ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3212/2017 от 26.04.2018 Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Рязань 26 апреля 2018 года

Советский районный суд города Рязани в составе:

председательствующего судьи Никишиной Н.В.,

при секретаре Правкиной Т.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, представившей доверенность и диплом о высшем юридическом образовании,

представителя административного ответчика – администрации г.Рязани – ФИО4, представившей доверенность и диплом о высшем юридическом образовании,

представителя заинтересованного лица Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области - ФИО5, представившего доверенность и диплом о высшем юридическом образовании,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ФИО1 к администрации города Рязани о признании частично незаконным постановления об утверждении градостроительного плана земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с указанным административным иском к администрации г.Рязани, в котором указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование многоэтажные здания смешанного использования с жилыми единицами в верхних этажах и размещение на нижних этажах объектов делового, культурного, обслуживающего назначения, общей площадью <данные изъяты> кв.м. В целях реконструкции жилого дома она обратилась 17 мая 2017 года в администрацию г.Рязани для получения градостроительного плана земельного участка. Постановлением администрации г.Рязани от 21.08.2017 года № утвержден градостроительный план земельного участка, из содержания которого следует, что данный земельный участок расположен в территориальной зоне <данные изъяты> – зоне общественно-жилой застройке, а также в защитной зоне территории объектов культурного наследия памятника регионального значения «Дворец пионеров», расположенного по адресу: <адрес>, в границах которой запрещается строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высота, количество этажей, площади). Помимо этого в Градостроительном плане указано, что данный земельный участок расположен, согласно проекту «Рязань. Центр города, Зоны охраны памятников истории и культуры, утвержденному решением Рязоблисполкома от 09.10.1986 года № в зоне регулирования и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия, режим использования которой устанавливает предельную высоту вновь возводимых объектов капитального строительства <данные изъяты> м. Однако этот вывод, по её мнению, противоречит содержанию ответов Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области от 17.05.2017 года и от 20.07.2017 года на её обращения по вопросу о допустимой высотности зданий в квартале, ограниченном улицами <данные изъяты>. В ответах указано, что спорный квартал расположен вне регламентируемого участка зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности. Ответ инспекции от 17.05.2017 года был передан ею для включения в градостроительный план земельного участка. Однако при выдаче плана был учтен другой ответ Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области от 31.07.2017 года на запрос и.о.начальника Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Рязани ФИО3 о том, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> находится в зоне регулирования и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия, режим использования которой устанавливает предельную высоту вновь возводимых объектов капитального строительства <данные изъяты> м, при этом в ответе сделана ссылка на решение Рязоблисполкома от 09.10.1986 года №, которым был утвержден проект зоны охраны памятников истории и культуры г.Рязани. С выводами о нахождении принадлежащего ей земельного участка в защитной зоне территории объектов культурного наследия памятника регионального значения «Дворец пионеров» и ограничением по высотности возводимых зданий в пределах <данные изъяты> м не согласна, так как Дворец пионеров не относится к объектам культурного наследия памятников регионального значения, поскольку не занесен в государственный реестр объектов культурного наследия, как того требует ст.15 Федерального Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», соответственно защитной зоны, которая, в силу ст.34.1 того же Закона, устанавливается к включенным в реестр памятникам и ансамблям, в пределах спорного земельного участка быть не может. Также в приложении к градостроительному плану сформулирован вывод о том, что «согласно п.3 Правил землепользования и застройки в городе Рязани минимальные отступы от всех зданий до красной линии магистральной улицы всех типов не менее <данные изъяты> м». Вместе с тем, вблизи спорного земельного участка, по ее мнению, магистральные улиц отсутствуют. Таким образом, считает, что градостроительный план в части указанных выше выводов не соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, выдан, кроме того, за пределами срока, установленного ст.46 Градостроительного Кодекса РФ, по истечении 30 дней со дня её обращения – обратилась в мае 2017 года, план был выдан в августе 2017 года. В связи с чем просила признать постановление администрации г. Рязани от 21.08.2017 № «Об утверждении градостроительного плана земельного участка № в части установления в разделе 2.2.2. Градостроительного плана земельного участка № предельной высоты зданий, сооружений – <данные изъяты> м, вывода в Приложении № к градостроительному плану земельного участка № о том, что «земельный участок с кадастровым № расположен в защитной зоне территории объектов культурного наследия памятника регионального значения «Дворец пионеров», расположенного по адресу: <адрес>. В границах защитной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высота, количество этажей, площади), вывода о том, что «земельный участок с кадастровым № расположен согласно проекту «Рязань. Центр города, Зона охраны памятников истории и культуры», утвержденному решением Рязанского облисполкома от 09.10.1986 г. №, в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия, режим использования которой устанавливает предельную высоту вновь возводимых объектов капитального строительства <данные изъяты> м.»; вывода о том, что «Согласно п. 3 ст. 39 «Правил землепользования и застройки в городе Рязани» минимальные отступы от всех зданий до красной линии магистральных улиц всех типов не менее <данные изъяты> м.»; а также требования об обеспечении «выполнение требований предусмотренных Федеральным Законом № 73 от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации».

Определением суда от 10.01.2018 года к участию в деле в порядке ст.47 КАС РФ в качестве заинтересованного лица привлечена Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области.

В судебное заседание административная истица ФИО1, будучи надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, не явилась, о причинах неявки не сообщила, направила в суд своего представителя ФИО2

После неоднократных уточнений просительной части административного иска и дополнений в обоснование обстоятельств иска в процессе рассмотрения дела представитель административной истицы ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования в первоначальной редакции поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации г.Рязани ФИО4 административные исковые требования в полном объеме не признала, пояснив, что за основу оспариваемых в градостроительном плане земельного участка сведений была положена информация, предоставленная из Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области по запросу администрации г.Рязани, в том числе о включении объекта культурного наследия «Дворец пионеров» по адресу: <адрес> единый государственный реестр объектов культурного наследия, на основании приказа Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области от 07.08.2017 года №, а также информация из Генерального плана города Рязани об отнесении <данные изъяты> к магистральным улицам. Просила в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель заинтересованного лица - Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области ФИО5 позицию административного ответчика поддержал за исключением вывода о том, что на спорный земельный участок распространяется режим защитной зоны территории объекта культурного наследия памятника регионального значения «Дворец пионеров», так как защитная зона в этом месте не устанавливалась.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. В свою очередь, административный истец обязан подтвердить сведения о том, что оспариваемым актом нарушены или могут быть нарушены его права, свободы, законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения, а также факт соблюдения срока обращения в суд (ст. ст. 62, 226 КАС РФ).

В силу ст. 226 КАС РФ суд проверяет законность оспариваемых актов в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При этом суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет юридически значимые обстоятельства, в полном объеме.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что ФИО1 на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес>, а именно: нежилое помещение <данные изъяты>, лит.<данные изъяты> назначение нежилое, площадью <данные изъяты> кв.м, на <данные изъяты> этаже; квартира, назначение жилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м на <данные изъяты> этаже, <данные изъяты> доли в праве собственности на жилой дом, назначение жилое, <данные изъяты>-этажный, общей площадью <данные изъяты> кв.м и земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - многоэтажные здания смешанного использования с жилыми единицами в верхних этажах и размещение на нижних этажах объектов делового, культурного, обслуживающего назначения.

В целях реконструкции жилого дома 13.06.2017 года ФИО1 обратилась в администрацию г.Рязани с письменным заявлением, зарегистрированным за исх. № о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>.

21 августа 2017 года и.о. заместителя главы администрации г.Рязани ФИО7 в рамках предоставленных ему полномочий, предусмотренных ст.ст.39, 41 Устава муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области, постановлением администрации г.Рязани от 09.08.2017 года № «О делегировании отдельных полномочий главы администрации города Рязани и.о.заместителя главы администрации ФИО7» по результатам рассмотрения заявления ФИО1 было издано постановление № «Об утверждении градостроительного плана земельного участка №

В п.2.2.2 градостроительного плана данного земельного участка указано на предельную высоту зданий, строений и сооружений 10 м, а в приложении № к плану отражены следующие сведения: «земельный участок с кадастровым № расположен в защитной зоне территории объектов культурного наследия памятника регионального значения «Дворец пионеров», расположенного по адресу: <адрес>. В границах защитной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высота, количество этажей, площади) за исключением строительства и реконструкции линейных объектов», «земельный участок с кадастровым № расположен согласно проекту «Рязань. Центр города. Зоны охраны памятников истории и культуры», утвержденному решением Рязанского облисполкома от 09.10.1986 г. №, в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия, режим использования которой устанавливает предельную высоту вновь возводимых объектов капитального строительства 10 м.»; «Согласно п. 3 ст. 39 «Правил землепользования и застройки в городе Рязани» минимальные отступы от всех зданий до красной линии магистральных улиц всех типов не менее 5 м.»; «Обеспечить выполнение требований, предусмотренных Федеральным Законом № от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации».

Давая оценку законности действий администрации города Рязани по отражению в градостроительном плане указанной информации, оспоренных административной истицей в суде в пределах установленного законом срока, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 263 ГК РФ, ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии обязательного соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

В целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка, выдается градостроительный план земельного участка, за получением которого правообладатель обращается с заявлением в орган местного самоуправления (ст. 57.3 ГрК РФ).

Согласно ч.2 ст. 57.3 ГрК РФ, источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

По смыслу вышеприведенных положений, градостроительный план земельного участка по сути представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и об имеющихся в отношении его строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен участок.

В соответствии с п.10 ст.2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Преамбулой к Федеральному Закону "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ (далее - Закон об объектах культурного наследия) определено, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно сведениям, содержащимся в градостроительном плане со ссылкой на Генеральный план города Рязани принадлежащий ФИО1 земельный участок расположен в Заповедной зоне древнего ядра и исторической части Рязани.

Эти сведения административным истцом не оспариваются и кроме того, подтверждены графической и текстовой частью "Проекта зон охраны памятников истории и культуры г. Рязани", утвержденного решением исполнительного комитета Рязанского областного Совета народных депутатов от 09.10.1986 года №.

В частности, согласно данному Проекту, центр Рязани - исторически сложившийся единый градостроительный и историко-культурный памятник России составляет древнее ядро города XI - XVII вв., архитектурно-ландшафтный комплекс Кремль - Заповедный Луг в окской пойме, исторически сложившаяся характерная городская среда, включающая фрагменты различных периодов развития города XII - XIII - нач. XX вв., фрагменты планировочной структуры: улицы, площади, кварталы характерной застройки XII - XIII вв., XIV - XVII - XVIII, XIX - нач. XX вв., здания и сооружения, представляющие историко-градостроительную, архитектурную, мемориальную ценность, целостные фрагменты застройки "Деревянная Рязань" и другие объекты.

При этом Проектом особенно отмечено, что судьба "деревянной Рязани" решается созданием так называемых этнографических (или заповедных) зон, например, улица <данные изъяты>. Большинство домов, составляющих застройку улицы, интересны в архитектурно-художественном отношении, несмотря на ветхость и утрату многих архитектурных деталей (раздел "Зоны охраны памятников истории и культуры г. Рязани" Проекта).

Согласно 2.6 Проекта, под заповедным районом (зоной) понимается территория, содержащая наибольшую концентрацию памятников или комплекс памятников и окружающую их среду, представляющая единое композиционное либо историческое целое, например историческое ядро города, относительно хорошо сохранявшийся исторический район.

Заповедный район (зона) обеспечивает сохранение определенной части города как исторически сложившегося комплекса, в том числе ее планировочной структуры, характера застройки, ландшафта, гармоничное оптимальное сочетание архитектурно-художественных норм новых зданий с окружающей средой, а также регулирование работ по реставрации исторической застройки и комплексное благоустройство зоны с учетом улучшения жилищных и трудовых условий, организацию благоприятного восприятия и ознакомления с находящимися в этой зоне культурно-историческими ценностями (п.2.7, п.4.44 Проекта).

В заповедном районе (зоне) обязательно выделяются охранные зоны памятников, их групп и комплексов, территории регулирования застройки (п.2.8 Проекта).

В заповедном районе допускается строительство всех видов с регламентированием согласно режиму зон регулирования застройки. При регламентировании застройки и реконструкции в заповедном районе необходимо предусматривать сохранение исторически ценных элементов и обеспечение гармоничного сочетания архитектурно-художественных форм новых зданий и сооружений с окружающей средой. В каждом конкретном случае эти положения могут быть уточнены в зависимости от вида заповедника (п.4.45 Проекта).

Режим заповедного района (зоны) в целом включает режим охранных зон памятников - единичных и групповых и дифференцированный по отдельным участкам, режим зон регулирования застройки (п.2.8 Проекта).

Все эти зоны устанавливаются в целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства (Раздел "Состав и назначение зон охраны памятников истории и культуры" Проекта).

При этом под зоной регулирования застройки пунктом 2.5 Проекта понимается территория, прилегающая к охранной зоне памятника, обеспечивающая сохранение и восстановление, если возможно, исторически сложившейся среды - системы планировки, характера архитектурного или природного окружения и взаимосвязей памятника и окружения, значения его и сооружения, участвующего в формировании архитектурного облика населенного пункта, и для обеспечения гармонического единства новой застройки и исторически сложившейся.

Судом установлено, графической и текстовой частью "Проекта зон охраны памятников истории и культуры г. Рязани", письменными сведениями Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области в общем и пояснениями в судебном заседании представителя заинтересованного лица Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области - ФИО5, в частности, подтверждено, что спорный земельный участок, находится, кроме того, в зоне регулирования застройки памятника местного значения Римско-католический костел, 1893-1894 г.г. постройки, расположенного по адресу: <адрес>, внесенного в список памятников истории и культуры по решению Исполнительного комитета Рязанского областного Совета депутатов трудящихся от 27.08.1971 года №, зарегистрированного в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Министерства культуры РФ от 16.12.2016 года № и также входящего в состав заповедной зоны древнего ядра и исторической части Рязани.

Согласно п.2.5 Проекта, в зонах регулирования застройки регламентируются все виды строительства: планировка и строительство зданий, строительство инженерных сооружений, технического оборудования, благоустройство и озеленение территории.

В исторической части города создано несколько подзон, характеризующихся различными режимами: А, Б, В, Г, Д.

При этом строительство зданий и сооружений, высотой до 10 м специально оговорено применительно к зонам А и Б (Раздел "Зона регулирования застройки" Проекта).

Из ответа Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области от 23.04.2018 года на запрос суда следует, что земельный участок с кадастровым номером № находится в границах участка Д, который установлен в границах: полоса отвода железной дороги, <данные изъяты>, граница зоны охраны ландшафта <данные изъяты>, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.

Вместе с тем, согласно п.4.37 Проекта зон охраны памятников истории и культуры г. Рязани строительство всех видов в зоне регулирования застройки регламентируется по функциональному назначению, по высоте и протяженности зданий, по композиции застройки, характеру озеленения, приемам благоустройства и по другим показателям, которые устанавливаются для каждой конкретной ситуации в описании режима использования зоны.

Отдельные участки территории зоны регулирования застройки могут различаться и характером регулирования, зависящим от расположения участка по отношению к памятникам, от историко-архитектурной ценности памятников и их городской, сельской или природной среды, от значения памятников в формировании этой среды ( п.4.41).

В частности, п. "а" п.4.41 регламентировано, что на территории, непосредственно прилегающей к охранным зонам памятников, а также на участках с исторически ценной планировкой и застройкой новое строительство регулируется со строгим соблюдением соразмерности новых зданий, сооружений и насаждений с памятниками и их исторической средой, наиболее целесообразно придерживаться размеров зданий, регламентированных и сложившихся в годы наиболее активного строительства основных памятников.

Согласно техническому паспорту на здание, расположенное по адресу: <адрес> - Рязанское художественное училище - Римская католическая церковь, являющемуся памятником архитектуры, высота <данные изъяты> м.

В судебном заседании также установлено и на графической части Проекта зон охраны отражено, что на <данные изъяты>, кроме того, находятся малоэтажные, высотой до <данные изъяты> жилые дома, составляющие ансамбль <данные изъяты>, постройки первой половины XIX века (№ и другие), также включенные в список памятников истории и культуры г.Рязани на основании постановления Главы администрации г.Рязани от 05.08.1997 года № и числящиеся в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании приказов Министерства культуры РФ от 16.01.2017 года.

В силу п.4.40 Проекта в зоне регулирования застройки не допускается закрывать памятники зданиями и насаждениями со стороны обзора.

При таких обстоятельствах суд полагает, что указание в градостроительном плане спорного земельного участка на его нахождение согласно проекту «Рязань. Центр города, Зона охраны памятников истории и культуры», утвержденному решением Рязанского облисполкома от 09.10.1986 г. №, в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия, с ограничением по предельной высоте вновь возводимых объектов капитального строительства <данные изъяты> м полностью соответствует требованиям законодательства и фактическим обстоятельствам дела, исходя из исторически сложившейся застройки центральной части города Рязани по ул.<данные изъяты> и нахождения на ней памятников культуры.

Доводы представителя административного истца ФИО2 о том, что Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области в процессе подготовки и выдачи градостроительного плана ФИО1 давались противоречивые сведения относительно отнесения спорного земельного участка к зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия с ограничением по высотности вновь возводимых строений до <данные изъяты> м, являются необоснованными, поскольку в ответе инспекции от 31.07.2017 года, данном на запрос администрации г.Рязани (имеется в материалах дела), сделан однозначный вывод об отнесении спорного земельного участка к указанной зоне, а в ответах по запросам ФИО1 (также имеются в материалах дела) также указано, что квартал, ограниченный улицами <данные изъяты> расположен вне регламентируемого участка зоны застройки и хозяйственной деятельности, за исключением земельных участков, примыкающих к охранной зоне объектов культурного наследия, находящихся на <данные изъяты>, как в данном случае.

Иные доводы представителя административного истца ФИО2 о нахождении на <данные изъяты> объектов с большей высотностью, чем 10 м, документально не подтверждены, и собственно отношения к рассматриваемому спору не имеют, кроме того, сведений о соблюдении или не соблюдении при возведении данных объектов норм и правил, о времени постройки данных объектов также не представлено.

Федеральным Законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" урегулированы отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе установлены требования к режиму использования зон охраны объектов культурного наследия, определены полномочия органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и прочие вопросы.

Таким образом, поскольку спорный земельный участок расположен в непосредственной близости охранной зоны объекта культурного наследия, в границах зоны регулирования и застройки, на данные правоотношения распространяются положения Федерального Закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

В связи с чем указание в градостроительном плане земельного участка на необходимость выполнения требований, предусмотренных Федеральным Законом № от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации» является правильным и обоснованным и никоим образом нарушать права и законные интересы ФИО1 не может.

В связи с чем административные исковые требования в этой части удовлетворению не подлежат.

В то же время вывод в приложении № к градостроительному плану о том, что земельный участок с кадастровым № расположен в защитной зоне территории объектов культурного наследия памятника регионального значения «Дворец пионеров», расположенного по адресу: <адрес>, в границах защитной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высота, количество этажей, площади), не может быть признан законным и обоснованным в силу следующего.

Согласно ст.34.1 Федерального Закона «Об объектах культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации», защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Защитные зоны не устанавливаются для объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства, а также памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательного места, в которых соответствующим органом охраны объектов культурного наследия установлены предусмотренные статьей 56.4 настоящего Федерального закона требования и ограничения (п.2).

В соответствии с п.6 ст.34.1 данного Федерального Закона защитная зона объекта культурного наследия прекращает существование со дня утверждения в порядке, установленном статьей 34 настоящего Федерального закона, проекта зон охраны такого объекта культурного наследия.

Иными словами, установление защитной зоны является временной мерой до утверждения индивидуальной зоны охраны объекта культурного наследия, в отношении которого зона охраны пока не определена и такой объект не расположен в границах объединенной зоны охраны или зоны охраны другого объекта культурного наследия.

При этом по смыслу закона защитные зоны устанавливаются только для объектов культурного наследия, включенных в реестр таких объектов, в отношении вновь выявленных объектов культурного наследия, то есть еще не включенных в реестр объектов, где не определен предмет охраны) защитные зоны не устанавливаются.

В силу п.1 ст.20.2 указанного Закона региональный орган охраны объектов культурного наследия направляет в орган регистрации прав сведения об установленных пунктами 3 и 4 статьи 34.1 настоящего Федерального закона защитных зонах объектов культурного наследия в объеме сведений, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в сроки, установленные пунктом 8 статьи 63 настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области от 07.08.2017 года № был выявлен объект культурного наследия «Дворец пионеров», 1957 года постройки, расположенный по адресу: <адрес>, подлежащий включению в Единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве объекта культурного наследия регионального значения, в приложении к данному приказу были определены координаты характерных точек границ территории данного объекта.

Как следует из представленных материалов, данный объект был внесен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия приказом Министерства культуры РФ от 15.11.2017 года №.

Таким образом, на момент издания оспариваемого постановления администрации г.Рязани от 21.08.2017 года Дворец пионеров в Едином реестре памятников истории и культуры не числился, защитная зона в отношении него не устанавливалась и не могла быть установлена, сведения о ней в орган регистрации прав не направлялись.

Поэтому суждение в градостроительном плане о распространении на принадлежащий ФИО1 земельный участок режима защитной зоны объекта культурного наследия «Дворец пионеров», расположенного по адресу: <адрес>, является ошибочным, не подтвержденным никакими относимыми и допустимыми доказательствами, в том числе и надлежащими сведениями Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области и противоречащим приведенному толкованию закона.

В связи с чем административные исковые требования ФИО1 в этой части подлежат удовлетворению.

При этом признание оспариваемого постановления в указанной части незаконным, а следовательно не подлежащим применению, является способом защиты нарушенного права административного истца.

В связи с чем оснований для возложения на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению иным способом не имеется.

Что касается требования ФИО1 о незаконности установления в градостроительном плане земельного участка минимальных отступов от всех зданий до красных линий магистральных улиц всех типов не менее <данные изъяты> м, то данное требование является необоснованным, так как в силу п.3 ст.39 Правил землепользования и застройки в городе Рязани, утвержденных решением Рязанской городской Думы от 11 декабря 2008 года № устанавливающем градостроительные регламенты, предельные параметры земельных участков и объектов капитального строительства в части размеров земельных участков, отступов зданий от границ участков и процента застройки, минимальные отступы во всех зонах, за исключением зон <данные изъяты> от всех зданий до красных линий магистральных улиц всех типов должны составлять не менее <данные изъяты> м.

В судебном заседании установлено, сторонами не оспаривалось и сведениями из градостроительного плана земельного участка № подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне <данные изъяты> зоне общественно-жилой застройки.

Согласно Генеральному плану города Рязани, его графической части «Транспортная инфраструктура», <данные изъяты> относится к магистральным улицам, основным улицами местного значения.

Доводы представителя административного истца ФИО1 – ФИО2 о том, что сведения из Генерального плана и Правил землепользования и застройки города Рязани не соотносятся с понятиями магистральных улиц, приведенных в СНиП II К.3-62 «Улицы, дороги и площади населенных мест. Нормы проектирования. Строительные нормы и Правила», согласно которым магистральные улицы подразделяются на улицы общегородского и районного значения, в которых существует транспортная связь между жилыми и промышленными районами со скоростными и автомобильными дорогами общей сети – в первом случае и с магистральными улицами общегородского значения и скоростными дорогами – во втором случае, не могут являться основаниями к признанию оспариваемого постановления в указанной части незаконным, так как сведения, отраженные в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки, в свою очередь, никем не оспорены и недействительными не признаны.

Ссылка представителя административного истца на несоблюдение администрацией г.Рязани тридцатидневного срока на подготовку и изготовление градостроительного плана земельного участка со дня обращения за ним в нарушение ч.17 ст.46 ГрК РФ основанием к признанию оспариваемого постановления об утверждении данного плана незаконным не является, кроме того, с 01.07.2017 года приводимая выше норма утратила силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать постановление администрации г. Рязани от 21.08.2017 № «Об утверждении градостроительного плана земельного участка № незаконным в части установления в приложении № к Градостроительному плану земельного участка № вывода о том, что земельный участок с кадастровым № расположен в защитной зоне территории объектов культурного наследия памятника регионального значения «Дворец пионеров», расположенного по адресу: <адрес>. В границах защитной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высота, количество этажей, площади).

В удовлетворении остальной части исковых требований о признании незаконным того же постановления администрации г.Рязани в части установления в разделе 2.2.2. Градостроительного плана земельного участка № предельной высоты зданий, строений, сооружений – <данные изъяты> м, в части вывода о том, что земельный участок с кадастровым № расположен согласно проекту «Рязань. Центр города. Зоны охраны памятников истории и культуры», утвержденному решением Рязанского облисполкома от 09.10.1986 г. №, в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия, режим использования которой устанавливает предельную высоту вновь возводимых объектов капитального строительства <данные изъяты> м.; вывода о том, что согласно п. 3 ст. 39 «Правил землепользования и застройки в городе Рязани» минимальные отступы от всех зданий до красной линии магистральных улиц всех типов не менее <данные изъяты> м; а также о необходимости обеспечения выполнения требований, предусмотренных Федеральным Законом № от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации» – отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию Рязанского областного суда по административным делам через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме.

Судья