ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-320/2021 от 16.02.2021 Октябрьского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

дело № 2а-320/2021

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

16 февраля 2021 г. г.Орск

Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Шенцовой Е.П.,

при секретаре Романовой А.А.,

с участием:

представителя административного истца Майорова Виталия Владимировича- Майоровой Эльвиры Фуатовны,

представителя административного ответчика администрации г.Орска Шелемина Андрея Викторовича,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному иску Майорова Виталия Владимировича к администрации <адрес> о признании отказа в установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка незаконным, возложении обязанности принять решение об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка,

у с т а н о в и л:

Майоров В.В. обратился с административным иском к администрации <адрес>, указывая, что ему на праве <данные изъяты> принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> га по <адрес>, отнесенный к землям исторических поселений, предоставленный для размещения и эксплуатации индивидуального жилого дома. С 2018 г. на данном земельном участке размещен продовольственный магазин, в связи с чем необходимо привести документы на земельный участок в соответствие с действующим законодательством в части установления вида разрешенного использования.

Он обратился с соответствующим заявлением в администрацию г.Орска, КАиГ администрации г.Орка. В ответе от 2 ноября 2020 г. администрацией г.Орска отказано в принятии решения об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка, ссылаясь на тот факт, что испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка «жилая застройка» код 2.0 включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1.1-2.7.1, которые не содержатся в видах разрешенного использования код 2.1 для индивидуального жилищного строительства.

Административный истец полагает, что ответ администрации <адрес> от 2 ноября 2020 г. противоречит тексту классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. №540, поскольку содержание видов разрешенного использования «жилая застройка» код 2.0 включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1-2.3, 2.5- 2.7.1.

Администрацией г.Орска до настоящего времени не исполнена обязанность, предусмотренная ч.13 ст.34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», не принято решение об установлении соответствия между разрешенными видами использования земельного участка, указанными в заявлении правообладателя, и видами разрешенного использования земельных участков, установленными классификатором видов разрешенного использования земельных участков, которое является основанием для внесения сведений в ЕГРН о разрешенном использовании земельного участка, в связи с чем нарушаются его права, он не имеет возможности исполнить предписания Управления Росреестра по Оренбургской области об устранении нарушений земельного законодательства.

Административный истец просит суд признать незаконным отказ администрации г.Орска от 2 ноября 2020 г. и обязать административного ответчика принять решение об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> га, расположенного по <адрес> в <адрес>, в историко-культурной зоне, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков- «жилая застройка»- п.2.0.

Определениями от ДД.ММ.ГГГГ срок рассмотрения административного дела продлен, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен первый заместитель главы г.Орска Новиков Е.В.

Административный истец Майоров В.В., представитель заинтересованного лица комитета архитектуры и градостроительства администрации г.Орска (далее- КАиГ администрации г.Орска), заинтересованное лицо Новиков Е.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Административный истец Майоров В.В., принимая участие в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, административный иск поддержал, дал объяснения, аналогичные его доводам.

Представитель административного истца Майорова Э.Ф., допущенная к участию в деле по устному ходатайству, заявленные требования поддержала.

Суду пояснила, что в соответствии с п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в п.1 ст.7 Земельного кодекса РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Майоровым В.В. выбран вид разрешенного использования, предусмотренный классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ под ко<адрес>.0 «жилая застройка», в которую включаются код 2.1 (размещение жилого дома) и код 2.7 (обслуживание жилой застройки), который отсылает к коду 4.4 (размещение магазина). Магазин, расположенный на земельном участке, <данные изъяты> Майорову В.В., предназначен для обслуживания жилой застройки, в связи с чем утверждение о том, что код 2.0 не включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1-2.3, 2.5- 2.7.1 является ошибочным.

Кроме того, по итогам публичных слушаний административному истцу отказано по причине того, что на его земельный участок градостроительные регламенты не распространяются, однако причина отказа не предусмотрена исчерпывающим перечнем оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги в соответствии с гл. 10 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п.

Поскольку в соответствии с ч.12 ст.34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» администрацией г.Орска до 1 января 2021 г. не внесены изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительных регламентов видов разрешенного использования в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков, административный истец лишен возможности выбрать вид разрешенного использования земельного участка для дальнейшего кадастрового учета.

Представитель административного ответчика администрации г.Орска Шелемин А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, административный иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Из отзыва администрации г.Орска следует, что <данные изъяты> Майорову В.В. земельный участок находится на территории, отнесенной правилам землепользования и застройки г.Орска к историко-культурной зоне, на которую действие градостроительных регламентов не распространяется. На земельном участке расположен жилой дом, хозяйственные постройки и магазин. Инспекцией <данные изъяты> в письме указано, что испрашиваемый вид использования (продовольственный магазин) не противоречит требованиям сохранности объектов культурного наследная.

Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказу Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ, продовольственные магазины отнесены к коду 4.4, который предполагает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет <данные изъяты> кв.м.

Код 2.1 классификатора предусматривает размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.

Код 2.0 классификатора предусматривает размещение жилых помещений различного вида и обеспечение проживания в них. К жилой застройке относятся здания (помещения в них), предназначенные для проживания человека. Код 2.7 классификатора видов разрешенного использования земельных участков предусматривает размещение объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования с кодами 3.1-3.4, 3.4.1, 3.5.1, 3.6, 3.7, 3.10.1, 4.1, 4.3, 4.4, 4.6, 5.1.2, 5.1.3, если их размещение необходимо для обслуживания жилой застройки, а также связано с проживанием граждан, не причиняет вреда окружающей среде и санитарному благополучию, не нарушает права жителей, не требует установления санитарной зоны.

В данном случае нарушаются права иных лиц, поскольку имеется обращение от жильца дома по <адрес>ФИО7 на наличие мусора на территории, прилегающей к магазину.

Таким образом, установление вида разрешенного использования, предусмотренного кодом 2.0 «жилая застройка» классификатора видов разрешенного использования земельных участков позволяет административному истцу использовать земельный участок с видами разрешенного использования, на которые согласие органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере охраны памятников не выдавалось.

У администрации г.Орска отсутствовали основания для принятия решения по заявлению Майорова В.В. об установлении соответствия вида разрешенного использования, поскольку применение кодов разрешенного использования земельного участка 2.1-2.3, 2.5- 2.7.1 для размещения на земельном участке индивидуального жилого дома со встроенным (пристроенным) нежилым помещением- магазином является неправомерным.

Из адресованных суду возражений КАиГ администрации г.Орска следует, что требования административного истца являются незаконными и не подлежат удовлетворению.

В возражениях указано, что согласно приказу Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», рассматриваемый земельный участок относится к коду 2.1 «для индивидуального жилищного строительства», в котором отсутствует вид разрешенного использования с целью строительства или реконструкции индивидуального жилого дома со встроенным магазином продовольственных товаров. В соответствии с классификатором продовольственные магазины относятся к коду 4.4, а не к коду 2.0, так как жилая застройка предполагает размещение жилых помещений различного вида и обеспечение проживания в них, за исключением зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды, то есть продовольственного магазина. Отнесение земельного участка к коду 2.0 классификатора, а именно к «жилая застройка», является неправомерным, так как она включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1-2.7.1, которые не содержатся в разрешенных видах использования (код 2.1) для индивидуального строительства. На основании п.5 ст.37 Градостроительного кодекса РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. В соответствии с п.2 ст.39 Градостроительного кодекса РФ проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях и публичных слушаниях, проводимых в порядке ст.5.1 Градостроительного кодекса РФ. На основании заявления Майорова В.В. проведены публичные слушания, по результатам которых вынесено постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером по <адрес> в <адрес>.

Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ-ж Майорову В.В. принадлежит на праве <данные изъяты> земельный участок с кадастровым номером категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации индивидуального жилого дома (2 группа видов разрешенного использования земельных участков), общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес>, МО <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Росреестра Майорову В.В. выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства, из содержания которого следует, что в результате проведенной проверки установлено, что на принадлежащем Майорову В.В. земельном участке кадастровым номером , по <адрес> в <адрес> расположены жилой дом, хозяйственные постройки, магазин. Выявлен факт использования части земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием, а именно размещение на территории участка магазина, что нарушает требования ст.42 Земельного кодекса РФ.

Уведомлением Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ приостановлен государственный кадастровый учет по заявлению Майорова В.В. о внесении изменений в сведения о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером , с «для размещения и эксплуатации индивидуального жилого дома (2 группа видов разрешенного использования земельных участков)» на «жилая застройка»- 2.0, так как данный вид разрешенного использования отсутствует в Правилах землепользования и застройки городского округа «<адрес>». В целях устранения причин приостановления рекомендовано представить решение органа местного самоуправления, устанавливающего разрешенное использование, либо выбрать разрешенное использование на основании градостроительного регламента. Аналогичные сведения содержит уведомление Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности возобновления государственного кадастрового учета.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес> Майорову В.В. вновь выдано предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства по основаниям использования земельного участка по <адрес> в <адрес> для размещения магазина не в соответствии с его разрешенным использованием. Также составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном с.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Майорова В.В. в связи с невыполнением в установленный срок предписания от ДД.ММ.ГГГГ

В силу ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Согласно абз. 2 ч.2 ст.7 Земельного кодекса РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии со ст.30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии со ст.8 Градостроительного кодекса РФ и ст.11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами ст.34, 35 Градостроительного кодекса РФ.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (ч.1 ст.37 Градостроительного кодекса РФ).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 540.

Вид разрешенного использования земельного участка привести в соответствии с указанным классификатором возможно только в пределах видов использования земельного участка, включенного в ту или иную зону, которые предусмотрены соответствующими правилами землепользования и застройки, утвержденными на соответствующей территории муниципального образования. Изменение вида разрешенного использования осуществляется по иной установленной законодательством процедуре.

При этом, согласно ч.11 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Статьей 4 Правил землепользования и застройки МО «<адрес>», утвержденных решением Орского городского Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 41-684, установлено, что в соответствии с градостроительным зонированием территории города устанавливаются следующие виды территориальных зон: жилые зоны; общественно-деловые зоны; зоны объектов здравоохранения; производственные зоны; рекреационные зоны; зоны особо охраняемых территорий; зоны специального назначения; зоны сельскохозяйственного использования; зоны транспортных инфраструктур.

Решения по землепользованию и застройке принимаются на основании установленных настоящими Правилами градостроительных регламентов с учетом технических регламентов (ст.5 названных правил).

Согласно ст.6 Правил землепользования и застройки МО «<адрес>» градостроительный регламент по видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства включает:

-основные виды разрешенного использования, которые не могут быть запрещены при условии соблюдения технических регламентов по размещению, проектированию и строительству объектов недвижимости;

-условно разрешенные виды использования, которые могут быть разрешены при соблюдении определенных условий, для которых необходимо получение разрешения на условно разрешенный вид использования с проведением публичных слушаний;

-вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования, и осуществляемые совместно с ними.

Для каждой территориальной зоны, выделенной на карте градостроительного зонирования, устанавливаются, как правило, несколько видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Все иные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, отсутствующие в настоящих Правилах, являются неразрешенными для соответствующей территориальной зоны и не могут быть разрешены.

ДД.ММ.ГГГГ Майоров В.В. обратился в КАиГ администрации <адрес> с заявлением о выдаче решения об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес> в <адрес>, в историко-культурной зоне, классификатору видов разрешенного использования земельных участков с «для размещения и эксплуатации индивидуального жилого дома (2 группа видов разрешенного использования земельных участков)» на «жилая застройка» (п.2.0). Аналогичное заявление подано главе <адрес>.

Как следует из ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Майорова В.В. от ДД.ММ.ГГГГ проект постановления администрации <адрес> «Об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков» не может быть утвержден по следующим причинам.

В соответствии с данными публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 56:43:0305041:80 имеет разрешенное использование: для размещения и эксплуатации индивидуального жилого дома, что соответствует коду вида 2.1 (индивидуальное жилищное строительство), установленному классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее- классификатор).

Согласно классификатору на земельном участке для индивидуального жилищного строительства, относящемуся к коду видов 2.1, могут размещаться: индивидуальный жилой дом, индивидуальный гараж и хозяйственные постройки. Размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости).

Испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка «жилая застройка» (код 2.0) включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1.1- 2.1.7, которые не содержатся в разрешенных видах использования (код 2.1) для индивидуального жилищного строительства.

Оценивая законность отказа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым в установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером классификатору видов разрешенного использования земельных участок (код 2.0.) отказано, суд учитывает следующее.

Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 540, не предусмотрен самостоятельный вид разрешенного использования земельного участка для размещения жилого дома и магазина.

В соответствии с классификатором вид разрешенного использования земельного участка «жилая застройка» (код 2.0) предусматривает размещение жилых помещений различного вида и обеспечение проживания в них.

К жилой застройке относятся здания (помещения в них), предназначенные для проживания человека, за исключением зданий (помещений), используемых: с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них (гостиницы, дома отдыха); для проживания с одновременным осуществлением лечения или социального обслуживания населения (санатории, дома ребенка, дома престарелых, больницы); как способ обеспечения непрерывности производства (вахтовые помещения, служебные жилые помещения на производственных объектах); как способ обеспечения деятельности режимного учреждения (казармы, караульные помещения, места лишения свободы, содержания под стражей).

Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1 - 2.3, 2.5 - 2.7.1

Коды 2.1- 2.3, 2.5-2.7.1 предусматривают виды разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», «малоэтажная многоквартирная жилая застройка», «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), «блокированная жилая застройка», «среднеэтажная жилая застройка», «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)», «обслуживание жилой застройки», «хранение автотранспорта».

Код 2.1 «для индивидуального жилищного строительства» предусматривает размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.

Код 2.7 «обслуживание жилой застройки» предусматривает размещение объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования с кодами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.4.1, 3.5.1, 3.6, 3.7, 3.10.1, 4.1, 4.3, 4.4, 4.6, 5.1.2, 5.1.3, если их размещение необходимо для обслуживания жилой застройки, а также связано с проживанием граждан, не причиняет вреда окружающей среде и санитарному благополучию, не нарушает права жителей, не требует установления санитарной зоны.

Код 4.4 классификатора предусматривает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м.

Из пояснений допрошенного в качестве специалиста кадастрового инженера ООО «<данные изъяты>» ФИО8 следует, что указание в классификаторе видов разрешенного использования земельного участка «жилая застройка» (код 2.0) относится к общей группе разрешенного использования и требует конкретизации. На земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства (код 2.1) невозможно размещение магазина продовольственных товаров. Отдельно в классификаторе видов разрешенного использования земельного участка для размещения магазина предусмотрен код 4.4. Для установленной правилами землепользования и застройки МО «<адрес>» зоны Ж.1 «для индивидуального жилищного строительства» условно разрешенным видом использования земельного участка может быть код 4.4 «магазины», однако его установление связано с проведением публичных слушаний. В данном случае код 2.7 «обслуживание жилой застройки», как основной вид разрешенного использования земельного участка, также не может быть установлен, поскольку не предполагает размещение жилого дома.

В государственном кадастре недвижимости <данные изъяты> Майорову В.В. земельный участок по <адрес> в <адрес> имеет разрешенное использование: «для размещения и эксплуатации индивидуального жилого дома».

Согласно ст.34 Правил землепользования и застройки МО «<адрес>» зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.1) выделена для обеспечения правовых условий формирования кварталов комфортного жилья на территориях застройки при низкой плотности использования территории и преимущественном размещении объектов индивидуального жилищного строительства и жилых домов блокированной застройки.

Зона жилой застройки (Ж.1) соответствует коду 2.1 (индивидуальное жилищное строительство) классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 540.

Правила землепользования и застройки МО «<адрес>» к основным видам разрешенного использования зоны Ж.1 относят объекты индивидуального жилищного строительства; жилые дома блокированной застройки; детские дошкольные учреждения; общеобразовательные и специализированные школы; скверы. К условно разрешенным видам использования относят, в том числе, продовольственные магазины.

Таким образом, для зоны жилой застройки Правилами землепользования и застройки МО «<адрес>» определено, что расположение продовольственного магазина относится к условно разрешенному виду использования.

Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном ст.39 Градостроительного кодекса РФ порядке (ч.6 ст.37 Градостроительного кодекса РФ) путем принятия решения по результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

ДД.ММ.ГГГГ Майоров В.В. обратился к первому заместителю главы города- председателю комиссии по землепользованию и застройке МО «<адрес>» с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для размещения индивидуального жилого дома со встроенным магазином продовольственных товаров на первом этаже.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п назначены публичные слушания по рассмотрению документации по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по <адрес> в <адрес>.

Из протокола публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на земельном участке по <адрес> расположено отдельно стоящее здание магазина продовольственных товаров, имеющее признаки самовольной постройки, следовательно, земельный участок используется не по целевому назначению. Представлена письменная просьба 64-х соседей о предоставлении разрешения на получение условно разрешенного вида использования. Имеется заявление соседа ФИО7, который возражает против расположения магазина, потому что на территории находится мусор.

В соответствии с ч.11.1 ст.39 Градостроительного кодекса РФ не допускается предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена самовольная постройка.

Заключением о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования указанного выше земельного участка для размещения индивидуального жилого дома со встроенным магазином продовольственных товаров на первом этаже в связи с отсутствием разрешенного в рассматриваемой историко-культурной зоне запрашиваемого вида использования земельного участка в правилах землепользования и застройки МО «<адрес>» и наличии объекта капитального строительства с признаками самовольной постройки.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п Майорову В.В. отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка кадастровым номером , расположенного по <адрес> в <адрес>, для размещения и эксплуатации индивидуального жилого дома со встроенным магазином продовольственных товаров на первом этаже.

Результаты публичных слушаний и постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка Майоровым В.В. не оспорены.

В соответствии с п.13 ст.34 Федерального закона N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

В силу п.11-13 ст. 34 Федерального закона № 171-ФЗ до ДД.ММ.ГГГГ орган власти обязан внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов использования участков в соответствие с видами, предусмотренными классификатором. То есть он не определяет новый и не изменяет прежний вид, а приводит в соответствие действующему классификатору ранее установленный.

Между тем, в рассматриваемом случае земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования, предусмотренный кодом 2.1 «для индивидуального жилищного строительства» классификатора видов разрешенного использования земельных участков, следовательно, оспаривание Майоровым В.В. отказа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-м-1958 по существу направлено не на приведение сведений о земельном участке в соответствие с классификатором, а на изменение его вида разрешенного использования в связи с размещением на земельном участке магазина.

При таких обстоятельствах суд полагает, что у администрации <адрес> отсутствовали основания для установления соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером классификатору видов разрешенного использования земельных участков.

Также суд учитывает, что отнесение принадлежащего Майорову В.В. земельного участка, на котором размещен индивидуальный жилой дом и магазин, к коду 2.0 классификатора, вопреки доводам административного иска, является неправомерным, поскольку «жилая застройка» включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1-2.7.1, которые не содержатся в разрешенных видах использования, предусмотренных кодом 2.1 «для индивидуального жилищного строительства». В соответствии с классификатором магазины относятся к коду 4.4 классификатора, а не к коду 2.0 классификатора, так как жилая застройка предполагает размещение жилых помещений различного вида и обеспечение проживания в них, за исключением зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды, то есть продовольственного магазина.

Принятие решения уполномоченным органом об установлении земельному участку испрашиваемого вида разрешенного использования «жилая застройка» привело бы к установлению видов разрешенного использования, которые включают не только код 2.1 «для индивидуального жилищного строительства» и код 4.4 «магазины», но и иные виды разрешенного использования, что противоречит указанным выше требованиям соответствующих норм Градостроительного кодекса РФ и исключит установление соответствия фактической цели использования земельного участка виду разрешенного использования.

Таким образом, фактическое использование спорного земельного участка в целях размещения и индивидуального жилого дома и магазина противоречит основному виду разрешенного использования земельного участка код 2.1 «для индивидуального жилищного строительства» и требованиям Правил землепользования и застройки МО «город Орск».

Кроме того, для земельного участка с кодом 2.1 «для индивидуального жилищного строительства» вид использования земельного участка «продовольственные магазины» является условно разрешенным и может быть установлен только по результатам публичных слушаний.

Суд не может согласиться с доводом административного истца о том, что на принадлежащий ему земельный участок не распространяется действие градостроительных регламентов, в связи с чем проведение публичных слушаний не требуется, поскольку он основан на неверном толковании действующего земельного законодательства.

Принадлежащий Майорову В.В. земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «г.Орск» отнесен к территориальной зоне ИК (историко-культурная зона).

В соответствии с п.4 ст.36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.

Правилами землепользования и застройки МО «город Орск» историко-культурная зона выделена для обеспечения правовых условий сохранения объектов культурного наследия и использования земельных участков, имеющих особое историко-культурное значение.

Решения по землепользованию и застройке принимаются при условии согласования места размещения объекта с органом исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченным в сфере охраны памятников.

В Оренбургской области таким органом исполнительной власти в сфере охраны памятников является Инспекция государственной охраны объектов культурного наследия.

В соответствии со ст. 99 Земельного кодекса РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли: объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; военных и гражданских захоронений.

Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с ч.10 ст. 85 Земельного кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными ст. 94 - 100 настоящего Кодекса.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Статьей 5 названного Федерального закона установлено, что земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Федеральным законом.

Статьями 94 и 99 Земельного кодекса РФ определено, что земли историко-культурного назначения, на которых расположены объекты народов Российской Федерации (памятники истории и культуры), относятся к землям особо охраняемых территорий.

На основании положений ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.

Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами (ч. 6 ст. 94 Земельного кодекса РФ).

Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> на заявление Майорова В.В. следует, что земельный участок с кадастровым номером по <адрес> в <адрес> расположен в границах территории исторического поселения регионального значения «<адрес>» (постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении перечня исторических поселений регионального значения <адрес>»), вне границ зон охраны и защитных зон объектов культурного наследия. Изменение разрешенного вида использования земельного участка возможно, поскольку предполагаемый вид использования (продовольственный магазин) не противоречит требованиям сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр выявленных объектов культурного наследия.

Учитывая, что принадлежащий Майорову В.В. земельный участок с кадастровым номером расположен вне границ зон охраны и защитных зон объектов культурного наследия, суд полагает, что ограничения, установленные п.4 ст.36 Градостроительного кодекса РФ, ч.6 ст.94 Земельного кодекса РФ в данном случае неприменимы.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, что административным истцом в процессе рассмотрения дела не выполнено.

Суд признает недоказанным утверждение административного истца о незаконности отказа администрации г.Орска в установлении в отношении принадлежащего ему земельного участка вида разрешенного использования в соответствии с кодом 2.0 классификатора видов разрешенного использования земельных участков «жилая застройка».

Оспариваемое решение вынесено уполномоченным органом, не нарушает права Майорова В.В., поскольку это не лишает его права использовать принадлежащий ему земельный участок при соблюдении видов из разрешенного использования либо выбрать разрешенное использование на основании градостроительного регламента в соответствии с фактическим целевым использованием.

С учетом изложенного, суд полагает, что требования истца противоречат закону и отказывает в их удовлетворении.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска Майорова Виталия Владимировича к администрации г.Орска о признании отказа в установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка незаконным, возложении обязанности принять решение об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: .

Мотивированное решение составлено 3 марта 2021 г.