ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-320/2022 от 23.06.2022 Смоленского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-320/2022

22RS0045-01-2022-000337-32

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Смоленское 23 июня 2022 года.

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Климович Т.А.

при ведении протокола помощником судьи Кузнецовой М.В.,

с участием помощника прокурора Смоленского района Алтайского края Павловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Смоленского района Алтайского края в интересах неопределённого круга лиц к администрации Ануйского сельсовета Смоленского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий

установил:

, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Ануйского сельсовета , с требованиями о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий.

В обоснование иска указал, что прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства, о социальной защите инвалидов. В ходе проверки было установлено, что администрацией Ануйского сельсовета не исполняются требования законодательства о доступности объектов инфраструктуры для инвалидов, а именно что вход в здание администрации Ануйского сельсовета является труднодоступным для людей с ограниченными возможностями, в том числе инвалидов- колясочников. Входная группа в здание сельсовета имеет ступени, однако пандус не установлен. Также здание администрации Ануйского сельсовета не обеспечено дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

По данному факту в адрес главы Ануйского сельсовета , ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района было вынесено представление об устранении выявленных нарушений, которое признано обоснованным, вместе с тем до настоящего времени нарушения законодательства не устранены.

Просили признать незаконным бездействие администрации Ануйского сельсовета по не исполнению требований законодательства в части доступности здания администрации Ануйского сельсовета, для инвалидов и других маломобильных посетителей и обязать администрацию Ануйского сельсовета оборудовать здание, расположенное по адресу:, пандусом, расширенными проемами, специальными конструкциями, ограждениями, перилами, обеспечивающими беспрепятственное, удобное, безопасное передвижение и разворот инвалидных колясок, а также обеспечить размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам при входе в здание администрации сельсовета - вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Помощник прокурора Павлова О.А. в судебном заседании поддержала заявленные административные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика, глава администрации Ануйского сельсовета Д.В. Макеев, в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещался надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в суд не представил, до судебного заседания предоставил отзыв на требования прокурора, согласно которого при рассмотрении дела просил учесть, что неисполнение требований законодательства по обеспечению доступности здания администрации для инвалидов и отсутствие надписей с использованием шрифта Брайля обусловлено дефицитом бюджета сельского совета. В настоящее время приоритетной задачей для администрации является подготовка к зимнему периоду, что требует существенных затрат, в том числе и внеплановых, и администрация до окончания отопительного сезона не может себе позволить никаких дополнительных затрат. В связи с этим просил установить срок для исполнения решения суда не менее одного года, учитывая и то, что зимой работы по установке пандуса нецелесообразны.

Явка административного ответчика в судебное заседание не признавалась судом обязательной, в связи с чем, руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, с вынесением решения.

Выслушав участвующих, исследовав письменные доказательства, рассматривая административные исковые требования, с учетом правил, установленных главой 22 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих регламентирован нормами главы 22 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Как установлено ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ).

Социально-средовая реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе социально-бытовую адаптацию.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно ст.9 Конвенции о правах инвалидов, меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие, внутренними и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

К объектам социальной и инженерной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения, гостиницы, отели иные места.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Закрепленная в абз. 6 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ льгота предполагает дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Аналогичные положения содержит п. 3 ч. 4 ст. 19, действующего с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», согласно которому при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены, в том числе дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников.

Параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ/пр.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) в целях решения вопросов мест­ного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обла­дают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Так в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Статьей 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федеарция является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В статье 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» закреплено понятие «социальная защита инвалидов», под которой понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

К одной из мер по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии со статьей 15 указанного закона относится обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

В соответствии с положениями данной статьи Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены в Своде правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2012, утвержденных Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - СП 59.13330.2012).

Согласно разделу 5 СП 59.13330.2012 в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни. Входные двери при проектировании новых зданий и сооружений должны иметь ширину в свету не менее 1,2 м. При проектировании реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых существующих зданий и сооружений ширина входных дверей принимается от 0,9 до 1,2 м. Применение дверей на качающихся петлях и дверей вертушек на путях передвижения МГН не допускается. Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты.

Согласно п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр.

К полномочиям администрации Ануйского сельсовета в силу п.9 ст.3 Устава МО «Ануйский сельсовет » относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами (л.д.21-60).

Из материалов дела следует, что в результате проведенной прокуратурой проверки соблюдения прав и социальных гарантий инвалидов, установлено нарушение требований федерального законодательства об обеспечении доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социально значимой инфраструктуры в администрации Ануйского сельсовета , а именно вход в здание администрации сельсовета является труднодоступным для людей с ограниченными возможностями, в том числе инвалидов-колясочников, входная группа сельсовета имеет ступени, однако пандус не установлен. Кроме того здание администрации Ануйского сельсовета , не обеспечено дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля (л.д.5-6).

По результатам указанной проверки в адрес главы было направлено представление об устранении нарушений законодательства по социальной защите инвалидов, с требованием о рассмотрении данного представления (л.д.7-9).

По результатам рассмотрения данного представления, главой Ануйского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокуратуры был направлен ответ, согласного которого была установлена кнопка вызова сотрудника администрации при входе в здание (л.д.10).

ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора был направлен запрос на имя главы Ануйского сельсовета о предоставлении информации содержащей в себе сведения о создании условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание администрации (установление пандуса и кнопки вызова сотрудника администрации, а также сведений об обеспечении дублирования необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля в здании администрации (л.д.11).

Согласно ответа администрации (л.д.12), на здании установлена кнопка вызова администратора, отсутствуют пандус и табличка для слепых со шрифтом Брайля на фасаде.

При этом, судом учитывается, что здание администрации Ануйского сельсовета , является объектом социальной инфраструктуры и общественным зданием, и на него в полной мере распространяются требования действующего законодательства, в силу которых данное помещение должны быть приспособлены для доступа инвалидов.

Вместе с тем, несоблюдение вышеуказанных требований администрацией Ануйского сельсовета , действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, установленных ст. ст. 7, 18, 19 и 45 Конституции Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие

Административный ответчик в порядке подготовки к судебному заседанию факт отсутствия в здании администрации входа, оборудованного пандусом, соответствующего строительным нормам и правилам, а также сведений об обеспечении дублирования необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, не отрицал.

В данном случае, суд соглашается с доводом административного истца, о допущенном длительном бездействии со стороны администрации сельсовета, поскольку в судебном заседании установлено и не оспаривалось административным ответчиком, что на протяжении двух лет, со дня внесения представления прокурором, указанные нарушения не устранены, а административным ответчиком доказательств того, что приняты меры к устранению нарушений законодательства, суду не представлено.

Уважительных причин, по которым устранить нарушения невозможно, административным ответчиком суду так же не представлено. Отсутствие финансирования и средств в бюджете сельсовета не может являться уважительной причиной несоблюдения требований действующего законодательства в сфере доступности объектов инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных посетителей.

Из изученных доказательств, которые представлены административным истцом, следует, что администрация сельсовета не принимает меры для устранения нарушений действующего законодательства, путем совершения необходимых действий на протяжении всего периода с момента выявления нарушений, что позволяет суду прийти к выводу о длительном бездействии со стороны администрации сельсовета.

На основании изложенного, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования о признании незаконным бездействий администрации и об обязании администрации исполнению требований законодательства в части доступности здания администрации Ануйского сельсовета, для инвалидов и других маломобильных посетителей законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Нарушение сроков обращения с иском в суд, не установлено.

Определяя разумный срок исполнения возложенных на административного ответчика обязанностей, суд в соответствии со ст.ст.180,187,227 КАС РФ, учитывая установленные судом обстоятельства, ходатайство административного ответчика, отсутствие финансовой возможности у административного ответчика для устранения нарушений, а так же значимость указанного вопроса, считает правомерным обязать администрацию Ануйского сельсовета устранить указанные нарушения не позднее восьми месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,187,219,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административные исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ануйского сельсовета по неисполнению требований законодательства в части доступности здания администрации Ануйского сельсовета , для инвалидов и других маломобильных посетителей.

Обязать администрацию Ануйского сельсовета в течении восьми месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу:

-оборудовать здание, расположенное по адресу:, пандусом, расширенными проемами, специальными конструкциями, ограждениями, перилами, обеспечивающими беспрепятственное, удобное, безопасное передвижение и разворот инвалидных колясок;

-обеспечить размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам при входе в здание администрации сельсовета путем установки вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Решение может быть обжаловано и опротестовано ввой суд через Смоленский районный судв течение месяца, со дня изготовления мотивированной части решения, которая изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.

Судья