уведомлением от 12.04.2021 №.
Обязать администрацию муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и законных интересов ФИО3 путём принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 809 кв. м на кадастровом плане территории, составленной ООО "Гидротекс" (инв. № от 23.12.2020), и направления этого решения с утверждённой им схемой расположения земельного участка ФИО3.
Обязать администрацию муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области сообщить в Балтийский городской суд Калининградской области и ФИО3 об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда через Балтийский городской суд Калининградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Балтийского городского суда
Калининградской области В.В. Дуденков
Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2021 года на семи страницах.