ДЕЛО № 2а-3211/19
РЕШЕНИЕ.
Именем Российской Федерации.
г. Темрюк 15 января 2020г.
Темрюкский районный суд Краснодарского Края в составе: Председательствующего судьи Курбановой Е.Н.
При секретаре отдела обеспечения судопроизводства Темрюкского районного суда Краснодарского края ФИО1
С участием заместителя прокурора Темрюкского района Гаврилова Д.В.
Представителя администрации МО Темрюкский район, действующей по доверенности ФИО2
Представителя конкурсного управляющего РМУП «Тепловые сети», действующей по доверенности ФИО3
Представителя ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», действующей по доверенности ФИО4
Рассмотрев в судебном заседании материалы дела по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО <адрес> об оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на улучшение финансового положения РМУП «Тепловые сети»,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с указанным иском, обосновав свои требования тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка деятельности администрации муниципального образования <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о государственной и муниципальной собственности, а также, факты ненадлежащей реализации полномочий собственника муниципального имущества, переданного на праве хозяйственного ведения РМУП «Тепловые сети», которые влекут причинение ущерба бюджету муниципального образования <адрес>, а также нарушают права граждан на обеспечение бесперебойного теплоснабжения. Решением Арбитражного суда <адрес> от 07.04.2016г., РМУП «Тепловые сети» признано банкротом, в отношении должника открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда <адрес> от 05.10.2016г. продлена процедура конкурсного производства, которая определением этого же суда от 26.09.2019г. продлена на 6 месяцев (до 26.03.2020г.). По состоянию на 19.11.2019г. общая сумма кредитной задолженности РМУП «Тепловые сети» составляет №., текущая задолженность перед ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» составляет 128 777 827 рублей. В ходе проведенного прокуратурой анализа финансового состояния РМУП «Тепловые сети» установлено, что самостоятельных средств недостаточно для погашения кредиторской задолженности, а также установлено, что РМУП «Тепловые сети» не выполняются условия существующего графика погашения задолженности. Запланированный размер оплаты за июнь, июль и август 2019г. в сумме составляет 1 000 000руб, при этом платежи в указанный период РМУП «Тепловые сети» в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» в полном объеме не произведены, вследствие этого, разница между фактической и плановой оплатой составляет 1,88млн.руб. Таким образом бездействие руководителей РМУП «Тепловые сети» и должностных лиц администрации МО <адрес> повлекло возникновение просроченной кредиторской задолженности по договору газоснабжения. Однако, администрацией МО <адрес> как учредителем и собственником имущества РМУП «Тепловые сети» не принято действенных мер, направленных на улучшение финансового положения предприятия, а также снижение размера имеющей задолженности перед ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар».
Также административный истец указал, что ранее прокуратурой района 11.07.2019г. администрации муниципального образования <адрес> совместно с исполнительным директором РМУП «Тепловые сети» рекомендовано: проработать вопрос об иных способах погашения задолженности перед ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» в рамках процедуры банкротства с учетом имеющегося утвержденного графика платежей, обеспечить контроль за реализацией имущества должника в целях погашения задолженности за газ, проинформировать ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» о разработанных способах и перспективах погашения задолженности и другие мероприятия, которые до настоящего времени не исполнены. Вышеизложенные нарушения законодательства свидетельствуют о бездействии администрации муниципального образования <адрес> по контролю за использованием имущества РМУП «Тепловые сети», что создает условия для привлечения органа местного самоуправления к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в рамках действующей процедуры банкротства.
Кроме того, на объектах (котельных) РМУП «Тепловые сети» установлены приборы учета расхода газа, которые не соответствуют требованиям ГОСТ Р 8.741-2011 «Национальный стандарт РФ». Государственная система обеспечения единства измерений. Объем природного газа. Общие требования к методикам измерений». В результате учет газа, поставляемого ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» на котельные, принадлежащие на праве собственности администрации МО <адрес> и находящиеся в хозяйственном ведении РМУП «Тепловые сети», производится в соответствии с п.3.9 «Правил учета газа», утвержденных приказом Минэнерго России от 30.12.2013г. №, то есть при отсутствии или неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя. При таких обстоятельствах, количество поданного газа ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов, исходя из времени, в течение которого подавался газ. В результате применения вышеуказанного определения объема поданного газа, ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» с октября 2018г. по сентябрь 2019г. начислил объем газа, который фактически не использовался в процессе теплоснабжения потребителей (сверх фактического потребления и сверх установленной цены, только за сентябрь 2019г. составила 17 373 252,5руб.).
Бездействие администрации МО <адрес> и не принятие своевременных и исчерпывающих мер по надлежащему финансированию мероприятий по замене приборов учета расхода газа с целью уменьшения нарастающей за фактически не потребленный газ, создают условия для ввода ограничения ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» подачи газа на котельные РМУП «Тепловые сети», что повлечет отключение многоквартирных домов и социальных объектов от теплоснабжения в отопительный сезон и создаст угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, в связи с чем, прокурор <адрес> обратился в суд с указанным иском.
Административный истец, заместитель прокурора Темрюкского района Гаврилов Д.В. в судебном заседании поддержал административный иск, ссылаясь на те же обстоятельства.
Административный ответчик, представитель администрации МО Темрюкский район, действующая на основании доверенности ФИО2, в судебном заседании с заявленными административными исковыми требованиями не согласилась и просила отказать в их удовлетворении.
Возражая против доводов истца, она указала, что Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2016г., РМУП «Тепловые сети» признано несостоятельным (банкротом), в отношении предприятия открыта процедура конкурсное производство. Муниципальное образование не несет ответственность по обязательства муниципального предприятия, за исключением единственного случая, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. Администрацией МО <адрес> неоднократно принимались меры различного характера по недопущению банкротства РМУП «Тепловые сети». Согласно п.1 ст.129 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника – унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Законом «О несостоятельности (банкротстве)». На основании изложенного, ответственность за деятельность и исполнение обязательств РМУП «Тепловые сети» в процедуре банкротства несет конкурсный управляющий. Исходя из буквального толкования п.1 ст.31 Федерального закона от 26.10.2002г. N 127-ФЗ, предоставление финансовой помощи является правом, а не обязанностью собственника имущества МУП. В случае удовлетворении заявленных требований администрация МО <адрес> будет вынуждена для устранения нарушений выделить РМУП «Тепловые сети» денежные средства, для приобретения приборов учета, что приведет к нарушению бюджетного законодательства РФ. Выделение из бюджета муниципального района в условиях наличия ограничений на расходование средств бюджета, установленных п. 3 ст. 136 БК РФ, субсидии МУП (тепловые сети) в данной ситуации может быть квалифицировано уполномоченными контролирующими органами, как нарушение требований бюджетного законодательства.
Заинтересованное лицо, представитель конкурсного управляющего РМУП «Тепловые сети», действующая на основании доверенности ФИО3 (л.д.61), в судебном заседании при вынесении решения полагалась на усмотрение суда, а также пояснила, что на котельных принадлежащих предприятию, отсутствует оборудование, позволяющее проводить корректировку (приведение к стандартным условиям) потребленного объема газа по температуре и давлению, а также производить регистрацию, хранение и передачу параметров потребленного газа. Указанные приборы учета не соответствуют требованиям законодательства об обеспечении единства измерений при потреблении природного газа. Ранее, в соответствии с действовавшим с ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» соглашением о порядке учета газа на котельных без узлов учета (с приборами учета без корректоров по температуре и давлению), при определении количества потребленного котельными газа применялись коэффициенты привидения рабочего расхода к стандартным условиям. С октября 2018г., в связи с расторжением поставщиком в одностороннем порядке соглашения, на объектах учета газа производится по максимальной потребляемой мощности установленного газоиспользующего оборудования, а показания приборов не принимаются для взаиморасчетов за поставленный газ. Стоимость модернизации (приведения в соответствие требованиям законодательства) узлов учета газа на 13 котельных составляет ориентировочно 13 000 000руб. В сложившейся ситуации предприятие не имеет возможности выделять денежные средства на модернизацию узлов учета газа, так как требуются финансовые ресурсы, в чем РМУП «Тепловые сети» не состоятельно.
Заинтересованное лицо, представитель ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», действующая на основании доверенности А (л.д.105), в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования в полном объеме. Суду она пояснила, что в период с 01.10.2018г. по 31.12.2019г. объем потребления газа по 14-ти котельным РМУП «Тепловые сети» (№, 13, 15, 17, 18а, 26, 42а, 43, 47, 50, 52, 58, 59, 60) учитывается по мощности ГИО, ввиду того, что установленные на указанных котельных УУГ не соответствуют требованиям ГОСТ 8.740-2011г.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему:
Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п.1 и 2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п.3 и 4 ч.9 и в ч.10 настоящей статьи - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка деятельности администрации муниципального образования <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о государственной и муниципальной собственности, факты ненадлежащей реализации полномочий собственника муниципального имущества, переданного на праве хозяйственного ведения РМУП «Тепловые сети», которые влекут причинение ущерба бюджету муниципального образования <адрес>, а также нарушают права граждан на обеспечение бесперебойного теплоснабжения (л.д.9-13).
Кроме того, данной проверкой также установлено, что РМУП «Тепловые сети» создано администрацией <адрес> 05.04.1994г. и является коммерческой организацией
Согласно п.3 ч.1 ст.15 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В силу ст.13 ГК РФ, унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Согласно п.п. 1.1, 1.2 Устава РМУП «Тепловые сети», предприятие создано в целях бесперебойного обеспечения потребителей города и района тепловой энергией для отопления и горячего водоснабжения, учредителем которого является администрация муниципального образования <адрес>, и которое осуществляет деятельность, в том числе в сфере производства, передачи, распределения пара и горячей воды (тепловой энергии) потребителям, а также является гарантирующем поставщиком на территории муниципального района, при этом для указанных целей заключен договор газоснабжения с ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар».
Как следует из решения Арбитражного суда <адрес> от 07.04.2016г., РМУП «Тепловые сети» признано банкротом, в отношении должника открыто конкурсное производство, сроком на шесть месяцев (л.д.14-17).
Определением Арбитражного суда <адрес> от 26.09.2019г. продлена процедура конкурсного производства, на 6 месяцев (до 26.03.2020г. л.д.18-19).
В судебном заседании было установлено, что по состоянию на 19.11.2019г. общая сумма кредитной задолженности РМУП «Тепловые сети» составляет 547 433 783,89руб., из них реестровая задолженность перед ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» составляет №., текущая задолженность перед ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» составляет №.
Как следует из справки финансового состояния потребителя газа РМУП «Тепловые сети» <адрес>, по состоянию на декабрь 2019г. долг на конец периода составляет №
Кроме того, в ходе проведенного прокуратурой анализа финансового состояния РМУП «Тепловые сети» установлено, что самостоятельных средств недостаточно для погашения кредиторской задолженности, а также, что РМУП «Тепловые сети» не выполняются условия существующего графика погашения задолженности. Запланированный размер оплаты за июнь, июль и август 2019г. в сумме составляет №, при этом платежи в указанный период РМУП «Тепловые сети» в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» в полном объеме не произведены, вследствие этого разница между фактической и плановой оплатой составляет 1,88млн.руб.
Согласно ст.61.11 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, такое лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
На основании ст.2 ФЗ от 14.11.2002г. № ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию. От имени муниципального образования, права собственника имущества унитарного предприятия, осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Как гласят ч.ч.2,3 ст.30 ФЗ от 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» учредители (участники) должника, собственник имущества должника – унитарного предприятия, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.
Частью 2 ст.26 ФЗ « О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусмотрено, что контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.
Согласно ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Следовательно, судом установлено, что бездействие администрации МО <адрес> повлекло возникновение просроченной кредиторской задолженности по договору газоснабжения. Однако, администрацией МО <адрес> как учредителем и собственником имущества РМУП «Тепловые сети», не принято действенных мер, направленных на улучшение финансового положения предприятия, а также снижение размера имеющей задолженности перед ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар».
Как пояснил в судебном заседании административный истец, ранее прокуратурой района 11.07.2019г. администрации муниципального образования <адрес> совместно с исполнительным директором РМУП «Тепловые сети» рекомендовано: проработать вопрос об иных способах погашения задолженности перед ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» в рамках процедуры банкротства с учетом имеющегося утвержденного графика платежей, обеспечить контроль за реализацией имущества должника в целях погашения задолженности за газ, проинформировать ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» о разработанных способах и перспективах погашения задолженности и другие мероприятия, которые до настоящего времени не исполнены.
Бездействие сотрудников администрации муниципального образования <адрес>, на которых возложены обязанности по контролю за деятельностью РМУП «Тепловые сети» может повлечь причинение ущерба местному бюджету.
В соответствии с п.7 ст.13 ФЗ от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что на объектах (котельных) РМУП «Тепловые сети» установлены приборы учета расхода газа, которые не соответствуют требованиям ГОСТ Р 8.741-2011 «Национальный стандарт РФ. Государственная система обеспечения единства измерений. Объем природного газа. Общие требования к методикам измерений». В результате, учет газа, поставляемого ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» на котельные, принадлежащие на праве собственности администрации МО <адрес>, и находящиеся в хозяйственном ведении РМУП «Тепловые сети», производится в соответствии с п.3.9 «Правил учета газа», утвержденных приказом Минэнерго России от 30.12.2013г. №, то есть при отсутствии или неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя. При таких обстоятельствах, количество поданного газа ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов, исходя из времени, в течение которого подавался газ. В результате применения вышеуказанного определения объема поданного газа ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» с октября 2018г. по сентябрь 2019г. начислил объем газа, который фактически не использовался в процессе теплоснабжения потребителей (сверх фактического потребления и сверх установленной цены, только за сентябрь 2019г. составила 17 373 252,5руб.
Также, в материалах дела имеется представление И.О.прокурора <адрес> от 02.09.2019г. «Об устранении нарушений законодательства о газоснабжении, государственной и муниципальной собственности, несостоятельности (банкротстве)», направленное в адрес главы муниципального образования <адрес> (л.д.20-22), и 02.10.2019г. заместителем главы муниципального образования <адрес> был дан ответ, в котором он указал, что муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам муниципального предприятия, за исключением единственного случая, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Банкротство РМУП «Тепловые сети» произошло не по вине собственника (л.д.23-25).
Суд не соглашается с указанными доводами и считает, что администрацией муниципального образования <адрес> не принято мер, направленных на улучшение финансового положения РМУП «Тепловые сети», на снижение размера имеющей задолженности перед ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», не выделены денежные средства из бюджета для замены имеющихся приборов учета газа, которые не соответствуют вышеназванному ГОСТу. Бездействие администрации МО <адрес> и не принятие своевременных и исчерпывающих мер по надлежащему финансированию мероприятий по замене приборов учета расхода газа с целью уменьшения нарастающей за фактически не потребленный газ, создают условия для ввода ограничения ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» подачи газа на котельные РМУП «Тепловые сети», что повлечет отключение многоквартирных домов и социальных объектов от теплоснабжения в отопительный сезон и создаст угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.
При таких обстоятельствах, требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО <адрес> об оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на улучшение финансового положения РМУП «Тепловые сети» подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.227-228 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Темрюкский район, выразившееся в неисполнении требований законодательства о газоснабжении, государственной и муниципальной собственности, а именно по не принятию мер, направленных на улучшение финансового положения РМУП «Тепловые сети», снижение размера имеющей задолженности перед ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» за поставленный газ, путем выделения бюджетных средств для замены приборов учета газа в котельных РМУП «Тепловые сети», которые не соответствуют требованиям ГОСТ, а также на закупку и установку новых приборов учета газа, соответствующих ГОСТу.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования Темрюкский район в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по устранению имеющихся нарушений законодательства о газоснабжении, государственной и муниципальной собственности, а именно обязать принять меры, направленные на улучшение финансового положения РМУП «Тепловые сети», снижение размера имеющей задолженности перед ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» за поставленный газ, путем выделения бюджетных средств на замену приборов учета газа во всех котельных РМУП «Тепловые сети», которые не соответствуют требованиям ГОСТ и осуществить закупку и установку в котельные РМУП «Тепловые сети» новых приборов учета газа, соответствующих требованиям ГОСТа.
Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в Краснодарский Краевой суд через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Мотивированное решение суда изготовлено 20.01.2020г.