УИД: 59RS0004-01-2021-004620-55
Дело № 2а-3211/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 августа 2021 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,
при секретаре Дорофеевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента образования администрации г.Перми к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО1, Отделу судебных приставов по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми УФССП России по Пермскому краю, УФССП России по Пермскому краю об освобождении от исполнительского сбора,
установил:
Департамент образования администрации г.Перми обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО1, Отделу судебных приставов по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми УФССП России по Пермскому краю, УФССП России по Пермскому краю, с требованием об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП на сумму <данные изъяты>
В обоснование требований указано, что решением Ленинского районного суда г.Перми от 10.06.2019г. по делу №, вступившим в законную силу 18.07.2019г., на Департамент возложена обязанность выделить МАДОУ «ЦРР – детский сад №» г.Перми (в настоящий момент переименовано на МАДОУ «Планета «Здорово» г.Перми) денежные средства для проведения мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства. ДД.ММ.ГГГГ. возбуждено исполнительное производство №-ИП, в ходе которого ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> При этом, решением суда установлен срок для исполнения судебного акта до ДД.ММ.ГГГГ. Полагают, что имеется основания для освобождения от взыскания исполнительского сбора в силу следующего. Объем финансового обеспечения МАДОУ «ЦРР – детский сад №» г.Перми на фонд материального обеспечения учреждения на период 2019 года составил <данные изъяты>, которая перечислена образовательному учреждению. Кроме того, в соответствии с муниципальным заданием на плановый период 2020,2021 годы запланировано выделение денежных средств в сумме <данные изъяты> Путем осуществления вышеперечисленных действий обязанность департамента по финансированию и обеспечению деятельности подведомственного учреждения была исполнена. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. департамент направил в ОСП заявление об окончании исполнительного производства. Однако, исполнительное производство не было окончено. Несмотря на то, что денежные средства выделены, образовательное учреждение в установленный срок, решение суда не исполнило. В связи с тем, что исполнить решение суда департаментом и образовательным учреждением в полном объеме в срок до ДД.ММ.ГГГГ не представлялось возможным, ДД.ММ.ГГГГ департамент обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда. Определением от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена отсрочка до ДД.ММ.ГГГГ. С целью исполнения решения суда департаментом направлены предложения для внесения изменений в решение Пермской городской Думы в части выделения дополнительных денежных средств образовательному учреждению путем дофинансирования, о чем уведомлении ОСП. Исполнительное производство вновь не было окончено. В соответствии с решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ МАДОУ «Планета «Здорово» г.Перми предусмотрены денежные средства в сумме <данные изъяты> в целях проведения указанных работ и исполнения решения суда. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства децентрализованы в МАДОУ «Планета «Здорово» г.Перми. ДД.ММ.ГГГГ. в адрес судебного пристава-исполнителя направлено соответствующее письмо с информацией об исполнении решения суда. ДД.ММ.ГГГГ. исполнительное производство окончено. Вместе с тем, поскольку проведение работ с целью устранения норм санитарного законодательства имеет сезонный характер, и их проведение было запланировано на весенне-летний период, в зимний период не представлялось возможным исполнить решение суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ., образовательное учреждение обратилось в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. департаменту и МАДОУ «Планета «Здорово» г.Перми предоставлена отсрочка до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, департаментом предпринимались все возможные меры по надлежащему исполнению решения суда, поэтому вина департамента отсутствует.
Административный истец о месте и времени рассмотрения дела извещен судом, представитель в судебное заседание не явился, представитель ФИО2 просит провести без их участия, на доводах, изложенных в исковом заявлении настаивает (л.д. 70-71).
Административные ответчики – судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО1, Отдел судебных приставов по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми УФССП России по Пермскому краю, УФССП России по Пермскому краю о месте и времени рассмотрения дела извещены судом, представители в судебное заседание не явились, представитель УФССП России по Пермскому краю ФИО3 просит рассмотреть дело без её участия, в удовлетворении требований просит отказать (л.д. 65), представитель судебного пристава-исполнителя ФИО1 – ФИО4 просит провести в ее отсутствие, представила письменные возражения, из которых следует, что в удовлетворении требований департаменту просит отказать (л.д. 75,76-77).
Заинтересованное лицо МАДОУ «Планета «Здорово» о месте и времени рассмотрения дела извещено судом, представитель в судебное заседание не явился, представитель просит рассмотреть в их отсутствие (л.д. 69).
Оценив доводы административного истца, административного ответчика исследовав материалы дела, материалы исполнительных производств, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, в силу следующего.
Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Пункт 13 части 1 статьи 64, статья 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривают возможность взыскания судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения.
Согласно положениям ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ, в случае неисполнения должником в добровольном порядке требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника-организации исполнительский сбор в размере пятидесяти тысяч рублей, если должник не представил судебному приставу доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой природе исполнительского сбора, выявленной и изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор, взыскиваемый с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения представляет собой административную санкцию штрафного характера, применяемую к должнику и обязывающую должника произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Правовым основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора является факт неисполнения должником предложения пристава о добровольном исполнении решения суда в 5-дневный срок и непредставление им доказательств того, что исполнение в этот период было невозможно вследствие непреодолимой силы.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной власти или бюджетного учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Общие основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 ГК РФ, в силу п. 1 которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, по смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Судом установлены следующие обстоятельства по делу.
Решением Ленинского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
Возложить на Департамент образования администрации г.Перми обязанность выделить муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад №» г.Перми денежные средства для проведения мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений санитарного законодательства, а именно: на обеспечение въездов и входов на территорию дошкольной образовательной организации, проездов, дорожек к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием без трещин, расколов, неровностей в соответствии с п.3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13; на установку на групповых площадках групп № (ясельного возраста) № 1, 4, 13, 2, 3, 6, 7, 12 (дошкольного возраста) для защиты от солнца и осадков теневых навесов площадью из расчета не менее 1 кв.м. на одного ребенка в соответствии с п.3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13; на создание условий в раздевальных (или в отдельных помещениях) для сушки верхней одежды и обуви детей всех групп в соответствии с п.4.13, п.6.2 СанПиН 2.4.1.3049-13.
Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми возбуждено исполнительное производство №-ИП, указанным постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.
Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника гражданина и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника гражданина устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Одновременно при наличии чрезвычайных, объективно непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
17.09.2019г. Департамент обратился к судебному приставу-исполнителю с заявлением об окончании исполнительного производства, указав, что в целях исполнения решения суда объем финансового обеспечения МАДОУ «Детский сад №» г.Перми на фонд материального обеспечения на период 2019 года запланировано <данные изъяты>, в том числе на устранение нарушений санитарного законодательства. Перечислена сумма в размере <данные изъяты> Кроме того, в соответствии с муниципальным заданием на плановый период 2020 и 2021 годов запланировано выделение денежных средств в сумме <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела-заместителем старшего судебного пристава ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО1 вынесено постановление о взыскании с Департамента образования администрации г.Перми исполнительского сбора в размере <данные изъяты>
Определением Ленинского районного суда г.Перми от 24.08.2020г. Департаменту образования администрации г.Перми и МАДОУ «Планета «Здорово» предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 10.06.2019г. до 28.02.2021г. (л.д. 37-41).
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела вынесено требование от 13.11.2020г. об исполнении требований исполнительного документа в части выделения денежных средств, определения количества детей во вновь комплектующих группах согласно исполнительного документа в срок до 17.11.2020г.
Департаментом в адрес судебного пристава-исполнителя направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просит окончить исполнительное производство в связи с исполнением решения суда (л.д. 16-17).
ДД.ММ.ГГГГ. Департамент обратился к судебному приставу-исполнителю с заявлением об окончании исполнительного производства, указав, что решение суда исполнено (л.д. 18-19).
Определением Ленинского районного суда г.Перми от 12.03.2021г. МАДОУ «Планета «Здорово» предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 10.06.2019г. до 01.09.2021г. (л.д. 42-46).
Для исполнения решения Ленинского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ по делу № административным истцом приняты следующие меры:
На период 2019 года финансовое обеспечение МАДОУ «Планета «Здорово» запланировано на сумму <данные изъяты>, в том числе на устранение нарушений санитарного законодательства. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перечислено <данные изъяты>
С целью исполнения решения суда департаментом направлены предложения для внесения изменений в решение Пермской городской Думы «О бюджете города Перми на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» в части выделения дополнительных денежных средств МАДОУ «Планета «Здорово» (л.д. 22-36).
В соответствии с решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 261 «О бюджете города Перми на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» МАДОУ «Планета «Здорово» предусмотрены денежные средства в сумме <данные изъяты> в целях проведения указанных работ и исполнения решения суда.
Приказом начальника департамента от ДД.ММ.ГГГГ. № «О децентрализации средств в МАДОУ «Детский сад «Планета «Здорово» г.Перми» денежные средства децентрализованы в МАДОУ «Детский сад «Планета «Здорово» г.Перми (л.д. 20-21).
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 22.03.2021г. исполнительное производство окончено в части выделения денежных средств (л.д. 48).
Проанализировав изложенные обстоятельства в совокупности с нормами права, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора, поскольку в настоящее время исполнительное производство окончено в части выделения денежных средств для проведения мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства.
Департаментом образования администрации г.Перми предпринимались все необходимые меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требований, от исполнения решения суда административный истец не уклонялся, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии вины административного истца в неисполнении исполнительного документа в 5-дневный срок с момента возбуждения исполнительного производства.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным освободить Департамент образования администрации г.Перми от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты>, подлежащего уплате в соответствии с постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам УФССП России по Пермскому краю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
освободить Департамент образования администрации г.Перми от уплаты исполнительского сбора, взыскиваемого постановлением заместителя начальника отдела-заместителя старшего судебного пристава ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г.Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий - подпись (Л.Ю. Дульцева)
<данные изъяты>
<данные изъяты>