ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3210/2021 от 15.04.2021 Люберецкого городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ года Люберецкий городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Махмудовой Е.Н.,

с участием административного истца Бойко В.Ю., представителя административных ответчиков Смирновой Ю.Г.,

при ведении протокола помощником судьи Лаврухиной Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: <адрес>, кабинет ,

административное дело по административному иску Бойко В. Ю. к Люберецкому окружному Управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения и обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Бойко В.Ю. обратился в суд с административным иском к Люберецкому окружному управлению социальной защиты населения Министерства развития Московской области, в котором просил признать незаконным решение от 27.11.2020г. об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и обязать административного ответчика устранить в полном объеме допущенные нарушения его прав и свобод.

В обоснование исковых требований административный истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГ он обратился с заявлением № М40598305 о присвоении звания «Ветеран труда» в Люберецкое окружное УСЗН на том основании, что Постановлением от ДД.ММ.ГГ ему вручена Почетная грамота «За многолетний добросовестный труд по укреплению обороноспособности страны и активную работу в Профсоюзе», которая давала право на получение звания «Ветеран труда». Непосредственно после получения Почетной грамоты он не мог подать документы в Люберецкое окружное УСЗН, в связи с недостижением трудового стажа 25 лет, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда», в соответствии с п. 1.2 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ

ДД.ММ.ГГг. было получено Решение об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» по причине отсутствия государственных или ведомственных наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда».

С отказом истец не согласен, так как на основании П. М. обороны от ДД.ММ.ГГ; от ДД.ММ.ГГ почетная грамота является ведомственной наградой. Это установлено П. М. обороны РФ от ДД.ММ.ГГ, которым утверждено Положение о почетной грамоте, в соответствии с пунктами 1, 2, 5 которого Почетная грамота является ведомственной наградой. Поскольку обжалуемое решение административного ответчика принято без учета приведенных положений, административный истец считает его незаконным и подлежащим отмене.

Административный истец Бойко В.Ю. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме и обязать ответчика присвоить ему звание «Ветеран труда» на основании полученной им Почетной грамоты.

Представитель административных ответчиков: Министерства социального развития Московской области и Люберецкого окружного управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области Смирнова Ю.И. в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала, представила письменный отзыв об отказе в удовлетворения иска, суть которого заключается в следующем. ДД.ММ.ГГБойко В.Ю. обратился в Люберецкое окружное управление с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», о чем последнему было вынесено решение об отказе, поскольку Почетная грамота Главнокомандующего Военно-воздушными силами Российской Федерации и Профсоюза работников военно-воздушных сул, выданная на основании Постановления ЦК профсоюза от 02.11.2009г. не учитывается при присвоении указанного звания.

Согласно пп. 27 п. 10 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГ N 1082 "Вопросы Министерства обороны РФ", порядок учреждения и использования в Вооруженных Силах ведомственных наград: почетных званий, ведомственных знаков отличия, почетных грамот определяет М. обороны РФ.

П. М. обороны Российской Федерации N 30 от ДД.ММ.ГГ утверждено Положение о ведомственных знаках отличия Министерства обороны РФ, согласно которому ведомственными знаками отличия являются медали Министерства обороны РФ и другие знаки отличия Вооруженных Сил, в положениях о которых указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия.

Награждение ведомственными знаками отличия производится П. М. обороны РФ, если иное не предусмотрено положениями о соответствующих ведомственных знаках отличия (пункт 4 Положения).

Согласно П. М. обороны РФ N 510 от ДД.ММ.ГГ "О грамотах Министерства обороны РФ, почетная грамота является ведомственной наградой, которой награждаются, в том числе, лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющие общий трудовой стаж не менее 10 лет и стаж работы в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации на должностях гражданского персонала не менее 5 лет, за добросовестное исполнение трудовых обязанностей.

Награждение ведомственной наградой - почетной грамотой, производится П. М. обороны Российской Федерации по ходатайствам непосредственных командиров (начальников), поданным в установленном порядке.

Иного порядка награждения указанным знаком отличия, кроме как на основании П. федерального М. ведомства, П. М. обороны РФ N 510 от ДД.ММ.ГГ "О грамотах Министерства обороны РФ" не содержит. Между тем, истец награжден на основании не П. М. обороны Российской Федерации, а Постановлением ЦК Профсоюза работников Военно-воздушных сил РФ от ДД.ММ.ГГ Почетной грамотой «За многолетний добросовестный труд по укреплению обороноспособности страны и активную работу в профсоюзе», что не является основанием для присвоения звания "Ветеран труда", поскольку данная грамота не отнесена к ведомственным знакам отличия.

Представителем административных ответчиков также заявлено о пропуске административным истцом 3-х месячного срока на обращение в суд.

Изучив материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Бойко В.Ю., как начальник котельной ФГУ «13 ГНИИ Министерства обороны», награжден Почетной грамотой «За многолетний добросовестный труд по укреплению обороноспособности страны и активную работу в Профсоюзе» (л.д. 10). Данная почетная грамота выдана на основании Постановления от ДД.ММ.ГГ Президиума Центрального комитета профсоюза работников военно-воздушных сил РФ и подписана Главнокомандующим Военно-воздушными силами и Председателем Профсоюза работников Военно-воздушных сил РФ (л.д.11).

Согласно трудовой книжке Бойко В.Ю. занимал должность начальник котельной ФГУ «13 ГНИИ Министерства обороны» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (л.д. 21), имеются сведения о поощрении в виде награждения Почетной грамотой «За многолетний добросовестный труд по укреплению обороноспособности страны и активную работу в Профсоюзе» (л.д.15).

Бойко В.Ю. обратился с заявлением о предоставлении государственной услуги по присвоению звания «Ветеран труда» на основании награждения Почетной грамотой «За многолетний добросовестный труд по укреплению обороноспособности страны и активную работу в Профсоюзе» (л.д. 7)

Решением Люберецкого окружного управления социальной защиты населения Министерства развития Московской области от 27.11.2020г. отказано в предоставлении вышеназванной услуги в связи с отсутствием государственных или ведомственных наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» (л.д. 8).

Законодательством РФ установлен следующий порядок присвоения звания «Ветеран труда».

Согласно статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.2 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, имеющим место жительства в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГ, звание «Ветеран труда» присваивается:

Лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

2. Лицам, награжденным по состоянию на ДД.ММ.ГГ ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

3. Лицам, начавшим трудовую деятельность в <адрес> возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии с п. 3 вышеуказанного Положения к ведомственным знакам отличия в труде относятся награды, решения о награждении которыми были приняты руководством федеральных органов государственной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, органов государственной власти и управления СССР и РСФСР, судов и органов прокуратуры СССР и РСФСР.

Согласно п.п. 27 п. 10 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГ N 1082 "Вопросы Министерства обороны РФ", порядок учреждения и использования в Вооруженных Силах ведомственных наград: почетных званий, ведомственных знаков отличия, почетных грамот определяет М. обороны РФ.

П. М. обороны Российской Федерации N 30 от ДД.ММ.ГГ утверждено Положение о ведомственных знаках отличия Министерства обороны РФ, согласно которому ведомственными знаками отличия являются медали Министерства обороны РФ и другие знаки отличия Вооруженных Сил, в положениях о которых указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия.

Согласно указанному положению, подготовка ходатайств о награждении ведомственными знаками отличия возлагается:

- на командиров (начальников) от командира полка (корабля 1 ранга), им равных и выше, командиров отдельных батальонов (кораблей 2 и 3 ранга), а также командиров отдельных воинских частей, пользующихся дисциплинарной властью командира батальона, - в отношении подчиненных военнослужащих и лиц гражданского персонала;

- на заместителей М. обороны Российской Федерации, начальника Аппарата М. обороны Российской Федерации, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил, руководителей департаментов, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны - в отношении других граждан Российской Федерации и иностранных граждан, оказывающих содействие в решении задач, возложенных на Вооруженные Силы, а также при внесении соответствующих ходатайств руководителями федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также других государственных органов и органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений.

Награждение ведомственными знаками отличия производится П. М. обороны РФ, если иное не предусмотрено положениями о соответствующих ведомственных знаках отличия (пункт 4 Положения).

Почетная грамота, как ведомственная награда, учреждена П. М. обороны РФ от ДД.ММ.ГГ N 510 "О Грамотах Министерства обороны Российской Федерации".

Согласно данному П. М. обороны РФ от ДД.ММ.ГГ N 510, почетная грамота является ведомственной наградой, которой награждаются военнослужащие Вооруженных Сил РФ за особые личные заслуги, разумную инициативу, усердие и отличие по службе, лица гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, имеющие общий трудовой стаж не менее 10 лет и стаж работы в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ на должностях гражданского персонала не менее 5 лет, за добросовестное исполнение трудовых обязанностей.

П. М. обороны РФ от ДД.ММ.ГГ N 510 "О Грамотах Министерства обороны Российской Федерации", в редакции, действовавшей с 16.03.2007г. по 18.06.2009г., установлено, что решение о награждении Почетной грамотой принималось в отношении лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации - М. обороны Российской Федерации, заместителями М. обороны Российской Федерации, начальниками служб Министерства обороны Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации и командующими родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации на основании ходатайств непосредственных командиров (начальников), поданных в установленном порядке (п. 5).

Вместе с тем П. М. обороны РФ от ДД.ММ.ГГ N 349 внесены изменения в вышеуказанный пункт П. М. обороны РФ от ДД.ММ.ГГ N 510, согласно которому награждение Почетной грамотой производится П. М. обороны Российской Федерации по ходатайствам непосредственных командиров (начальников), поданным в установленном порядке.

Таким образом, награждение ведомственной наградой - Почетной грамотой, производилось в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в том числе и главнокомандующими видами вооруженных Сил РФ, а после ДД.ММ.ГГ только П. М. обороны РФ по ходатайствам непосредственных командиров (начальников), поданным в установленном порядке.

Поскольку административный истец награжден почетной грамотой на основании Постановления Президиума Центрального комитета Профсоюзов работников Военно-воздушных сил РФ от 02.11.2009г., то в соответствии с П. М. обороны РФ от ДД.ММ.ГГ N 510, в редакции П. от 08.05.2009г. , действующим в спорный период, данная награда не относится к ведомственные наградам, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку выдана не на основании П. М. обороны РФ, то есть в нарушение предусмотренного законодательством РФ порядка.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требования о признании решения Люберецкого окружного управления социальной защиты населения Министерства развития Московской области от 27.11.2020г. об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и обязании административного ответчика устранить допущенное нарушение прав и свобод истца в связи с законностью оспариваемого решения административного ответчика.

Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1).

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5).

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8).

Оспариваемое решение принято 27.11.2020г. Из пояснений административного истца, данных в судебном заседании, следует, что данное решение получено им в день вынесения посредством электронной почты. Доказательств уважительности пропуска 3-месячного срока на обращение в суд им не представлено. Указанные обстоятельства являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.176-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Бойко В. Ю. к Люберецкому окружному Управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» от 27.11.2020г. и обязании совершить действия по присвоению звания «Ветеран труда» - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Е.Н. Махмудова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.